Теории развития и социализации личности ребенка
Социализация является многогранным и длительным процессом, поэтому существует множество теорий социализации. Рассмотрим основные теории социализации.
Теория Зеркального Я Ч.Кули, Дж. Мид
Согласно этой теории, предложенной Ч.Хортоном Кули и Дж.Мидом, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д.
Мнения близких людей, родителей, друзей настолько значительны для развивающейся личности ребенка, что под их воздействием ребенок формирует способность к выделению себя из общей группы и осознанию собственного «Я», называемое Ч.Кули «зеркальным Я».
Дж.Мидом была расширена данная теория. Дж.Мид считал, что способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Именно в игре перед ребенком встает необходимость примерить на себя определенную роль, требуемую условиями игры.
Формирование личности согласно теории зеркального Я проходит три этапа: имитация, стадия игры и стадия коллективных игр.
Имитация – на этот этапе ребенок неосознанно повторяет поведение взрослых.
Стадия игры. На данном этапе поведение ребенком осмысливается как выполнение определенных ролей. В процессе перехода от первого этапа ко второму, ребенок учится наполнять свои мысли и действия смыслом, который придается этим действиям окружающими людьми, что является следующим этапом развития личности. Согласно теории Мида, наше Я включает «Я-сам» – реакцию человека на влияние других и «Я-меня» – самосознания человека с точки зрения других близких ему людей.
Стадия коллективных игр, в процессе которой у человека формируется способность осознания ожиданий целой группы. когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом
Согласно З.Фрейду социализация является сложным процессом взаимоотношений биологического и социального. Он полагал, социализация в социуме является процессом контролирования физиологических побуждений, которые вступают в противоречие с социальными нормами и нормами культуры.
Согласно данной теории человек находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей его средой.
З.Фрейд выделяет три элемента личности человека:
- Ид или «Оно» – энергия, необходимая для получения удовольствия. Ид отвечает за удовлетворение естественных потребностей.
- Эго или Я – осуществляет контроль поведения человека, оказывая помощь человеку в ориентировании во внешнем мире.
- Суперэго или сверх Я – выполняет функцию оценки и нравственного контроля, регулируя поведения и стремясь привести его в соответствие с социальными нормами.
Замечание 1
Таким образом, человек находится в постоянном конфликте с обществом, где, с одной стороны, им руководят желания и потребности, а с другой стороны, нормы и ценности общества, направленные на угнетение этих желаний.
Согласно этой теории личность в своем развитии проходит 4 этапа, каждый из которых связан с определенной эрогенной зоной:
- оральная стадия. На данном этапе энергия ребенка направлена на получение удовольствия через рот;
- анальная стадия. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, на этом этапе ребенка приучают к горшку. На этом этапе важность приобретает навык контролирования процессов экскреции;
- фаллическая стадия. Период проявления различий мальчиков и девочек. После окончания латентного периода, в течение которого ребенок не обеспокоен проблемой половой близости, в жизни ребенка наступает следующая стадия.
- генитальная стадия. Характеризуется центральным значением полового сношения для получения удовольствия.
Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост
Э.Эриксоном была предложена теория развивающего подхода личности, согласно которой, личность развивается на протяжении всей жизни. Им было выделено 8 стадий развития. Каждая стадия характеризуется возникновением кризиса, при преодолении которого человек переходит на следующую стадию развития. Рассмотрим стадии развития более подробно.
Младенчество, грудной возраст, стадия доверия-недоверия. В процессе ухода за младенцем, ребенок узнает степень удовлетворения своих потребностей. Переход к следующей стадии осуществляется, когда ребенок чувствует себя в безопасности даже в случае ухода тех, кто о нем заботится.
Вторая стадия – автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Для данной стадии характерно желание ребенка быть самостоятельным и независимым. Знания малыша об окружающем мире расширяются, расширяется и количество требований родителей, предъявляемых малышу, что может вызывать у ребенка чувство стыда и неполноценности.
Третья стадия – Инициатива – чувство вины (3-5 лет). Этот период характеризуется подвижностью детей, склонностью фантазировать, изучать новое. В этот период в детях остро проявляется соперничество, ребенок осознают различие мальчиков и девочек.
Четвертая стадия – трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). На данном этапе у ребенка формируется способность выполнять самостоятельные задания и групповые. Ребенок учится устанавливать межличностные отношения с учителем, а также учится осознавать сущность социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Пятая стадия – Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). Для этого периода характерно наличие ситуаций выбора. На данном этапе перед молодым человеком стоят вопросы выбора образования, профессии, спутника жизни.
Шестая стадия – Интимность – одиночество (начало взрослого периода). Эта стадия характеризуется стремлением человека к постоянным, доверительным отношениям, ухаживаниями, браком. В случае неудачи на данном этапе в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, ведущие к разрыву.
Седьмая стадия – творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди осваивают профессиональную деятельность и роль родителя.
Восьмая стадия – умиротворение – отчаяние (старость). Это стадия угасания, когда человек осознают свою жизнь, подводит итоги, передает накопленный опыт.
Замечание 2
В случае успешного прохождения всей стадий человек воспринимает свою жизнь как целостность всех этапов.
Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже
Согласно теории Ж.Пиаже, можно выделить несколько этапов когнитивного развития, каждый из которых предполагает формирование новых навыков. Эти этапы проходятся детьми в строгой последовательности, но с разной скоростью и итогами.
- Сенсомоторная стадия. В этот период ребенок формирует способность длительного запоминания предметов окружающего мира.
- Предоперациональная стадия. Этот период характеризуется формированием навыка разделения символов и их значений.
- Стадия конкретных операций. На данном этапе формируется способность к мысленному совершению действий, которые ранее совершались только руками.
- Стадия формальных операций. Для данной стадии характерно формирование способностей к решению логических задач, осмыслению нравственных идеалов и ценностей.
Источник
Опишем основные теории личности, каждая из которых рассматривает влияние одного или нескольких из названных факторов.
Рис. 5.1. Механизм социализации.
С первых дней человеческой жизни огромную роль в процессе социализации играет его окружение,к которому относятся родители, детские дошкольные и школьные учреждения, Чарльз Кули в своей теории «Зеркального Я»описывает процесс социализации как интеракцию людей, в результате которой индивид формирует представление о самом себе на основании впечатления, которое он оказывает на других людей. Прежде всего, представления о самом себе у человека складываются на основании мнения о нём его самых близких людей – родителей. В сознании человека возникает своеобразная проекция представлений о нём «значимыми другими»– людьми, мнением которых дорожит индивид.
«Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую причёску»);
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая причёска»);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («Видимо, я буду всегда так причёсываться»).
Взаимодействуя таким образом с другими, личность формирует собственную самооценку.Под воздействием других, особенно родителей, у человека может сформироваться завышенная,либо заниженнаясамооценка, например, если в детстве ребёнка много и незаслуженно хвалят или, наоборот, ругают.
Эрик Берн развил эту теорию Ч.Кули. Сценарная теория Э.Берна делит всех людей на два типа: «победителей» и «неудачников». «Победители» –это те, кто ставит перед собой цель и достигает её, несмотря на то, что первоначально у него может ничего не получаться. В этом ему помогает адекватная самооценка, формированию которой способствовали его родители в детстве. (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – Л., 1992.)
Когда у маленькой девочки не получалось собрать кубик-рубик, её успокаивала мама, вселяя в ребёнка надежду на то, что всё равно она его рано или поздно соберёт.
«Неудачники»формируются, как правило, из тех детей, воспитанием которых родители не занимались, либо делали это неправильно и вместо моральной поддержки предлагали переключиться ребёнку на другой предмет, чтобы не терять своего времени, создавая, таким образом, установку на неудачу.
По мнению Э. Берна, родители своими оценками поведения ребёнка программируют сценарий его жизненного пути. Если они верят в силы своего сына или дочери, то этим они формируют оптимистичный сценарий их судьбы, если нет, то формируется негативный, пессимистичный сценарий.
Помимо оценокродителей на формирование жизненных установок и сценариев влияет судьба самих родителей,так как дети в большинстве своём воспроизводят, повторяют жизненный путь матери или отца, хотя возможен и антисценарий.
Например, сын, которого воспитала мать-одиночка, став взрослым, никогда не бросит свою жену и детей. Или дочь, чьим отцом является алкоголик, став взрослой девушкой, будет избегать знакомств с мужчинами, которые злоупотребляют алкоголем.
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития «Я» и разработал теорию доминирующего типа деятельности. Как и Ч.Кули, он считал, что «Я» – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других людей. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других – ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».
По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. (Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М. 1994.)
Первая – имитация.На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.
Затем следует игровая стадия,когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей:врача, пожарного, автогонщика и т.д.
В процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям.
Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества – это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».
Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некоего «другого» – безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах.
Французский исследователь Жан Пиаже, рассматривая влияние окружения в процессе социализации личности, исследовал когнитивное развитиеребёнка, илипроцесс обучения мышлению,который осуществляется родителями, воспитателями дошкольных учреждений, учителями школ. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития у человека формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя не обязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период, от рождения до 2 лет, называется сенсомоторной стадией.В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметовокружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.
Второй период,от 2 до 7 лет, называется пред операциональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Дж.Пиаже называет этот период стадией конкретных операций.
Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять тоже количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к каждой палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.
В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.
Гарвардский психолог Лоренс Колберг разработал ещё один подход к проблеме социализации, в котором чувствуется сильное влияние теории Ж.Пиаже. Особую роль в формировании и воспитании личности Л.Колберг отводил нравственному развитию детей.
Л.Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию – эмпатии.В отличие от Ж.Пиаже, Л.Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определённым возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Две первые стадииотносятся к детям, которые ещё не усвоили понятий о хорошем и о плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия).
На третьей стадиилюди отчётливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение.Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и о плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.
На четвёртой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нём. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир сдал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Л.Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Наэтой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.
На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.Такие люди лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к другим.
Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Иисус Христос, по мнению Л.Колберга, были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.
Зигмунд Фрейд, основатель психоаналитической теории, изучая личность, пришёл к выводу, что в своём поведении индивид руководствуется не только социальными нормами, которые он воспринимает и которым обучается в процессе социализации, но и биологическими, природными инстинктами.По мнению З.Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом, который возникает в результате того, что биологические потребности и желания человека не всегда совпадают с принятыми в обществе нормами и запретами.
Согласно З.Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.
Теория З.Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.
«Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлению таких функции организма, как приём пищи и отправление естественных надобностей.
Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности и регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид.
Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго– это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Источник