Теория развития ребенка выготского

Теория развития ребенка выготского thumbnail

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.

2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» – потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» – потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского – о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна – естественное «созревание». Другая – культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).

Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

– Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

– Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

– Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

– Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Теория развития ребенка выготского

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня – зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение – это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Источник

Теория Л.С. Выгодского

Культурно-историческая теория, разработанная Л.С. Выготским и его школой, стала одним из наиболее важных направлений, сформировавшихся в 20-30-е годы. Ряд положений теории и сейчас подвергается критике, но основные её идеи продолжают продуктивно разрабатываться. Эти идеи воплощены сегодня не только в психологии, но и в педагогике, в дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании.

Онтогенез психики и личности человека в теории Л.С. Выготского

С именем Л.С. Выготского связано становление и развитие отечественной психологии, научная деятельность которого была направлена на переход психологии к раскрытию сущности явлений. Он ввел экспериментально-генетический метод исследования психических явлений и разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.

Ученый сделал все для того, чтобы возрастная психология стала подлинной и полноценной наукой со своим предметом, методом и закономерностями исследования.

Для всей истории отечественной психологии центральной проблемой стала проблема сознания, которую Выготский рассматривал как «проблему структуры поведения».

Ученый первым ввел в область возрастной психологии исторический принцип, означающий применение категории развития к исследованию явлений. Что-либо изучать исторически означает изучать в движении – основное требование диалектического метода. Высшие психические функции, считает ученый, первоначально возникают как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества и только потом становятся индивидуальными функциями его самого.

С возрастом отношение к среде меняется, подчеркивал Выготский, а это значит, что меняется и роль среды в развитии, поэтому её надо рассматривать относительно, т.к. влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Каждая форма культурного развития и культурного поведения уже является продуктом исторического развития человечества, следовательно, формой развития ребенка является присвоение культурно-исторического опыта поведения. Специфика развития ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Теории детского развития трактовали этот процесс с точки зрения биологии. Все теории описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному. И сегодня в зарубежной психологии проблема социализации остается центральной проблемой, т.е. проблема перехода от биологического существования к социализированной личности.

Движущей силой психического развития, говорит ученый, является обучение. Но развитие и обучение это разные процессы. Если процесс развития имеет внутренние законы самовыражения, то обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития не природных, а исторических особенностей. Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. возникновение интереса к жизни, пробуждение и приведение в движение внутренних процессов развития.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка.

Законы психического развития

Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития личности:

  1. Возрастное развитие. Во времени оно имеет сложную организацию – свой ритм, не совпадающий с ритмом времени и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Например, год в младенческом возрасте не равен году жизни в отрочестве;
  2. Закон метаморфозы в развитии человека. Развитие это цепь качественных изменений;
  3. Закон неравномерности возрастного развития. В психике ребенка каждая сторона имеет свой оптимальный период развития, с чем ученый связывает гипотезу о системном и смысловом строении сознания;
  4. Закон развития высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения и только потом становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Высшие психические функции имеют отличительные признаки – опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Формируются они прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций проходит ряд стадий, потому что происходит в форме усвоения заданных образцов.

Человек не имеет врожденных форм поведения в среде и специфика его развития состоит в том, что подчиняется действию общественно-исторических законов.

Частным следствием культурно-исторической теории является положение о зоне ближайшего развития. Она представляет собой расстояние между уровнем актуального и уровнем возможного развития ребенка. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Феномен зоны ближайшего развития говорит о том, что в умственном развитии детей ведущая роль принадлежит обучению. Обучение должно идти впереди развития, только тогда оно будет хорошо. Зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе говорит о влиянии обучения на психическое развитие ребенка. Сознание человека, считал ученый, это не сумма отдельных процессов, а структура их, система. Функции не развиваются изолированно и, каждая зависит от того, в какую структуру она входит. Например, центром сознания раннего возраста является восприятие, дошкольного возраста – память, а школьного возраста – мышление.

В идее Л.С. Выготского, высказанной им в 30-е годы, отмечаются и недостатки:

  1. Схема сознания носила интеллектуалистический характер. В ней рассматривались познавательные процессы в развитии сознания. Развитие мотивационно-потребностной сферы оставалось за пределами внимания исследователя;
  2. Процесс развития обобщений сводился к процессам речевого взаимодействия людей. Большая роль отводилась межличностному взаимодействию;
  3. Гипотеза Выготского не имела экспериментального подтверждения.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и её значение

В своей концепции ученый опирается на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека. Он рассматривает процесс онтогенетического развития психики. Источники и детерминанты психического развития человека согласно его теории лежат в исторически развившейся культуре. Главными положениями теории являются:

  • Качественным изменением социальной ситуации жизнедеятельности человека является основа психического развития;
  • Обучение и воспитание это всеобщие моменты психического развития человека;
  • Исходная форма жизнедеятельности – её развернутое выполнение во внешнем (социальном) плане;
  • Возникшие у человека психологические новообразования производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
  • В процессе интериоризации существенную роль играют различные знаковые системы;
  • В жизнедеятельности и сознании человека значение имеют его интеллект и эмоции, которые находятся во внутреннем единстве.

Выготский сформулировал общий генетический закон применительно к психическому развитию человека. Суть этого закона заключается в том, что на сцену дважды выходит всякая функция в культурном развитии ребенка. Сначала социальная, потом психологическая, сначала между людьми, потом внутри ребенка.

Согласно его теории детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне ребенка – в социальном взаимодействии с другими людьми. В результате совместной деятельности не только усваиваются образцы социального поведения, но и формируются психологические структуры, определяющие в будущем все течение психических процессов.

Возникающее в процессе интериоризации его внешней деятельности, содержание сознания человека всегда имеет знаковую систему. Всякий знак, по мнению Выготского, является средством связи между людьми, средством связи известных психических функций социального характера.

Знак представляет собой средство, которое человечество выработало в процессе общения друг с другом. Это средство с одной стороны воздействует на самого человека, а с другой стороны воздействует на других людей. На первом этапе форма существования знака всегда внешняя, затем он превращается во внутреннее средство организации психических процессов. Ученый утверждал, что если раньше приказ что-либо, например, запомнить и исполнение, т.е. само запоминание разделялись между двумя людьми, то теперь оба действия выполнялись одним и тем же человеком.

Выготский вместе с сотрудниками, чтобы проверить основные положения культурно-исторической теории, разработали «методику двойной стимуляции». С её помощью моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций – внимания, памяти, мышления.

Психологическая теория деятельности

Немотивированной деятельности не бывает, и любая деятельность имеет сложную структуру. Мотив является первым компонентом структуры деятельности и образуется на основе той или иной потребности.

Она может быть удовлетворена с помощью разных предметов, встречаясь с которыми приобретает возможность побуждать и направлять деятельность, формируя мотив. Отдельные действия, из которых состоит деятельность, направлены на достижение сознательно поставленных целей.

Мотив и цель деятельности не совпадают, например, выполняя задание по математике, цель школьника – решить задачу, но мотив, который побуждает его к деятельности, может быть другой – получить хорошую отметку или порадовать маму. В зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель, смысл действия меняется.

Действие может выполняться с помощью разных операций, возможность использования которых определяется условиями, в которых разворачивается деятельность. Вопросы структуры деятельности и влияние деятельности на развитие ребенка, касаются внешнего плана действий, но есть еще план внутренний.

Психическое развитие в отечественной психологии понимается как формирование внутренних действий. Переход из внешнего плана во внутренний план действий, называется интериоризацией.

Она предполагает трансформацию внешних действий – обобщение, вербализацию, т.е. перевод в словесный план и сокращение.

Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, а в том, что это процесс, в котором внутренний план и формируется.

Источник

Теория развития Л.С. Выготского: концепция культурно-исторического становления личности человека

Вопросы психологии всегда интересовали человечество. Как формируется, что на нее сильнее всего воздействует и как ей можно управлять. Почему все люди индивидуальны, но одновресенно обладают базовыми (одинаковыми для всех) психическими свойствами? Какую роль в формировании личности играет детство, отношения с родителями и национальные ценности?

Теория развития ребенка выготского

Лев Семенович Выготский был психологом советского времени, который изучал подобные вопросы и создал теорию культурно-исторического развития, послужившую отправной точкой в работах о сознании человека.

Суть концепции

Новорожденный еще не обладает разумом. Ученый предположил: сознание начинает закладываться сразу, при попадании малыша в социальную среду, и зависит от окружающих людей. При этом природные предпосылки развиваются параллельно. То есть в составе сознания есть 2 линии:

  1. Натуральная, или органическая – генетика, биологические особенности.
  2. Культурная, или социальная – то, что создано человечеством на этапах его эволюции.

Оба элемента значимы для построения психики. Со временем органические функции изменяются и превращаются в ВПФ (высшие психологические функции). Ребенок постепенно осознает свое поведение и управляет им, начинает думать логически, чаще обращается к памяти. Появляются творческие способности и воображение.

Выготский считал: личность всегда социальна, и общественный компонент главенствует в ее образовании. Поэтому необходимы культурные ценности: письменность, речь, искусство. Весь накопленный веками опыт формирует базис для существования человечества.

Понятие высших психических функций

Являются наивысшей формой проявления разума, свойственной только людям. Их совокупность и есть сознание. Используются в общественной сфере и частично заменяют натуральные связи, которые заложенные биологией. То, что происходило бессознательно, теперь поддается контролю и выполняется осмысленно. Природные данные заменяются искусственными, освоенными в результате изучения языка, цифр и других символов. Натуральная психика – это врожденное неосмысленное действие. Например, когда младенец плачет от испуга. ВПФ – это, например, когда малыш капризничает, чтобы привлечь внимание. Налицо замена органической роли на высшую.

Здесь в единстве рассматриваются такие элементы, как:

  • ВПФ;
  • культурное развитие;
  • осознание собственного поведения.

Роль родителей

Человек не может нормально развиваться без помощи старшего представителя. Именно полученные знания и опыт определяют психологию в будущем. Важно проводить обучение так, чтобы всегда был стимул развиваться и использовать свои умения в будущем. Знания должны быть полезными. Лев Семенович часто использует выражение «зона ближайшего развития», определяя ее как сферу жизни, которую малыш может постичь. В детстве все обучение происходит при участии родителей. Далее, в игровой форме, дети учатся делать это сами. А уже позже пользуются своими знаниями в жизни без вмешательства посторонних.

Выготский утверждал: все высшие функции повторяются дважды.

  1. В детском возрасте с участием взрослых, как социальные.
  2. В зрелые годы осознанно, как внутренние.

То есть старшее поколение является проводником в социальной среде для младших. Прививая культурные ценности и знания, накопленные веками, взрослые формируют психику детей. Это длительный процесс, занимающий десятилетия. При этом, ученый заметил: не только родители оказывает влияние на ребенка, но и малыш на них. Чаще всего дети руководят взрослыми, а не наоборот.

Значение речи

Важнейшая особенность по Выготскому – диалогичность. Через взаимосвязь со взрослыми людьми или другими детьми ребенок развивает свое сознание. Разум строится путем освоения знаков (ими выступают слова). Сначала дети учатся распознавать и запоминать их, затем начинают сопоставлять слово с его значением. Набор букв приобретает смысл. ВПФ заключается в мышлении знаками. Когда все мысли пропускаются через словосочетания, то есть люди думают словами.

Сначала символы помогают понимать других и воздействовать на них, а позже речь становится главной составляющей мышления. Без речи, как и без общения, человек не может быть полноценной личностью. Ведь даже внутренний диалог ведется с помощью слов.

Слово соотносится к сознанию, как меньшее к большему. Например, как атом к веществу. Иначе говоря, разум состоит из слов.

Этапы созревания личности

Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.

В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.

Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.

К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.

Читайте также:

Источник