Теории развития личности ребенка презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
3 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).
4 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
5 слайд
Описание слайда:
Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
6 слайд
Описание слайда:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон
7 слайд
Описание слайда:
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц
8 слайд
Описание слайда:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу
9 слайд
Описание слайда:
Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский
10 слайд
Описание слайда:
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические . Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
11 слайд
Описание слайда:
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: 1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1359066
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1
Обзор теорий развития личности Т. Воронцова В. Пономаренко РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА PR4
2
Понятие личности Личность – комбинация уникальных черт характера, способностей, психологических установок, и других качеств человека Биосоциальний характер личности
3
Понятие развития Развитие – это качественные физические и психологические изменения от рождения до зрелости (или до конца жизни) Рост – физические изменения в организме (рост, вес) Дозревание – глобальные изменения, запрограммированные генетически (относительно независимые от окружающей среды) Обучение – относительно стабильные изменения, которые происходят под воздействием опыта
4
Знание особенностей развития ребенка: для чего? Лучше понимать причины поведения детей Не требовать от них больше (или меньше), чем то, на что они способны Помогать решать актуальные задания развития Своевременно предупреждать проблемы
5
Поколение и контекст развития Контекст развития – время, место рождения, экономическая и политическая ситуация, система образования, культура Поколения – группа людей, которые родились в определенный период времени (поколение 50-х родилось в период с до ) Как правило, поколение имеет один контекст развития (в пределах одной страны)
6
Поколение 90-х Родилось в годы политического, экономического и социального кризиса Смена идеологии Смена культурной среды Развитие технологий, появление Интернета Расцвет наркобизнеса, эпидемия ВИЧ/СПИДа
7
Стадийность процессов развития Физическое, психическое, социальное и моральное развитие личности происходит в определенной последовательности (по стадиях) Это существенно упрощает изучение этой проблемы Все теории развития оперируют понятием среднестатистический человек
8
Теория психосоциального развития Эриксона 8 стадий психосоциального развития 5 стадий человек проходит в детстве 3 стадии – в зрелом возрасте Стадии – это конфликты (кризисы) или задания, которые человек пытается решить в определенный период своей жизни
9
Стадии развития по Эриксону (для детей) доверие против недоверия независимость против неуверенности инициативность против чувства вины успеваемость против комплексов идентичность против диффузии до 1 года
10
Стадии развития по Эриксону (для взрослых) интимность против изоляции продуктивность против стагнации мудрость против отчаяния молодость зрелость Преклонный возраст
11
Практическое значение теории Эрика Эриксона Дает учителю понимание того, как развивается личность ребенка Подчеркивает роль учителя и родителей в воспитании (видеть в них людей, которые помогут решить кризис развития) Дает понимание того, что решение кризиса не бывает полным и окончательным
12
Стадии когнитивного развития (по Жану Пиаже) Сенсомоторная – до 2 лет Дооперационная – 2-7лет Предпонятийная – 2-4 года Интуитивная – 4-7 лет Стадия конкретных операций – 7-11 (12) лет Стадия формальных операций – (15) лет
13
Практическое значение теории Жана Пиаже Пиаже – основатель конструктивистского подхода к обучению: Акцент на деятельность Оценка готовности ученика Оптимальный уровень учебных заданий
14
Социокультурная когнитивная теория развития Л. Выготского Акцент на социальном влиянии Зона ближайшего развития Выготского – это потенциал развития ребенка
15
Практическое значение теории Л. Выготского Родоначальник педагогики сотрудничества и развивающего обучения Его теорию положено в основу теории социального влияния А. Бандуры Тренинговые методы – практическая реализация теории Выготского
16
Моральное развитие личности Моральность – это вопрос этики, ценностей и защиты прав человека. Это личные представления о том, что является приемлемым и неприемлемым Две стадии морального развития Пиаже: Стадия морального реализма Стадия морального релятивизма
17
Стадии морального развития Лоренса Кольберга 1. Доконвенционный уровень (оценка по последствиям) Стадия поощрение и наказание Стадия наивного гедонизма 2. Конвенционный уровень (оценка на базе социальных норм): Стадия социального одобрения Стадия закон и совесть 3. Постконвенционный уровень (оценка по собственным моральным принципам): Стадия моральности Стадия универсальных этических принципов
18
Физическое развитие подростка Предпубертатный период – 10 – 12 (13) лет Пубертатный период – 12(13) – 15 (18) лет
19
Задачи подросткового возраста Достижение автономии от семьи (с сохранением теплых отношений) Перестройка дружеских отношений со сверстниками Формирование идентичности Развитие морального сознания
20
5 класс (особенности развития) Физическое развитие: Начало предпубертатного периода Психическое развитие: Завершение этапа конкретных операций Социальное развитие: Увеличение автономности Начало установления социальной иерархии
21
5 класс (актуальные проблемы) Адаптация к новым условиям обучения (угроза срыва адаптации) Отношения с новыми учителями Увеличение рисков в результате большей автономности
22
6 класс (особенности развития) Физическое развитие: скачок роста Психическое развитие: Начало этапа формальных операций Социальное развитие: Установление в структуре класса социальной иерархии
23
6 класс (актуальные проблемы) Потеря интереса к обучению у части учеников Увеличение рисков в результате большей автономности Усиление отрицательного влияния рекламы и сверстников Проблемы в общении со сверстниками Проблемы с родителями и учителями (период негативизма)
24
7 класс (особенности развития) Физическое развитие: Заметная разница в физическом развитии Психическое развитие: Развитие самоидентичности, абстрактного мышления Эмоциональная нестабильность Социальное развитие: Развитие дружеских отношений (компании часто смешаны по стати) Колоссальное влияние рекламы, кумиров (особенно, относительно имиджа тела)
25
7 класс (актуальные проблемы) Угроза нарушения психологического равновесия в результате: Неадекватной самооценки Неспособности конструктивно решать конфликты Неумения предупреждать и преодолевать стрессы Вредные привычки
26
8 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период полового созревания Психологическое развитие: Интеллект на уровне взрослого человека Социальное развитие: Стадия платонических сексуальных отношений Стремление большей автономности от семьи
27
8 класс (актуальные проблемы) Стремление к независимости Рост поведенческих рисков
28
9 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период ранней юности, завершение полового созревания Психическое развитие: Этап осознания жизненных ценностей, профориентации, планирования будущего Социальное развитие: Несколько уменьшается зависимость от сверстников Стремление романтических отношений
29
9 класс (актуальные проблемы) Требуют помощи в профориентации Опасность раннего начала половой жизни, рискованного полового поведения Вредные привычки Риски трудовой деятельности
Источник