Тест раннего развития ребенка
Шкалы развития младенца Bayley
Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.
Тест состоит из 3 шкал:
- шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
- шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
- шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.
Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.
Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.
Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.
Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.
Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.
Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития
Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:
- развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
- умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
- вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
- причинные действия;
- построение объектных связей в пространстве;
- развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).
Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..
Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll
Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:
- физическое развитие;
- «социальная» шкала;
- шкала коммуникации;
- способность к обучению;
- шкала «самопомощи».
В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
Шкала ментального развития R. Griffiths
Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
- локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
- развитие речи;
- тонкая моторика;
- «персональная» шкала;
- «социальная» шкала.
После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
KID-шкала
Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
- познание;
- движения;
- самообслуживание;
- общение;
- языковая шкала.
По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:
- 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
- 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
- 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
- 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.
На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.
На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.
Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.
Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)
Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года – каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:
- здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
- группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
- группа нарушения развития – КПР ниже 80.
Шкала поведения новорожденных (NBAS)
Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.
Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.
Тестовая методика Prechtl, Beintema
Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.
Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.
Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.
Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. – («Краткое руководство»).
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- В чем своеобразие проявления чувства комического и прекрасного у дошкольников?
- О педагогической системе Марии Монтессори
- Найди отличия, «Щенок» для малышей
- Эгоцентризм
- Птица
- Как обезопасить ребенка на улице
- Домашние животные и их значение в развитии детей
- Гимнастика для ног «Медведь»
- Задание на развитие внимания «Дельфин-художник»
- Воровство
Источник
Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения |
ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)
Уважаемые родители!
- Прежде чем заполнять опросник, понаблюдайте несколько дней за Вашим ребенком.
- Не беспокойтесь, если Ваш малыш чего-то не говорит: у каждого ребенка свой путь речевого и коммуникативного развития.
Информация о ребенке: | Данные заполняющего опросник: |
Фамилия, имя: | Фамилия, имя, отчество: |
Пол: | Кем являетесь ребенку: |
Дата рождения (число, месяц, год – цифрами) | Образование: |
Возраст (количество полных месяцев на момент заполнения опросника): | Cпециальность: |
Посещает ли ребенок какое-нибудь дошкольное учреждение? | Город: |
Есть ли у Вашего ребенка серьезные заболевания? Какие? | Телефон: |
На какой неделе беременности родился? |
Дата заполнения__________________________________
Данный опросник представляет собой адаптированную для русского языка версию американского опросника, предназначенного для определения уровня речевого развития детей раннего возраста (The MacArthur Communicative Development Inventory).
Адаптирован сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена в 2002 году с разрешения авторов американской версии Л.Фенсона и Ф. Дейла.
1. СЛОВА
Укажите, если сможете, как ребенок произносит слово. Если это Вас затрудняет, просто поставьте знак ✓. Отмечайте только те слова, которые есть в самостоятельной речи ребенка, а не те, которые он повторяет за вами. (Если в одной графе даны два слова, отмечайте ее и в том случае, когда ребенок произносит только одно из них.)
1. Звукоподражания
а) Ваш ребенок употребляет звукоподражательные слова для обозначения предметов и действий | |
б) Часть звукоподражаний уже заменилась нормативными словами, например, вместо биби или ввв ребенок говорит машина | |
в) Ребенок уже не использует звукоподражания. При положительном ответе на этот вопрос сразу переходите к пункту 2. |
Слово | Значение | ✓ | Слово | Значение | ✓ |
1. а-а-а | качать; качаться | 20. кукареку | о петухе | ||
2. ав | о собаке | 21. ля-ля-ля | петь | ||
3. алё | о телефоне | 22. ме | о козе | ||
4. ам-ам, ням-ням | есть | 23. му | о корове | ||
5. бе | о баране, овечке | 24. мяу | о кошке | ||
6. биби | о машине | 25. пи-пи | о мышке, о цыпленке | ||
7. бл-бл | об индюке | 26. прыг | прыгать | ||
8. брр, ввв и т.п. | о машине | 27. ррр | о медведе; льве и др. | ||
9. бух, бах, бам | падать | 28. тик-так | о часах | ||
10. га-га | о гусях | 29. топ-топ | идти, ходить | ||
11. динь-динь | звенеть, о колокольчике | 30. тсс | тише! | ||
12. жж | о насекомых | 31.тук-тук | стучать; стучаться | ||
13. иа | об ослике | 32. ту-ту, чух-чух | о поезде, паровозе | ||
14. иго-го, цокающий звук | о коне, лошади | 33. уу | о волке | ||
15. кап-кап | о дожде, воде | 34. фу | о горячем; о запретном | ||
16. кар | о вороне | 35. хрр, хрю | о поросенке | ||
17. ква | о лягушке | 36. чик | включить | ||
18. ко-ко | о курице | 37. шш | о змее | ||
19. кря | об утке | 38. |
Заполняя опросник дальше, не отмечайте слово, если ребенок произносит звукоподража-ние (вместо собака говорит ав).
2. Животные (реальные или игрушечные)
1. бабочка | 7. ворона | 13. заяц | |||
2. баран | 8. голубь | 14. звери | |||
3. бегемот | 9. гусь | 15. змея | |||
4. белка | 10. ёж | 16. коза | |||
5 . волк | 11. жираф | 17. комар | |||
6. воробей | 12. жук | 18. конь | |||
19. корова | 28. муха | 37. свинка | |||
20. кошка | 29. мышка | 38. слон | |||
21. крокодил | 30. обезьяна | 39. собака | |||
22. курица | 31. овечка | 40. сова | |||
23. лев | 32. ослик | 41. тигр | |||
24. лиса | 33. петух | 42. утка | |||
25. лошадь | 34. поросенок | 43. цыпленок | |||
26. лягушка | 35. птичка | 44. черепаха | |||
27. медведь | 36. рыбка | 45. |
3. Транспорт
1. автобус | 6. кораблик | 11. самолет | |||
2. велосипед | 7. машина | 12. санки | |||
3. вертолет | 8. паровоз | 13. трактор | |||
4. грузовик | 9. поезд | 14. | |||
5. коляска | 10. пожарная машина | 15. |
4. Игрушки, книжки и т.п.
1. альбом | 10. кубики | 19. сказка | |||
2. ведро | 11. кукла | 20. фломастер | |||
3. грабли | 12. лопатка | 21. формочка | |||
4. игрушка | 13. мозаика/ пазл | 22. фотографии | |||
5. карандаш | 14. мяч | 23. шариk | |||
6. кисточка | 15. песенка | 24. юла | |||
7. клей | 16. пластилин | 25. | |||
8. книга | 17. ручка | 26. | |||
9. краски | 18. совок | 27. |
5. Еда
1. апельсин | 17. картошка | 33. мед | |||
2. арбуз | 18. каша | 34. молоко | |||
3. банан | 19. кефир | 35. морковка | |||
4. блины | 20. киви | 36. мороженое | |||
5. булка | 21. колбаса | 37. мясо | |||
6. варенье | 22. компот | 38. огурец | |||
7. виноград | 23. конфета | 39. оладьи | |||
8. витамины | 24. котлета | 40. печенье | |||
9. вода | 25. кофе | 41. пирог | |||
10. груша | 26. кукуруза | 42. помидор | |||
11. горох | 27. курица | 43. пряник | |||
12. грибы | 28. лук | 44. рис | |||
13. еда | 29. макароны | 45. рыба | |||
14. изюм | 30. малина | 46. сахар | |||
15. йогурт | 31. мандарин | 47. свекла | |||
16. капуста | 32. масло | 48. слива |
49. сметана | 56. торт | 63. чипсы | |||
50. сок | 57. тыква | 64. чупа-чупс | |||
51. соль | 58. фасоль | 65. шоколад | |||
52. сосиска | 59. фрукт | 66. яблоко | |||
53. суп | 60. хлеб | 67. ягода | |||
54. сыр | 61. чай | 68. яйцо | |||
55. творог | 62. черника | 69. |
6. Одежда и обувь
1. босоножки | 12. майка | 23. свитер | |||
2. ботинки | 13. носки | 24. тапки | |||
3. брюки | 14. обувь | 25. трусы | |||
4. бусы | 15. одежда | 26. туфли | |||
5. валенки | 16. пальто | 27. шапка | |||
6. варежки/ рукавицы | 17. перчатки | 28. шарф | |||
7. колготки | 18. пижама | 29. шорты | |||
8. комбинезон | 19. платье | 30. штаны | |||
9. кофта | 20. пуговица | 31. | |||
10. кроссовки | 21. рубашка | 32. | |||
11. куртка | 22. сапоги | 33. |
7. Части тела
1. брови | 10. лицо | 19. рот | |||
2. волосы | 11. лоб | 20. рука | |||
3. глазки | 12. нога | 21. спина | |||
4. голова | 13. ногти | 22. ушки | |||
5. губы | 14. нос | 23. шея | |||
6. живот | 15. палец | 24. щека | |||
7. зубы | 16. плечи | 25. язык | |||
8. колено | 17. пупок | 26. | |||
9. ладонь | 18. ресницы | 27. |
8. Дома: утварь, бытовые предметы, техника
1. банка | 13. компьютер | 25. мыло | |||
2. бумага | 14. корзина | 26. нож | |||
3. бутылочка | 15. коробка | 27. ножницы | |||
4. веник | 16. кошелек | 28. одеяло | |||
5. вилка | 17. кружка | 29. платок | |||
6. гвоздь | 18. лампа | 30. плита | |||
7. горшок | 19. лекарство | 31. подушка | |||
8. деньги | 20. ложка | 32. полотенце | |||
9. картинка | 21. магнитофон | 33. посуда | |||
10. кастрюля | 22. молоток | 34. пылесос | |||
11. ключи | 23. монетка | 35. радио | |||
12. коляска | 24. мусор | 36. расческа |
37. свет | 44. таз | 51. холодильник | |||
38. совок (для мусора) | 45. тарелка | 52. чайник | |||
39. соска | 46. телевизор | 53. часы | |||
40. стакан | 47. телефон | 54. чашка | |||
41. стиральная машина | 48. тряпка | 55. шампунь | |||
42. сумка | 49. утюг | 56. швабра | |||
43. таблетка | 50. фотоаппарат | 57. |
9. Квартира, мебель
1. балкон | 10. кран | 19. печка | |||
2. ванна | 11. кресло | 20. пол | |||
3. дверь | 12. кровать | 21. стол | |||
4. диван | 13. кухня | 22. стул | |||
5. душ | 14. лестница | 23. ступеньки | |||
6. зеркало | 15. лифт | 24. туалет | |||
7. ковер | 16. манеж | 25. шкаф | |||
8. комната | 17. мебель | 26. | |||
9. коридор | 18. окно | 27. |
10. Одежда и обувь
1. береза | 12. куст | 23. снеговик | |||
2. ветер | 13. лед | 24. солнце | |||
3. грязь | 14. лужа | 25. сосна | |||