Теории социального развития ребенка

Теории социального развития ребенка thumbnail

Любовь Абрамова
Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка».

«Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника».

Подготовила: воспитатель

Батеева Л. А.

Актуальность.

Дошкольное детство – начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива.

В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

В данной работе раскрыты концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника.

Социальное воспитание –- целенаправленная деятельность, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – личностного развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка.

Именно входя в социальное пространство, ребенок приобретает соответствующие знания, умения, навыки, формируя все необходимые социально-личностные качества, способствующие его развитию и социальному становлению.

Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С. А. Козловой, нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка.

С. А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность

Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, С. А. Козловой основывается на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие»

Согласно утверждению С. А. Козловой, успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен детского сада вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников- это целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Ж. Пиаже.

Выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям.

Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения.

По мнению Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.

Л. И. Божович.

Л. И. Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.

Божович Л. И., в дошкольном возрасте (особенно в среднем и старшем) можно говорить о проявлении умения принимать решения и действовать в соответствии с ними. Одним из первоначальных мотивов, побуждающих ребенка, к моральному поведению, является одобрение взрослых, а затем дошкольник может поступать нравственно в соответствии с представленным в зачаточной форме чувством долга. Чувство долга является основным моральным мотивом. Моральные же мотивы, как отмечает Божович Л. И., представляют собой качественно новый тип поведения.

А. В. Петровский

Выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей. Человек, собственно, обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит

Здесь личность – субъект общественных отношений. Человек, усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, в чем и проявляется его личность.

Интеграция – третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.

Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Эриксон Эрик Хомбергер

Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает 8 стадий развития личности. Раскроем первые 3 стадии дошкольного возраста:

1 – стадия. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.

Вывод.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника – сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь “вербальную сферу”: ребенок осваивает нормы “на словах”, в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Список используемой литературы.

1. Безрукова, В. С.Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

2. Коджаспирова, Г. М.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Козырев, В. А.Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

4. Колесникова, И. А.Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Попков, В. А.Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М.: Академический Проект, 2004.

7. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Источник

Концепция социального развития ребенка

Существуют разные интерпретации понятия социализации личности. Так, например, многие годы в зарубежной психологии существовало убеждение, что социализированный человек — это человек адаптировавшийся к той среде, в которой он родился и растет. И это верно: не приспособившись, не установив свои контакты с миром, не приняв его нормы, правила, ценности, человек вряд ли смог бы выжить в социальном мире. Верно, но недостаточно. Простое приспособление или, вернее сказать, ограничение понимания процесса социализации лишь приспособлением индивида к социальной среде ограничивает его активность, а значит, тормозит развитие.

По другой теории, социализация — это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества». Так написал наш отечественный психолог И.С. Кон. Эта позиция выгодно отличается от предыдущей тем, что в ней индивид не только усваивает, но и воспроизводит усвоенное, сделав его собственным опытом. Но и этого недостаточно.

И, наконец, третья рассматриваемая нами точка зрения, высказанная в работах А.В. Мудрика: социализация — это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим. При этом под развитием Мудрик понимает не только принятие мира, усвоение его законов существования, но и способность индивида вносить свое видение мира в процесс взаимодействия с ним.

Названные три взгляда на сущность и процесс социализации, по нашему мнению, не могут рассматриваться ни как самостоятельные, исчерпывающие понятия, даже не как этапы в социализации личности человека. Они могут рассматриваться лишь как триединый процесс, исходно обеспечивающий качество социализации.

Поясним свою точку зрения. С самого первого момента вхождения ребенка в социальный мир его воспитание должно быть ориентировано на третью стадию социализации: ребенок как формирующаяся личность не станет преобразователем, если исходно не создаются условия для того, чтобы он им становился. Есть такое шутливо-мудрое замечание: «Кто в старости хочет быть крючком, тот уже в детстве сгибается». Сложность проявляется лишь в том, чтобы правильно определить, в чем проявляются штрихи преобразователя у ребенка двух месяцев, пяти, десяти и т. д. лет. Для решения противоречия между сложностью задачи и кажущимися малыми возможностями ребенка необходимо разложить на более мелкие составляющие само понятие «преобразователь», видеть перспективу нарастания этого качества и то, без чего оно сложиться не может. Если мы с малых лет и до взрослости не будем воспитывать самостоятельность и волю, если будем выполнять за него каждое мало-мальски трудное задание, если не будем решать с ним в повседневной жизни множество задач, требующих творчества, раздумий, поиска самостоятельного решения (к примеру, как сделать, чтобы мяч не катился с горки?, Чем лучше забить гвоздь кубиком или молотком? Почему? И т. д.) Таких задач может возникнуть в повседневной жизни множество, а может и не возникнуть, если педагоги и родители не будут развивать у ребенка сообразительность и интерес к преобразовательской деятельности.

Второе положение нашей концепции. Показателем социализированное™ личности является ее обращенность на других людей и на себя.

Среди всех соприкосновений с социальным миром ребенок очень рано начинает выделять человека. Как мы помним, первой деятельностью ребенка психологи считают общение со взрослым. Ребенка привлекает его голос, его интонации, он всматривается в его образ и очень скоро начинает испытывать потребность в такого рода общении. На основе интереса к другим людям у ребенка начинает формироваться интерес к себе самому. Карл Маркс писал очень справедливо: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Постепенно у ребенка происходит смещение акцентов с другого человека на себя. Он начинает воспринимать другого человека через себя, ему понятнее бывает представить боль другого через себя. «Ты помнишь, как тебе было больно, когда ты упал, вот так сейчас и Сереже больно, давай его пожалеем». Ребенок начинает себя оценивать через другого человека: он делает для другого что-то хорошее и говорит при этом: «Я Максиму помог. Я хороший». Ребенок начинает испытывать потребность в положительной оценке себя другими детьми или взрослым. Даже более сложное чувство, как чувство коллективизма — тоже основано на удовлетворении потребности признания себя другими. Через обращенность на другого человека происходит самоутверждение, развивается самосознание и самооценка. Налицо противоречие между альтруизмом и эгоизмом. А может быть, альтруизм — одно из высших проявлений эгоизма? Если понимать эгоизм не как противопоставление себя другим, а как самосовершенствование, самореализацию, потребность познать себя и сравнить себя с другими, умение относиться к другим, как к себе самому. Это положение нашей концепции мы считаем очень важным. Оно меняет наше представление о сущности проблемы «личность и коллектив», о важности осознания себя Человеком уже с детских лет. Отсюда смысл социализации в помощи ребенку «найти присущую нашей индивидуальности идеальную форму» (И. Гербарт).

Если человек с малых лет не научится любить, уважать, оценивать себя, то у него вряд ли сформируется чувство собственного достоинства. Вхождение в мир других людей, взаимодействие с ними необходимо — это базисная, смыслообразующая сфера существования каждого индивидуума и в конечном счете — общества. Вместе с тем человек должен чувствовать себя комфортно в этом мире для того, чтобы эффективно развиваться как личность творческая, своеобразная. А это в конечном счете также будет способствовать развитию человеческого сообщества.

Отсюда вытекает и следующее положение нашей концепции: в ребенке важно формировать интерес к другому человеку.

Основой для такого интереса должно стать восприятие другого человека как источника познания социального мира и как равного себе. «Равными должны быть люди разные, а не одинаковые», — заметил писатель С. Довлатов. Другой человек интересен своими знаниями, умениями, чувствами, социальным опытом, отличающимся от моего и потому мне интересным. Открытость такому познанию влечет за собой толерантность, интерес к тому, что непохоже, желание не отвергнуть, а познать, понять, принять. Если такой акцент закладывается с детства, то снимаются проблемы, связанные с национальными, расовыми противоречиями, конфликтами несовпадения мнений.

И наконец, еще одно фундаментальное положение нашей концепции: социализация — процесс двусторонний; он происходит, с одной стороны, под влиянием извне, а с другой — он невозможен без ответной реакции субъекта. Наука дает нам возможность грамотно разработать разнообразные методы помощи ребенку в его социализации. И это хорошо, и в этом направлении следует продолжать работу. Но ребенок постоянно корректирует наши воздействия на него. Что-то он принимает безоговорочно, а что-то также безоговорочно отвергает. И насильно нельзя социализировать личность. Мы только навредим ей. Это аксиома, которую следует принять как данность и продолжать искать более тонкие методы взаимодействия с ребенком, чтобы наши воздействия не шли против его воли, желаний, интересов.

Источник