Тест на развитие ребенка 1 месяц

Первые месяцы жизни ребенка

Ребенку первый месяц
Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные движения. Если прикосновение не вызывает никакой реакции, повторите его несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке.
Вложите палец в ладошку малыша. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его. Придерживая за запястья, аккуратно приподнимайте кроху над кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а вы бы его только страховали.
Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его и держите на руках приблизительно под углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот момент, когда вы его поднимаете или вскоре после изменения положения.
Если поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки. ( Однако это не значит, что таким образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше. )
Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, находящегося в слегка затемненном пространстве ( повесьте над кроватью большой темный платок ). Глазки младенца должны задержаться на несколько секунд на пятне света.
Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза малыша должны на секунду задержаться на движущейся тени.
Кусочком ваты делайте движения, как при чистке носа ( без прикосновения к слизистой ). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
После того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить ртом.
В возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется раньше, уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й недели улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая» улыбка.

К концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны.

Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет. На них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к осмысленным движениям, повышая интеллект.

Ребенку второй месяц
Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя не должна превышать 30 секунд.
Если младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка, перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться согласованное движение глаз малыша: они, то имаются, то опускаются.

Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.

Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, – яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации.

Ребенку третий месяц
Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, он будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов, исчезает из поля зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд он продолжает смотреть вслед исчезнувшей игрушке.

Читайте также:  Задержка в развитии роста и веса у ребенка

Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них.
Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».

Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.
Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что же произошло.
Лежа на животе, ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.

На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Источник

Для работы понадобятся следующие материалы:

  • Целлулоидная   погремушка, с одной стороны белая, с другой – крас­ная, длиной 18 см, диаметр – 6-8 см.
  • Погремушка       в пестрых полосках с большим кольцом на конце, за ко­торое мог бы схватиться ребенок.
  • Трехзубчатая    детская трещетка из твердого дерева, дающая равно­мерный глухой звук.
  • Линейка               из мягкого дерева 50 см длиной и 5 см шириной. Круглая палочка также из мягкого дерева, длиной 25 см и диаметром 1 см.
  • Свисток.
  • Лягушка              из жести. Если на нее надавить, то она производит ква­кающие звуки.
  •    Две        аллюминевые ложки.
  • Жестяной            барабан диаметром в 16 см и высотой 8 см и палочка из мягкого дерева.
  • Тонкая  белая картонная покрышка (16:23), сложенная таким обра­зом, что два узких края накладываются друг на друга.
  • Картонная          доска (18:23), с обеих сторон оклеенная матовой крас­ной бумагой.
  • Большая              ширма. Серая картонная доска (24:38). Картон толщиной в несколько миллиметров, его нельзя согнуть.
  • Хлопок или вата.
  • Пеленка, по возможности не пропускающая света (50:50).
  • Младенческий рожок, наполненный безопасной белой, по возмож­ности не пахнущей жидкостью. Рожок закрывается пробкой и свер­ху натягивается соска так, чтобы пробка была спрятана. Вид рожка должен во всех отношениях (форма, величина, цвет, уровень жид­кости в рожке) соответствовать обычному для ребенка рожку с мо­локом.
  • Моток красной шерсти в 500 г.
  • Заячья маска коричневого тона в 30 см высотой и 17 см шириной.
  • Карманный        фонарик в форме стержня.
  • Кукла   из красно-серой резины в 14 см высотой.
  • Настольный       колокольчик в 7 см шириной и 15 см высоки. К коло­кольчику прикреплен шнур длиной в 80 см.
  • Маленький         металлический колокольчик в 3 см высотой с деревян­ной рукояткой в 2 см длиной.
  • Полые   кубики из тонких деревянных дощечек. Длина ребер 6 кубов – 4 , 5, 6, 7, 8, 9 см. Одна сторона отсутствует, благодаря че­му они свободно входят друг в друга. Снаружи кубы выкрашены красной краской и покрыты лаком.
  • Коробка              (правильный куб) без крышки с длиною сторон в 6 см из тонкого дерева, покрытая синей глянцевой бумагой.
  • Белая    картонная коробка (9:7:5) со свободной открывающейся крышкой.
  • Секундомер.

Серия тестов для определения уровня развития ребенка первого месяца жизни

Тест 1.

Повернуть голову на прикосновение к щеке (пищевая реакция). Обследователь касается щеки ребенка указательным пальцем. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то обследователь повто­ряет и, смотря по обстоятельствам, слегка гладит ребенка по щеке.

+ Ребенок поворачивает голову; безразлично, поворачивает ли он голову к руке обследователя или отворачивается от нее. Важно, что­бы помимо поворота головы, наступали еще движения рта, открывание или сосательные движения, которые при известных обстоятельствах предшевствуют повороту головы. Однако сосание без какого-либо дви­жения головы не может считаться положительным результатом.

Читайте также:  Игры развитие ребенка по месяцам таблица

 Тест 2.

Уцепиться за прикасающийся предмет. Обследователь кладет свой палец на ладонь ребенка.

+ уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок захватывает палец обследователя тотчас, как только он касается руки, и удерживает его.

Тест 3.

Успокоится при изменении положения. Если ребенок, лежа в своей кроватке, кричит и беспокойно движется, обследователь берет его, быстро и высоко поднимает и держит наклонно в своих руках прибли­зительно под углом 45.

+ Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения. Ожидать наступления беспокойного состояния.

Тест 4.

Успокоится при легком шуме. Обследователь размахивает погремуш­кой непосредственно около кровати ребенка.

+ Ребенок успокаивается во время шума или по окончании его. Усло­вием для применения этого теста служит беспокойное состояние ребен­ка, наступающее в конце каждой тестовой ситуации.

Тест 5.

Задержать глаза на свете из затемнения. Зажженный карманный фо­нарик помещается на расстоянии 1м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затем­нения достигается проще всего платком, повешенным на сетку крова­ти или на вытянутую руку обследователя. Фонарик в руке обследова­теля помещается в направлении взгляда ребенка.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если взгляд ребенка задерживается на свете несколько секунд.

Тест 6.

Зрительная реакция на затемнение. Обследователь склоняется над кроваткой так, что его тень покрывает поле зрения ребенка, потом медленно отодвигается в сторону (повторить 1-2 раза).

+ Взгляд задерживается в продолжение секунды на движущейся тени.

Тест 7.

Движение “убегания” при стесняющем прикосновении. Обследователь производит у носа ребенка кусочком ваты движения прочищения носа, но при этом без прикосновения к слизистой оболочке носа.

+А. Ребенок перед началом держит голову спокойно; от прикос­новения ваты уклоняется, отворачивает голову в стороны или двигает ею туда-сюда.

+Б. Если младенец перед началом теста уже двигает головой, то тест рассматривается как решенный, если последует внезапное тор­можение или усиление движений, или же наблюдается ясное изменение направления движений. (При неясном решении, рекомендуется опыт пов­торить второй раз. Многократное повторение недопустимо).

Тест 8.

Неспецифическая общая реакция на мешающую картонную покрышку. Картонная покрышка, согнутая по середине, кладется на лицо ребен­ка таким образом, что сгиб покрышки лежит прямо над носом. Тест не рекмендуется проводить самим, эксперимент должен проводить специалист.

+ Младенец делает оживленные движения, двигая также и головой. Обследователю лучше всего наблюдать эти движения по движениям кар­тонной покрышки.

Тест 9.

Приподнять немного голову в положении на животе. Ребенок, не стесненный в свободе своих движений подушкой или пеленками, кладется на живот так, что его руки лежат в согнутом положении по обеим сторонам головы, а лицо касается подстилки. Опыт только тогда может быть удачен, когда руки ребенка согнуты и протянуты вплотную у тела. При возможных неудачах необходимо произвести небольшие изменения в первоначальном положении ребенка.

+ Младенец поднимает голову хотя бы на один момент.

Тест 10

Открывать рот после потери источника пищи. Ребенок находится в обычной для кормления ситуации. После того, как ребенок пососал, сосок или грудь вынимаются

+ Ууровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок придвигает голову к источнику пищи и пытается схватить его открытым  ртом. Все попытки этого рода оцениваются как положительные.

Серия тестов для определения уровня развития ребенка  второго месяца жизни

Тест 1

Повянуть голову к шуму. Непосредственно около кровати и вне направлении взора ребенка приводится в действие погремушка, производящая громкий звук. Обследователь также находится вне поля зрения ребенка.

+  Как только звучит погремушка, ребенок автоматически поворачивает голову в направлении звука.

Тест 2

Прислушиваться к колокольчику. В продолжение 30 сек. на расстоянии 1/2 м сбоку от ребенка звучит маленький колокольчик. Обследо­ватель не должен показываться в поле зрения ребенка.

+  Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок реагирует на звук колокольчика, приостанавливая движе­ния на одно мгновение или поворачивая голову к звуку.

Тест 3

Ответить специфически на четыре акустических раздражителя. Ре­бенку предлагается четыре акустических раздражителя с интервалом в 30 сек. 1) шум трещотки; 2)звук свистка, непрерывно звучащего, 3) звук свистка с секундными интервалами (прерывистый звук); 4)шум от ударов по дереву, также с секундными интервалам. Каждое раз­дражение продолжается 30 сек. Обследователь должен быть скрыт от ребенка.

+ В этом опыте должны быть различные решения. Существенно только, чтобы реакция на отдельные раздражения ясно отличалась друг от друга (бурные движения рук, открыть рот, замереть, неудовольствие, наморщивание лба и т.д.)

Тест 4

Смотреть пристально на свет. Зажженный карманный фонарик поме­щается в поле зрения ребенка на расстоянии около 1/2 м.

+Ребенок смотрит на свет неподвижным взором.

Тест 5

Пристально следить за движущейся шерстью. Пучок красной шерсти в направлении взгляда ребенка, перед его глазами, приблизительно на расстоянии 23 см. Если взгляд ребенка остановится на шерсти, то надо шерсть медленно несколько раз передвигать из стороны в сторон. Надо быть внимательным к тому, чтобы шерсть вначале и во время движения все время находилась в поле зрения ребенка.

Читайте также:  Всестороннее развитие и гармоничное развитие ребенка

+ Младенец однократно следует глазами в одну и другую стороны. Тест считается решенным и тогда, когда опыт удался хотя бы один раз после многократных попыток.

Тест 6

Остановить взгляд на движущемся позади предмете (расширение зрительного поля). Обследователь, стоя сбоку около кровати ребенка, немного наклоняется над ним и медленно передвигается к верхнему концу кровати. Голова обследователя помещается в поле зрения ребенка на расстоянии ½ м. от его глаз. Затем обследователь выходит на еще один шаг за конец кровати.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок следует движению головы, поворачивая ее назад за обследователем. Важно, чтобы из обычного положения ребенок закидывал голову назад.

Тест 7.

Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею. Проведение опыта не специалистом, не рекомендуется.

+  Ребенок делает все  телом неспецифические движения, но не освобождается от пленки.

Тест 8.

Держать голову прямо при поднимании. Обследователь приводит ребенка из горизонтального в вертикальное положение, поддерживая его одной рукой за спину и таз, а другой – за голову и плечи. Затем он внезапно лишает голову ребенка поддержки, готовый сейчас же подхватить ее, если ребенок не в состоянии удержать голову и будет ронять ее вперед или назад. Эксперимент требует особой осторожности, рекомендуется проводить только специалисту.

+  Ребенок держит голову несколько секунд.

Тест 9.

Успокоиться при уговаривании. Обследователь склоняется над кро­ватью ребенка, если тот находится в состоянии легкого беспокойст­ва, и сдержанным тоном говорит с ребенком 1/2 мин.

+ Ребенок или постепенно перестает кричать, или замолкает по прекращении разговора.

Тест 10.

Специфическая реакция на обычное положение при кормлении. Испы­туемый помещается в обычное для него положение кормления. Рожок или грудь не даются.

+ Ребенок реагирует специфическим образом. Во внимание принима­ются: открывает рот, поворачивает голову в сторону, сосет, выра­жает нетерпение или успокаивается. Однако появление одной из описанных реакций не достаточно.

Серия тестов для определения уровня развития ребенка  третьего месяца жизни

Тест 1.

Ищущие повороты головы при продолжающемся звуке. Порядок опыта, как и два месяца (тест 2).

+  Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок поворачивает голову с одной стороны в другую, не пред­почитая особенно направления, из которого исходит звук.

Тест 2.

Пристально смотреть на отдаленный предмет (расширение зритель­ного поля). Пучок шерсти помещается в зрительное поле на расстоя­нии 1 м, и как только на шерсть падает взгляд ребенка, последняя медленно поднимается вверх, причем обследователь удаляет шерсть до тех пор, пока ребенок следует взглядом.

+ Ребенок следит за шерстью до расстояния около 2 м.

Тест 3.

Оглядываться назад или вперед при ношёнии. Обследователь берет ребенка на руки так, чтобы взгляд ребенка был обращен не на лицо обследователя, но в противоположную сторону комнаты. Как только ребенок смотрит в направлении комнаты, обследователь начинает но­сить его по комнате в течение 2 минут.

+ Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит вокруг.

Тест 4.

Следить глазами за движущимся предметом. Порядок проведения опыта, как и 2 мес. тест 5, только вместо шерсти применяется погре­мушка.

+ Ребенок следит взглядом продолжительное время за движущейся туда и сюда погремушкой. Если ребенок только один раз последит за ее движением в сторону и назад, тест оценивается как нерешенный.

Тест 5.

Прислушаться к шуму погремушки, лежа на животе. Испытуемый при­водится в положение лежа на животе (тест 9, первый месяц). Сбоку от ребенка (25 см от его головы) обследователь размахивает погре­мушкой.

+А. Ребенок, который уже поднял голову, пока погремушка еще не зазвучала или поднимает голову еще выше, или поворачивает ее в направлении звука;

+Б. Поднимает голову к источнику звука.

Тест 6.

Держать голову приподнятой в положении на животе. Порядок про­ведения, как и тест 9 первый месяц жизни.

+ Ребенок поднимает голову на несколько см и удерживает ее нес­колько секунд. Положительная оценка решения следует только тогда, когда ребенок не сразу роняет голову после поднимания ее от повер­хности и держит ее высоко не менее 30 сек.

Тест 7.

Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняет­ся над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.

+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок смотрит на обследователя и реагирует улыбкой или гуле­нием.

Тест 8.

Гуленье. Здесь подразумевается спонтанная реакция, которая об­следователем не может быть вызвана произвольно. Ее появления надо ожидать или спросить у матери.

+ Ребенок гулит.

Тест 9.

Смотреть вслед исчезнувшему предмету (персервация взгляда). Пу­чок шерсти помещается в поле зрения ребенка на расстоянии 25 см от его глаз. Через несколько секунд шерсть внезапно удаляется из поля зрения ребенка.

+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором предмет исчез, и смотрит в продолжение нескольких секунд ему вслед.

Читайте продолжение статьи “Как определить уровень развития ребенка первого года жизни”:

Тесты для детей 4 – 6 месяцев жизни

Источник: “Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни” Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.

Источник