Тестирование развития речи ребенка

Наталья Евдокимова
Развитие речи у дошкольников. Тесты
Развитие устной речи дошкольников
Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности его к школе
Для определения речевой готовности к школе я предлагаю использовать следующие направления диагностики:
• Исследование состояния фонематического восприятия.
• Исследование языкового анализа и синтеза.
• Исследование фонематического анализа.
• Исследование фонематического синтеза.
• Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
• Исследование словаря и навыков словообразования.
• Исследование грамматического строя речи.
• Исследование связной речи.
По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.
I. Исследование состояния фонематического восприятия
а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)
ба — па — па — ба
са — ша- ша — са
ша — жа — ша — жа — ша — жа
ца — са — ца — са — ца — са
ра — ла — ра — ла — ра — ла
Вначале предъявляется первый член пары (ба — па, а затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба).Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т. к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления;
средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);
низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.
б) воспроизведение и различение слов-паронимов.
(ложки — рожки, удочка — уточка)
Инструкция (даётся поэтапно):
—внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;
— что означают эти слова?
— какими звуками отличаются?
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;
средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава слов;
низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.
II. Исследование языкового анализа и синтеза
а) определение количества и последовательности слов в предложении.
Инструкция: внимательно послушай предложение.
Девочка читает книгу.
Сколько слов в предложении?
Назови 1, 2, 3… слово.
Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.
Под деревом вырос большой гриб.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).
низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи взрослого.
III. Исследование фонематического анализа
а) выделение звука на фоне слова.
Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).
Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас, закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.
б) выделение первого звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.
Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
в) выделение последнего звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).
Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…
Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.
д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).
Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.
Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.
е) определение общего звука в словах.
Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.
Миска, коса, лиса.
Мыши, камыш, кушетка.
ж) придумывание слов с заданным звуком.
Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.
IV. Исследование фонематического синтеза
Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.
Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.
V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова
а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.
Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг, регулировщик, милиционер, температура.
б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.
Костя слепил из пластилина снеговика.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.
(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления,
средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,
низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены, пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).
VI. Исследование словаря и навыков словообразования
а) названия детёнышей животных.
Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …
Кошки —, волка —, овцы —, коровы —, льва —, собаки —, курицы — ,
свиньи —, лошади — …
б) подбор антонимов.
Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.
Светлый —, высокий —, старый —, смелый —, трудный —, грустный — ,
близкий —, лёгкий —, тихий — ….
в) образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
Стул —, стол —, дом —, снег —, дерево —, окно —, ухо —, платье —, трава — ….
г) образование прилагательных от существительных.
Относительных.
Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.
Матрёшка из дерева -, ручка из пластмассы —, шуба из меха —, горка изо льда —, салат из капусты —, суп из овощей —, лист берёзы —, шишка сосны —, варенье из малины —, варенье из земляники — ….
Качественных.
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
Волка за жадность —, зайца за трусость —, медведя за силу —, льва за смелость — ….
Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …
Мороз —, солнце —, снег —, дождь —, ветер —, холод -….
Притяжательных.
Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …
тигра —, лисы —, зайца —, белки —, собаки —, медведя —, волка — ,
клюв птицы —, перо орла —, ружьё охотника — ….
Оценка:для всех заданий осуществляется по общим критериям:
высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VII. Исследование грамматического строя речи.
а) повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)
Курица снесла яйцо.
Белые чайки кружились над морем.
Во дворе гуляет много детей.
Соня купила в магазине разноцветные карандаши.
Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;
средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.
б) составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Лечить, доктор, больной.
Внучка, груша, бабушка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;
средний уровень — нарушен порядок слов;
низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов, смысловые неточности, аграмматизмы.
в) добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного слова,догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.
Таня ходила … магазин.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывёт … озеру.
Вещи вынули … шкафа.
Мяч закатился … диван.
В связи с трудностью этого задания,используются два вида помощи: 1-й — стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.
г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а много — это ….
Кресло —, платье —, цветок —, ухо — ….
Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? — ….
Кресло —, платье —, цветок —, ухо — ….
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VIII. Исследование связной речи
а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки,постарайся определить: что было сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;
низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
б) пересказ прослушанного текста.
Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
(рассказ предъявляется не более двух раз)
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
(по И. Н. Садовниковой)
Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму рассказы,имеющие скрытый смысл:
Горькое лекарство.
Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом,и говорит: «Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»
(по К. Ушинскому)
Голодный человек.
Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.
Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся.Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»
(по Л. Толстому)
Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого предъявления, воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;
средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены;
низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.
Источник
ТЕСТЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Тесты для обследования импрессивной речи.
Понимание целостных словосочетаний из 2-х и 3-х частей.
Задание: – Послушай и сделай так:
а) возьми игрушку и встань со стула
б) похлопай в ладоши, помаши рукой и встань со стула.
Узнавание предметов, действий, частей тела.
(набор предметных картинок, сюжетные картинки)
Задание: – Покажи:
– где иголка? балкон? хлеб? костер? клумба?
– кто режет? пилит? моет? моется? рубит?
– где у тебя ухо? локоть? плечо? брови? пятка?
Узнавание предметов по их назначению.
Задание: – Покажи:
– из чего ты пьешь чай? в чем варят суп?
– где сидит птичка в комнате?
– чем мальчик ловит бабочек?
– куда ставят чистую посуду?
– чем девочка вырезает фигурку? чем рисует?
Выявление понимания грамматических форм слов.
(предметные картинки)
Задание: – Покажи (выбери картинку):
а) где поезд? где поезда?
где цветок? где цветы?
б) Лежит на полу. Что? (кубик)
лежат на полу. Что? (кубики)
идет гулять. Кто? (мальчик)
идут гулять. Кто? (дети)
в) Женя упала, заплакала и т.д.
Женя упал, заплакал, встал и т.д.
г) Где длинный поезд? Где длинные поезда? И т.д.
д) Покажи рукой фломастер.
покажи фломастером ручку и т.д.
Понимание лексического значения отдельной фразы.
(сюжетные картинки)
Задание: – Покажи:
– Кто бежит впереди?
Предложение: Собака бежит за мальчиком.
Предложение: Сад позади дома.
– Что впереди?
Предложение: Люба выше Кати.
– Кто ниже?
Понимание текста.
Текст: Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Вопросы:
– Где спала кошка?
– Как она спала?
– Кто сел возле кошки?
– Что мы скажем птичке?
Тесты для обследования состояния словаря.
Предметный словарь
а) чем режут хлеб? едят суп? пилят дрова? забивают гвозди? копают землю? подметают пол? чистят обувь, одежду? шьют?
б) части предметов (предметные картинки)
Задание: – Назови, что это
– у чайника (крышка, носик, донышко, ручка)
– у стула (сиденье, ножка, спинка)
– у ботинка (каблук, язычок, шнурок, подошва)
в) обобщение
Задание: – Назови одним словом
– платье, юбка, шорты, рубашка
– кот, пёс, корова, лошадь и т.д.
г) детёныши животных (предметные картинки)
д) профессии (сюжетные картинки)
Словарь признаков
(предметные картинки)
а) Задание: – Назови
Цыпленок какой? Бабочка какая? Солнце какое? Цветы какие?
б) прилагательные образованные от существительных
Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?
Чемодан из кожи. Значит он какой? и т.д.
в) притяжательные прилагательные
– чей хвост? Чье ухо? Чья голова?
Глагольный словарь
(предметные и сюжетные картинки)
Задание: – Назови, что делает?
а) рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея?
б) водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея?
Узнай предмет по описанию
– Он большой, круглый сине-красный, резиновый, упругий.
– Оно большое, круглое, красное, твердое, кислое, сочное, спелое и т.д.
Обобщения
(см. в предметном словаре (в))
Тесты для обследования грамматического строя речи.
Множественное число существительных
(предметные картинки)
Лист – листья ухо – уши
Глаз – глаза окно – окна
Задание: – Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Это лист, а это?
Родительный падеж существительных множественного числа.
(тоже предметные картинки «множественное число»)
Задание: – Назови чего нет?
(листьев, глаз, окон, ушей, домов и т.д.)
Предложно-падежная форма
(сюжетные картинки)
Вопросы: (в) Куда идут дети? Где лежит книга?
(из) Откуда идут дети? Откуда взяли книгу?
(на) Где висит одежда? Где лежит торт?
(с) Откуда снимаем пальто? Откуда встал мальчик?
(за) Куда прячутся дети? Где сидит ученик?
(под) Где растут грибы? Где сидит ёжик?
(над) Где летает змей? Где висит лампа?
(между) Где стоит стол? Где сидит заяц?
Согласование прилагательных с существительными
(цветовые таблицы род/цвет или предметные картинки)
синий чайник
синяя рубашка
синее небо
синие васильки
Согласование числительных и существительных
(предметные картинки, «счетный материал»)
Один мяч, два мяча, …пять мячей
Одна машина, две машины, …пять машин
Одно ведро, два ведра, …пять ведер
Уменьшительно-ласкательная форма существительных
(предметные картинки серии «большой и маленький»)
юбка – юбочка стул – стульчик
рыба – рыбка шкаф – шкафчик
Падежные конструкции
(сюжетная картинка)
– Кого дети видели в лесу?
– Чего много в лесу?
– Откуда идут дети?
– К кому пришел мальчик?
– Зачем дети ходили в лес?
Тесты на обследование уровня развития фразы.
Составление простых распространенных предложений.
(из трех и более слов по сюжетной картинке)
Дети гуляли в лесу.
Девочка кормит кролика морковкой.
Внучка уступила место дедушке на скамейке.
(допустима помощь наводящими вопросами для расширения предложения)
Употребление сложносочиненных предложений.
– Весной просыпаются и птицы, и рыбы, и звери, и вся природа.
– Он выбрал себе и красный, и синий, и зелёный, и жёлтый карандаши.
(при составлении предложений использовать сюжетные картинки. Допустима помощь вопросами).
Употребление сложноподчиненных предложений.
Задание: закончи предложение:
«Машина остановилась потому, что…»
«Я пойду спать, когда…»
Тесты на обследование уровня сформированности связной речи.
Знание стихов, сказок.
Стихотворения из программы средней группы.
Сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.
Составление рассказа описания
(по схеме и по образцу логопеда)
Задание: – Расскажи о яблоке, так, как будто ты загадываешь загадку.
Составление рассказа по сюжетной картинке
(сюжет близким, знакомым детям)
Картинка «Зимние забавы», «Собираем урожай в огороде»
Задание: – Рассмотри картинку и скажи:
– Кто нарисован? Что нарисовано?
– Что делают? На чем? (чем?)
Пересказ небольшого рассказа
Задание: – Я прочитаю тебе рассказ. Послушай, рассмотри картинку и расскажи его.
«Белочка и зайчик»
Летом подружилась белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки и орехи, а зайчик – морковку и капусту.
Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик под ёлкой. Раз они встретились и не узнали друг друга: белочка была не рыженькая, а серенькая. Зайчик был не серый, а белый. Но летом они снова узнали друг друга.
Обследование произношения, фонематического восприятия и слоговой структуры слова.
Звукопроизношение
(Набор предметных картинок на разные группы звуков, разное положение звука в слове.)
а) свистящие (с, з, ц + мягкие позиции)
б) шипящие (ш, ж, ч, щ)
в) задненебные (к, г, х + мягкие позиции)
г) сонорные (л, ль, р, рь)
д) йотированные (й, я, ю, е, ё)
Фонематическое восприятие
а) Выделение заданного звука.
Задание: – Хлопни когда услышишь звук…
б) Послушай что я скажу и покажи картинку
жаба – шапка, том – дом, удочка – уточка,
почка – бочка, жар – шар.
в) Повтори за мной:
Тим – Том, пить – плыть,
мы – мир, выть – вить.
Слоговая структура
а) Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, милиционер, балалайка.
б) Повтори за мной: градусник, кастрюля, строительство, температура, аквариум.
в) Употребление слов сложной слоговой структуры в предложении.
– Жора будет художником.
– В доме деревянное крыльцо.
– Ученики читают книги в библиотеке.
Формула для определения уровня речевого развития.
К = а/в
а – количество правильных ответов
в – количество заданий
Уровни по баллам:
Высокий уровень речевого развития – 1 б.-0,9 б.
Хороший уровень речевого развития – 0,8 б.-0,7 б.
Средний уровень речевого развития – 0,6 б.-0,5 б.
Слабый уровень речевого развития – 0,4 б.-0 б.
Источник