Типы развития ребенка соматический

Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика

Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).

Замечание 1

Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.

Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.

Определение 1

Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.

Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.

В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:

  1. Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
  2. Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
  3. Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).

Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.

Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).

Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.

Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.

Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:

  1. Выраженная клиническая картина соматического нарушения
  2. Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
  3. Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
  4. Возможное появление и проявление органической симптоматики

Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.

Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка

Замечание 2

Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.

Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.

Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.

Основные причины нарушения психического развития ребенка:

  • наследственные патологии головного мозга
  • различные хромосомные заболевания
  • пороки развития и опухоли головного мозга
  • эпилептические синдромы
  • патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
  • гидроцефалия
  • разнообразные соматические нарушения
  • заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
  • педагогическая запущенность.

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:

  • Наследственные
  • Социальные
  • Биологические
  • Психогенные

Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).

В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.

Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.

Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

  • дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
  • необратимые психические недоразвития;
  • дисгармоничные психические развития;
  • асинхрония и ретардация развития;
  • умственная отсталость;
  • клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.

Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.

Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.

К ним можно отнести:

  • психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
  • логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
  • сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
  • лечебная физкультура;
  • релаксационные занятия;
  • физиотерапия.

Замечание 3

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.

Источник

Источник: Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов: дис. … канд. биол. наук. – Томск, 2002. – 162 с.

Читайте также:  Центр развития ребенка смоленская

Проблема конституций детей остаётся одной из самых спорных и сложных в современной конституционологии и является наименее исследованной (А.И. Клиорин, В.П. Чтецов, 1979). В литературе имеются различные представления о природе факторов, определяющих конституцию и о сроках её формирования. В.Г. Штефко и А.Д. Островский (1929) считают определяющим для формирования конституции так называемые эмбриотрофные факторы, действующие в пренатальный период, факторы же, действующие после рождения, по их мнению, имеют лишь поверхностное влияние, на основании чего заключают, что конституциональные особенности «выкристаллизовываются» в период детства.

П.Н. Башкиров (1958) не согласен с ними, по его мнению, конституция человека в течение жизни меняется. Он предлагает (1962) рассматривать конституцию как изменяющуюся во времени и пространстве, т.к. она может модифицироваться под влиянием различных факторов, изменяющих взаимоотношение организма со средой. Это означает, что неверно считать конституцию полностью предопределённой с детства.

По мнению Т.В. Карсаевской (1970), в процессе детского развития конституция лишь формируется, завершение формирования само есть результат особенностей развития данного индивида.

Созревание организма ребенка не только выражается изменением его облика, телосложения, но и существенными сдвигами в многочисленных функциональных показателях, также характеризующих особенности его конституции (Таннер Дж., 1968, 1979; Клиорин А.И., 1969). Речь идет о деятельности нервной и эндокринной систем, внутренних органов, метаболизме. В результате этих преобразований дети одного календарного возраста, развивающиеся в разном темпе, фактически характеризуются существенными различиями по многим очень важным показателям (А.И. Клиорин, В.П. Чтецов, 1979).

Наблюдается стабильность конституциональных признаков в процессе индивидуального развития человека, что обусловлено значительным весом наследственной компоненты.

В нашей стране при определении типа конституции у детей и подростков используют схему, предложенную В.Г. Штефко и А.Д. Островским (1929) с выделением четырех типов конституции – астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.

Астеноидный (тонкий скелет и длинные нижние конечности, узкая грудная клетка, острый надчревный угол, слабо развитый живот), торакальный (сильное развитие грудной клетки в длину, небольшой живот, большая жизненная емкость легких и развитие тех частей лица, которые принимают непосредственное участие в дыхании) или его еще называют грудной, мышечный (лицо квадратной или округлой формы, равномерное развитие туловища, надчревный угол около 90°, широкие и высокие плечи, грудная клетка средней длины, хорошо выражены контуры мышц), дигестивный (развитая нижняя треть лица, короткая шея, грудная клетка короткая и широкая, живот хорошо развит, выражены жировые складки, надчревный угол тупой) (Шамсиев С.Ш. и др., 1989).

К.П. Дорожнова (1979) отметила, что сопоставление антропометрических профилей детей по типам конституции в 1929 году и в настоящее время выявило заметное их совпадение. По мнению С.С. Дарской (1984) при проведении исследований, требующих определения изменений соматотипа за относительно короткое время, целесообразно применение методики Хит-Картера, а для получения фундаментальной картины распределения соматотипов в популяции – схемы, используемые в антропологии ранее.

В схеме, предложенной Хитом Б. и Картером Д., соматотип определяется на основе трёх последовательных величин, которыми отмечаются индивидуальные вариации формы и состава теле человека. Первый компонент (эндоморфия) характеризует степень тучности, второй (мезоморфия) – относительное развитие скелетной мускулатуры, третий (эктоморфия) – относительную вытянутость тела человека (Журавлёва А.И., Граевская Н.Д., 1993).

Результаты оценки типов конституции по методике Штефко-Островского у монозиготных близнецов не обнаружили большей конкордантности в парах девочек по сравнению с мальчиками (Никитюк Б.А., 1978).

Несмотря на отмеченные трудности и очевидную необходимость дальнейшей разработки основной проблемы – методов оценки типов конституции взрослого человека, в литературе неоднократно предпринимались попытки характеризовать конституцию детей раннего возраста и даже первого года жизни (Домбровская, 1927).

Dieckhoff (1965) приводит фотографии новорожденных детей в качестве иллюстрации уже в этом периоде детства различных конституций.

В отечественной литературе имеются лишь единичные публикации, посвященные конституциональным типам у детей раннего возраста (Хазанова А.Б., 1975). Принципиальное возражение против возможности и целесообразности оценки конституции у ребенка раннего возраста сделано Аршавским И.А. (1979).

Однако факт существования различий в индивидуальной конституции у новорожденных, а также у детей первого года жизни не вызывает сомнений (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979)

В.Г. Штефко и А.Д. Островский отмечали, что окончательное формирование мышечного типа конституции связано с половой зрелостью, торакального – с 10-13 лет, а астеноидного – с 10 лет. Вместе с тем В.Г. Штефко и А.Д. Островский (1929) допускают возможность выделения мышечного типа уже у новорожденного.

Близкая к вышеизложенной точка зрения на сроки формирования различных конституциональных типов представлена Гриммом Г. (1967).

Читайте также:  Первые дни развития ребенка после зачатия

А.Б. Хазанова (1975) указывает на возможность установления типов телосложения у детей грудного возраста. Рядом авторов (С.С. Дарская, 1977; Нгуен Тхи Чам, 1984) отмечены конституциональные особенности организма детей уже в 6-8 лет.

Индивидуальная форма тела в период до полового созревания развивается крайне различно (Гримм Г., 1967).

По мнению А.И. Клиорина, Ю.С. Сергеева (1980) мышечный тип может сформироваться уже в дошкольном возрасте, в других случаях – значительно позже, вплоть до юношеского возраста. В то же время авторы отмечают (1981), что чёткие проявления типов конституции обнаруживаются, начиная с младшего школьного возраста. Окончательное формирование конституциональных типов завершается к 16-17 годам.

Таннер Дж. (1968) полагает, что в будущем с большой степенью вероятности окажется возможным предсказать конституцию взрослого на основании оценки его телосложения в возрасте 4 –5 лет.

В детском возрасте оценка конституциональных типов часто затруднена из-за того, что они ещё морфологически недостаточно дифференцированы. Мышечная ткань развита слабо, а значительное развитие ПЖК свойственно большинству детей (В.Г. Властовский, 1976).

О стабильности типа конституции определённых мнений в литературе нет. В.В. Бунак (1960) отмечает, что при характеристике соматических элементов у детей необходимо учесть тот факт, что мускулатура развивается медленнее, чем растёт скелет и приобретает свойственные индивидууму особенности сравнительно поздно. У дошкольников можно отметить зачаточные соматические типы, т.е. тенденцию к сдвигу в сторону усиления роста того или иного компонента. На протяжении дальнейшего развития с изменением среды соматический тип ребёнка может несколько измениться в количественной характеристике, но соотношение элементов сомы в целом остаётся более или менее постоянным.

Основными показателями, определяющими морфологическую конституцию, служат развитие скелета, мышечного компонента и подкожно-жировая клетчатка, из которых два последних находятся в пубертатном периоде онтогенеза под преобладающим влиянием среды (Т.В. Гайдаш, Севастьянова Е.Б. 1975). Из факторов внешней среды, под влиянием которых складываются конституциональные особенности, существенное значение имеют занятия физкультурой и спортом, особенно в детском возрасте (В.Л. Карпман, Белоцерковецкий З.Б., Гудков И.А., 1988; И.А. Аршавский, 1982). Влияние внешней среды на формирование конституции велико в так называемые чувствительные (сенситивные) периоды онтогенеза (А.И. Клиорин, 1985). Поэтому для каждого возрастного периода следует выделять соответствующие только ему соматические особенности (И.А. Аршавский, 1975). На важность установления структуры распределения конституциональных типов в разных возрастных группах указывал и В.В. Бунак (1960).

А.В. Година, Т.В. Панасюк (1975) отмечают, что конституциональные различия проявляются очень рано в онтогенезе (по крайней мере, с 3-х лет). Однако эти особенности далеко не всегда окончательны. Они могут изменяться в процессе роста организма весьма сильно. Против такого мнения высказывается Б.А. Никитюк (1975). Автор считает, что анатомическая конституция – относительно стабильный признак. Если изменение некоторых компонентов, формирующих конституцию, и имеет место, то это не отражается на типе конституции в целом. Такого же мнения придерживается Р.И. Дорохов (1979), утверждающий, что соматический тип с возрастом в 78 % случаев не изменяется. Он считает, что в пубертатный период онтогенеза возможен временный переход из одного соматического типа в другой. Однако смещаются обычно типы, располагающиеся в так называемой переходной зоне; переход из одного крайнего варианта в другой невозможен.

А.М. Геселевич (1935) обнаружил, что с началом полового созревания у подростков происходит изменение внутригруппового распределения конституциональных типов, поэтому ранняя их диагностика неточна. Это подтверждается исследованиями С.С. Дарской (1975), Е.С. Рысевой с соавт. (1975), В.С. Соловьёвой (1975), которые отмечали резкое увеличение численности мышечного типа у детей от 8 к 15 годам.

А.И. Клиорин, Ю.С. Сергеев (1980) установили, что различным конституциональным типам присуще своеобразие деятельности ЦНС и других систем организма. Установили связь типа конституции, определяющегося в школьном возрасте, с некоторыми особенностями внутриутробного развития в периоде новорожденности. Исследования позволили им характеризовать особенности метаболизма, отличающие отдельные типы конституции.

О связи темпов дифференцировки ЦНС и нейродинамических свойств, характеризующих особенности темперамента, позволяют судить наблюдения Тюриной Т.В. (1991), сопоставившей особенности соматотипа и темперамента у младших и старших дошкольников в связи с их полом.

Е.З. Година и Миклашевская Н.Н. (1989) указывают на заметное изменение распределения конституциональных типов за последние 20 лет независимо от возраста. Авторы отмечают, что число мальчиков с мышечным типом конституции резко снизилось, с дигестивным типом – увеличилось. В то же время определение соматотипа у детей в настоящее время не отличается большой точностью, т.к. необходимые исследования, показывающие как меняется вид того или иного ребёнка к 20 годам, почти полностью отсутствуют (Дж. Таннер, 1968).

Известно, что сроки созревания у детей связаны с развитием жировой и мышечной ткани (Ю.А. Ямпольская, 1975; А.И. Клиорин и В.Г. Эристави, 1971 и др.). Вместе с тем именно эти ткани в значительной степени определяют конституцию человека (Б.А. Никитюк, 1978). В.С. Соловьёва (1964) обнаружила тенденцию более раннего полового созревания девочек дигестивного типа и мальчиков мышечного типа. Аналогичные результаты установили Т.А. Бальмагия (1970, 1971), Е.Н. Хрисанфова, Эльгурт Г.М. (1972), Л.Ф. Бережков с соавт. (1975), Ю.А. Ямпольская с соавт. (1977) и др.

Читайте также:  Центр развития ребенка в иркутске

Исследованиями Додоновой Л.П. с соавт. (1990 – 1992, 1994) и Жафяровой С.А. (1990, 1996, 1998) было установлено, что уровень биологической зрелости детей связан с конституциональным типом; сроки проявления вторичных половых признаков наиболее ранние у представителей дигестивного типа, поздние – при астеноидном, дети торакального и мышечного типов занимают промежуточное положение. Среди детей 9 – 14 лет наиболее часто встречаются торакальный и мышечный типы, астеноидный и дигестивный – около 10 % каждый.

Дж. Таннер (1979) отмечал, что рассмотрение понятий «конституция» и «хронические заболевания внутренних органов» с позиций генетической обусловленности обнаруживает их общность. Однако эти сложные фенотипические признаки имеют полигенную природу и установление лежащих в их основе генетических механизмов затруднено (А. Хорст, 1982; В. Ленц, 1984; Н.П. Дубинин, 1986). Тем не менее, многие исследователи, занимающиеся детской конституционологией, отмечают наличие связи отдельных заболеваний с определённым типом конституции. По данным Р.А. Калюжной и Н.М. Яриковой (1972) подросткам и юношам с гипертрофированным вариантом сердца свойственен атлетический тип телосложения.

Е.С. Рысева с соавт. (1975), Ю.А. Ямпольская и др. (1977) установили, что дигестивный тип у детей часто сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. С.С. Дарская (1975) отмечает, что дети астеноидного типа наиболее подвержены кариесу зубов. Этот тип чаще встречается и среди детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения (Т.Г. Николаева, 1986).

П.С. Паутов с соавт. (1987) обнаружили связь между частотой ревматических атак и конституциональным типом. По их данным наиболее высокий процент заболевания ревматизмом имеют мальчики и девочки торакального типа. Выявлены характерные нарушения осанки у девочек 10-13 лет различного типа конституции (Н.В. Вахитова, 1985). А.В. Чебуркин (1986) выявил наличие связи между конституциональным типом и предрасположенностью к заболеваниям у детей раннего возраста.

Считается, что дети с мышечным типом предрасположены к сосудистым дистониям по гипертоническому типу, а с астеноидным – к сосудистым дистониям по гипотоническому типу, неврозам, язвенной болезни двенадцатипёрстной кишки, аллергическому диатезу, торакальным – к острым заболеваниям лимфоидного аппарата; дигестивного (пикники) – к ожирению, хроническому тонзиллиту, аденоидиту и т.д., а также аллергии (Усов И.Н., 1984; Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979).

По данным Чичко М.В. (1975), у детей с вегетососудистой дистонией преобладают мышечный и дигестивный типы конституции.

К аналогичному выводу о преобладании вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу среди представителей мышечного типа конституции пришли Зернов Н.Г. и Бальмагия Т.А. (1977).

Изучение эпидемиологии тучных людей выявило, что есть явный шанс предсказать тучность взрослому по его телосложению в младенчестве и в детском возрасте (George H. Lowrey, 1978).

Обследование более 3500 школьников Москвы позволило выделить 537 учащихся 12-17 лет разных соматотипов, у которых оценивалось нервно-психическое здоровье. Школьники мышечного соматотипа имеют статистически достоверно меньше психоневрологических отклонений, чем учащиеся других соматотипов. Сравнительный анализ структуры психоневрологических отклонений показал, что вегетолабильность достоверно чаще встречалась у школьников торакального соматотипа в сравнении с учащимися мышечного соматотипа. Невротические реакции достоверно чаще обнаруживались у школьников дигестивного соматотипа в сравнении с учащимися мышечного соматотипа, невротические реакции также достоверно чаще выявлялись у школьников дигестивного типа в сравнении с учащимися торакального соматотипа.

В отношении к стрессовым ситуациям астеники оказались в целом более устойчивыми, нежели школьники дигестивного соматотипа, что возможно обусловлено различной интенсивностью обменных процессов в организме (Вайзман Н.П., 1996)

Подобные обследования позволят прогнозировать степень устойчивости к стрессу у школьников с различными типами конституции.

Бунак В.В. (1960, 1962) признал, что установленное неодинаковое проявление форм болезней у представителей основных соматических типов, возможное предрасположение лиц с определённым типом телосложения к той или иной патологии и неодинаковое течение одних и тех же болезней у субъектов различных конституций делают конституциональную характеристику необходимой частью клинического анализа, существенным орудием профилактики и диагностики.

Правильно отметил Тур А.Ф. (1960), что «было бы ошибочно относить классификацию детей на основании лишь антропометрических данных. Всякая классификация, базирующаяся лишь на учитывании какого-либо одного момента… обречена на однородность, не будет иметь практического значения и, следовательно, окажется нежизненной».

Источник