Тест на развитие общения с ребенком
Тест для родителей.
«Я и мой ребенок».
Тест дополняет ваше представление о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы | Ответы | ||
Можете ли вы | Могу и всегда так поступаю. | Могу, не всегда так поступаю. | Не могу. |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | А | Б | В |
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? | А | Б | В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | А | Б | В |
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? | А | Б | В |
5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? | А | Б | В |
6. Поставить себя на место ребенка? | А | Б | В |
7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? | А | Б | В |
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | А | Б | В |
9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | А | Б | В |
10.Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? | А | Б | В |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, кА захочет и не во что не вмешиваться? | А | Б | В |
12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? | А | Б | В |
ИТОГО: |
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Результаты теста «Я и мой ребенок».
От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Результаты теста:
«Понимаю ли я своего ребенка?»
100 -150 очков. Вы хорошо понимаете ребенка. Для идеала Вам не хватает одного шажка. Им может стать мнение ребенка. Рискнете?
50 -99 очков. Вы на правильном пути к пониманию ребенка. Проблемы с ребенком Вы можете решить, если начнете с себя. И не надо оправдываться нехваткой времени или сложной натурой ребенка.
0 – 49 очков. Увы, Ваш ребенок вызывает сочувствие. Но еще не все потеряно. Обратитесь за советом к опытному педагогу.
Тест для родителей.
«Какой Вы воспитатель».
Попробуйте. не торопясь, предварительно обдумав, на вопросы теста, используя ответы да, нет, иногда.
- Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
- Считаете ли Вы, терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
- Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
- Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это – прямой результат неправильного воспитания?
- Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
- Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
- вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
- Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Не отвлекай меня», «Я занята, не мешай» и т.д.?
- Интересны ли вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
- Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?
За каждый ответ «ДА» запишите себе 2 очка, за ответ «НЕТ» – 0 очков, за ответ «ИНОГДА» – 1 очко.
Результаты теста:
« Какой Вы воспитатель?».
Менее 6 очков. У Вас, очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.
От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить ребенку выходные, а в течении недели, как бы Вы не устали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.
От 15 и выше. Вы прекрасные родители. Ваш ребенок получает в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом – пределов совершенству нет, особенно в таком деле, как воспитание детей.
Анкета для родителей.
«Наказания в воспитании».
Данный опросник является анонимным (Вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?
.
- Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребенка – семья или дошкольное образовательное учреждение? _
- Вас наказывали Ваши родители?
- Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? Подчеркните: пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, ставили в угол, били кулаком, лишали еды, сажали в темное место, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствия, другое .
- Как вы наказываете вашего ребенка?.
- Продолжите высказывание: « Мне приходиться наказывать ребенка, когда он …
- Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к вашему ребенку?
- Что раздражает вас в ребенке?
- Что Вас раздражает в себе?
10. Знакомы ли Вы с основными документами по защите прав детей?
11. Существуют ли в вашей семье проблемы, по которым вам нужна помощь специалиста (врача, психолога, юриста)?
12. В чем, по-вашему, проявляется нарушение прав ребенка?
Опросный лист для родителей
«Эмоциональное благополучие ребенка в группе»
- С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад:
радостным, иногда не хочет, часто отказывается, капризничает.
- В чем Вы видите причину нежелание ребенка идти в детский сад:
трудности в отношении с педагогом, сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другое
- Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно. С кем именно: с воспитателями; с помощниками воспитателя; с музыкальным руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами
Неблагополучно. Иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки; другое
- С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается? _
- Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да, нет, иногда
- Жалуется ли ваш ребенок на сверстников: да, нет, иногда
На что жалуется: дети не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; другое
- Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с
ровесниками?
- В чем проявляется у Вашего ребенка чувство собственного
достоинства?
- Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей,
взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают)?
- Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный,
терпеливый, чуткий, уступчивый, приветливый или вспыльчивый, склонный
чаще командовать, чем подчиняться
- Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями
на общения ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого
влияния не оказывают ; благополучие семейных отношений – это
психологическая зашита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь
в детском саду; сущность семейных отношений еще не достаточно понятна
ребенку, поэтому никакого влияния не оказывает
Оценка неблагополучия ребенка в группе
Фамилия, имя ребенка
Возраст Дата проведения наблюдения сентябрь 2007г
№ | Действия ребенка | О | Ч | И | Р | Н |
1 | Играет в одиночестве | |||||
2 | Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми | |||||
3 | Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу | |||||
4 | Играет с одним и тем же ребенком | |||||
5 | Не отходит от воспитателя, избегает других детей | |||||
6 | Вступает в конфликт с детьми | |||||
7 | Ссорится, обижает детей | |||||
8 | Плачет | |||||
9 | Жалуется воспитателю | |||||
10 | Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр) |
Оценка неблагополучия ребенка в группе
Фамилия, имя ребенка
Возраст Дата проведения наблюдения сентябрь 2007г
№ | Действия ребенка | О | Ч | И | Р | Н |
1 | Играет в одиночестве | |||||
2 | Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми | |||||
3 | Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу | |||||
4 | Играет с одним и тем же ребенком | |||||
5 | Не отходит от воспитателя, избегает других детей | |||||
6 | Вступает в конфликт с детьми | |||||
7 | Ссорится, обижает детей | |||||
8 | Плачет | |||||
9 | Жалуется воспитателю | |||||
10 | Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр) |
Тест для родителей.
«Понимаю ли я своего ребенка?»
- На некоторые поступки ребенка Вы частенько реагируете настоящей бурей, а потом жалеете об этом.
- Вы пользуетесь советами со стороны, если не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.
- Вы считаете лучшими советчиками в воспитании ребенка собственные опыт и интуицию.
- Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали бы.
- Вас обижает отрицательное мнение посторонних о ребенке.
- Вам случается просить прощения у ребенка за какие-то свои слова или поступки.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей – таково Ваше глубокое убеждение.
- Некоторые различия между Вашим характером и характером ребенка Вас радует.
- Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
- У ребенка полно игрушек, поэтому вы запросто можете удержаться от приобретения очередной.
- Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – ремень.
- Ваш ребенок – настоящий идеал, именно о таком Вы и мечтали.
- Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот и неприятностей, чем радости.
- Иногда Вам кажется, что именно от ребенка Вы набираетесь новых мыслей и идей.
- Вы в состоянии конфликта с ребенком.
На вопросы теста можно отвечать: да, нет, не знаю. За каждый ответ «да» на вопросы под четными номерами, а также «нет» на вопросы под нечетными номерами начислите себе по 10 очков, за каждые «не знаю» – 5 очков. Теперь подсчитайте полученную сумму.
Источник
Оценка эффективности стиля педагогического
общения педагога с детьми
(Ю. Вьюнкова)
Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:
- абсолютно верно — 2 балла
- да, верно — 1 балл
- ни да ни нет — 0 баллов
- в общем, нет — 1 балл нет, неверно — 2 балла
Утверждения
- Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.
- Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что думаете?», «О чем молчите?»
- Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
- Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.
- У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно,
- Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.
- Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.
- Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и др.).
- Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.
- Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.
- Я являюсь для своих детей (воспитанников) товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.
- Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от их успехов.
- Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
- Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.
- Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
- Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.
- Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.
- В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.
- Мои дети (воспитанники) владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.
- Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания
Обработка результатов
Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.
Уровень 1
Количество баллов от 2 до 1,1
Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?
Уровень 2
Количество баллов от 1 до 0,1
Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.
Уровень 3
Количество баллов от 0 до —0,9
Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!
Уровень 4
Количество баллов от —1 до —2
Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обои случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.
Источник
Тестовые задания по МДК 02.06 «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
1 вариант
Определите вид деятельности: взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата – это…
А. игра
Б. труд
В. общение.
О чем идет речь: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения: возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, взрослый выступает как источник информации:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5.Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы:
А. ситуативно-личностное
Б. внеситуативно- познавательное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: общение целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера, не связано с их предметными действиями. Основные средства общения – экспрессивно-выразительные движения.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. «Устный дневник» – это:
А. фиксация взрослым темпов развития ребенка
Б. беседа о событиях из жизни детей.
8. О чем идет речь: деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств – это:
А. форма общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
9. О чем идет речь: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
10. Что называют «школой произвольного поведения»:
А. труд,
Б. ролевую игру,
В. соревнование?
11. Назовите 4 методики, с помощью которых можно определить социометрический статус ребенка в коллективе сверстников_______________________________________________________
2 вариант
1. О чем идет речь: образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения, – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
2. О чем идет речь: операции, с помощью которых осуществляются действия общения – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
3. Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения: выражаются в способности к сотрудничеству в игре, в общей деятельности, взрослый выступает как партнер:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
4. Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: позы, жесты, действия с игрушками:
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: проявляет интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любит разговаривать о том, ка надо себя вести, стремиться действовать по правилам:
А. внеситуативно-личностное
Б. ситуативно-личностное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста, наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника, появляется конкурентное, соревновательное начало, среди средств общения начинают преобладать речевые.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. Психологическая сущность потребности в общении состоит в:
А. потребности в безопасности,
Б. потребности во впечатлениях,
В. в стремлении к познанию самого себя и других.
8. «Госпитализм» – это:
А. длительное нахождение в больнице маленьких детей по болезни,
Б. внесемейное воспитание, оставшихся без родителей маленьких детей.
9. Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением называется:
А. произвольным поведением
Б. непроизвольным поведением.
10. Расставьте формы общения дошкольников со сверстниками в порядке их возникновения:
А. Ситуативно-деловая,
Б. внеситуативно-деловая,
В.эмоционально-практическое.
11. Назовите возможные варианты социометрического статуса ребенка в коллективе сверстников______________________________________
Ключ к тестовым задания по МДК 02.06
«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
1 вариант
Определите вид деятельности: взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата – это…
А. игра
Б. труд
В. общение.
О чем идет речь: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения:
– возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, взрослый выступает как источник информации;
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
Определите, к какой категории относятся следующие средства общения:
– взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5.Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка:
– предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы:
А. ситуативно-личностное
Б. внеситуативно- познавательное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками:
– общение целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера, не связано с их предметными действиями. Основные средства общения – экспрессивно-выразительные движения.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. «Устный дневник» – это:
А. фиксация взрослым темпов развития ребенка
Б. беседа о событиях из жизни детей.
8. О чем идет речь: деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств – это:
А. форма общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
9. О чем идет речь: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
10. Что называют «школой произвольного поведения»:
А. труд,
Б. ролевую игру,
В. соревнование?
11. Назовите 4 методики, с помощью которых можно определить социометрический статус ребенка в коллективе сверстников
«Репка», «День рождения», «Два домика», «Капитан корабля», «Полет на луну», «Пьедестал», «Радости и огорчения» и др.
2 вариант
1. О чем идет речь: образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения, – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
2. О чем идет речь: операции, с помощью которых осуществляются действия общения – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
3. Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения:
– выражаются в способности к сотрудничеству в игре, в общей деятельности, взрослый выступает как партнер:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
4. Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: позы, жесты, действия с игрушками:
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: проявляет интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любит разговаривать о том, ка надо себя вести, стремиться действовать по правилам:
А. внеситуативно-личностное
Б. ситуативно-личностное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста, наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника, появляется конкурентное, соревновательное начало, среди средств общения начинают преобладать речевые.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. Психологическая сущность потребности в общении состоит в:
А. потребности в безопасности,
Б. потребности во впечатлениях,
В. в стремлении к познанию самого себя и других.
8. «Госпитализм» – это:
А. длительное нахождение в больнице маленьких детей по болезни,
Б. внесемейное воспитание, оставшихся без родителей маленьких детей.
9. Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением называется:
А. произвольным поведением
Б. непроизвольным поведением.
10. Расставьте формы общения дошкольников со сверстниками в порядке их возникновения:
2. А. ситуативно-деловая,
3. Б. внеситуативно-деловая,
1. В.эмоционально-практическое.
11. Назовите возможные варианты социометрического статуса ребенка в коллективе сверстников
«Звезды», популярные; предпочитаемые, игнорируемые, отвергаемые
Источник