Теоретические основы речевого развития ребенка

Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Процесс развития речи и обучения родному языку – явление сложное и многостороннее. Научно обоснованная методика должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения. Поэтому теоретическую базу методики развития речи составляют данные ряда наук: физиологии, теории познания, психологии. Языкознания, психолингвистики, изучающих язык, речь, речевую деятельность [9].

Методологической основой методики обучения родному языку являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. Второй характеристикой методологии является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинно человеческое общение, а, следовательно, и развитие речи [11].

В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Методологической характеристикой языка является его взаимосвязь с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Вместе с тем мышление и речь – не тождественные понятия. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности [7].

В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщенное отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления [9].

Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка[11].

Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются. И.П.Павлов рассматривал речь как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы. В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций [11].

Исследования А.Г. Иванова-Смоленского, Н.И.Красногорского, М.М.Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей в ее единстве с первой сигнальной системой. М.М.Кольцова в своих исследованиях отмечает, что слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8-9-м месяце его жизни. Формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере и от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следовательно, выработке тонких движений пальцев.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя).

Обобщая взгляды отечественных психологов на закономерности речевого развития дошкольников можно представить их следующим образом:

1. Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

2. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций;

3. Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;

4. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития;

5. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. (А.Н.Леонтьев).

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как к средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.

Для нашей проблемы важным является определение языковой способности, которая представляет собой совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию [1].

Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа.

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

А.А. Леонтьев считает, что навыки – «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей».

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи [3].

Проблемы обучения родному языку и развитие речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Ф.А.Сохина и Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходит восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными 7 сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

Лингвистическую основу данной проблемы составляет учение о языке как знаковой системе.

Невозможно обучать языку не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Читайте также:  Развитие успешности ребенка в детском доме

Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку является комплексность, т.е. решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Практическое решение вопросов обучения родному языку во многом зависит от понимания соотношения языка и речи. «Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». (Лингвистический энциклопедический словарь).

Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида. (Лингвистический словарь).

Развитие современной лингвистики углубляет лингводидактические основы методики. В последнее время с опорой на лингвистику текста уточнена и разработана методика связной речи с позиций категориальных признаков текста, теории функционально-смысловых типов высказывания. Различные науки лингвистического цикла – лексикология, фразеология, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика служит основой для разработки методики воспитания звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лингвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; знание грамматики – методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков [4]

Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к 8 обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

В настоящее время данная наука представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические, дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как: цель и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; общедидактические и методические принципы обучения речи; средства и организационные формы речевого воспитания; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков; диагностика речевого развития детей. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа [1].

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном 9 языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту

Правильная речь рассматривалась как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов;

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности[20].

В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).

Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью [4].

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность (Алексеева М.М., Яшина В.И., 1998). Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.

Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

– структурный (формирование разных структурных уровней системы языка –

фонетического, лексического, грамматического);

– функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

– когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни_ков. М.: Академия, 1998.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» – 2- изд. М.: Просвещение, 1981.

3. Занятия по развитию речи в дет. саду. Кн. для воспитателя дет.сада./ Ф. В. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и дп. п/р О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993.

4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада/ п/р Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979.

6.Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. Ушаковой.О.С. – М.: изд-во АПН СССР, 1990.

7.Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками, подготовка детей к школе в детском саду/ под. ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1978.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. изд. 4-е. М.: Просвещение, 1972

Читайте также:  От кого из родителей зависит развитие ребенка

9.Ушакова О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарный издательский центр, 2004.

10.Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996.

11.Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: изд-во АПН РСФСР, 1985.

Источник

«Теория и методика развития речи у детей»

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Благодаря речи человек приобретает, усваивает знания и передаёт их.

Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д.

В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Речь выполняет три функции:

  • Общения;
  • Познания;
  • Регулятора поведения.

Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет свои представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Ознакомление с окружающим посредством слова начинает осуществляться очень рано. С помощью слова ребёнок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом всё более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя», «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребёнок поймёт эти слова, а также такие слова, как «доброта», «заботливость», и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок впитает в себя их содержание, т.е. научится поступать в соответствии с ними.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие речью, легко вступают в контакт с другими детьми.

Теоретические основы методики развития речи

ФГОС ДО определяет основную цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими.

Признаками хорошей речи у дошкольников являются:

  • Правильность (соответствие русской фонетике, лексике. грамматике);
  • Чистота (отсутствие нелитературных слов и словоформ);
  • Точность (правильный выбор слов в соответствии с их значением);
  • Логичность (осмысленные связи внутри предложений, стройное построение высказывания);
  • Уместность (коммуникативная целесообразность, несмешение стилей речи);
  • Богатство (большой запас словаря, использование синонимических средств языка);
  • Выразительность (эмоциональное отношение говорящего к тому, о чём он говорит).

Исследования проблем развития речи, проведённые под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта задач развития речи:

  1. Структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
  2. Функциональный или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
  3. Когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

    Основные направления речевого развития дошкольников

    Теория и методика развития связной речи

    Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые законченные отрезки.

    Связная речь рассматривается в единстве её содержания и формы. Существенными качествами связной речи, соответствующими норме, являются:

    1. Содержательность и точность (хорошее знание предмета, соответствие слов предметам и явлениям действительности);
    2. Логичность и последовательность (смысловые связи между отдельными элементами речи);
    3. Уместность (соответствие целям и условиям речевой коммуникации);
    4. Краткость;
    5. Богатство (разнообразие используемых лексических и грамматических средств);
    6. Чистота и ясность.

    Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

    Теория и методика развития словаря.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

    Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Количественный рост словаря:

    К году – 10 – 12 слов

    2 года – 300 – 400 слов

    3 года – 1500 слов

    4 года – 1900 слов

    5 лет – 2000 – 2500 слов

    6 – 7 лет – 3500 – 4000 слов.

    В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последние годы.

    В методике принято выделять четыре основные задачи:

    1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
    2. Закрепление и уточнение словаря. Развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
    3. Активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
    4. Устранение из речи детей нелитературных слов.

    Все задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

    Теория и методика формирования грамматического строя речи.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, синтаксис и словообразование.

    Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

    Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

    Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано. т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

    В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

    Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

    В современной методике рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

    Звуковая культура речи – это широкое понятие, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и чёткую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

    1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
    2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения;
    3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
    4. Выработка дикции – отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
    5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
    Читайте также:  Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам педиатрия

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по её воспитанию раскрываются О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичёвой и другими в учебных и методических пособиях.

    В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

    1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;
    2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

    Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленная образовательная работа, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок.

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме специальных игр и упражнений, и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в процессе общения в разных видах детской деятельности.

    Главная роль в обучении принадлежит специальным упражнениям, сочетающим показ – образец произношения с активным упражнением детей.

    Ведущей формой работы являются коллективные (а не индивидуальные) игры и упражнения с детьми.

    В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев).

    Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

    В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший эффект даёт обучение, которое начато на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    Необходимо использовать методику обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

    Следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведёт к пониманию необходимости овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

    Общегрупповые формы работы достаточно проводить 1 – 2 раза в месяц. Помимо этого, отдельные упражнения включаются в другие методы образовательной деятельности, а также в музыкальные занятия, в гимнастику и подвижные игры.

    Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастика

    Артикуляция – это работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо педагога.

    Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребёнку его достижения, подбодрить.

    Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

    Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

    Художественная литература как средство развития речи детей.

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Проблема воспитания детей средствами художественной литературы рассматривалась в работах В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, в целом ряде исследований (Л. М. Гурович, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флёрина и др.)

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Специфика детской литературы состоит в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Являясь частью общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности.

    Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитателям надо помнить, что художественная литература – произведение искусства.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Степень влияния произведения искусства на развитие личности зависит от уровня восприятия его читателем.

    Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Подготовка детей к обучению грамоте.

    Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.

    Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

    Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью, успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

    Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы.

    Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению грамоте. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе.

    Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

    Источник