Теоретические основы физического развития ребенка

Теоретические основы физического развития ребенка thumbnail

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева). Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. По мнению Кенеман А.В., важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств .Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В своей работе Дегтярева И.П. говорит о том, что первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие .Поскольку целью физического развития является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое развитие достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического развития. Абдульманова Л.В., определяет физические упражнения, как основное специфическое средство физического развития оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Правильное физическое развитие детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Кистякова М.Ю. выделяет следующие условия и факторы успешной организации физического развития детей :

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в детском саду

Теоретические основы физического развития ребенка

1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

2. Формулировать задачи физического развития на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.

3. Организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.

5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Таким образом, физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

В процессе физического развития детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Объективность оценки физического развития во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии дви­гательных навыков и физических качеств.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Источник

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г., 2013.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Дошкольное образование» и является частью учебно-методического комплекта. Может быть использован при изучении профессионального модуля ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» (МДК 01.02).

В учебнике изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методика организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен педагогам ДОУ и родителям.

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г., 2013

Оздоровительные задачи.

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости их организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т.е. закаливания.

Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп.

У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками.

Читайте также:  Эстетическое развитие ребенка в изобразительной деятельности

Большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. От этого во многом зависит здоровье детей.

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие.

Глава 1. Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры.

1.1. Основные понятия и термины.

1.2. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры.

1.3. Принципы образования дошкольников в области физической культуры.

1.4. Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.

1.5. Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.

Глава 2. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

2.1. Программы образования дошкольников в области физической культуры.

2.2. Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

2.3. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

2.4. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

Глава 3. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

3.1. Обучение дошкольников движениям.

3.2. Развитие двигательных способностей дошкольников.

3.3. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

3.4. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

Глава 4. Формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

4.1. Физкультурное занятие.

4.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

4.3. Физкультурно-массовые мероприятия.

4.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

4.5. Дополнительные занятия физическими упражнениями.

Глава 5. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении.

5.1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

5.2. Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.

Глава 6. Оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

6.1. Особенности развития организма ребенка.

6.2. Формирование движений ребенка от рождения до семи лет.

6.3. Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.

6.4. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

Глава 7. Учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

7.1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.

7.2. Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.

Глава 8. Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников.

8.1. Подготовка к исследованию.

8.2. Проведение исследования.

8.3. Обработка результатов исследования.

8.4. Комплексное использование методов в исследовании.

8.5. Оформление учебно-исследовательской работы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г., 2013 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf

Скачать файл № 2 – djvu

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать – djvu – Яндекс.Диск.

Скачать – pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 10.01.2021 07:54 UTC

Теги:

учебник по физкультуре :: физкультура :: Филиппова :: Каминский :: Лукина

Следующие учебники и книги:

  • Развитие ловкости и скоростно-силовых качеств на занятиях по физической культуре в транспортном вузе с помощью специальных упражнений, Войнова Е.В., 2020
  • Атлетическая гимнастика в ВУЗе, Перфильев М.В., Скоробогатов А.В., 2020
  • Лыжная подготовка в вузе, Организация и методика проведения занятий, Куликова О.А., Орлова И.В., 2016
  • Лыжная подготовка в программе Вуза, Методическое пособие, Болотников А.А., Сальникова О.В., 2015

Предыдущие статьи:

  • Комплекс специальных упражнений для ускоренной адаптации силовых возможностей студента, Труднева М.И., 2020
  • Особенности применения программ оздоровительного фитнеса на занятиях по физической культуре в транспортном вузе, Галкин В.А., 2020
  • Средства и методы физической рекреации студентов, Учебное пособие, Щадилова И.С., Смирнова Г.А., 2020
  • Физическое воспитание в детских оздоровительных лагерях, Учебно-методическое пособие, Михайлова Т.А., 2020
Читайте также:  Что такое критические периоды развития ребенка

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие.

Основы теории физического воспитания детей разрабатывали: Е.Г. Леви-Гориневская, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова и др.

Теория физического воспитания определила основные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, двигательная деятельность, физические упражнения.

Физическое развитие процесс изменения форм и функций человеческого организма (одним из показателей функций являются физические качества быстрота, сила, выносливость); В более узком смысле рассматривается как уровень развития организма, который определяется антропометрическими и биометрическими показателями (рост, масса тела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, величина изгиба позвоночника и др.)

Двигательная деятельность всякая деятельность, основным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека.

Физическая подготовленность уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

Физические упражнения движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры) отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания.

Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка, в процессе которого одновременно решаются задачи разностороннего развития (физического, умственного, нравственного, эстетического)

Физическая культура часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Задачи физического воспитания:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные: формирование у детей двигательных навыков и умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, получение знаний о своем организме, получение знаний об укреплении организма, привитие навыков личной и общественной гигиены

Воспитательные: разностороннее развитие детей: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Педагоги, ученые неоднократно подчеркивали неразрывную связь физического и психического развития ребенка. Потребности в познании мира побуждают к двигательной активности. Движения способствуют интеллектуальному развитию. Ограничение в получении информации задерживает психическое развитие.

Работа ДОУ по выполнению целей и задач физического воспитания:

  • создание развивающей образовательной среды для психофизического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • комплексное решение всех задач физического воспитания в контакте с медицинскими работниками;
  • медико-педагогический контроль за физическим воспитанием и развитием детей дошкольного возраста;
  • взаимодействие с семьей.

Средства физического воспитания

1. Физические упражнения – основное средство

2. Естественные силы (солнце, воздух, вода)

3. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.)

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Основная – физкультурные занятия
  • Физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры на воздухе, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями)
  • Активный отдых (физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья)
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Каникулы и задания на дом.

Источник