Теория сирса о развитии и воспитании ребенка в семье
Р. Сирс изучал отношения родителей и детей (понятие социализации). Если, по Б. Скиннеру, подкрепление приводит к увеличению вероятности появления определенного поведения при определенных условиях, то, по Р. Сирсу, подкрепление ведет, прежде всего, к снижению мотивации. В активном поведении он выделял действие и социальное взаимодействие.
Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, возникающие в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, как следствие социальных влияний.
Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.
Р. Сирс рассматривает поведение человека по следующей схеме.
- – первичная потребность вызывает состояние напряжения – мотив;
- – напряжение активизирует поведение, которое вызывает определенное состояние среды;
- – достижение цели приводит к снятию напряжения, а затем к закреплению связи между потребностью и поведением.
По мнению Р. Сирса, развитие ребенка определяет практика воспитания, отсюда так важно просвещение родителей.
В самом развитии Р. Сирс выделяет 3 фазы:
фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года);
фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация _ с 1,6 до 5 лет);
фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, которая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу _ после 5 лет).
По Р. Сирсу, новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным миром. Но уже первые врожденные потребности ребенка, его внутренние побуждения служат источником научения. Первые попытки угасить внутреннее напряжение составляют первый опыт научения. Этот период рудиментарного асоциального поведения предшествует социализации. Постепенно младенец начинает понимать, что угашение внутреннего напряжения связано с его действиями. Его действия становятся частью последовательности целенаправленного поведения. Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения, будет повторяться снова и встраиваться в цепь целенаправленного поведения, когда напряжение будет возрастать. Удовлетворение потребности составляет положительный опыт младенца.
Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать внимание с ее стороны. Путем проб и ошибок он манипулирует окружением «в погоне» за удовлетворяющим ответом, в то время как его окружение предлагает ему возможность выбора из различных вариантов удовлетворения его побуждений. В этих диадических отношениях ребенок научается контролировать ситуацию и сам постепенно находится под контролем. У ребенка возникает техника кооперирования с теми, кто заботится о нем. С этого момента начинается социализация.
Успешное развитие характеризуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удовлетворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения _ это зависимость. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. В возрасте от 4 до 12 месяцев устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок, и мать имеют репертуар значимых действий, стимулирующих взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви).
Детская зависимость, с точки зрения Р. Сирса, _ это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать.
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: ребенок просит взрослого взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом с взрослым, боится остаться один. Он научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей. По Р. Сирсу: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь.
Зависимость, с позиций бихевиоризма, формируется при соблюдении двух законов _ закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация _ это присутствие матери и комфорт ребенка. Отсутствие матери означает отсутствие комфорта и, соответственно, стимул для тревоги и страха. Это также учитывается в воспитании ребенка: эффективность материнского приближения/удаления дает ей инструмент для воспитания у ребенка правил социальной жизни.
Р. Сирс рассматривает зависимость как сложнейшую мотивационную систему, формирующуюся при жизни.
Зависимость _ принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей.
Обобщая результаты своих исследований, Р. Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они _ продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.
«Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или оппозиционного поведения (сопротивление указаниям, правилам, порядку и требованиям путем игнорирования, отказа или противоположного поведения). В этом поведении есть черты агрессивности, но также с целью привлечения внимания к себе. Условия возникновения этой формы: «занятая мать» (слабость материнского внимания), слабость ограничительных требований и отсутствие требований к осуществлению зрелых форм поведения.
«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.
«Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности кооперативной активности или, наоборот, стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Здесь обнаруживается терпимость матери и отца, поощрение зависимости.
«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.
«Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Это форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования является атмосфера инфантилизации.
В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, результат научения [25].
Источник
Известный
американский психолог Р. Сирс (1908–1998)
предложил принцип диадического анализа
развития личности. Этот принцип
заключается в том, что многие свойства
личности первоначально формируются в
так называемых «диадических ситуациях»,
потому что действия человека зависят
от другого человека и ориентированы на
него. К диадическим отношениям можно
отнести отношения матери и ребенка,
учителя и ученика, сына и отца и др.
Ученый полагал, что нет строго фиксированных
и неизменных черт личности, так как
поведение человека всегда зависит от
личностных свойств другого члена диады.
Сирс выделил три фазы развития ребенка:
1) фаза
рудиментарного поведения – базируется
на врожденных потребностях и научении
в раннем детстве, в первые месяцы жизни);
2) фаза
первичных мотивационных систем –
научение внутри семьи (основная фаза
социализации);
3) фаза
вторичных мотивационных систем –
научение вне семьи (выходит за пределы
раннего возраста и связана с поступлением
в школу).
Очевидно,
что главным в процессе социализации
Сирс считал влияние родителей на
воспитание детей.
Центральным
компонентом научения Сирс считал
зависимость, т. е. потребность ребенка,
которую нельзя игнорировать. Известно,
что первая зависимость, возникающая у
ребенка, это зависимость от матери, пик
которой приходится на раннее детство.
Сирс выделил пять форм зависимого
поведения.
1. «Поиск
негативного внимания» – ребенок
старается привлечь внимание взрослых
при помощи ссор, неповиновения, разрыва
отношений. Причиной тому могут служить
низкие требования и недостаточность
ограничений по отношению к ребенку.
2. «Поиск
постоянного подтверждения» – это
извинения, просьбы, излишние обещания
или поиск защиты, комфорта, утешения.
Причина – завышенные требования к
ребенку, особенно относительно его
достижений со стороны обоих родителей.
3. «Поиск
позитивного внимания» – выражается в
поиске похвалы, желания включиться в
группу или выйти из нее.
4. «Пребывание
поблизости» – постоянное присутствие
возле другого ребенка или группы детей,
взрослых. Эту форму можно назвать
«незрелой», пассивной формой проявления
в поведении положительной зависимости.
5. «Прикосновение
и удержание» – это неагрессивное
прикосновение, обнимание или удерживание
других. Здесь можно говорить о «незрелой»
зависимой форме поведения.
Р. Сирс
считал, что родителям необходимо найти
средний путь в воспитании. Надо
придерживаться следующего правила: не
слишком сильная, не слишком слабая
зависимость; не слишком сильная, не
слишком слабая идентификация.
Роль
поощрения и наказания в формировании
нового поведения рассматривал американский
психолог-необихевиорист Б. Скиннер
(1904–1990). Главным понятием его концепции
является подкрепление, т. е. уменьшение
или увеличение вероятности того, что
данное поведение повторится. Он
рассматривал и роль награды в данном
процессе, но разделял роль подкрепления
и награды в формировании нового поведения,
считая, что подкрепление усиливает
поведение, а награда не всегда способствует
этому. По его мнению, подкрепление бывает
положительным и отрицательным, первичным
(пища, вода, холод) и условным (деньги,
знаки любви, внимания и т. д.).
Б. Скиннер
выступал против наказания и считал, что
оно не может дать устойчивого и
продолжительного эффекта, а игнорирование
плохого поведения может заменить
наказание.
Американский
психолог Дж. Гевирц большое внимание
уделял изучению условий возникновения
социальной мотивации и привязанности
младенца к взрослому, а взрослого – к
ребенку. Он основывался на достижениях
в области социальной психологии и идеях
Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу,
что источником мотивации поведения
ребенка выступают стимулирующее влияние
среды и научение на основе подкрепления,
а также разнообразные реакции ребенка,
например, смех, слезы, улыбка и т. д.
Американский
психолог У. Бронфенбреннер считал, что
результаты лабораторных исследований
необходимо проверять в естественных
условиях, т. е. в семье или группе
сверстников. Особое внимание он уделял
структуре семьи и других социальных
институтов как важнейшим факторам
развития поведения детей. Поэтому свои
исследования он проводил, наблюдая за
семьями.
Бронфенбреннер
изучил происхождение феномена «возрастной
сегрегации» в американских семьях.
Данный феномен заключается в том, что
молодые люди не могут найти свое место
в обществе. В результате человек чувствует
себя оторванным от окружающих его людей
и даже испытывает враждебность по
отношению к ним. Найдя в конце концов
дело по душе, он не получает удовлетворения
от работы, и интерес к ней вскоре угасает.
Этот факт оторванности молодых людей
от других людей и настоящего дела в
американской психологии получил название
отчуждения.
Корни
отчуждения Бронфенбреннер видит в
следующих особенностях современных
семей:
• работа
матерей;
• рост
количества разводов и соответственно
количества детей, растущих без отцов;
• дефицит
общения детей с отцами из-за занятости
последних на работе;
• недостаточное
общение с родителями из-за появления
телевизоров и отдельных комнат;
• редкое
общение с родственниками и соседями.
Все эти и
многие другие, еще более неблагоприятные
условия сказываются на психическом
развитии ребенка, что и приводит к
отчуждению, причины которого – в
дезорганизации семьи. Однако, как считает
Бронфенбреннер, дезорганизующие силы
зарождаются первоначально не в самой
семье, а в образе жизни всего общества
и в объективных обстоятельствах, с
которыми семьи сталкиваются.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, уже находясь под влиянием психоанализа. Если, по Б. Скиннеру, подкрепление сразу приводит к увеличению вероятности появления определенного поведения при определенных условиях, то, по К. Халлу, на теорию которого ориентировался Р. Сирс, подкрепление ведет прежде всего к снижению мотивации.
В активном поведении он выделял действие и социальное взаимодействие.
Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, возникающие в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.
Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.
Р. Сирс рассматривает поведение человека по следующей схеме. Первичная потребность вызывает состояние напряжения — мотив. Напряжение активизирует поведение, которое вызывает определенное состояние среды. Достижение цели приводит к снятию напряжения, а затем к закреплению связи между потребностью и поведением.
По мнению Р. Сирса, развитие ребенка определяет практика воспитания, отсюда так важно просвещение родителей.
В самом развитии Р. Сире выделяет 3 фазы:
1) фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года);
2) фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация — с 1,6 до 5 лет);
3) фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, которая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу — после 5 лет).
По Р. Сирсу, новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным миром. Но уже первые врожденные потребности ребенка, его внутренние побуждения служат источником научения. Первые попытки угасить внутреннее напряжение составляют первый опыт научения. Этот период рудиментарного асоциального поведения предшествует социализации.
Постепенно младенец начинает понимать, что угашение внутреннего напряжения, например, уменьшение боли, связано с его действиями, а связь плач—грудь приводит к утолению голода. Его действия становятся частью последовательности целенаправленного поведения. Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения, будет повторяться снова и встраиваться в цепь целенаправленного поведения, когда напряжение будет возрастать. Удовлетворение потребности составляет положительный опыт младенца.
Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать постоянное внимание с ее стороны. Таким образом ребенок научается вызывать реципрокное поведение матери. Он вынужден выбирать ответы, которые окружающие люди ожидают от него. Путем проб и ошибок он манипулирует этим окружением «в погоне» за удовлетворяющим ответом, в то время как его окружение предлагает ему возможность выбора из различных вариантов удовлетворения его побуждений. В этих диадических отношениях ребенок научается контролировать ситуацию и сам постепенно находится под контролем. У ребенка рано возникает техника кооперирования с теми, кто заботится о нем. С этого момента и начинается социализация.
У каждого ребенка есть репертуар действий, которые в ходе развития с необходимостью заменяются. Успешное развитие характеризуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удовлетворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.
Как же возникают новые мотивационные системы? По Р. Сирсу, центральный компонент научения — это зависимость. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. В возрасте от 4 до 12 мес устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок, и мать имеют свой репертуар значимых действий, которые служат им для того, чтобы стимулировать взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви). Детская зависимость, с точки зрения Р. Сирса, — это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать (и здесь он близок к психоанализу).
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: ребенок просит взрослого обратить на него внимание, взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом с взрослым, сесть к нему на колени и т.д. Зависимость проявляется в том, что ребенок боится остаться один. Он научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей. И здесь Р. Сирс рассуждает как бихевиорист: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь.
Зависимость, с позиций бихевиоризма, формируется при соблюдении двух законов — закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация — это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает комфорт. Ребенок часто прекращает плакать, как только увидит мать, еще до того, как она успевает что-то сделать для удовлетворения потребности ребенка. С другой стороны, отсутствие матери означает отсутствие комфорта и, соответственно, стимул для тревоги и страха. Это также учитывается в воспитании ребенка: эффективность материнского приближения/удаления дает ей инструмент для воспитания у ребенка необходимых правил социальной жизни.
Но как только появляется зависимость, она должна быть ограничена. Ребенок должен научиться быть самостоятельным. Родители часто выбирают стратегию игнорирования. Скажем, если ребенок плачет, то родители в некоторых случаях стараются не обращать на это внимание. Но могут быть и другие стратегии, которые помогают ребенку научиться вести себя так, чтобы получить внимание взрослого. Отсутствие подкрепления зависимости может привести к агрессивному поведению. Р. Сирс рассматривает зависимость как сложнейшую мотивационную систему, не врожденную, а формирующуюся при жизни.
Каковы же условия, формирующие зависимое поведение? Обычное поведение матери, ухаживающей за ребенком, обеспечивает ему знакомство с предметами, которыми ребенок может манипулировать; подкрепляющие воздействия со стороны матери придают этим реакциям устойчивую форму зависимого поведения. Со своей стороны ребенок с самого начала располагает оперантными реакциями. Первые такие реакции ограничиваются сосанием или ощупывающими движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые позволяют взрослому брать ребенка и перемещать его.
Оперантное поведение матери очень сложно, поскольку оно направлено на достижение многих целей, связанных с уходом за ребенком, — это кормление, купание, смазывание, согревание и т.д. Оно включает также многочисленные действия, радующие мать: прижимание ребенка к себе, ласки, прислушивания к ребенку, восприятие его запаха и даже вкуса, ощущение прикосновений рук и губ малыша.
Поскольку поведение матери почти всегда обусловлено осознанными или бессознательными целями ее действий, эта множественность канализируется в контролируемые системы, которые имеют формообразующее влияние на поведение малыша. Его собственный репертуар действий увеличивается по мере «созревания» его поведения и по мере того, как подкрепляются одни его движения и не получают подкрепления другие. В результате подобных взаимно удовлетворяющих взаимодействий возникают вторичные подкрепления и подкрепляющие стимулы для обоих членов пары. Это разговор, поглаживание, улыбка матери при кормлении и ответные реакции малыша.
Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов этой пары ожиданий. Каждый научается отвечать на позы, улыбку и другие действия партнера реакциями, которые соответствуют ожиданию последующих событий. Ожидания ребенка — это опосредствованная внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери; они имеют существенное значение для изменения его реакций, превращая их в целенаправленные единицы деятельности. Если мать не выполняет ожидаемое малышом действие из его собственного репертуара, у него возникает фрустрация, и он выражает недовольство плачем или беспокойством, или каким-то другим способом поведения, который он усвоил ранее применительно к фрустрации.
Развитие взаимных ожиданий сплавляет мать и младенца в единую диаду, единицу, которая эффективно функционирует только до тех пор, пока оба ее члена выполняют свои привычные роли в соответствии с ожиданием. В результате этого младенческого опыта ребенок научается «просить» у матери соответствующего взаимного поведения.
По Р. Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода и зависимым поведением у детей. Социальная среда, в которую входит ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «социальная среда» он включает: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи, уровень образования и др. Мать видит ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к нему в зависимости от его пола. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность развития здорового ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.
Таким образом, первая фаза в развитии ребенка связывает биологическую наследственность с его социальным наследием. Эта фаза вводит малыша в социальную среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.
Вторая фаза развития длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, но постепенно перестраиваются, превращаясь во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредником на ранней стадии этой фазы, наблюдая за поведением ребенка, помогая образованию более зрелых форм поведения. На этой основе у ребенка возникают побуждения к усвоению социального поведения. Ребенок осознает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие. Поэтому его действия постепенно становятся само-мотивированными: он стремится освоить действия, радующие родителей и приносящие удовлетворение ему самому.
Когда ребенок становится старше, мать видит в зависимости поведение, которое надо изменить. Зависимость начинает модифицироваться: знаки любви и внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. В жизнь ребенка входят другие люди. Постепенно ребенок понимает, что ничто не может быть его личной монополией и он должен конкурировать с другими ради достижения своих целей, за внимание своей матери. Теперь и средства становятся для него столь же важными, как и сама цель.
Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. По Р. Сирсу, тенденция родителей к давлению на ребенка в этих сферах ведет к феминизации мальчиков и девочек, а терпимость способствует у обоих полов формированию мужского характера. Правильное воспитание предполагает золотую середину.
На третьем году жизни у ребенка появляется идентификация с родителями. Ребенок любит мать, эмоционально зависит от нее. Когда ее нет рядом, ребенок воспроизводит последовательность необходимых действий, как если бы она была рядом. Он делает это, чтобы получить удовлетворение, которое связывает с присутствием матери. Собственная активность угашает потребность и снижает фрустрацию, вызванную отсутствием матери. Таким путем ребенок идентифицирует себя с матерью. Одновременно это приводит к умению действовать «как другие».
В отличие от ранних форм научения идентификация строится не на основе проб и ошибок, а возникает из ролевой игры. В ней воспроизводится зависимое поведение в отсутствии родителей. Таким образом, зависимость — принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей.
Обобщая результаты своих исследований, Р. Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.
1. «Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или так называемого оппозиционного поведения (сопротивление указаниям, правилам, порядку и требованиям путем игнорирования, отказа или противоположного поведения). Эта форма — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку, т.е. слабое воспитание со стороны матери и — особенно по отношению к девочке — сильное участие в воспитании отца. В этом поведении есть черты агрессивности, но также с целью привлечения внимания к себе. Условия возникновения этой формы: «занятая мать» (слабость материнского внимания), слабость ограничительных требований и отсутствие требований к осуществлению зрелых форм поведения.
2. «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности кооперативной активности или, наоборот, стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Что же касается условий предшествующего воспитания, то здесь обнаруживается терпимость матери и отца, поощрение зависимости.
4. «Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.
5. «Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Это форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования является атмосфера инфантилизации.
В школьные годы, на третьей фазе, зависимость ребенка претерпевает дальнейшие изменения. Зависимость от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников возрастает, но эти изменения в свою очередь определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения.
Стремление маленького школьника к независимости уравновешивается контролем со стороны взрослых и осознанием степени своей свободы.
В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, результат научения.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник