Теория развития ребенка анна фрейд
Теория психического развития Анны Фрейд Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. А. Фрейд – автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации. «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!» Анна Фрейд
Основные положения. Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: • Ид • Эго • Супер. Эго Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие. Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анальная, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Анна Фрейд отметила, что параллельно с сексуальным происходит соответствующее развитие агрессивности. Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как: • Оральная стадия – кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) • Анальная стадия – разрушение и жестокость (проявление анального садизма) • Фаллическая стадия – властолюбие, хвастовство, зазнайство • Предпубертатная и пубертатная стадия – дисоциальные проявления у подростков.
«Линия развития» – метафора, отражающая процесс последовательного развития и подчеркивающая его непрерывный и кумулятивный характер. Анна Фрейд предположила, что серия предсказуемо разворачивающихся линий характеризует развитие, а совпадение или несовпадение их параметров определяет норму или патологию. Примеры линий развития: ü “от зависимости – к эмоциональному доверию к себе, а от него – к взрослым отношениям с объектами” ü”от сосания груди – к рациональному питанию” ü”от пачкания пеленок – к контролю за деятельностью мочевого пузыря и кишечника” ü”от безответственности – к ответственности в управлении телом”. ü”от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни” üлинии развития физической самостоятельности, отношения к старшим
Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого — внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве — во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).
Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. По мнению А, Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности. С помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.
Анна Фрейд предостерегала от восприятия линий развития как метафоры, впрочем, и от толкования их слишком конкретно, доказывая, что развитие представляет собой как прогрессивное, так и регрессивное движение. Однако она полагала, что сравнение прогресса при рассмотрении нескольких линий развития создает контекст, внутри которого можно проследить эмоциональную зрелость или незрелость ребенка, нормальность или патологию, отдельно от симптомов. Она предвидела, что другие предложат большое разнообразие линий развития, и что эти линии, собранные вместе, смогли бы “создать убедительную картину индивидуальных детских достижений или. . . неудач в развитии личности.
Источник
Теория Фрейда, в своем позднем варианте, была попыткой совместить две стороны в познании человека: научный взгляд на человека как на представителя биологического вида, с его физиологическими механизмами развития и функционирования, и гуманистический взгляд на человека как носителя субъективного опыта и смыслов, вырастающих из взаимоотношений с окружающими его людьми. Эта попытка синтеза не смогла, однако, привести к созданию единой теории. Последователи Фрейда пошли путем изучения отдельных сторон личности, делая акценты либо на межличностных аспектах формирования личности (взаимоотношения между Эго и Суперэго, в терминологии структурной теории), либо на биологическом уровне влечений и инстинктов (взаимоотношения между Ид и Эго). Результатом этого явилось постепенное оформление двух направлений в психоанализе: Эго-психологии и Школы объектных отношений. Психоаналитики, считающиеся родоначальниками этих двух направлений, Анна Фрейд и Мелани Кляйн, являлись одновременно и основоположниками детского психоанализа.
Анна Фрейд и Эго-психология
Анна Фрейд (1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление, начатое отцом, только в работе с детьми. Ее взгляды оказали большое влияние на развитие Эго-психологии. Одной из самых известных работ Анны Фрейд является книга «Защитные механизмы Эго» (1936).
Кроме непосредственно психоаналитической работы с детьми, Анна Фрейд уделяла большое внимание изучению детей в повседневной обстановке. Данные наблюдений за детьми представляли значительно более широкую информацию, чем только интерпретации в анализе. Анна Фрейд вышла за рамки концепции психосексуальных стадий и предложила концепцию «линий развития», понимаемых как набор разворачивающихся потенциалов. Это было знаменательным событием в психоанализе, выходом за рамки теории либидо, расширением психоаналитического понимания развития.
Концепция «линия развития» традиционно использовалась в психоаналитической теории развития как метафора, описывающая последовательное поступательное развитие и подчеркивающая непрерывность и накопительный характер развития. Фрейд был первым, кто предложил такую линию: последовательное созревание либидинального драйва, образующее линию психосексуального развития. С целью поиска контекста, в рамках которого можно было бы оценивать детскую личность, Анна Фрейд выдвинула предположение, что развитие в целом может быть описано серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных и постепенно разворачивающихся. Последовательность шагов внешнего развития отражает формирование глубинных психических структур. Это помогает лучше понять, каким путем идет и совершенствуется приспособление ребенка к миру, развитие его независимости.
Анна Фрейд описала следующие линии.
— «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям».
— Линии, приводящие к телесной независимости: «от сосания к рациональному питанию», «от пачкания пеленок к контролю за кишечником и мочевым пузырем», «от отсутствия ответственности до принятия ответственности по уходу за телом».
— «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
— «От тела к игрушке и от игры к работе».
Приведем примеры двух линий развития.
Линия «от сосания к рациональному питанию».
Долгий путь должен проделать ребенок, прежде чем прийти в точку, где он может регулировать прием пищи активно и рационально, качественно и количественно, на основе собственных потребностей и аппетита и независимо от его отношений к «обеспечителю» еды либо от его сознательных и бессознательных фантазий.
Фазы этого пути выглядят следующим образом.
1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки, по часам или по требованию, с обычными трудностями кормления, вызванными частично перепадами аппетита и пищеварительными расстройствами, частично позицией тревоги матери относительно кормления.
Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужное ожидание пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые и часто длящиеся нарушения в позитивном отношении к еде.
2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.
В последнем случае, особенно если это протекает в сжатые сроки, быстро, протест малыша против оральной депривации искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.
3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов либо без них, «пища» и «мама» все еще идентифицируются одна с другой. Прием пищи как поле битвы, на котором могут происходить сражения, связанные с трудностями материнско-детских отношений.
4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с матерью о количестве съедаемого сдвигаются к форме еды, то есть манерам за столом; тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю орального удовольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) как результат анального тренинга (обучения чистоплотности), то есть вновь приобретенное реактивное образование отвращения.
5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдиповой фазе. Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь обусловлены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности через рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных родов (страх приема пищи и ее выхода).
6.Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с сохранением или даже увеличением удовольствия от еды. Увеличение рациональных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в формировании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, предпочтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.
Источник
Обратимся к базовой для развития личности ребенка линии развития от зависимости к взрослым объектным отношениям. Она во многом прототипична для других линий развития и изначально привлекла внимание аналитиков.
В первой фазе эмоционального развития ребенка отмечается «биологическое единство» между ним и матерью. Оно связано с тем, что, с одной стороны, нарциссизм матери распространяется на ребенка, а с другой — что ребенок также включает мать в свою внутреннюю «нарциссическую среду».
Во второй фазе, аналогичной стадии частичного объекта по М. Кляйн, центральной составляющей является привязанность по типу анаклити- ческой, которая представляет собой предварительную ступень для развития на следующем шаге истинных объектных отношений. Здесь присутствует позитивный либидозный катексис удовлетворения влечений, которому содействует объект, но после получения удовлетворения, как считает А. Фрейд, объектные отношения прекращаются. Таким образом, эта фаза носит частичный характер и в связи с функционированием объектных отношений.
В третьей фазе — стадии объектного постоянства, у ребенка появляется постоянный позитивный образ объекта вне зависимости от того, удовлетворяет тот его потребности в данный момент или нет. Здесь возникают собственно объектные отношения, и появляется константность объекта.
В четвертой фазе отмечаются амбивалентные отношения анальносадистской стадии, в силу чего привязанность приобретает отчетливо амбивалентный характер, где содержатся и агрессия, и либидо. Появляются и свои особенности функционирования Эго, которое «стремится привязать, контролировать объект желаний и управлять им» (Фрейд А., 1999, т. 2, с. 59).
В пятой, фаллически-эдиповой, фазе появляется страсть к родителям противоположного пола, ревность и соперничество с другим родителем, защищенность, любопытство, потребность в восхищении и эксгибиционизм.
В шестой фазе, соответствующей латентному периоду, либидо переносится на внесемейное окружение — учителей, ровесников, общественные группы. Проявления фантазий дают повод к разочарованию в родителях (фантазии близнецов и т. д.).
В седьмой, предпубертатной, фазе происходит подготовка к «подростковому бунту», оживляются ранние инфантильные отношения и поведение, типичное для стадий частичного объекта и амбивалентности.
В восьмой фазе наконец достигается направленность либидо на объекты противоположного пола вне семьи (там же, с. 58—59).
Уже здесь, опираясь только на эти выделенные вехи на пути от зависимости к зрелым объектным отношениям, можно делать также реальные практические выводы. К примеру, более конкретное значение приобретает проблема разлучения ребенка с матерью. Если ребенок достиг третьей фазы, то разлука с матерью будет переноситься им гораздо легче, чем на предыдущих этапах. Установившееся объектное постоянство, стабильный внутренний образ матери, которые сложились к этому времени, позволят ребенку легче мириться некоторое время с ее физическим отсутствием и недостатком удовлетворения потребностей со стороны объекта. Страх и анаклитическая депрессия возникают в том случае, если разлука происходит в первой фазе биологического единства. Нарушения, которые возникают вследствие неудовлетворения потребностей ребенка на второй фазе, приводят, как считает А. Фрейд, к возникновению «фальшивого», «ложного» Я (Winnicott D. W., 1965). Бесконтрольная агрессивность, деструктивные действия характерны при нарушениях четвертой фазы (там же, с. 60).
А. Фрейд приводит и другие практические следствия на основе анализа данной линии развития, которые позволяют точно отвечать на многочисленные вопросы родителей и педагогов:
- а) родителям не следует ожидать взаимности в объектных отношениях на предэдиповой фазе: она появится позже, в пятой фазе;
- б) в случае нарушения протекания эдипова комплекса и соответственно прохождения пятой фазы нарушатся и процессы адаптации к группе: возможно появление школьных фобий, большой тоски по дому и пр.;
- в) реакция на усыновление приобретет более негативный характер в конце латентного периода (шестая фаза), когда под влиянием неминуемого разочарования в родителях все дети чувствуют себя в семье чужими;
- г) впервые появившиеся на эдиповой фазе сублимации, получающие свое развитие в латентный период, во время прохождения седьмой фазы могут исчезнуть «не в результате ошибок в воспитании или развитии, а как следствие соответствующей данному периоду регрессии на более ранние стадии развития» (вторая, третья и четвертая фазы) (там же, с. 61);
- д) не имеет смысла противостоять разрыву связей с родительскими узами у молодого человека или его борьбе с прегенитальными импульсами в подростковом возрасте, так же как не имеет смысла противостоять прегенитальному аутоэротизму в первой, второй, третьей, четвертой и седьмой фазах (там же, с. 60—61).
Еще одна линия развития — линия развития сферы питания. Проблема нарушения приема пищи у детей, а также нормального развития этой сферы последовательно разрабатывалась А. Фрейд в работе, посвященной детдомовским детям (Freud A., Burlingham D., 1943), а также в статьях на эту тему (Freud А., 1946, 1947). В 1965 г. А. Фрейд суммирует ранее высказанные ею по этому поводу идеи в рамках «линии развития сферы питания». Для приобретения навыка самостоятельного принятия пищи ребенок делает следующие шаги. На первом шаге все питание ребенка полностью организовывается матерью. Трудности в принятии пищи на этой стадии могут быть вызваны нормальными колебаниями аппетита и расстройствами кишечника у ребенка или же его отношением к матери и ее тревогой по поводу кормления. Расстройства питания здесь часто вызываются неправильным удовлетворением потребности в еде (длительным ожиданием или же насильственным кормлением). Наряду с удовольствием от пищи на этой стадии присутствует удовольствие от сосания пальца. Вторая стадия связана с отнятием от груди или же от бутылки. Важно, кем инициирован этот шаг — матерью или же самим ребенком. От этого зависят восприятие ребенком оральной депривации, а также особенности возможных нарушений. На третьей стадии появляются первые пробы самостоятельного приема пищи, но на этом шаге пища и мать еще идентифицируются друг с другом. На четвертой стадии появляется самостоятельное питание с помощью приборов. На этом шаге на материале приема пищи могут быть обнаружены проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка. Здесь же может появиться и страсть к сладостям как эквивалент орального удовольствия от сосания, прихоти в еде как результат приучения к туалету, т. е. нового реактивного образования — отвращения. А. Фрейд считает, что именно уравнение «питание-мать», которое является центральным на первых четырех шагах развития данной линии, позволяет понять, почему разлука с матерью, носящая травматический характер, часто сопровождается отказами от еды (отвержение замены матери) или же жадностью и перееданием (еда начинает видеться заместителем материнской любви).
Только на пятой стадии эквивалентность пищи и матери постепенно сходит на нет. Это происходит во время эдиповой фазы. Нарушения питания продиктованы в данном случае уже детскими теориями рождения, беременности, например представлением об оплодотворении через рот (страх отравления) и др. В расстройствах питания уже не наблюдается связи с присутствием или отсутствием внешнего объекта (матери), их источник теперь находится во внутренних, структурных конфликтах. И наконец, на шестой стадии, в латентный период, снижается сексуализированность процесса питания с одновременным ростом удовольствия от поглощения пищи.
Развивается рациональный подход к питанию, складываются те вкусы и предпочтения, которые лягут в основу вкусовых пристрастий взрослого человека. После этой фазы пища и ее характер становятся целиком и полностью прерогативой зрелого индивида. Однако ранее присутствующая борьба с матерью может проявляться и здесь, найдя свое отражение в прихотях в еде и расстройствах пищеварения.
Далее А. Фрейд выделяет следующие линии развития: от навязываемой матерью чистоплотности к формированию автоматического контроля над кишечником и мочевым пузырем; от стремления разделить потребности своего тела с матерью к самостоятельному окончательному управлению своим телом подростком; от эгоцентризма к развитию отношений взаимности и дружбы; от эротических забав со своим телом и телом матери к переходным объектам, игрушкам, хобби и работе.
Обычно выделенные и описанные А. Фрейд линии развития находятся в более или менее дисгармоничном соотношении: ребенок может достичь высот по одной линии развития, в то время как по другой линии развития находиться гораздо ниже. Соответственно наблюдается разная скорость прогрессивного продвижения по выделенным линиям.
Причиной этого являются прежде всего внутренние факторы, а именно: созревание ребенка в отношении Ид (последовательность в развитии либидо и агрессии), а также развитие процессов организации и оформления психической структуры по отношению к Эго. Другими факторами, лежащими в основе прогресса при движении по той или иной линии, являются влияние окружающей среды, и прежде всего отношения ребенка и матери, а также семейной атмосферы в целом.
Иногда в начале жизни, желая заслужить одобрение матери, ребенок пытается проявлять интерес к тому, что значимо именно для нее, что приводит к стимулированию и повторению определенных видов активности. Но в целом умеренная дисгармония по линиям развития является нормой. А. Фрейд считает, что именно умеренная дисгармония производит многочисленные вариации нормы, а также большое число индивидуальных различий.
Источник