Тенденция развития прав ребенка

Тенденция развития прав ребенка thumbnail

Законодатели и органы социальной защиты и опеки проводят большую работу, чтобы усовершенствовать законодательство, касающееся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Права ребёнка в Российской Федерации

Ребёнком в нашей стране называется лицо, которое не достигло совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста.

Права детей регулируются следующими нормативными актами:

  1. Конвенцией о правах ребёнка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году и вступившей в силу для СССР в 1990 году.
  2. Конституцией РФ.
  3. Семейным кодексом РФ.
  4. Федеральными законами: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите инвалидов в РФ».

Действующее законодательство обозначает следующие права детей:

  • иметь имя, отчество, фамилию, гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • иметь защиту своих прав и интересов;
  • свободно выражать свои взгляды, мнение;
  • иметь свободу мысли, совести, религии;
  • получать информацию;
  • иметь личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, хранить тайну переписок, телефонных разговоров, личных данных;
  • лишённые родителей могут рассчитывать на защиту и помощь государственных органов, ограниченные физически или умственно – на особую заботу и особые условия жизни;
  • полноценно жить;
  • получать медицинское обслуживание;
  • получать образование;
  • отдыхать и развлекаться;
  • быть уверенными в защите от эксплуатации его труда, выполнения вредной работы, препятствующей получению образования;
  • имущественные права.

Группы прав

В законодательстве Российской Федерации записаны пять групп детских прав:

  • личные (гражданские) имущественные и неимущественные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • культурные.

Среди всех этих групп преобладают права социальной группы, являющиеся комплексом социальных благ, которые предоставляются государством.

Социальные и культурные права

Социальные права касаются взаимоотношения ребёнка с обществом, помогают ему реализовать свои интересы, связанные с жизнью среди других людей. Охватывают самую широкую сферу жизни, так как включают в себя возможность получения образования, доступность информационных материалов, касающихся образования и профессиональной подготовки, охраны здоровья, социального обеспечения, достойного уровня жизни, направлены на создание условий для здорового роста и всестороннего развития.

Взрослые обязаны не препятствовать интересам несовершеннолетних, касающимся образования, отдавая их в подходящие детские сады, школы или организовывая домашнее обучение, а также при желании обеспечивать занятия в кружках, секциях, в спортивных, художественных, музыкальных школах.

Культурные права – на отдых, досуг, игры, развлечения, соответствующие возрасту, также позволяют несовершеннолетним участвовать в культурной и творческой жизни.

Примеры

В определённом возрасте ребёнок начинает полноценно участвовать в общественной жизни: ходит в детский сад, далее в школу и становится школьником. Не так давно под любыми действиями, совершаемыми воспитателями или учителями, понимался воспитательный метод, теперь появилась тенденция защищать права ребенка для обеспечения психологического комфорта в обществе.

Например, в детском саду правами ребёнка являются:

  • безопасность, неприкосновенность и уважение – воспитатели не должны повышать на детей голос, силой заставлять сделать что-либо или оскорблять, высмеивать возможные недостатки;
  • развитие талантов – воспитателями и работниками дополнительного образования должны проводиться занятия, направленные на развитие речи, творческие и физические занятия;
  • медицинское обслуживание – воспитанникам детских садов должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

В школьных учреждениях ребёнок имеет право:

  • обучаться по общей или индивидуальной программе;
  • пользоваться библиотекой, столовой;
  • обучаться в комфортных и безопасных условиях – в помещениях, соответствующим санитарным нормам, не несущим опасности здоровью;
  • посещать дополнительные занятия (платные или бесплатные);
  • иметь возможность обратиться за помощью к психологам или учителям;
  • получить медицинскую помощь в случае необходимости.

На улице права детей предусматривают:

  • свободное перемещение;
  • безопасность;
  • использование детских площадок, парков, аттракционов и т. п.

В семье дети имеют право:

  • выражать своё мнение, мысли, даже противоречащие мнению взрослых;
  • на личную жизнь;
  • на ведение личных переписок, телефонных звонков, возможность сохранять их в тайне ото всех;
  • получать медицинскую помощь при возникновении ситуаций, требующих врачебного вмешательства.

У любого ребёнка, наравне со всеми гражданами РФ, есть свои законные права. Под защитой понимается восстановление прав, которые были нарушены, создание условий для полноценной жизни, устранение обстоятельств, мешающих полноценной жизни в социуме.

Социальные права несовершеннолетнего являются совокупностью определённых правил, записанных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Источник

“Священно не общество, не государство,
не нация, а Человек…”

Н.Бердяев

ПРОБЛЕМА

Значение правового воспитания в современном
обществе невозможно переоценить. Правовая
культура – это гарантия независимого мышления
молодых людей, формирование навыков ориентации в
сложных жизненных коллизиях и, в конечном счете, –
воспитание здорового и полноценного поколения.

Сегодня правовое воспитание должно стать
приоритетным направлением работы с молодежью.
Недаром в своем первом обращении к российскому
парламенту Президент РФ Дмитрий Медведев
вспомнил слова известного русского правоведа
Бориса Чичерина о том, что в праве, как известно,
следует видеть не только продукт практической
пользы, а “условие истинно человеческого
существования”. Глубокое знание своих прав и
свобод, определенных в Основном законе РФ, в
российских и международных законах и
декларациях, умение применить эти знания на
практике – основные принципы современного
правосознания.

Юношеский возраст – возраст самоопределения –
жизненного, личностного, профессионального.
Самоопределение характеризуется не только
пониманием себя, своих возможностей и
стремлений, но и пониманием своего места в
обществе и жизненного предназначения.

Однако в молодежной среде культивируются
негативные стереотипы поведения, получают все
большее распространение алкоголизм и
наркомания, укореняется эгоистическая и
иждивенческая психология. Неопределенность
настоящего, неуверенность в будущем,
безработица, трудности, связанные с получением
образования, падение престижа ряда профессий
порождают критическое отношение к учебе, ведут к
примитивности сознания, а многих подростков
толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь
быстро взрослеет. Отечество предстает перед нею
как дом, в котором идет постоянный ремонт. Ее
мировоззрение, система нравственных ценностей
складываются в мире острых противоречий,
правового нигилизма и социальной
незащищенности. Преступление – это социальное
зло, а преступление несовершеннолетних – зло
увеличенное во много раз. Нужно всеми силами
бороться за каждого человека, чтобы никто не
пропал для общества. В уголовном кодексе
заложена главная идея: исправить и перевоспитать
несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь
никто не знает, каким он выйдет из
воспитательно-трудовой колонии, станет ли на
правильную дорогу. Вот почему необходимо вести
активную предупредительную деятельность.

Поэтому на сегодняшний день особенно
актуальной становится вопрос о формировании мер
действенной социальной профилактики и
воспитания законопослушных граждан. Разрешение
данной проблемы обусловило разработку и
реализацию проекта “Права ребенка: проблемы и
перспективы”.

Проект “Права ребенка: проблемы и
перспективы” – это коллективный поиск
обновления современного воспитательного
процесса, позволяющего максимально
удовлетворить интересы подрастающего поколения
в их личностном развитии. Развитие может
осуществляться только в собственной
деятельности и общении (во взаимодействии
человека с внешним миром, людьми). Деятельность
детей должна быть специально организована.
Поэтому данный проект призван, через систему
творческих дел активизировать жизненную
активность подрастающего поколения в
направлении развития таких качеств, как правовое
поведение, гражданская позиция, мой выбор,
патриотизм, ответственность за свои поступки, в
этом его несомненная актуальность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: развитие личности,
направленной на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой
активности через комплекс творческих дел
практической направленности.

Задачи проекта:

  • информирование и обучение правым знаниям и
    применение полученных знаний на практике;
  • организация совместной социально-значимой
    деятельности взрослых и детей;
  • создание условий для реализации детского
    творческого потенциала и личной инициативы в
    решении поставленных задач и представлении
    результата своей деятельности;
  • выявление и поддержка учащихся, проявляющих
    склонность к изучению правовых знаний, ведущих
    активную исследовательскую работу, привлечение
    научной и педагогической общественности города
    к работе с юными правоведами;
  • воспитание гражданской ответственности,
    уважение к правам и свободам другого человека,
    демократическим правовым институтам,
    правопорядку.

Целевая группа проекта

Прямая группа – учащиеся школ города
(возрастная группа 12-16 лет).

Косвенная группа – учреждения образования,
родительская общественность, социум, СМИ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для успешной реализации проекта, на 1-м этапе,
организаторы проекта знакомятся с общей
концепцией проекта, разрабатывают положения
конкурсных программ, составляют уточненный
график реализации проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта “Права
ребенка: проблемы и перспективы”, создают Web –
сайт проекта и организуют работу Интернет-форума
“Права ребенка: мифы и реальность”.

На 1 – этапе запускается две игры: 1 -я игра
“Права ребенка” – организована для обучающихся
гимназии: первый этап круглый стол “Жить –
значит действовать”, 2-1 игра
телекоммуникационный проект “Имею право!”. В
ходе реализации игр формируются команды и
создается банк данных участников проекта

На 2-м этапе будут проведены встречи с
представителями высших учебных заведений
“Право на образование”, викторина “Знатоки
права”.

На 3-м этапе проводится акция “Право на труд”, в
результате которой обучающиеся подготовят
пришкольный участок к зиме, конкурс на
изготовление плакатов по теме “Международное
право”.

На 4-м этапе организуется благотворительная
акция “Право на жизнь”, оказана материальная
помощь детям, проживающим в детских домах,
составлены конкурс презентаций “Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних”.

На 5-м этапе состоится научно-практическая
конференция для учащихся школ города и
родительской общественности и конкурс эссе “О
праве в шутку, и серьез”. В результате будет
выпущен сборник тезисов научных работ учащихся
по праву.

На 6-м этапе будет проведён фестиваль детского
творчества “Имею право”, в работе которого
примут участие команды-участницы проекта,
родительская общественность. Фестиваль призван
акцентировать “веер” интеллектуальной,
творческо-практической деятельности подростков
города для воспитания личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания. Также
будут проведены спортивные соревнования “Право
на отдых”, где учащиеся реализуют свое право на
здоровый образ жизни. Состоится спортивная игра
“Право на отдых”.

На 7 -м этапе будет организована
интеллектуальная игра “Права ребенка: проблемы
и перспективы”.

На 8 этапе будет составлен финансовый и
аналитический отчет.

Эффективность проведения мероприятий в рамках
проекта будет оцениваться по результатам
фестиваля детского творчества, интеллектуальной
игры и отзывам участников данного фестиваля. Во
время проведения мероприятий будет вестись
фоторепортаж, по завершению которого будут
подготовлены фотоматериалы, часть материалов
будет отправлена в СМИ.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ЭтапыМероприятиеРезультат
1 этапуточнение и решение организационных
вопросов по реализации проекта
организаторы проекта ознакомятся с
общей концепцией проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта, составят
уточненный график реализации проекта,
разработают положения мероприятий проекта
информация учебных заведений города о
начале реализации проекта,

создание Web – сайта
проекта,

организация Интернет-форума “Права ребенка:
права и обязанности”,

консультации по осуществлению проекта

СМИ, учебные заведения города будут
проинформированы о начале проекта, его целях и
задачах, будет создано

Web – сайт проекта,

начнется обсуждение перспектив развития
города на Интернет-форуме “Права ребенка: права
и обязанности”, осуществлены консультации по
реализации проекта

Круглый стол “Жить – значит
действовать!”

Запуск Интернет – проекта “Имею
право!”

Встреча с представителями правовых
структур, расширение знаний по праву,
изготовление пресс-релизов о встрече
2 этап“Право на образование”: встреча с
представителями высших учебных заведений
правовой направленности

Интернет – проекта
“Имею право!”

Разрешите представиться! (визитка)

“Знатоки права” (викторина)

Пресс-релиз о встрече

Создается банк данных участников проекта

3 этап“Право на труд”: акция по пришкольного
участка к зиме

Интернет – проекта “Имею
право!”

“Международное право” (изготовление плакатов)

Пресс-релиз о трудовой деятельности

Плакаты “Конвенция о правах человека”

4 этап“Право на жизнь”: благотворительная
акция детям проживающим в детских домов

Интернет
– проекта “Имею право!”

“Один день из жизни инспектора по делам
несовершеннолетних” (презентация)

Пресс – релиз об акции

Презентация о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних;

5 этап“Авторское право”:
научно-практическая конференция

Интернет –
проекта “Имею право!”

“О праве и в шутку, и серьез” (эссе)

Сборник тезисов научных работ учащихся

Сборник
детских работ “О праве и шутку, и серьез”

6 этап“Право на отдых”: спортивные
соревнования

Интернет – проекта “Имею право!”

“Имею право!” (фестиваль детского творчества)

Пресс-релиз о спортивных соревнованиях

Выставка детского творчества

7 этап“Права ребенка: проблемы и
перспективы”: интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра, выставка
пресс-релизов, чествование победителей
 информирование в СМИ о результатах
проекта
подготовлена информация для СМИ,
предполагается появление в прессе не менее 3-х
публикаций о результатах проекта

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Создан банк данных участников проекта “Права
ребенка: проблемы и перспективы” и составлен
рейтинг информированности учебных заведений по
правовой культуре, что даст возможность
проанализировать уровень знаний по праву,
выявить существующие проблемы в этом
направлении. Критерий оценки – анализ
результатов банка данных.

Создана фотовыставка “Жить – значит
действовать!” и выпущен сборник плакатов
“Конвенция о правах человека”. Это позволит
актуализировать в сознании подростков проблемы
правового поведения в обществе, осознать роль
права в системе человеческих отношений. Критерий
оценки – метод компетентных лиц.

Составлен сборник презентаций “Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних”
на электронном носителе, который даёт
возможность учащимся получить новую информацию
о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних, а также проявить свой
творческий потенциал, проявить свою гражданскую
позицию. Критерий оценки – метод компетентных
лиц.

Проведена научно-практическая конференция,
издан сборник материалов научных работ учащихся
города по праву, что даёт возможность подросткам
осваивать такой вид деятельности, как
научно-исследовательская. Критерий оценки –
организация совместной социально-значимой
деятельности взрослых и детей по воспитанию
ключевых компетенций у подростков.

Организована интеллектуальная игра “Права
ребенка: проблемы и перспективы” и проведён
фестиваль детского творчества “Имею право!”,
организованные среди подростков, которые в
творческом ракурсе покажут значимость знаний по
праву. Помогут презентовать результаты данного
проекта, сделать выводы, наметить планы на
будущее в направлении работы с молодёжью, тем
самым будет начат общественный диалог. Критерий
оценки – отзывы участников фестиваля о проекте.

Работа со СМИ позволит информировать граждан
города о сути и результатах проекта, и главное,
донести информацию о необходимости совместной
работы по воспитанию личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания,
развитым интеллектом, творческими способностями
и владеющей практическими умениями,
необходимыми в новой социокультурной ситуации.
Критерий оценки – публикации в СМИ, отзывы на
Интернет-форуме.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Предполагается, что данный проект найдет свое
продолжение после окончания финансирования в
силу следующих обстоятельств: актуальности
проекта, заинтересованности государственных
органов, учреждений образования города,
социально ориентированных общественных
организаций. Отзывы участников данного проекта
дадут возможность разработать новые направления
по воспитанию подростков и молодёжи. На базе
гимназии будет создана мини-типография для
установления партнерских отношений учебных
заведений с социумом, развития государственного
самоуправления, организации социально значимой
практики учащихся.

Источник