Типы конструирования развития ребенка

Типы конструирования развития ребенка thumbnail

светлана рыжкова

Детское конструирование и формы его организации.

Детское конструирование и формы его организации.

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.

Выделяют два вида конструирования – ТЕХНИЧЕСКОГО (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала)

Первый вид – ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер дети создают несколько конструкций, объединённых одним сюжетом. Как известно, источник замысла это окружающая жизнь, еёбогатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего мира у большинства детей с задержкой психического развития,поверхностное: схватываются в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводятся в практической деятельности. Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по своему передавать в конструкциях, поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла. Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования, их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Итак, конструирование – это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации. Наиболее известные, такие,как:

1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ. Разработано Ф. Фреблем.Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов – это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей.

Таким образом,очевидно: конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, – важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ. Разработано А. Н. Миреновой.Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала.

Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности. Значит, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ, предложенное Н. Н. Поддьяковым,носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты,анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Earn детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.

5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника.Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее.Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).

6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ.Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – закреплять знания и умения детей.

7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. Выделено Н. Н. Поддьяковым.Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.

Автор реализовал продуктивную идею каркасного конструирования в экспериментальном обучении строительству домиков разной формы, путём соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих конфигурации оснований. В результате дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком, но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции. Задачи такого типа, как доказывает автор, играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. И это важно. Однако, на наш взгляд, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования, не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Строительный материал радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин,Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребёнка?

Я предлагаю остановить своё внимание на деревянном строительном наборе! Удивились! Да, многие считают, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию вашего ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра. КОНСТРУИРОВАНИЕ из деревянного строителя –

– это вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;

– формирует умение предвидеть будущий результат;

– воспитывает самостоятельность, творческое развитие;

– развивает пространственное мышление;

– даёт толчок обогащению речи.

Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРЫ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА.

Как сохранить интерес к конструированию из кубиков?Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни (гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов)

– изменить пространственные условия (построй так, чтобы окна выходили на эту дорожку)

– выполнить постройку на основе чертежа схемы или по фотографии и по представлению

– поощрять творчество, индивидуальный стиль.

Постепенно ребёнок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а Нам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Ребёнок будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы и появится общая тема для обсуждения, а так же понимания друг друга.

Источник

à(‘2vIv]æªrç®7ãFºÅה°’qÕ¤”yiϮ›Bøe ¼ÁÂâ3º-ÏS3pÞùoý/’¨Ù7P…®¯g‹òšZ1¥,)Ç@ú[S‰ç¾Ú€ö·G›b¼Ôz« ´…FÆÜI>ä•zFOŠN³Ýݤšê’ÎCŒ1ÀãíÌçZwÎ3LR’øýغuûGåè&ƒi¯ŒŸï>AuÏ]U!ZÑ°·¡¢?|lF»†i•1u#ŽÊŸÎAáº.G«(ñ¡íFßE»dq¾o³RáVj’c•k-Ô¨Ûlº-Íê,˜U-é?ßíN’ôG§¨v5‹îÐÑHUíÏ+èÌ‹^±¬¢¨ö1m¥ÿ%Á#C””ªa±Ú¡€þœHz ©Çt©XÆ’Ô¿@È#{‘TæÒý÷è³X&å˜Jû®y«G=-J‰ bH­`”kR­õÜæCX”g½^ LR¿ž¹ FÆ.ÛâvSÀu˜ƒIÊΔYˆ¤åaá®( ¦cXؤ¸®ýq¨#¡ðÞ´’zaè p{±WÅš¹-žEÖµòÇ2rN’%¡réÌÈ.¤r´jÐ[ÐPÀôÛ’ÄS]̦ÄtŽ8+mG‡3ÃquÖOì!Ú>>….´œq®%,j²›®$ÖËnJ;7æà£â±ùFcSƒþ7@b³¬Û«^Õ¶z‡©çf-Úuè†Ï†FÝë ¹@îb¹±z•€™÷öÕjí²¦¹Z ðB?ƒ»¬ö™35Ý€K³ð=´Íß{÷$[ƒ)­üД4›¿Ë ce»”Ø×ßp{åtÕÊ€Çð|›QþÝ9ˆ-ó”aC67;ödm.…Ù·@ø~ê-³’k‡þ oÂ}ÔŠÚ44ž‰¢ñ¢èºnìæ…:>÷­¨¿-£”øtU4QGs¹Hï-CSÇö”‘íïn·¨pÞ$6HÚGÕkêû /™õF:B”.”îžUdñŠñ…E®(쬼ÆÀ㔎’È g~qS”ZкéÁÍ1Ö=gÇÞÚœÆQˆ†0Á Ìy “rU¼Ã>-ÃìƒxÇ”¢ÌA¾ÊYÙ ù’Nõ£þYÍÈÆÃÁ ×äOÏj!,6á7íGëCð}ØFà0™eÊ;”ÓK6?QxÈü?½Ò3(9jó˜ÞNÐ~e-‘m,Ó9Îxá[ÙX­OvâŸ+ô%6ÊñÏÞß{®‹ùÃzÞçÔs|PuLû¸‰†F©ÍŒ»rѾ®2‰×7ÄÄÍ”åã‹bPwèú /ê¥Bd´èr²kÊk˜Ô_ÉŽË Ô¹ vŠå‡-[±¯›ÈÃ?²’üÏ-йãH:èh9ŒKò´ý:h2_J¯=r™ÞéÝ&êY/ ¹ãè õC^ݶ>`½‰³íNMÀ›ÔwÁ™”Àˆ§Á˜pÂ…’|î´å帴¢]÷´Ð†7©2ÄQoŒ©o0 :¡ÚßöhÖJô.»×Ü}”`ë°QáZ¿}M>zZûWQÛ…âŸøm€ýŒd]ÁH£T#çANWqŸ!3 *-y®h£Ã0Ó·ö˜À ]”²›ã $PËq‹>hrá5wžúWÍŠµ{ÚzÉtŒ O$у–²*Öè§ÉZ‹wBÈ·èÐ|×ʾ#Z~aôLéÙôvpÐÛ£Ç òeàÈ^>¥~3$£˜XêW¦™ÄM‡úˆÁÞonIkÞ…W$”ƒ¾©žGêû˜hµ’ï GYG ŽiÇ”øŠýuDxëö5üLê”çò£|?äX_¯khýÎq¯ìô€0h­VØ1žcš§)­£¾ISü°CGGG»ª¸½vÝ_”x¨;|é¹ËŽª¥ˆ¥åÚ2…”»ë½åÇÓß­ V;µö¢¿À‹ºå”Sb¤¥UõUÔ˜Óƒ>GZ:šeíÿÿ’m%ˆoö‰4vú†Ž¯óx+¾Jûà4vWͬSgØÙ A˜wÀnܱÙNòeÒË·x°¯lÒºD»+ÒXr*6E†¡|Ó›-}«ú b$2Ó_ªñð

HlçÚ»újÑŽ½½9!”¡ƒ2duÐmŸáQ¶¼©…ÖŠ 5×5Ë ˆsÆÖb‡ïbèþì’ˆ˜ endstream endobj 5 0 obj > endobj 6 0 obj [ 7 0 R] endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj [ 17 0 R] endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj [ 22 0 R] endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > endobj 24 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 26 0 obj [ 27 0 R] endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj > endobj 34 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 35 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 8>> endobj 35 0 obj > stream xœ½ÉŽä¸½7ÐÿÇñ¡Ô¤¸‰@!* À‡¾ æjŸüÿWKŒ…$¥RµÁ §ª2Å-Öuùñ¯Ëûûßÿx^Ìõz¹?-ûÏïß~¼üÅúÉøËÏÿf/fýÏ^¬u”Ÿ/)ÍSˆ-ŸÿýþÍþ³ýïïß¿ýñnf÷aæð2s|¬ÿîë?ëÇq¹¾¹÷ò•1îúˇþšÄw1]ßæwö¸æí×~õ¼ÚòsÆGnW#·a]+ܶ à OÑb¾-µì½Nt§]^¹¡t u LY>x­yÇó¾`]z7šl9byâ˜ÆÜORÄ #hf& LˆiòÓX[>üóòóŸß¿}¬œß¸Oü^ÂdWH!Nøýo¨,ä~iÆ9″ͦxuçð”/ÍÊ?^n$wÉNyQûøíò·väPbSš-Ø “˜‡°››>Iy$”Ÿ«8mû/ô³!÷?-¼þ`æ!ÊW)W®Š¢Ë¯i’GÐÖâÿ¶_¯Wî-ÖnÈ,ü ɸ÷ªJ€³FØ ­üÑÌCG‡s-±ÖÍc¡ófšËB’z•´žH¶ ÊÛ9’··ÃOäÄú’IDCØí÷زÑù†õe2¨Bу(¹F‡tiý¶(˲ÑËXâ’7­U+[Å ª$à´-? “-eÜu-œ-Q[úÆ}¿‹b¾Âs[C)ýi6!ûœã³ŸìÂgYZIZt`¾PƒÓ|UÊŒ^Řó¢1Âoà-s2¤åZù…%¦Y¯ø‹’AȘFŸ b¼÷ؘ{EÄê=ãÆ£X(ù•™Ì |öN)m3ð.n¿JºÈ‡È@U]½ánZѬôg˜m-ÉVíÎì¢ø”¤ìÚ-géç€ å»¨,U™Ø×mgÖÖGØýkÓ…”1Ñߤ­, ³gXÌódf¦žoN”ûòúì6 ø€Ý´¸ßÑ娳QÓ¡%ÖÜãs/ü÷€uQ6q’í/ŸQ`[Ë0çí”l{ÂÆÍ´`â!Éò_äâ,L…(tãŽÿžèCyåL•P¶^§”>¦0eß[84Ú- ã’ä¾U¾%€•Fzø 0êY¸ŒçWËÚ• éQ +}V,JP,Œ›i:€°øz¹j ŸÈ:…âáTRÓÔ³¢ãü íØ$û ·ZûgËA:V1åÃH¼ìÈF­ÆÉçv«ÉiÐ×oë9Ø8’ωÇfTvØ ~›·Ie‰¿T/’J-c7Ù/x‰¡›wâÛ²”MS†Í ï®Âjeê~ûÄQ)ãC-íy|§¸ì‹y®úMhHø èt¨#S’¨Bû÷óð”mùHªFZë.Tø÷jûb#L°ÁÁ.lêHß{Í~+9º;L~Á”A’‹h§Ú­s¨œÑÜòx£7í%PHɾ¡Èß~Îá9M¡bT’ü’lÂ$s»io[¬6éŠTXÏÊ¡vµ}üDÓ™ä ˆÂžÔ®óä»]õ[¸uvwÖŒy`0œ”uŠƒX|djÜl¦:²¼ŠÜA=‹”pÈÞ,c4ê¤ÅÄ].;JkŒ1•·y ¹Ý-×.à‹Ø!ÑïâZÔý6Æj#§-¶˜,’~.ÖNAŠ8¼X’Øú;hJ&|Y@à+Ö÷‹ vdôîÒÉÇîê¯&ÉÁ_¨1ohG´¿lÐ ÆÒuå²-o81µ€G³*4.BFîÅ£{)cÂ;¸ƒAx ]oÃătx¨>÷ÓŸiáÔ@¨ ùÊQ¢Á.4wVc ôh…hëêAPŒ”£-HªZ’.aû¸ªM?`ÜJi£²”O†7à­O’l†9á~MM-`Þ®yÁ0¯{ïrCL§Ï9™òä|Æ °2†4®èo¦ ‘””sÒe$”Ÿ%ÊyᡘHËAbü9Ó£ìIÙ:ä¹*ŽMñúóŽ”$•Vª9«Iˆ’9 úD¾±.2Æ Ð³£È/f¤m’ÙUÿOÝd}g)c Sõi6″9SÐÀ-ØhhaL Vt·¿¯Ù.›‡ÝÝ-Ò°6I[´TK2¢·1cis皶IQçOd”ƒ.”dPÝD‰™¦^Q;(ÎÇóЮ Æ´¼›ê·”Ù?ÌÝ©tWkXŽYïÓdÜ_gÂOfœ,¤MäîŽSNóÙ”SpfÊyøT-}fÿ+”•è&…}ª~hî IŸ4 kf ýd/Ë·¹ ®òEì¤XZŽÆ9?~n Ë2]O…‡8Еx)”Äð¸ÊÑqƒ5}é/ÑζÔWØSøbåâ’t½nÑPëD}`æ’ÊöÔ,É5ÐîÙ+léSGçh≠NÙúŸ©.½äÂd,`¦¶6G²´býwÄ ŠË»ð”ý:¥ƒÞ¥É’Å”ßÞN+½Ÿ7µmÙ-«™ÄPK¢F ^Šcë_¸éAfN%J-ÏË”2m¤¾#.”QTåQ-QœaSe2¿É¸-•›™!k_qFŠà”V•Åãú›X|¯¾ä8Ðx^Yz)æª>»óŒ•ÔVr-·€7X(0í†Q7Ç’ óà)kµã5š~X¶#Œ4æcpvšç†ÄQû:cjÖ°lK×ï¤Wº3¥$Pba’bã²

Источник

Ирина Зверева

Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста

Развитие конструктивных умений в организованной и свободной деятельности детей дошкольного возраста.

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивные умения детей средней группы, можно отметить, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения. Их строительные игры однообразны и бедны по своему содержанию.

Целью работы стало: развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.

2. Развивать наглядно-образное восприятие.

3. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

Основным педагогическим условием, обеспечивающие эффективность педагогического процесса является – совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребенка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности.

Зачем людям строить? Взрослым – чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов.

Строить и конструировать дети начинают с 2,5-3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

А еще конструирование – чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр – идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом – он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Вот всему этому мне хочется научить детей из моей группы.

Еще Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.

К техническому типу конструкторскойдеятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов,а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко.

Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз- вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.).

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивные умения.

Это умения:

-узнавать и выделять объект, видеть существенное (абстрагирование)

-собирать объект из готовых частей (синтез)

-мысленно расчленять объект, выделять составные части (анализ)-

-видоизменять объект по заданным параметрам получая при этом новый предмет с заданными свойствами (трансформация)

Игры и упражнения на развитие конструктивных умений

«Разрезные картинки»,

«Сложи круг (квадрат, треугольник)»

«Игра головоломка»

«Веселая логика»

«Мозаика из частей квадрата»

«Фигуры из частей круга»

«Сложи из палочек»

«Сложи из геометрических фигур»

«Геометрическая мозаика»

«Закрой дырки в ковре»

«Шнурки-затейники»

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании познавательных способностей.

Источник