Тест вопросы развитие ребенка до года
Тесты психологического развития ребёнка первого года жизни
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.
2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.
3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.
4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кровати. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки.
5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.
6. Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.
7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
8. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обеим сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.
9. После того как ребенок пососал немного, соска или грудь отнимается. Ребенок придвигает голову к соске, груди или рожку и пытается схватить его ртом.
В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на 2-й неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.
2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, на непрерывно звучащий свисток ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.
3. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.
4. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите немного руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.
5. Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
6. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
7. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз.
8. Теперь вы совершаете круговые движения красного кольца. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка – вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.
9. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реакция “оживления”, появляются первые спонтанные вокализации.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить взглядом за ней.
2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Времы выполнения этого теста – 2 минуты.
3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки.
4. В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд.
5. Когда вы разговариваете с ребенком, то он на вас смотрит внимательно, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс “оживления”.
6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая исчезает из поля зрения ребенка, но при этом он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке.
7. Лежа на животе ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору.
8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.
9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику.
10. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой непосредственно около кроватки, но несколько ниже, так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ребенку игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону к игрушке.
2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.
3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.
4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.
5. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т.д.
6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.
7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
8. Ребенок узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.
9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.
10. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.
ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.
6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.
8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.
9. Ребенок уже может долго сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.
10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные (“а”, “э”, “ю”, “я”), может повторять звуки, подражая взрослому.
ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.
2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.
3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.
4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица – от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.
5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.
6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.
7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.
8. Появляются первые признаки лепетной речи – малыш даже может произносить отдельные слоги.
9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.
10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.
Обратите внимание на эмоциональные проблемы ребенка от рождения до шести месяцев:
– безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;
– подергивание лица и рук;
– постоянное нарушение сна.
Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к специалисту.
СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при повороте.
2. Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете никакого внимания, избегая встретиться с ним взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т.д.
4. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.
5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит взглядом, поворачивается за игрушкой.
6. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.
7. Спросите у ребенка, где находится какой-либо предмет (предмет должен находиться постоянно в определенном месте, и вы неоднократно называли его). На ваш вопрос ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет.
8. Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т.д. другого человека. В лепете появляются звукосочетания типа: “дай-дай-дай”, “та-та-та”.
9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях). Встает на колени, встает с поддержкой руками.
10. Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.
ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места – откатиться, отодвинуться и т.д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры.
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом – на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.
7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.
8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.
9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.
ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ
1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.
4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.
5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.
6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.
7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.
8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.
ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ
1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.
3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки.
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
9. Выполняет первые простые поручения, понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.
10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” – падение, “фа” – шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.
Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора следует обратиться к специалисту):
– постоянное вредное для себя поведение;
– неумение имитировать звуки и жесты;
– общая апатия;
– постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.
Источник
1. Асимметрия в формировании извилин полушарий головного мозга
1) возникает после развития речи;
2) возникает, когда завершится миелинизация нервных трактов;
3) наблюдается в любом возрасте у людей;+
4) наблюдается только у шимпанзе.
2. Асимметрия сигналов fMRI существенно различается у ребенка
1) на голос бабушки по материнской линии;
2) на голос матери и другой голос;+
3) на звучание любимой игрушки ребенка;
4) на незнакомый голос.
3. В каком возрасте ребенок демонстрирует движения, которые идентичны взрослому человеку?
1) 10 лет;
2) 11 лет;
3) 12 лет;+
4) 13 лет;
5) 9 лет.
4. В каком возрасте ребенок должен произвольно прикоснуться к предмету?
1) 3 месяца;+
2) 4 месяца;
3) 5 месяцев;
4) 6 месяцев;
5) 7 месяцев.
5. В каком возрасте у ребенка развиваются зрение, слух и языковые функции?
1) второй год жизни;
2) когда начинается синаптический прунинг и нейропластическая активность;
3) от 6 до 12-го месяца;
4) первые шесть месяцев после рождения;
5) первый год жизни.+
6. Возрастные тенденции нейропластичности
1) не отражаются на способности изучения языка;
2) отсутствует зависимость между возрастом и пластичностью нейронов;
3) проявляются в снижении пластичности непосредственно после рождения;
4) сохраняют идентичность на протяжении десятков лет;+
5) строго идентичны в зависимости от возраста.
7. Выберите определение психомоторного развития ребенка
1) движение, которое инициируется из высших центров мозга;
2) зависимость от приобретения некоторых основных навыков и стимулов в ключевых точках в порядке нормального развития;
3) опыт-независимое развитие мозга;
4) становление различных областей нервной системы ребенка в определенные периоды жизни в процессе когнитивной и моторной активности;+
5) только положительные и отрицательные эмоции, формирование социального возраста.
8. Гетерохронность нейрофизиологического развития мозга проявляется
1) асимметрией белого вещества мозга;
2) большим количеством синапсов у взрослого;
3) в опережающем созревании сенсорных путей;+
4) в развитии речи после формирования когнитивных функций;
5) кортикальной специализацией на социальные стимулы.
9. Долговременная потенциация в глутаматных нейронах обусловлена функцией
1) AMPA и NMDA рецепторов постсинаптической мембраны;
2) AMPA и NMDA рецепторов при участии ионов калия;
3) AMPA и NMDA рецепторов при участии только ионов кальция;
4) AMPA и NMDA рецепторов, когда они активируются одновременно;+
5) AMPA и NMDA рецепторов, когда они активируются раздельно.
10. Игра на пианино двумя руками
1) не изменяет размеры моторных карт коры;
2) увеличивает дифференциацию моторных карт коры;
3) увеличивает моторные карты доминантной руки;
4) увеличивает симметрично моторные карты коры;
5) уменьшает дифференциацию моторных карт коры.+
11. Исследование нейропластичности мозга человека
1) анализируются по результатам секвенирования;
2) включает комплекс методик психофизиологического тестирования;
3) проводится по анамнестическим данным;
4) проводят методами транскраниальной магнитной стимуляции и фМРТ;+
5) проводят с применением технологии виртуальной реальности.
12. К сенситивному периоду развития функций мозга относится
1) начало миелинизации мозга;
2) период развития мозга в подростковом периоде;
3) период развития мозга до трех лет жизни;
4) периоды раннего и подросткового развития мозга;+
5) процессы синаптического прунинга.
13. Какие годы жизни важны для развития мозга человека?
1) все годы жизни;
2) не принципиально, главное вид деятельности;
3) первые 10 лет жизни;
4) первые 20 лет жизни;
5) первые 5 лет жизни.+
14. Какие движения руки вызывают дифференциацию карт мозга?
1) одновременные движения всех пальцев руки (например, при их сгибании);
2) похлопывание ладонями рук;
3) раздельные движения пальцев руки;+
4) рефлекторный захват пальцами рук предмета, стимулирующего кожу ладони;
5) сгибание и разгибание всех пальцев руки одновременно.
15. Какие моторные навыки улучшают “eye-hand”?
1) бег;
2) ползание;
3) путешествие, держась за предметы;
4) самостоятельное одевание;+
5) удары ногой по мячу.
16. Какие факторы важны для развития мозга ребенка?
1) гены и взаимодействие с факторами внешней среды;+
2) обучение в школе;
3) посещение дошкольного учреждения;
4) развивающие игры;
5) только стиль воспитания.
17. Ключевые белки, удерживающие вместе пост- и пресинаптическую мембрану синапса
1) белки экзоцитоза нейромедиатора;
2) интегральные белки постсинаптической и пресинаптической мембраны, формирующие ионные каналы;
3) ионотропные и метаботропные ионные каналы постсинаптической мембран;
4) кальциевые ионные каналы;
5) нейролигины и нейрексины.+
18. Когнитивное и моторное при развитии ребенка
1) взаимосвязаны в процессе развития ребенка;+
2) когнитивное опережает моторное развитие;
3) могут развиваться независимо друг от друга;
4) моторное опережает когнитивное развитие;
5) не взаимосвязаны.
19. Латентные ответы визуального N1, P1 уменьшаются
1) в течение внутриутробного периода развития;
2) в течение второго полугодия жизни ребенка и далее;
3) в течение первого года жизни и развития лобной коры;
4) в течение первых недель жизни из-за быстрого созревания зрительной системы.;+
5) при формировании долговременной памяти.
20. Латерализацией в развитии мозга ребенка называется
1) асимметричная активность медиаторных систем;
2) асимметрия в кровоснабжении полушарий головного мозга;
3) использование доминантной руки в поведении;
4) ротация правого и левого полушария относительно друг друга;
5) специализация полушарий головного мозга.+
21. Механизмы нейропластичности
1) не влияют на изменение возбудимости мембран нейронов;
2) не связаны с функцией глутаматергических нейронов;
3) не являются взаимоисключающими;+
4) связаны с функций только дофаминергических нейронов;
5) являются взаимоисключающими.
22. Миелинизация в мозге продолжается
1) в течение подросткового периода;+
2) если развивается речь ребенка;
3) если ребенок начинает учиться ползать;
4) если сформируются связи между полушариями мозга;
5) через весь период полового созревания.
23. Миелинизация трактов головного мозга ребенка
1) заканчивается в возрасте 3-х лет;
2) не заканчивается на протяжении всей жизни человека;
3) отсутствует до рождения ребенка;
4) продолжается на протяжении всего периода детского развития;
5) происходит гетерохронно с опережающим развитием в сенсомоторной коре.+
24. Множественные изменения в одном синапсе
1) включают процессы во множестве ионных каналов;
2) включают процессы генерации электрических сигналов;
3) используют многие изменения в структуре синапса одновременно и в строгой последовательности;
4) используются одновременно и в разных последовательностях;+
5) способствуют нейропластичности из-за связей с внешней средой.
25. Моторный навык и возраст его проявления в 11 месяцев
1) бегает;
2) путешествует, держась за предметы;
3) самостоятельно встает;+
4) самостоятельно передвигается;
5) самостоятельно шагает.
26. Моторный навык и возраст его проявления в 14 месяцев
1) играет patty-cake;
2) использует большой палец для захвата предмета;
3) самостоятельно встает;
4) самостоятельно шагает;
5) строит замок из двух кубиков.+
27. Моторный навык и возраст его проявления в 18 месяцев
1) бегает;+
2) поворот головы и туловища в сторону от стимуляции кожи щеки;
3) самостоятельно встает;
4) строит замок из двух кубиков;
5) шагает.
28. Моторный навык и возраст его проявления в 4 месяца
1) переворачивается с живота на спину;
2) поднимает голову;
3) сидит без поддержки;
4) схватывает куб.+
29. Моторный навык и возраст его проявления в 6 месяцев
1) играет patty-cake;
2) использует большой палец для захвата объекта;
3) пытается встать;
4) сидит без поддержки;+
5) схватывает куб.
30. Моторный навык и возраст его проявления в 8 месяцев
1) переворачивается со спины на живот;
2) поднимает грудную клетку на руках;
3) путешествует, держась за предметы;
4) самостоятельно садится и пытается встать;+
5) сидит без поддержки.
31. Наиболее активные области синаптогенеза во время первых 5 месяцев
1) базальные ганглии;
2) лобные отделы коры больших полушарий;
3) мозжечок;
4) сенсомоторная кора;+
5) спинной мозг.
32. Наиболее активные субкортикальные области синаптогенеза в первые 5 месяцев
1) базальные ядра и черная субстанция;
2) вестибулярные ядра;
3) жизненно важные центры продолговатого мозга;+
4) серое вещество вокруг сильвиевого водопровода;
5) центры терморегуляции гипоталамуса.
33. Нейрогенез в гиппокампе через опыт-зависимое созревание синапсов проявляется
1) миграцией нейронов в первые дни после рождения;
2) опережающим развитием высших когнитивных функций к 5 годам жизни;
3) опережающим развитием зрительной и слуховой коры;+
4) относительно медленным развитием слуховой коры к 7 годам жизни;
5) развитием поля Брока к 5- 6 годам жизни.
34. От чего зависит языковое развитие ребенка?
1) благодаря взаимодействию между структурными характеристиками родного языка и языковыми предложениями в окружающей среде (родители);+
2) благодаря взаимодействию ребенка с игрушками;
3) в результате взаимодействия с родителями, как основными носителями когнитивных, моторных и социальных навыков;
4) от общения со сверстниками;
5) от просмотра телепрограмм и прослушивания радиопрограмм.
35. Пикового уровня развития к 12 месяцам жизни достигают
1) зрительная кора;+
2) мозжечок;
3) префронтальная кора;
4) слуховая кора;
5) спинной мозг.
36. Постсинаптическая плотность – это
1) большой комплекс из тысяч взаимосвязанных белков в постсинаптическом нейроне, являющийся компонентом нейропластичности;+
2) липидные плоты мембраны нейронов;
3) процесс, снижающий функциональную мощность синапса;
4) структурный механизм, тормозящий нейропластичность.
37. Правое полушарие у детей
1) взаимосвязано с контралатеральными базальными ганглиями;
2) не играет существенной роли в развитии речи;
3) с левым полушарием обусловливает развитие языковой функции;+
4) способствует развитию двигательного воображения;
5) является доминантным у правшей.
38. Программы аэробных тренировок
1) восстанавливают объем мозга в период совершеннолетия, особенно в гиппокампе;+
2) повышают точность некоторых движений во время локомоции;
3) способствуют развитию дыхания;
4) стимулируют синаптический прунинг;
5) ускоряют начало периода демиелинизации в мозге.
39. Психомоторное развитие – это
1) баланс когнитивно-моторных процессов;
2) возрастные изменения в организме ребенка;+
3) изменения в организме в периоде новорожденности;
4) развитие когнитивных процессов;
5) хаотические изменения в организме до рождения.
40. Развитие областей мозга в подростковом периоде
1) завершается к школьному периоду жизни ребенка;
2) повышает риски поведенческой активности из-за формирования функции лобных отделов коры;
3) происходит асинхронно;+
4) проявляется в опережающем развитии лимбической системы.
41. Ранняя функциональная асимметрия полушарий проявляется
1) активацией больше в левой височной области, чем в правой;+
2) более ранним созреванием левого полушария;
3) движением вперед левого полушария при развитии мозга;
4) медленным развитием зрительной системы;
5) увеличением миелинизации нервных трактов.
42. Синаптическим прунингом называется
1) динамика постсинаптической платности;
2) изменение натриевых и калиевых каналов в мембране нейронов;
3) расширение дендритных шипиков;
4) удаление неиспользованных синаптических связей;+
5) уменьшение гиппокампа в результате стрессовой ситуации.
43. Структурно и функциональное взаимодействия в развитии мозга ребенка активно происходят в период
1) во время развития больших моторных навыков;
2) когда ребенок ходит в школу;
3) от 1-го до 2-х лет;+
4) проявления ранних рефлексов до 1 года;
5) совершеннолетия.
44. Тонкое психомоторное развитие проявляется в том, что ребенок способен
1) захватить пальцами стимулирующий предмет;
2) контролировать движения пальцев;+
3) останавливать дыхание при погружении в воду;
4) передвигать пальцами объекты в 3 месяца;
5) разгибать стопу в ответ на стимуляцию кожи подошвы ног.
45. Укажите правильную последовательность нейрофизиологического развития мозга ребенка
1) высшие когнитивные функции, сенсорные пути, язык;
2) зрение, язык, высшие когнитивные функции;
3) сенсорные пути (зрение, слух), язык, высшие когнитивные функции;+
4) слух, высшие когнитивные функции;
5) язык, высшие когнитивные функции, сенсорные пути.
46. Формирование извилин коры больших полушарий головного мозга происходит
1) в первые месяцы после рождения;
2) в течение второго года жизни;
3) в третьем триместре беременности;+
4) когда созреет серое вещество мозга;
5) на протяжении всей жизни человека.
47. Число синапсов в мозге растет астрономически
1) в первые пять лет жизни;+
2) в результате миелинизации нервных волокон;
3) в третьем триместре внутриутробного развития;
4) в школьный период жизни;
5) у новорожденного ребенка.
48. Что такое критический период развития мозга?
1) период максимального проявления синаптического прунинга;
2) период начала обучения в школе;
3) период оптимального роста мозга у детей;
4) период относительно высокой чувствительности мозга к жизненному опыту и проявлениям нейропластичности;+
5) период, который начинается после освоения навыков речи.
Источник