Тест на развитие ребенка матрица
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности. Этот тест предназначен для детей от 4-5 лет (карточки серии А), 6-8 лет (серия АВ) и до 10 лет (серия В). Для решения задачи детям надо найти принцип, по которому построена данная матрица, и выбрать правильный ответ из предложенных внизу вариантов.
Инструкция
Посмотри внимательно на картинку. Нужно помочь починить испорченный коврик, и для этого тебе надо найти такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты, выбери правильный.
Проведение теста
Детям последовательно предъявляют матрицы в порядке возрастающей сложности, начиная с серии А и заканчивая серией, соответствующей возрасту ребенка. Хотя время решения практически не ограничивают, важно определить время реакции ребенка, то есть временной интервал между получением инструкции и ответом. Если ребенок затрудняется при выборе правильного варианта, возможна подсказка с развернутым объяснением способа решения данной задачи. Эта подсказка не снижает объективности теста, так как уровень сложности увеличивается. Если ребенок отвечает быстро, но неправильно, можно облегчить задание, закрыв половину предложенных для выбора рисунков.
Прежде всего подсчитывают количество правильных ответов (каждое верное решение опоминается в 1 балл), затем сумму полученных баллов и их Процент от общего количества ответов. В соответствии с процентом правильных ответов различают пять уровней интеллектуального развития детей:
1-й уровень (свыше 95%) — особо высокоразвитый интеллект;
2-й уровень (75-94%) — интеллект выше среднего;
3-й уровень (25-74%) — средний интеллект;
4-й уровень (5-24%) — интеллект ниже среднего;
5-й уровень (ниже 5%) — интеллектуальный дефект. Кроме уровня интеллектуального развития детей, тест Равена дает возможность проанализировать и процесс решения задачи.
Скорость ответа ребенка (время реакции) позволяет выделить импульсивных детей, то есть детей, которые отвечают не подумав, практически сразу после того, как они услышали инструкцию. Время реакции у таких детей -15-20 секунд. Большое количество неправильных ответов (до 50%) у них связано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятельность. Эти дефекты, не будучи собственно дефектами мышления, могут существенно снизить успеваемость ребенка в школе, а потому очень важно вовремя их выявить и, по возможности, скорректировать. Уменьшение поля обзора помогает снизить разброс внимания, а поэтому количество правильных ответов возрастает, когда мы закрываем три из шести предлагаемых для анализа вариантов. При занятиях с такими детьми необходимо специально выделять основные этапы ориентировки и последовательность операций, необходимых для правильного решения задачи. Возможно прилагать специально вычерченные схемы деятельности, которые также помогут ребенку ее организовать.
Анализ процесса решения заданий в тесте Равена помогает также выявить обучаемость детей, которая часто соответствует их способностям. Так, детям, которым трудно выполнять первые, достаточно легкие задания, необходимо объяснить путь их решения. В том случае, если дети моментально схватывают объяснения взрослого, быстро обучаются решать задачи этого типа, они могут перенести усвоенный прием и на более трудные, последние задания. Поэтому общий невысокий уровень работы этих детей (так же как и ошибки, допущенные ими в других тестах, в частности в тесте Когана) связан не с интеллектуальным дефектом, а с низким уровнем знаний, что может быть легко скорректировано при обучении.
Иногда дети хорошо справляются с первыми заданиями, а более трудные не решают, несмотря на помощь взрослого. В этом случае можно говорить об их низкой обучаемости и необходимости большего внимания со стороны взрослых, более полных и длительных объяснений нового материала.
Таким образом, в тесте Равена важно не только высчитать общее количество правильных ответов, но и выяснить, какие именно задания решил ребенок — только первые или и последние тоже.
Картинки к тесту здесь.
Источник
Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.
Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена
Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.
При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.
Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.
Откройте буклет на первом задании А1.
– Посмотри сюда.
Укажите на верхнюю фигуру
– Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу…
Укажите на каждый из фрагментов по очереди
– …имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.
Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.
– Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.
Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена.
Переходите к заданию A2.
– А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.
Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме.
Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите:
– Посмотри внимательно на эти кусочки.
Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.
– Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков.
Снова укажите на каждый из шести фрагментов.
– Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда.
Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент.
Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите…
– Этот кусочек действительно подходит сюда?
Если испытуемый скажет «да», примите его выбор с одобрением независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите…
– Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек,
Независимо от правильности ответа снова спросите…
– Этот подходит?
Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите…
– Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный?
Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.
Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4.
На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1 — A3, следует перейти к планшетной форме теста.
Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6.
– Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков…
Укажите на каждый фрагмент по очереди.
– …подходит сюда?
Покажите на свободное место, которое следует заполнить.
– Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него.
Запишите окончательный ответ.
По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость.
Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться.
Если ребенок «застрял» на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности.
Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как «догадки иногда бывают правильными».
Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB, снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
– Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный — только один. Который?
При выполнении заданий от АB1до АB5, после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный…
– Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок?
Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней.
Как и прежде, если испытуемый отвечает «да», примите (и запишите) его выбор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор.
При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите …
– Посмотри внимательно на картинку.
Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
– Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку.
Укажите по очереди на каждый из фрагментов.
– Какой из них?
Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.
Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора. При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой.
Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы. Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В, пока это является целесообразным.
Планшетная форма тестового буклета . Серия А.
Cкачать буклеты Серии A, AB, B в PDF-формате
Оценка и интерпретация
Подсчет баллов
За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.
Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А , то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.
При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения.
Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить. Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.
Когда тест проводится индивидуально по книжной форме , засчитывается как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.
Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.
Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.
Несогласованности и ошибки.
Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.
Представление результатов
Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.
УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.
УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%.
УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже , чем медиана.
УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.
УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.
Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде:
Общий балл 24
Несогласованности -1,0,+1
Уровень II +
Количество ошибок: Нормальное.
Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (вся серия – А + АВ + В)
Возраст ребёнка | Среднее значение (баллы) | Разброс (в баллах) |
---|---|---|
4,5 – 5,5 лет | 14 | 8-22 |
5,5 – 6 лет | 17 | 12-24 |
6 – 6,5 лет | 18 | 13-27 |
6,5 – 7 лет | 20 | 14-29 |
7 – 7,5 лет | 22 | 15-30 |
7,5 – 8 лет | 23 | 16-31 |
8 – 8,5 лет | 24 | 17-32 |
8,5 – 9 лет | 26 | 18-34 |
9 – 10 лет | 29 | 20-35 |
10 – 11 лет | 32 | 21-35 |
Источник
ТЕСТ РАВЕНА (RAVEN PROGRESSIVE MATRICES) является одним известных и популярных тестов, применяемых в диагностической работе практическими психологами. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше.
При работе с тестом реализуются следующие психические процессы: 1.poromost – внимание, внимательность (внимание отделяется от воспитания и мышления); 2. percepcia – восприятие, восприимчивость; 3. myslenie – мышление, понятливость. Измеряемые тестом умения и навыки в определенной мере репрезентуют интеллект. Но было бы ошибкой считать тест Дж. Равена «чисто» интеллектуальным тестом. Он скорее дополняет собой ряд существующих тестов общих способностей. Тест Дж. Равена – это оценка способностей воспринимать абстрактные формы, охватывать их индивидуальные особенности, выявлять их взаимосвязь, а потому он требует использования метода логических рассуждений. То есть прогрессивные матрицы Дж. Равена позволяют моделировать процесс принятия логического решения в условиях, где оно связано с выбором оптимального варианта в кратчайший срок.
Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и не зависят от их образовательного уровня. В связи с графическим характером материала результат зависит от способности к логическому анализу, а главное, от особенностей целостного восприятия образа и пространственного воображения. Они могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития. Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.
ВАРИАНТЫ ТЕСТА РАВЕНА
Цветные прогрессивные матрицы: 4,5 – 9 лет; испытуемые с аномальным развитием; реабилитационные исследования лиц старше 65 лет;
Стандартные прогрессивные матрицы: дети от 8 до 14 лет; взрослые от 20 до 65 лет
Продвинутые прогрессивные матрицы: испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего.
Таким образом, в совокупности, шкала Прогрессивных матриц Равена охватывает широкий возрастной диапазон интеллектуального развития. Когда необходима более детальная дифференциация на нижнем или верхнем конце шкалы Стандартных матриц, следует использовать Цветные или Продвинутые матрицы.
ЦЕЛИ, ОБЛАСТИ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
1. В России и за рубежом тест Равена зарекомендовал себя как отличный инструмент для научных исследований, направленных на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Общепризнанным является отнесение теста Равена к классу практических тестов, что делает его весьма пригодным и необходимым в профессиональной психодиагностике, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Возможность же с помощью теста Равена оценки особенностей пространственного и комбинаторного мышления, равно как и динамических показателей мышления в целом, значительно повышают релевантность теста по отношению к задачам профориентации и профконсультирования.
4. В сфере образования тест эффективно используется для прогнозирования успехов в обучении детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
5. В сфере клинических исследований тест применяется для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
6. Невербальная форма процедуры делает тест незаменимым в условиях клинико-дефектологического исследования лиц с различными нарушениями речи и слуха, а также людей с низким уровнем образования (неграмотные люди любого возраста; дети, не умеющие читать и писать).
7. Тест является незаменимым инструментом в оценке уровня интеллектуального развития лиц, находящихся или находившихся в условиях обеднённой среды общения (заключённые).
8. Наконец, нельзя не упомянуть о возможном неспецифическом использовании матриц Равена в качестве тестового материала для других методик. Например, при исследовании уровня притязаний.
К числу очевидных преимуществ Прогрессивных матриц Равена следует отнести хорошую теоретическую и методологическую обоснованность теста; конструктивную однородность тестовых заданий; быстроту проведения и относительную лёгкость обработки результатов тестирования; а также возможность проведения обследования с помощью теста групп людей и отдельных испытуемых, различающихся по социальным, возрастным и другим параметрам.
ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА
Методические рекомендации
Составители: О.Е. Мухордова, Т.В. Шрейбер
Аннотация
Методические рекомендации включают в себя исторические, теоретические, методологические, методические и психометрические сведения о невербальном тесте «Прогрессивные матрицы Равена». Представлены основные этапы работы с тестом: алгоритм проведения, обработки, анализа, интерпретации результатов теста; каждый этап проиллюстрирован примерами. Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология», и могут использоваться на практических занятиях по курсам «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Психологическая служба в образовании», а также в процессе прохождения учебно-диагностической практики. Рекомендации могут быть полезны обучающимся в системе повышения квалификации, при проведении научных исследований, в практической работе психологов в системе образования и клинических психологов.
Содержание
Раздел I. Особенности создания, апробации и применения теста «Прогрессивные матрицы Равена»
Введение
История создания теста, его теоретические и методологические основания
Психометрические характеристики теста
Назначение и сферы применения теста
Раздел II. Чёрно-белые матрицы Равена
Структура теста
Процедура проведения и регистрации результатов
Обработка и анализ результатов
Раздел III. Цветные матрицы Равена
Структура теста
Процедура проведения и регистрации результатов
Обработка и анализ результатов
Приложение 1. Бланк для регистрации результатов (чёрно-белые матрицы)
Приложение 2. Бланк для регистрации результатов (цветные матрицы – стандартная процедура)
Приложение 3. Бланк для регистрации результатов (цветные матрицы – модифицированная процедура)
Приложение 4. Образцы заключений
#Аутизм #РАС #Прогрессивные_матрицы_Равена #Исследование_интеллекта #Диагностика #Психология #Autosanimus
Источник