Типы ситуаций развития ребенка

Типы ситуаций развития ребенка thumbnail

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Подготовила Ершова Динара Ураловна.

Воспитатель МАДОУ526

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основана на различиях в поведении детей в учебных ситуациях, в отношениях с учителем, восприимчивости разных детей к содержанию учебных занятий. Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации, наиболее готовы к школе. Среди них можно выделить два типа: пред учебный и учебный.

1 . Пред учебный тип.

Для детей пред учебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии – учителя. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем, просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо.

Возможно два пути развития

Благоприятный

Уход в содержательную сторону

Т.е. учиться, что бы получать знания(учебный тип).

Неблагоприятный

– фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения(красивое оформление),

А) Псевдо учебный тип

(отказ от содержательной стороны)

Б) коммуникативный

Превращение сотрудничества в общение

Коррекция

  1. Что бы избежать неблагоприятного пути развития, педагогу необходимо отслеживать свою помощь, подчеркивая значимость самостоятельного выполнения задания.

  2. Большую роль в дальнейшем развитии детей этого типа играет оценка.

Такие дети не различают оценку за выполненное задание и оценку самого себя, поэтому оценка должна быть преимущественно положительной: если ребёнок сделал какую ни будь работу (даже не качественную) необходимо найти за что можно похвалить.

Нельзя оставлять без внимания достижения ребёнка , даже самые маленькие(личный рекорд). Если работа не выполнена, можно этого не заметить , т.к. если его не заметили , а других детей хвалят, ребёнок начинает ориентироваться, а за что хвалят других.

При этом если ставится отметка нужно давать чёткий критерий . Необходимо особо обращать внимание на постановку задач, на соответствие критериям, которые положены в основу. Необходимо также обратить внимание ребёнка на собственную оценку своей работы , что позволит ему увидеть соответствие выполнения своей работы тем требованиям, которые предъявляются.

Нельзя просить оценить работу в целом, а ставить перед ребёнком частные задачи (например. Найти самую красивую букву, ровную строчку, и т.д. поговорите о том что надо исправить , что бы она стала лучше).

Самым неприемлемым типом урока является урок по типу передачи готовых знаний, т.к. этим загоняет ребёнка в жёсткие рамки, которые даёт учитель. В связи с этим рекомендуется включать этих детей в групповое и коллективное взаимодействие – работа в группе. В команде, парами. Например, в первые дни обучения – это могут быть уроки знакомств, где можно познакомиться дру с другом.

Необходимо развивать у детей умения задавать вопросы.(по содержанию задачи). Когда ребёнок задаёт вопрос, избегайте прямых ответов, лучше попросить его объяснить, что же он все- таки понял. Вопросы по содержанию необходимо поощрять, никогда не говорите: «Не задавай глупых вопросов!»

Приемы по формированию содержательного отношения к учебной деятельности:

10 отгадывание слова.

Учитель загадывает предмет, а дети задают вопросы, пытаясь отгадать. Отвечать надо только «да» или «нет»

Так формируется первичный анализ.

2) Учитель при объяснении «забывает» сообщить существенные детали задания.

3) Учитель в дискуссии занимает заведомо неправильную позицию, предлагает очень ярко неправильное решение проблемы.

Не бойтесь отказаться от стереотипа тихого урока.

Учебный тип.

Дети учебного типа вполне готовы к школе. Их развитие определяется учебной деятельностью. Главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяется отношение с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково успешно анализировать содержание учебной задачи как в присутствии взрослого, так и самостоятельно.

Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Такие дети легко справляются с заданием, не требует, что бы им повторяли несколько раз. Они менее чувствительны к отметке и оценке себя, им нравится сам процесс учения, решение задач. Часто создаётся впечатление, что они опережают сверстников в интеллектуальном развитии.

Трудности

  1. Могут игнорировать внешнюю сторону учебной деятельности. (например, не поднимают руку и т.д.)

  2. Будучи хорошо готовыми к школе в интелектуальном плане могут быть не готовы в эмоционально – социальном. Это проявляется в том, что они быстро схватывают материал, быстро справляются с заданием (поэтому у них остаётся свободное время) и начинают мешать другим.

Основная задача учителя – дать такое индивидуальное задание, что бы ребёнок увлёкся и не мешал другим, тогда не будет проблем с его поведением.

Если учитель проявляет сдержанность, терпение, то ученик принимает его требования: если нет, то такие дети становятся нарушителями дисциплины.

Нельзя также жаловаться на поведение ребёнка родителям, т.к. между ними (в случае недовольства ребёнком родителями) нарушается эмоциональный контакт, что может привести к неврозам.

Самое главное:

  1. Не подчёркивать чрезмерные интеллектуальные успехи

  2. Не акцентировать внимание на нарушениях дисциплины.

Игровой тип

Поведение может быть различным: может активно включаться в работу, а может выпадать из урока (ходить по классу), неспособен долго подчиняться общим требованиям: школьная ситуация представляется игровой, поэтому он, как бы переходит с одной игры на другую. Эти дети, как правило не готовы к обучению. Для них характерна непоследовательность, импульсивность, неумение следовать школьным нормам. Отсутствие произвольности.

Благоприятный вариант Неблагоприятный вариант

Пред учебный тип псевдо учебный тип

Детей такого типа лучше отдавать в школу с 8 лет. Попытки справиться с ним путём строгости неэффективны, сложно заставить ребёнка следовать школьным правилам, т.к. он всё воспринимает как игру.

Читайте также:  Консультация экологическое воспитание и развитие ребенка

Коррекция

Постарайтесь поддержать у ребёнка интерес к происходящему: групповая, коллективная работа, работа в парах.

Дисциплина

Включать ребёнка в содержание, обучение с помощью дидактических игр. Если ребёнок выпал из обучения не акцентируйте на этом внимание. Обязательно похвалить за тот минимум, который он сделал. «Ты мне эту работу подари, а сам сделай ещё одну», смысл работы видят если это кому либо надо. С этими детьми лучше заниматься индивидуально: их надо учить задавать вопросы, формулировать свои мысли. Форма дидактическая игра

«посмотри надо делать так» и объяснить, и показать ещё раз.

Если вы не сможете определить тип такого ребёнка, то вероятно дублирование первого класса, постоянный успех, который в дальнейшем приведёт к формированию патологии характера.

Могут сформироваться компенсаторные механизмы: негативизм демонстративность.

От вас требуется терпение. Тогда переходит в псевдо учебный, а он в учебный.

Псевдо учебный тип

Неблагоприятный вариант принятие школьной действительности. Низкий уровень самостоятельности, интеллектуальная пассивность, и в присутствии учителя работают хуже, чем без учителя.

Эти дети подключаются к решению фронтальных(коллективных) задач.

Болезненно относятся к негативной оценке.

Удобной для учителя, т. К. с особым старание выполняют любые формальные требования.

Если вы заметили у ребёнка старательность вместе с интелектуальной пассивностью и робость необходимо бить тревогу!

Причина – в типе семейного воспитания; дома от ребёнка требуют неукоснительного послушания, подчинения, скрупулёзного выполнения требований взрослых, подавляют инициативу. Этот тип детей-от авторитарного стиля воспитания и авторитарного стиля обучения в школе. Посоветуйте родителям: почаще читать ребёнку книги, обсуждать прочитанное, поощрять рассказы ребёнка о школе, развивать самостоятельность, умение задавать вопросы.

Учителю: не следует хвалить ребёнка за выполнение формальных требований, хвалить за хорошо выполненную содержательную сторону.

Самая трудная коррекция.

Коммуникативный тип

Ученик пытается превратить содержание общения с учителем в простое общение, в бессодержательную коммуникацию. Эти дети пытаются завладеть вниманием учителя, обратить на себя внимание, склонны к демонстративному поведению. Мало общаются с одноклассниками приносят игрушки и показывают их учителям, любят жаловаться. Не хотят работать самостоятельно, трудно включаются в коллективную работу привлекают внимание учителя различными уловками.

Работают только в присутствии взрослого, если тот ушёл, прекращают. Этот тип от семейного воспитания – детям не хватает внимания, любви, общени, поэтому они компенсируются в школе, т.е. требуют внимания от учителя. Эти дети не умеют играть со сверстниками, поэтому им надо развивать, обогащать ролевую игру.

Коррекция

Посоветуйте родителям водить ребёнка в детские коллективы(театральный кружок),что бы было удовлетворенно его стремление к демонстративности.

Учитель должен оказывать внимание ребёнку, но разговор надо переводить на учебную тему.

Такой ребёнок может быть одиноким, найдите ему пару, от вас требуется терпение т.к. такие дети бывают навязчивы. Окрик тоже не сработает т.к. это тоже внимание да ещё и негативное

Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

В случае учебной деятельности демонстративность может приобретать негативное значение. Например, если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно нарушаются принятые в школе правила поведения, может проявляться агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на чисто учебные требования учителя.

Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Коррекция

Коррекция коммуникативного типа затруднена. В условиях школы необходимо воздерживаться от порицания. Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания к себе. Единственный способ уменьшить трудность ситуации – не замечать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую содержательную работу.

Дошкольный тип

Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы – обычная ориентация обучения ими не принимается. Однако такие дети могут вполне успешно обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к собственным ошибкам. Сами своих ошибок они не замечают, а если на них указать – не соглашаются исправлять, говоря что так даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют проведение урока: могут встать, пойти по классу, залезть под парту и т.д. Таким детям рекомендуется индивидуальная игровая форма обучения. Если созданы щадящие условия, то ко 2-му классу ребенок вполне сможет включиться в учебную ситуацию.

Задача выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей предполагает решение трех взаимосвязанных вопросов.

Первый из них касается методов, позволяющих ориентироваться в массе детей и выявлять тех из них, кто отстает в учении по причине особенностей психического развития, не связанных со способностями.

Далее необходимо разработать средства, с помощью которых можно было бы уточнить истоки их неуспеваемости, отнести отстающего ребенка к одной из следующих групп: педагогически запущенных детей; имеющих хорошие, но недостаточно развитые задатки; отстающих по причине неспособности усваивать школьную программу; не имеющих необходимых задатков и не успевающих из-за врожденных или приобретенных в результате болезни анатомо-физиологических дефектов.

Читайте также:  Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Наконец, надо отыскать научно обоснованные методы, позволяющие предсказать дальнейшее развитие ребенка, отнесенного к одной из этих групп.

Все это требует глубокой и разносторонней психодиагностики ребенка.

* * *

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.

Источник

На чтение 9 мин. Обновлено 16.08.2016

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Читайте также:  Росток условия и методика развития ребенка

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Оставить комментарий

Источник