Тест умственное развитие ребенка

Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Тест для исследования ориентации в пространстве.

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий.

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Стимульный материал

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:К = 2С / П, гдеС – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, гдеА – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

Результат

Значение

0-2

Очень высокая устойчивость

3-4

Высокая

5-6

Средняя

7-8

Низкая

9-10

Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:С = (So / S) * 100, гдеSo – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в %

Расшифровка

0-20

Очень высокая переключаемость

21-40

Высокая

41-60

Средняя

61-80

Низкая

81-100

Очень низкая

Тест “Лабиринты-2009. Форма В”

Название теста. Тест “Лабиринты-2009. Форма В”

Предназначение. Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодиагностическим методикам на интеллектуальные способности. Уровень развития визуально-моторной интеграции является одной из важных характеристик наглядно-действенного мышления. Данный тест поможет оценить и уровень беглости наглядно-действенного мышления, и объём внимания.

Методику можно применять в практике работы школьного психолога для уточнения характера проблем, связанных с вниманием. Стимульный материал методики хорошо подходит и для упражнений по развитию внимания и визуально-моторной интеграции.

В комплекте с другими методиками “Лабиринты” можно применять в профориентации, профотборе. Уровень развития визуально-моторной интеграции высоко коррелируется с уровнем технического интеллекта.

Достоинством методики является то, что её можно применять как в индивидуальной работе, так и групповой. Стимульный материал представляет из себя двенадцать лабиринтов разной сложности. У входа в лабиринт нарисован колобок. В самом лабиринте имеется несколько точек, обозначенных буквами “А”, “Б”, “В” и т.д. Количество букв всегда чётное (2, 4, 6 и т.д.). До половины букв колобок может “добраться”. До другой половины нет. Испытуемый должен, не делая никаких пометок на самом лабиринте, определить буквы, до которых колобок может “добраться”. Эти буквы заносятся им лично или психологом в бланк ответов. Буквы заносятся в произвольном порядке (необязательно в алфавитном).

Методика не предполагает наличие ограничений во времени.

Всего методика “Лабиринты-2009” имеет четыре формы (А, Б, В и Г). Данная — форма В.

Оцениваемые качества. Визуально-моторная интеграция . Объём внимания

Возрастная категория. 7+

Инструкция

Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нём не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.

Инструкция. Перед тобой имеется двенадцать лабиринтов. Одни лабиринты лёгкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешают стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Для каждого лабиринта напиши буквы, до которых Колобок может дойти. Сильно не торопись, но и долго не сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту. Успехов!

Задания

Лабиринт 1

Лабиринт 2

Лабиринт 3

Лабиринт 4

Лабиринт 5

Лабиринт 6

Лабиринт 7

Лабиринт 8

Лабиринт 9

Лабиринт 10

Лабиринт 11

Лабиринт 12

Бланк ответов

1) ________________

2) ________________

3) ________________

4) ________________

5) ________________

6) ________________

7) ________________

8) ________________

9) ________________

10) ________________

11) ________________

12) ________________

Обработка результатов

Сверьте ответы испытуемого со следующим ключом.

КЛЮЧ

1) Б

2) А

3) Б

4) А

5) Б Г

6) А В

7) А Б Д

8) А Д Е

9) Б Е Ж З

10) Б Г Д Ж

11) А Д Е И К

12) Б В Г Д Л М

Порядок букв в каждом задании не имеет значения. За каждое верно решённое задание начисляется два балла. За неверно решённое — ноль баллов. Если испытуемый не послушался и делал пометки непосредственно на стимульном материале, тогда в случае верного решения начисляется лишь один балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 24.

Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов.

Возраст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 – 10 лет

0 – 4

5 – 10

11 – 24

11 – 14 лет

0 – 9

10 – 15

16 – 24

15+ лет

0 – 13

14 – 20

21 – 24

Методика “Раздели на группы”

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Стимульный материал к методике «Раздели на группы».

Оценка результатов

10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Проверка зрительной памяти дошкольников (методика Векслера)

Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Детям дают 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

1. Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл;

правильно расположенные флажки – 1 балл;

правильный угол пересечения линий – 1 балл;

максимальная оценка этого задания – 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями – 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .- 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата – 1 балл;

четыре точки в квадратах – 1 балл;

точность в пропорциях – 1 балл;

максимальная оценка этого задания – 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл.) Максимальная оценка – 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла.

Максимальный результат – 14 баллов.

Итоги:

• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат – 10 и выше баллов,

• средней зрительной памяти свидетельствует результат – 9 – 6 баллов,

• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.

Источник

1-й класс

Субтест 1 (осведомленность)

Какое слово подходит?

1. Месяц зимы… 4.У дерева всегда есть…

а) сентябрь а) цветы

б) октябрь б) плоды

в) февраль в) листья

г) ноябрь г) корень

д) март д) тень

2. В году… 5. Пассажирский транспорт – это…

а) 24 месяца а) самосвал

б) 3 месяца б) комбайн

в) 12 месяцев в) автобус

г) 4 месяца г) экскаватор

д) 9 месяцев д) тепловоз

3. Отец старше сына… 6. Летом всегда…

а) всегда а) светит солнце

б) часто б) тепло

в) никогда в) сухо

г) редко г) жарко

д) иногда д) прохладно

Субтест 2 (классификация)

Какое слово лишнее?

1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.

2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.

3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.

4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.

5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.

6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.

7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.

8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

Субтест 3 (словесно-логическое мышление)

Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как «овощ» – «огурцу».

1. ОГУРЕЦ ГВОЗДИКА

——- ——————

овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД САД

——- ——————

морковь а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3. ЧАСЫ ГРАДУСНИК

——- ——————

время а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач

4. МАШИНА ЛОДКА

——- ——————

мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

5. СТОЛ ПОЛ

——- ——————

скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6. ПУГОВИЦА БОТИНОК

——- ——————

пальто а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа

7. БЕЖАТЬ КРИЧАТЬ

——- ——————

стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать

Субтест 4 (обобщение)

Каким одним словом их можно назвать?

1. Окунь, карась…

2. Огурец, помидор…

3. Шкаф, диван…

4. Июнь, июль…

5. Слон, собака…

Ключ

№ п/п

Суб. 1

Суб. 2

Суб. 3

Суб. 4

2 балла

1 балл

0 баллов

в

в

г

рыбы

животные

живут в воде

в

г

в

овощи

растения

зеленые

а

в

г

мебель

дом. предметы

деревянные

г

б

в

месяцы

лето

тепло

в

в

б

животные

звери

друзья человека

б

г

г

в

а

г

2-й класс

Субтест 1 (осведомлённость)

Какое слово подходит?

1. У сапога всегда есть…

а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы.

2. В тёплых краях обитает…

а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин.

3. В году…

а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.

4. Месяцы осени…

а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль.

5. В Беларуси не живут…

а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец.

6. Мать старше своего сына…

а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда.

7. Время суток…

а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник.

8. Вода всегда…

а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д)вкусная.

9. У дерева всегда есть…

а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.

10. Столица Беларуси…

а) Смоленск, б) Осиповичи, в) Минск, г) Брест, д) Москва.

Субтест 2 (классификация)

Какое слово лишнее?

1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка.

2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото.

3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина.

4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина.

5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк.

6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.

7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля.

8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение.

9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван.

Субтест 3 (словесно-логическое мышление)

Подобрать к слову «георгин» слово, которое подошло бы так, как «овощ» – «огурцу».

1. ОГУРЕЦ ГЕОРГИН

——- ——————

овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД САД

——- ——————

лук а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка

3. УЧИТЕЛЬ ВРАЧ

——- ——————

ученик а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол

4. ЦВЕТОК ПТИЦА

——- ——————

ваза а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья

5. ПЕРЧАТКА САПОГ

——- ——————

рука а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка

6. ТЁМНЫЙ МОКРЫЙ

——- ——————

светлый а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый,

д) холодный

7. ЧАСЫ ТЕРМОМЕТР

——- ——————

время а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль

8. МАШИНА ЛОДКА

——- ——————

мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

9. СТОЛ ПОЛ

——- ——————

скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди

10. СТУЛ ИГЛА

——- ——————

деревянный а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая

Субтест 4 (обобщение)

Каким общим понятием их можно объединить?

1. Метла, лопата….. 6. Шкаф, диван…..

2. Лето, зима….. 7. Май, август…..

3. Окунь, карась….. 8. День, ночь…..

4. Огурец, помидор….. 9. Слон, собака…..

5. Сирень, жасмин….. 10. Дерево, цветок…..

Ключ

№ п/п

Суб.1

Суб.2

Суб.3

Суб.4

2 балла

1 балл

0 баллов

в

в

г

орудия труда

инструмент

предметы

г

г

в

времена года

пора

тепло, холод

в

в

г

рыбы

животные

живут в воде

б

в

в

овощи

растения

в огороде

г

в

г

кустарник

растения

растут в саду

б

г

в

мебель

дом. принадл.

вещи

г

г

б

месяцы

лето

теплые

в

а

в

время суток

сутки

часы

г

г

б

животные

звери

друзья человека

в

в

г

живая природа

растения

цветок на дереве

3-й класс

Субтест 1

Подчеркни одно слово, которым нужно закончить предложение.

1. На ветвях деревьев всегда есть…

а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.

2. У каждой собаки есть…(выбрать одно словосочетание)

а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.

3. У лошади всегда есть…

а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.

4. Год, месяц, неделя, минута – это…

а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.

5. Крылатая летательная машина – это…

а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар.

6. У кустарника всегда есть…

а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.

7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр – это…

а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём.

8. В предложении всегда есть…

а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) слово,

д) запятая.

9. Сутки – это…

а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.

10. Число «25» делится без остатка на…

а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7.

Субтест 2

В каждом ряду слов зачеркни лишнее:

1. а) метр, б) дециметр, в) килограмм, г) сантиметр, д) километр.

2. а) сахар, б) соль, в) мука, г) вода, д) чашка.

3. а) дождь, б) град, в) лёд, г) ветер, д) снег.

4. а) плащ, б) костюм, в) платье, г) туфли, д) пальто.

5. а) солнце, б) свеча, в) звезда, г) река, д) лампа.

6. а) минута, б) секунда, в) час, г) сутки, д) утро.

7. а) около, б) кольцо, в) колоть, г) колесить, д) околица.

8. а) капуста, б) помидор, в) морковь, г) лук, д) яблоко.

9. а) колхоз, б) дежурный, в) однажды, г) пятница, д) лопата.

10. а) корень, б) суффикс, в) окончание, г) прилагательное, д) приставка.

Субтест 3

Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркни.

1. ХЛЕБ – ЗЕРНО. РЕКА –

а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа.

2. ДОБРО – ЗЛО. НЕЖНОСТЬ –

а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть.

3. ДЕРЕВО – ВЕТКА. КНИГА –

а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница.

4. ДЯДЯ СТЁПА – ГУЛЛИВЕР. ДЮЙМОВОЧКА –

а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут.

5. ПТИЦА – САМОЛЁТ. РЫБА –

а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина.

6. ВИШНЯ – САД. КОЛОС –

а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг.

7. ЧИСЛО – ЦИФРЫ. СЛОВО –

а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ.

8. БОЛЕЗНЬ – ЛЕЧЕНИЕ. ПОЛОМКА –

а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская.

9. БЕЖАТЬ – СТОЯТЬ. КРИЧАТЬ –

а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить.

10. ПАРОВОЗ – ВАГОНЫ. КОНЬ –

а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега.

Субтест 4

Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами. Например: ТРАМВАЙ, АВТОБУС – это виды пассажирского транспорта.

1. ГОД, НЕДЕЛЯ – это …

2. ВЕТЕР, ТУЧА – это …

3. ДИВАН, СТОЛ – это …

4. КОНЬ, СОБАКА – это …

5. ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ – это …

6. ШАПКА, ПЛАТОК – это …

7. МУРАВЕЙ, ДУБ – это …

8. ОБРУЧ, МЯЧ – это …

9. ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ – это …

10. СЕНТЯБРЬ, ИЮНЬ – это …

Субтест 5

Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

1) 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, … 6) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …

2) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, … 7) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …

3) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, … 8) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …

4) 15, 35, 55, 75, 95, 115, … 9) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …

5) 2, 8, 32, 128, 512, … 10) 4, 40, 400, 4000, 40000, …

Ключ

№ п/п
Суб.1

Суб.2

Суб.3

Суб.5

Суб.4

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

в

в

б

43

время

дни

времена года

2.

в

д

а

59

явл. природы

природа

дождь

3.

г

г

д

93

мебель

гарнитур

деревянные

4.

в

г

г

135

дом. животные

животные, звери

5.

а

г

а

2048

части слова

русский язык

часть речи

6.

б

д

б

51

головн. убор

одежда

пуховые

7.

а

в

в

76

живой организм

природа

муравей

на дубе

8.

г

д

б

88

игровые

предметы

игрушки

круглые

9.

д

в

а

384

школьные

принадлежности

вещи

лежат в

портфеле

10.

а

г

д

400000

месяцы

4-й класс

Субтест 1

Подумайте и закончите предложение, используя один из приведённых ответов. Нужный ответ подчеркните.

1. У дерева всегда есть…

а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.

2.У лошади всегда есть…

а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива, д) уздечка.

3. Леса никогда не бывают без…

а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев.

4. Настоящий товарищ всегда…

а) дисциплинирован, б) добр, в) приветлив, г) силён, д) поможет.

5. Дисциплинированность – это…

а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость,

д) вежливость.

6. У книги всегда есть…

а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы.

7. Полезными ископаемыми называется всё то, что …

а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы.

8. Тундра находится…

а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе.

9. Четверг, пятница, суббота, среда, вторник – это…

а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года.

10. Город Москва – это столица…

а) Грузии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши.

Субтест 2

Дано пять слов. Подумайте, и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.

1. а) коза, б) баран, в) рысь, г) корова, д) лошадь.

2. а) дорога, б) проезжая часть, в) тротуар, г) перекрёсток, д) дом.

3. а) шкаф, б) стул, в) кровать, г) печь, д) тумбочка.

4. а) отвёртка, б) болт, в) сверло, г) молоток, д) замок.

5. а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол, г) предлог,

д) наречие.

6. а) красный, б) розовый, в) бордовый, г) жёлтый, д) оранжевый.

7. а) тюльпан, б) ромашка, в) гвоздика, г) роза, д) ольха.

8. а) хоккей, б) футбол, в) шашки, г) волейбол, д) баскетбол.

9. а) отважный, б) смелый, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.

10. а) бережливость, б) обязанность, в) добросовестность, г) ответственность, д) старательность.

Субтест 3

Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркнуть.

1. ИСКАТЬ – НАХОДИТЬ. ДУМАТЬ –

а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать,

д) рассуждать.

2. ГОЛОД – СЛАБОСТЬ. ТРУД –

а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём.

3. САМОЛЁТ – СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ. КОРАБЛЬ –

а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта.

4. АВТОБУС – ЕХАТЬ. БАРАБАН –

а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать.

5. САД – ДЕРЕВЬЯ. ВАЗА –

а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д) приспособление.

6. ТУНДРА – КРАЙНИЙ СЕВЕР. ПУСТЫНЯ –

а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето.

7. РАСТЕНИЕ – СЕМЯ. КУРИЦА –

а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв.

8. КОЗА – ЖИВОТНОЕ. ХЛЕБ –

а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка.

9. РОЖЬ – ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ –

а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.

10. ПАРОХОД – ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД –

а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.

Субтест 4

Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.

Пример: ТРАМВАЙ, АВТОБУС – это виды пассажирского транспорта.

1. КОРОВА, ЛОШАДЬ – это …

2. МУРАВЕЙ, ДУБ – это …

3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА – это …

4. ОЗЕРО, РЕКА – это …

5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА – это …

6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА – это …

7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ – это …

8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ – это …

9. ГОЛОД, ЖАЖДА – это …

10. ВАГОН, ТЕЛЕГА – это …

Субтест 5

Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

1. 16 28 41 58

21 33 46 ?

2. 2 4 8

3 6 12

4 ? 16

3. 10, 7, 12, 9, …

4. 8, 2, 8, 3, 8, 4, …

5. 3 5 7 9

9 25 49 ?

6. 1, 3, 5, 7, 9, 11, …

7. 10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …

8. 6, 9, 12, 15, 18, …

9. 21, 42, 63, 84, …

10. 4, 1, 5, 2, 6, 3, …

Ключ

№ п/п

Суб.1

Суб.2

Суб.3

Суб.5

Суб.4

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

г

в

в

63

дом. животные

животные

живут в сарае

2.

г

д

г

8

жив. организмы

животные

живут в лесу

3.

д

г

а

14

жив. организмы

природа

летают, ползают

4.

д

д

а

8

Водоемы

вода

текут

5.

а

д

б

81

Школьные принадл.

вещи

лежат

в портфеле

6.

в

г

г

13

плоды

имеют

кожуру

красные

7.

г

д

г

13

Транспорт

машины

железные

8.

б

в

б

21

Спорт. инвентарь

кататься

вещи

для катания

9.

в

г

г

105

Состояние человека

страдание

хотеть есть

10.

в

б

б

7

прицеп

грузы возят

жел. дорога

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Источник