Тесты на уровень развития ребенка 1 год

Тесты на уровень развития ребенка 1 год thumbnail

296.jpgÐ”Ð»Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð³Ð¾ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ’ÐµÐ»Ñ ÐµÐ³Ð¾ малыш – Ñђо Ñамое большое ÑчаÑђье и гордоÑÑ’ÑŒ. Само – Ñобой, ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð° и папа мечђаеђ о ђом, чђобы их ребенок хорошо развивалÑÑ, был, как минимум, не хуже, а желађельно лучше, Ñвоих ÑверÑђников. Пока крохе не иÑполниђÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð¸Ðº, за ним внимађельно наблюдаеђ педиађр и обÑзађельно Ñообщиђ о возможных проблемах и међодах их коррекђировки. Когда кроха ходиђ в деђÑкий Ñад или в школу выÑÑниђь его уровень, по ођношению к другим деђкам или к общепринÑђому Ñђандарђу, ђоже неÑложно. Ðо чђо делађь домашним «Ð´Ð¾ÑадовÑким» малышам? Ðа помощь придуђ ђеÑÑ’Ñ‹.

Экзамен на понимание Ñлов и предмеђов

СÑдьђе Ñ Ð¼Ð°Ð»Ñ‹ÑˆÐ¾Ð¼ в деђÑкой комнађе и задайђе неÑколько вопроÑов: «Ð”де лежиђ мишка?», «Ð”де виÑÑÑ’ чаÑÑ‹?» и пр. Полуђорагодовалый малыш должен умеђь показађь пальцем нужный предмеђ и правильно назвађь его. ЕÑли карапуз лишь поворачиваеђ голову в нужном направлении – Ñђого недоÑђађочно.

ПопроÑиђе юное чадо выполниђь неÑколько проÑÑ’Ñ‹Ñ… манипулÑций Ñ Ð¸Ð³Ñ€ÑƒÑˆÐºÐ°Ð¼Ð¸: накормиђь зайчика деђÑкой ложечкой, пожалеђь плюшевого мишку, у кођорого ођорван ноÑ, раÑчеÑађь куклу и пр. С Ñђими нехиђрыми заданиÑми малыш ђакже должен легко ÑправиђьÑÑ.

ТеÑÑ’ Ñ Ñ”Ð¾Ñ’Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ”Ð¸Ñми

Покажиђе ребенку неÑколько реалиÑђичных карђинок живођных. Малыш должен умеђь назвађь не менее 6 разных зверей. Причем понимађь, чђо Ð±ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸ Ñ‡ÐµÑ€Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¾ÑˆÐ°Ð´ÐºÐ¸, щенок и взроÑлый Ð¿ÐµÑ – Ñђо один вид живођных.

ЕÑли кроха пока не умееђ проговаривађь Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð²ÐµÑ€ÑƒÑˆÐµÐº, он должен, по крайней мере, умеђь имиђировађь их звуки: «Ð³Ð°Ð²-гав», «Ð¼Ñу», «Ð¼ÑƒÑƒ» и пр.

Словарный запаÑ

Ð’ 1,5 года малыш должен имеђь, приблизиђельно, 300 Ñлов в паÑÑивном Ñловаре и около 20 в акђивном. Эђо значиђ, чђо он можеђ легко понимађь проÑђые проÑьбы: «Ð´Ð°Ð¹ ручку», «Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÐµÑи мÑчик» и Ñ’.д. И произноÑиђь примиђивные єразы. Ðапример, «Ð¼Ð°Ð¼Ð° куп» (хочу купађьÑÑ), «Ð±Ð°Ð±Ð° ам» (кушађь) и другие.

Проверка Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ’Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¾Ð¹ мођорики

Ð’ Ñђом возраÑђе у ребенка уже хорошо развиђ щипковый захвађ. Провериђь его неÑложно.

  • РаÑÑыпьђе перед крохой мелкие орешки на ђарелке (арахиÑ, куÑочки грецкого, кешью…) И поÑмођриђе, как он будеђ их брађь. Ð’ идеале малыш должен умеђь ухвађиђь орешек Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð¿Ð°Ð»ÑŒÑ‡Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸. ЕÑли же кроха упорно пыђаеђÑÑ ÑгреÑђи вÑе в кулачек и охапкой запихнуђь в рођ – Ñђо не очень хорошо.
  • Прикрепиђе на край карђонки неÑколько крупных Ñкрепок и покажиђе, как их нужно Ñнимађь. Малыш должен быÑђро научиђьÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ’ÑŒ Ñђо.
  • Возьмиђе куÑочек мÑгкого плаÑђилина и наглÑдно объÑÑниђе карапузу как ођрывађь куÑочки, лепиђь шарики. Предложиђе малышу «Ð½Ð°ÐºÐ»ÐµÐ¸Ñ’ÑŒ» их на карђон. Ð’ норме ребенок быÑђро ÑправиђÑÑ Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼, размеÑђив кружочки хаођично по вÑему полю лиÑђа.
  • Сделайђе в плаÑђиковой крышке коєейной банки небольшое ођверÑђие и предложиђе ребенку положиђь через него внуђрь неÑколько єаÑолинок. ЕÑли кроха будеђ уверенно брађь по одной шђучке и вђиÑкивађь в зазор – хорошо, попыђаеђÑÑ Ð½Ð°Ñыпађь вÑе Ñверху, в надежде, чђо зернышки Ñами попадаюђ в дырку – плохо.

ТеÑÑ’ Ñ Ð¸Ð³Ñ€ÑƒÑˆÐºÐ°Ð¼Ð¸

В 1,5 года малыш должен умеђь:

  • Ñђроиђь пирамидку из 3-4 кубиков,
  • Ñобирађь деревÑнные вкладыши (продаюђÑÑ Ð²Ð¾ вÑех деђÑких магазинах),
  • Ñкладывађь пирамидку из колец, нанизанных на Ñђержень (можно беÑÑиÑђемно).

Эмоции

Обрађиђе внимание на Ñледующие моменђы:

  • малыш не должен регулÑрно проÑвлÑÑ’ÑŒ желание оÑђађьÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½,
  • чаÑђо раÑкачивађьÑÑ Ð¸Ð· Ñђороны в Ñђорону, много ходиђь кругами на площадке,
  • должен легко узнавађь взроÑлых,
  • еÑли мамы долго неђ Ñ€Ñдом – обÑзађельно проÑвлÑÑ’ÑŒ беÑпокойÑђво,
  • умеђь конценђрировађьÑÑ Ð½Ð° корођкое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ (к примеру, на проÑьбу «Ð¿Ð¾Ñмођри на менѻ поднÑÑ’ÑŒ глаза на взроÑлого и удерживађь взглÑд неÑколько минуђ),
  • к полуђорагодовалому возраÑђу плохое наÑђроение малыша или иÑђерики должны имеђь логичное обоÑнование, а не возникађь проÑђо ђак.

Мы надеемÑÑ, чђо ваш ребенок уÑпешно прошел вÑе ђеÑÑ’Ñ‹. Ðо еÑли Ñђо не ђак – не Ñпешиђе раÑÑђраивађьÑÑ. Эђо не повод впадађь в уныние, а лишь подÑказка в каком направлении вам необходимо порабођађь (ÑамоÑђоÑђельно или при помощи ÑпециалиÑђов).

Источник

23 ноября 2016

Тесты развития ребенка полутора лет. Анна Рудова

Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм. Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития. Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу. Тест с предметами. Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно. Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются. Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы. Тест с картинками. Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки. Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова? Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха – это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц. Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно – короткие стихи про знакомые вещи – игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых – 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая – это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит – маму, папу, бабушку, себя и т.д. Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается. Количество слов. Пассивный словарный запас ребёнка – около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно. Активный словарный запас – не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п. Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» – заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» – хлопает в ладоши.

Читайте также:  Ребенку 1 год и 3 месяца отказывается есть

2. Тесты на развитие мелкой моторики. Зёрна и банки. Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному. Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие. Иное задание – насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен – арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком – это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват – когда три ведущих пальца – большой, указательный и средний – формируют «щепотку». Скрепки. Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы. Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер – хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы. Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики: Тест с кубиками. Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков. Усложните задание – попросите его построить поезд (дорожку) – последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии. Тест с пирамидкой. Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов. Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень. Тест с колокольчиком. Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз». со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу. Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.

5. Развитие эмоциональной сферы. Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Ребёнок не должен проявлять: – склонность к уединению; – избыточное качание всего тела или хождение по кругу; – постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей; – чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону); – частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

Комментарии

Посмотреть комментарии

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Источник

Для работы понадобятся следующие материалы:

  • Целлулоидная погремушка, с одной стороны белая, с другой – крас­ная, длиной 18 см, диаметр – 6-8 см.
  • Погремушка в пестрых полосках с большим кольцом на конце, за ко­торое мог бы схватиться ребенок.
  • Трехзубчатая детская трещетка из твердого дерева, дающая равно­мерный глухой звук.
  • Линейка из мягкого дерева 50 см длиной и 5 см шириной. Круглая палочка также из мягкого дерева, длиной 25 см и диаметром 1 см.
  • Свисток.
  • Лягушка из жести. Если на нее надавить, то она производит ква­кающие звуки.
  • Две аллюминевые ложки.
  • Жестяной барабан диаметром в 16 см и высотой 8 см и палочка из мягкого дерева.
  • Тонкая белая картонная покрышка (16:23), сложенная таким обра­зом, что два узких края накладываются друг на друга.
  • Картонная доска (18:23), с обеих сторон оклеенная матовой крас­ной бумагой.
  • Большая ширма. Серая картонная доска (24:38). Картон толщиной в несколько миллиметров, его нельзя согнуть.
  • Хлопок или вата.
  • Пеленка, по возможности не пропускающая света (50:50).
  • Младенческий рожок, наполненный безопасной белой, по возмож­ности не пахнущей жидкостью. Рожок закрывается пробкой и свер­ху натягивается соска так, чтобы пробка была спрятана. Вид рожка должен во всех отношениях (форма, величина, цвет, уровень жид­кости в рожке) соответствовать обычному для ребенка рожку с мо­локом.
  • Моток красной шерсти в 500 г.
  • Заячья маска коричневого тона в 30 см высотой и 17 см шириной.
  • Карманный фонарик в форме стержня.
  • Кукла из красно-серой резины в 14 см высотой.
  • Настольный колокольчик в 7 см шириной и 15 см высоки. К коло­кольчику прикреплен шнур длиной в 80 см.
  • Маленький металлический колокольчик в 3 см высотой с деревян­ной рукояткой в 2 см длиной.
  • Полые кубики из тонких деревянных дощечек. Длина ребер 6 кубов – 4 , 5, 6, 7, 8, 9 см. Одна сторона отсутствует, благодаря че­му они свободно входят друг в друга. Снаружи кубы выкрашены красной краской и покрыты лаком.
  • Коробка (правильный куб) без крышки с длиною сторон в 6 см из тонкого дерева, покрытая синей глянцевой бумагой.
  • Белая картонная коробка (9:7:5) со свободной открывающейся крышкой.
  • Секундомер.
Читайте также:  Игрушка из коробки своими руками для ребенка 1 год

Серия тестов для определения уровня развития ребенка первого месяца жизни

Тест 1.

Повернуть голову на прикосновение к щеке (пищевая реакция). Обследователь касается щеки ребенка указательным пальцем. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то обследователь повто­ряет и, смотря по обстоятельствам, слегка гладит ребенка по щеке.

+ Ребенок поворачивает голову; безразлично, поворачивает ли он голову к руке обследователя или отворачивается от нее. Важно, что­бы помимо поворота головы, наступали еще движения рта, открывание или сосательные движения, которые при известных обстоятельствах предшевствуют повороту головы. Однако сосание без какого-либо дви­жения головы не может считаться положительным результатом.

Тест 2.

Уцепиться за прикасающийся предмет. Обследователь кладет свой палец на ладонь ребенка.

+ уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок захватывает палец обследователя тотчас, как только он касается руки, и удерживает его.

Тест 3.

Успокоится при изменении положения. Если ребенок, лежа в своей кроватке, кричит и беспокойно движется, обследователь берет его, быстро и высоко поднимает и держит наклонно в своих руках прибли­зительно под углом 45.

+ Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения. Ожидать наступления беспокойного состояния.

Тест 4.

Успокоится при легком шуме. Обследователь размахивает погремуш­кой непосредственно около кровати ребенка.

+ Ребенок успокаивается во время шума или по окончании его. Усло­вием для применения этого теста служит беспокойное состояние ребен­ка, наступающее в конце каждой тестовой ситуации.

Тест 5.

Задержать глаза на свете из затемнения. Зажженный карманный фо­нарик помещается на расстоянии 1м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затем­нения достигается проще всего платком, повешенным на сетку крова­ти или на вытянутую руку обследователя. Фонарик в руке обследова­теля помещается в направлении взгляда ребенка.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если взгляд ребенка задерживается на свете несколько секунд.

Тест 6.

Зрительная реакция на затемнение. Обследователь склоняется над кроваткой так, что его тень покрывает поле зрения ребенка, потом медленно отодвигается в сторону (повторить 1-2 раза).

+ Взгляд задерживается в продолжение секунды на движущейся тени.

Тест 7.

Движение “убегания” при стесняющем прикосновении. Обследователь производит у носа ребенка кусочком ваты движения прочищения носа, но при этом без прикосновения к слизистой оболочке носа.

+А. Ребенок перед началом держит голову спокойно; от прикос­новения ваты уклоняется, отворачивает голову в стороны или двигает ею туда-сюда.

+Б. Если младенец перед началом теста уже двигает головой, то тест рассматривается как решенный, если последует внезапное тор­можение или усиление движений, или же наблюдается ясное изменение направления движений. (При неясном решении, рекомендуется опыт пов­торить второй раз. Многократное повторение недопустимо).

Тест 8.

Неспецифическая общая реакция на мешающую картонную покрышку. Картонная покрышка, согнутая по середине, кладется на лицо ребен­ка таким образом, что сгиб покрышки лежит прямо над носом. Тест не рекмендуется проводить самим, эксперимент должен проводить специалист.

+ Младенец делает оживленные движения, двигая также и головой. Обследователю лучше всего наблюдать эти движения по движениям кар­тонной покрышки.

Тест 9.

Приподнять немного голову в положении на животе. Ребенок, не стесненный в свободе своих движений подушкой или пеленками, кладется на живот так, что его руки лежат в согнутом положении по обеим сторонам головы, а лицо касается подстилки. Опыт только тогда может быть удачен, когда руки ребенка согнуты и протянуты вплотную у тела. При возможных неудачах необходимо произвести небольшие изменения в первоначальном положении ребенка.

+ Младенец поднимает голову хотя бы на один момент.

Тест 10

Открывать рот после потери источника пищи. Ребенок находится в обычной для кормления ситуации. После того, как ребенок пососал, сосок или грудь вынимаются

+ Ууровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок придвигает голову к источнику пищи и пытается схватить его открытым ртом. Все попытки этого рода оцениваются как положительные.

Серия тестов для определения уровня развития ребенка второго месяца жизни

Тест 1

Повянуть голову к шуму. Непосредственно около кровати и вне направлении взора ребенка приводится в действие погремушка, производящая громкий звук. Обследователь также находится вне поля зрения ребенка.

+ Как только звучит погремушка, ребенок автоматически поворачивает голову в направлении звука.

Тест 2

Прислушиваться к колокольчику. В продолжение 30 сек. на расстоянии 1/2 м сбоку от ребенка звучит маленький колокольчик. Обследо­ватель не должен показываться в поле зрения ребенка.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок реагирует на звук колокольчика, приостанавливая движе­ния на одно мгновение или поворачивая голову к звуку.

Читайте также:  Диета при поносе у ребенка 1 года доктор комаровский

Тест 3

Ответить специфически на четыре акустических раздражителя. Ре­бенку предлагается четыре акустических раздражителя с интервалом в 30 сек. 1) шум трещотки; 2)звук свистка, непрерывно звучащего, 3) звук свистка с секундными интервалами (прерывистый звук); 4)шум от ударов по дереву, также с секундными интервалам. Каждое раз­дражение продолжается 30 сек. Обследователь должен быть скрыт от ребенка.

+ В этом опыте должны быть различные решения. Существенно только, чтобы реакция на отдельные раздражения ясно отличалась друг от друга (бурные движения рук, открыть рот, замереть, неудовольствие, наморщивание лба и т.д.)

Тест 4

Смотреть пристально на свет. Зажженный карманный фонарик поме­щается в поле зрения ребенка на расстоянии около 1/2 м.

+Ребенок смотрит на свет неподвижным взором.

Тест 5

Пристально следить за движущейся шерстью. Пучок красной шерсти в направлении взгляда ребенка, перед его глазами, приблизительно на расстоянии 23 см. Если взгляд ребенка остановится на шерсти, то надо шерсть медленно несколько раз передвигать из стороны в сторон. Надо быть внимательным к тому, чтобы шерсть вначале и во время движения все время находилась в поле зрения ребенка.

+ Младенец однократно следует глазами в одну и другую стороны. Тест считается решенным и тогда, когда опыт удался хотя бы один раз после многократных попыток.

Тест 6

Остановить взгляд на движущемся позади предмете (расширение зрительного поля). Обследователь, стоя сбоку около кровати ребенка, немного наклоняется над ним и медленно передвигается к верхнему концу кровати. Голова обследователя помещается в поле зрения ребенка на расстоянии ½ м. от его глаз. Затем обследователь выходит на еще один шаг за конец кровати.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок следует движению головы, поворачивая ее назад за обследователем. Важно, чтобы из обычного положения ребенок закидывал голову назад.

Тест 7.

Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею. Проведение опыта не специалистом, не рекомендуется.

+ Ребенок делает все телом неспецифические движения, но не освобождается от пленки.

Тест 8.

Держать голову прямо при поднимании. Обследователь приводит ребенка из горизонтального в вертикальное положение, поддерживая его одной рукой за спину и таз, а другой – за голову и плечи. Затем он внезапно лишает голову ребенка поддержки, готовый сейчас же подхватить ее, если ребенок не в состоянии удержать голову и будет ронять ее вперед или назад. Эксперимент требует особой осторожности, рекомендуется проводить только специалисту.

+ Ребенок держит голову несколько секунд.

Тест 9.

Успокоиться при уговаривании. Обследователь склоняется над кро­ватью ребенка, если тот находится в состоянии легкого беспокойст­ва, и сдержанным тоном говорит с ребенком 1/2 мин.

+ Ребенок или постепенно перестает кричать, или замолкает по прекращении разговора.

Тест 10.

Специфическая реакция на обычное положение при кормлении. Испы­туемый помещается в обычное для него положение кормления. Рожок или грудь не даются.

+ Ребенок реагирует специфическим образом. Во внимание принима­ются: открывает рот, поворачивает голову в сторону, сосет, выра­жает нетерпение или успокаивается. Однако появление одной из описанных реакций не достаточно.

Серия тестов для определения уровня развития ребенка третьего месяца жизни

Тест 1.

Ищущие повороты головы при продолжающемся звуке. Порядок опыта, как и два месяца (тест 2).

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок поворачивает голову с одной стороны в другую, не пред­почитая особенно направления, из которого исходит звук.

Тест 2.

Пристально смотреть на отдаленный предмет (расширение зритель­ного поля). Пучок шерсти помещается в зрительное поле на расстоя­нии 1 м, и как только на шерсть падает взгляд ребенка, последняя медленно поднимается вверх, причем обследователь удаляет шерсть до тех пор, пока ребенок следует взглядом.

+ Ребенок следит за шерстью до расстояния около 2 м.

Тест 3.

Оглядываться назад или вперед при ношёнии. Обследователь берет ребенка на руки так, чтобы взгляд ребенка был обращен не на лицо обследователя, но в противоположную сторону комнаты. Как только ребенок смотрит в направлении комнаты, обследователь начинает но­сить его по комнате в течение 2 минут.

+ Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит вокруг.

Тест 4.

Следить глазами за движущимся предметом. Порядок проведения опыта, как и 2 мес. тест 5, только вместо шерсти применяется погре­мушка.

+ Ребенок следит взглядом продолжительное время за движущейся туда и сюда погремушкой. Если ребенок только один раз последит за ее движением в сторону и назад, тест оценивается как нерешенный.

Тест 5.

Прислушаться к шуму погремушки, лежа на животе. Испытуемый при­водится в положение лежа на животе (тест 9, первый месяц). Сбоку от ребенка (25 см от его головы) обследователь размахивает погре­мушкой.

+А. Ребенок, который уже поднял голову, пока погремушка еще не зазвучала или поднимает голову еще выше, или поворачивает ее в направлении звука;

+Б. Поднимает голову к источнику звука.

Тест 6.

Держать голову приподнятой в положении на животе. Порядок про­ведения, как и тест 9 первый месяц жизни.

+ Ребенок поднимает голову на несколько см и удерживает ее нес­колько секунд. Положительная оценка решения следует только тогда, когда ребенок не сразу роняет голову после поднимания ее от повер­хности и держит ее высоко не менее 30 сек.

Тест 7.

Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняет­ся над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок смотрит на обследователя и реагирует улыбкой или гуле­нием.

Тест 8.

Гуленье. Здесь подразумевается спонтанная реакция, которая об­следователем не может быть вызвана произвольно. Ее появления надо ожидать или спросить у матери.

+ Ребенок гулит.

Тест 9.

Смотреть вслед исчезнувшему предмету (персервация взгляда). Пу­чок шерсти помещается в поле зрения ребенка на расстоянии 25 см от его глаз. Через несколько секунд шерсть внезапно удаляется из поля зрения ребенка.

+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором предмет исчез, и смотрит в продолжение нескольких секунд ему вслед.

Читайте продолжение статьи “Как определить уровень развития ребенка первого года жизни”:

Тесты для детей 4 – 6 месяцев жизни

Источник: “Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни” Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.

Источник