Теория развития ребенка сирса
Р.Сирс изучал отношения детей и родителей. На его труды оказал влияние психоанализ. В активном поведении он выделял действие и соц.взаимодействие. Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, к-ые возникают как следствие соц.явлияний. Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера. Р.Сирс рассматривает поведение ч-ка по след. схеме. Первичная потребность вызывает состояние напряжения – мотив, к-ый активизирует поведение, вызывающее определенное состояние среды. Достижение цели снимает напряжения. Впоследствии форм-ся связь между потребностью и поведением. Р.Сирс считал, что развитие ребенка зависит от воспитания, поэтому крайне важно просвещение родителей. В самом развитии Р. Сирс выделяет 3 фазы:
фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года), этот период предшествует социализации;
фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация — с 1,6 до 5 лет);
фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, к-ая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу — после 5 лет).
По Р.Сирсу центральный компонент научения – это зависимость. Т.к. подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов ч-ка с др.людьми. Зависимость, с позиций бихевиоризма, форм-ся при соблюдении 2 законов — закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация — это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает комфорт. По Р.Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода и зависимым поведением у детей. Соц.среда, в к-ую входит ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «соц.среда» он включает: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи, уровень образования и др. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, соц.статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность развития здорового ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни. Т.О., первая фаза в развитии ребенка связывает биологич.наследственность с его соц.наследием. Эта фаза вводит малыша в соц.среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окр.миром.
Вторая фаза развития длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, но постепенно перестраиваются, превращаясь во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредником на ранней стадии этой фазы, наблюдая за поведением ребенка, помогая образованию более зрелых форм поведения. Когда ребенок становится старше, мать видит в зависимости поведение, к-ое надо изменить. Зависимость начинает модифицироваться: знаки любви и внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. Правильное воспитание предполагает золотую середину. Обобщая рез-ты своих исследований, Р.Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.
«Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Форма — следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку.
«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения. Форма связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.
«Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности или, наоборот, стремление выйти из группы. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окр.людей.
«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле др.ребенка или группы детей (взрослых). Одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.
«Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования яв-ся атмосфера инфантилизации.
В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, рез-т научения.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.
Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.
Известный американский психолог Р. Сирс(1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:
1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни);
2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации);
3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).
Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей.
Центральным компонентом научения Сирс считал зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.
1. «Поиск негативного внимания» – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку.
2. «Поиск постоянного подтверждения» – это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта, утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания» – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее.
4. «Пребывание поблизости» – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости.
5. «Прикосновение и удержание» – это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения.
Р. Сирс считал, что родителям необходимо найти средний путь в воспитании. Надо придерживаться следующего правила: не слишком сильная, не слишком слабая зависимость; не слишком сильная, не слишком слабая идентификация.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
2. Воспитание и развитие.
Известный американский психолог Р.
Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа.
Будучи учеником К Халла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом.
Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено.
В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.
Действие вызывается побуждением.
Как и Миллер и Доллард, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями.
Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта.
Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.
Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.
Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, сублимация и др.
) в контексте теории научения, Сирс главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка.
По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития.
Основываясь на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель, естественно, будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать; важно, как и насколько родители понимают практику воспитания.
Сирс выделяет три фазы развития ребенка:
фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни;
фаза вторичных мотнвацнонных систем – основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);
фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научен.
ии вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).
По Сирсу, новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным миром.
Но уже первые врожденные потребности ребенка, его внутренние побуждения служат источником научения.
Первые попытки угасить внутреннее напряжение составляют первый опыт научения.
Этот период рудиментарного асоциального поведения предшествует социализации.
Постепенно младенец начинает понимать, что угашение внутреннего напряжения, например, уменьшение боли, связано с его действиями, а связь “плач – грудь” приводит к утолению голода.
Его действия становятся частью последовательности целенаправленного поведения.
Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения, будет повторяться снова и встраиваться в цепь целенаправленного поведения, когда напряжение будет возрастать.
Удовлетворение потребности составляет положительный опыт младенца.
Подкрепление исходит от матери.
Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать постоянное внимание с ее стороны.
Таким образом ребенок .
научается вызывать реципрокное поведение матери.
Он вынужден выбирать ответы, которые окружающие люди ожидают от него.
Путем проб и ошибок он манипулирует этим окружением “в погоне” за удовлетворяющим ответом, в то время как его окружение предлагает ему возможность выбора из различных вариантов удовлетворения его побуждений.
В этих диадических отношениях ребенок научается контролировать ситуацию, и сам постоянно находится под контролем.
У ребенка рано возникает техника кооперирования с теми, кто заботится о нем.
С этого момента и начинается социализация.
У каждого ребенка есть репертуар действий, которые в ходе развития с необходимостью заменяются.
Успешное развитие характеризуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удовлетворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.
Как же возникают новые мотивационные системы? При каких условиях? Как и какие факторы окружения влияют на детское научение? Каков результат научения?
По Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость.
Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери.
Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее.
В возрасте от четырех до двенадцати месяцев устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система.
И ребенок и мать имеют свой репертуар значимых действий, которые служат им для того, чтобы стимулировать взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям.
Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное гребование любви).
Детская зависимость, с точки зрения Сирса, – это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано Физически ребенок зависит от нее с рождения, то есть его жизнь зависит от ее заботы Психологическая зависимость появляется через несколько месяцев после рождения и сохраняется в какой – то степени и во взрослой жизни Но пик зависимости приходится на раннее детство
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания – ребенок просит взрослого обратить на него внимание, взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом со взрослым, сесть к нему на колени и т.
д.
Зависимость проявляется в том, что ребенок боится остаться один.
Он научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей Здесь Сирс рассуждает как бихевиорист: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему – нибудь.
Как же с бихевиористической точки зрения формируется зависимость9 Для этого необходимо соблюдение двух законов закона ассоциации и закона подкрепления Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания Ассоциация – это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает для ребенка комфорт Ребенок часто прекращает плакать, как только видит мать, прежде чем она успеет что – либо для него сделать, чтобы удовлетворить его органическую потребность.
Когда ребенку страшно, только приближение матери успокаивает его С другой стороны, отсутствие матери означает отсутствие комфорта Отсутствие матери – стимул для тревоги и страха.
Это также учитывается в воспитании ребенка.
Значимость материнского приближения или удаления дает матери эффективный инструмент для воспитания у ребенка необходимых правил социальной жизни Но как только появляется зависимость, она должна быть ограничена.
Ребенок должен научиться быть самостоятельным Родители часто выбирают стратегию игнорирования Скажем, если ребенок плачет, то родители в некоторых случаях стараются не обращать на это внимание.
Но могут быть и другие стратегии, которые помогают ребенку научиться вести себя так, чтобы получить внимание взрослого.
Отсутствие подкрепления зависимости может привести к агрессивному поведению.
Сирс рассматривает зависимость как сложнейшую мотивационную систему, которая не врождена, а формируется при жизни
При каких же обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение Обычное поведение матери, ухаживающей за ребенком, обеспечивает ему предметы, которыми ребенок может манипулировать; подкрепляющие воздействия со стороны матери придают этим реакциям устойчивую форму зависимого поведения.
Со своей стороны ребенок с самого начала располагает оперантными реакциями Первые такие реакции ограничиваются сосанием или ощупывающими движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые позволяют взрослому брать ребенка и перемещать его.
Оперантное поведение матери очень сложно, поскольку оно направлено на достижение многих целей, связанных с уходом за ребенком, – это кормление, купание, смазывание, согревание и т.
д.
Оно включает также многочисленные действия, радующие мать, такие как прижимание к себе ребенка, ласки, прислушивание к ребенку, восприятие его запаха и даже вкуса, ощущение прикосновений рук и губ малыша
К сожалению, не существует подробного описания поведения даже для единственной пары “мать – ребенок”, нет четких представлений об индивидуальных или культурных различиях в таких действиях, отмечает Сирс, хотя это область почти бесконечного разнообразия.
Но поскольку поведение матери всегда обусловлено осознанными или бессознательными целями ее действий, эта множественность канализируется в контролируемые системы, которые имеют формообразующее влияние на поведение малыша Его собственный репертуар действий увеличивается по мере “созревания” ею поведения и по мере того, как подкрепляются одни его движения и не получают подкрепления другие.
В результате подобных взаимно удовлетворяющих взаимодействий возникают вторичные подкрепления и подкрепляющие стимулы для обоих членов пары.
Это – разговор, поглаживание, улыбка матери при кормлении и ответные реакции малыша.
Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов пары социальных ожиданий Каждый научается отвечать на позы, улыбку и другие действия второго члена пары реакциями, которые соответствуют ожиданию последующих событий.
Ожидания ребенка – это опосредствованная внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери; они имеют существенное значение для изменения его реакций, превращения их в целенаправленные единицы деятельности Если мать не выполняет ожидаемое от нее ребенком действие из ее собственного репертуара, у малыша возникает фрустрация, и он выражает недовольство плачем или беспокойством, или каким – то другим способом поведения, который он ранее усвоил применительно к обстоятельствам фрустрации Например, если мать совершает все действия, которые обычно завершаются введением соска в рот малыша, но потом, в какой – то критический момент начинает колебаться, прерывает течение своих действий – младенец реагирует сердитым плачем.
Развитие взаимных ожиданий сплавляет мать и младенца в единую диаду, единицу, которая эффективно функционирует только до тех пор, пока оба ее члена выполняют свои привычные роли в соответствии с ожиданием.
В результате этого младенческого опыта ребенок научается “просить” у матери соответствующего взаимного, поведения.
Знаки поведения, движения, выражающие просьбу, составляют зависимые действия, частотой и интенсивностью которых.
можно определять степень зависимости.
По Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода.
за ребенком и зависимым поведением у детей.
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
RSS
azps@azps.ru
Источник