Тема эссе развитие ребенка

Тема эссе развитие ребенка thumbnail

Надежда Давыденко

Эссе «Особенности развития современных детей дошкольного возраста»

Эссе на тему:

«Особенности развития современных детей дошкольного возраста»

Сегодня всёчаше можно услышать от людей старшего поколения фразу: «Мы такими не были!». Речь идёт о современных детях, как дошкольниках, так и подростах.

Действительно ли современные дети отличаются от своих предшественников и чем? Как педагог – практик, имеющий педагогическое и психологическое образование с уверенностью могу сказать – современные дети другие. Непохожесть на своих родителей и даже старших братьев и сестёр вполне имеет своё объяснение.

Вспомните уклад жизни двадцатилетней давности. Только – только стали появляться пейджеры, электронные игрушки, сотовые телефоны, компьютеры…наша страна начинала массово «покорять цифру». Все было интересно, в новинку. Дошкольники практически не имели доступа к новым технологиям, а подростки изучали неизвестные языки программирования Pascal и Basic. Но прогресс не стоит на месте, маркетинг и реклама сделали своё дело. Что мы наблюдаем сейчас? Интернет, цифровизация, оцифровывание, дистанционное образование – все чудеса цивилизации почти в каждом доме. Современные родители сегодня с удивлением отмечают, что малыш, ещё не успев научиться толком ходить и говорить, уже безошибочно знает, какую кнопку нажать, чтобы «получить результат» – мультик по ТВ или музыку на телефоне. Иногда кажется, что ребёнок родился с пультом управления в руках. Для современных детей это данность. И тут отчетливо прослеживаются особенности развития современных дошкольников.

Прежде всего – мышление. Сегодня многие учёные отмечают, и я не могу с ними не согласиться, мышление современных дошкольников – клиповое. Информация воспринимается детьми не целостными образами, а отдельными картинками, и чем ярче и динамичнее картинка, тем лучше восприятие. Я обратила внимание, что наши дошкольники быстро теряют интерес к широкоформатным мультипликационным фильмам советского производства («Аленький цветочек», «Сказка о семи богатырях», «Лесные путешественники» и др.). Сравните эти мультфильмы с современными – разница очевидна. Для современных мультиков характерна быстрая смена картинки, минимум текста, динамичность сюжета – да здравствует клиповое мышление! Конечно это не единственная причина особенностей наших детей, есть и другие…

Помните, В. А.Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»? Ни это утверждение, ни сам факт связи мышления и развития руки не поменялись с годами – поменялись наши дети. Работая с детьми, я обратила внимание, думаю ни я одна, на то, что мелкая моторика, а это, как все знают, – комплекс скоординированных действий, направленный на выполнение мелких движений пальцами и кистями рук, у детей развита очень плохо. При чём, речь идёт именно о старших дошкольниках – они не правильно держат столовые приборы, карандаш и ручку; не умеют вырезать по контуру, резать бумагу в принципе; не умеют закрашивать аккуратно фигуры, не выходя за контур.

Что же получается, современные дети глупы? Отнюдь нет! Просто современные условия развития мало направлены на развитие мелкой моторики. Дети мало работают руками. Компьютеры и планшеты с успехом способствуют развитию основ программирования, пресловутый конструктор LEGO – развитию воображения, а где моторика? Мелкие мозаики сегодня не интересны современным детям – это факт. Металлические и пластиковые конструкторы, которые с удовольствием крутили мы в детстве тоже, а ведь это и есть развитие мелкой моторики и умелости рук. Дети подготовительной группы, которые посещают кружки по LEGO конструированию и программированию испытывают значительные трудности при работе с металлическим конструктором – на столько неуклюжи движения пальцев и кистей рук, и как следствие – потеря интереса, ведь надо прилагать усилия.

Это еще одна особенность современного дошкольника – отсутствие желания добиваться цели, прилагать усилия.Работает принцип: «Не получилось, значит не интересно!» И родители часто подыгрывают детям, предлагая всё новые «интересные» – читай лёгкие занятия, чтобы чадо справилось и получило удовольствие. Благо с выбором сегодня нет проблем. А что в результате? Уже от родителей детей пяти -шести лет я слышу: «Он ничего не хочет делать!», и вижу как на занятиях, требующих минимального волевого усилия, дети не включаются в деятельность, не прикладывают усилий. Таким образом, к школе мы наблюдаем выпускника – подготовительной группы не мотивированного на учёбу, то есть, не имеющего желания учиться и прилагать усилия для достижения учебной цели. Но…это уже на откуп родителям.

Конечно, не все дети не мотивированы. Но в основной массе, если судить по моим воспитанникам, и отзывам педагогов, особенности развития современного старшего дошкольника таковы:

-клиповое мышление;

-отсутствие систематизированных знаний об окружающем мире (ребёнок знает всё и не знает ни чего);

-отсутствие мотивации и неспособность самостоятельно занять себя чем – либо (я часто слышу от детей : – «Мне скучно!», и это тогда, когда они заняты свободной деятельностью);

-алгоритмизация везде и во всём (считаю, что там, где всё алгоритмизировано, нет места воображению, и обучение заканчивается);

– низкий уровень развития связанной речи (единицы могут составить связанный рассказ, ответить полным ответом на вопрос, дети говорят так, как будто пишут сообщения).

Но не всё так плохо, как может показаться. Дошкольник сегодня – человек деятельностный, свободный в своём выборе, он быстро обрабатывает информацию и справляется с её большим потоком, быстро переключаясь с одного вида деятельности на другой, потому что за последние десятилетия значительно выросла интенсивность нашей жизни….и даже дошкольник хочет всё успеть.

Мне, как педагогу практику, интересно работать с современными дошкольниками, единственное чего хочется, так это разумного баланса в развитии, воспитании и образовании наших детей. Только так наши дети вырастут гармоничными личностями.

Источник

Юлия Кудрявцева

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей)

Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему образования, я поняла, что традиционные взгляды на обучение, воспитание и развитие детей сильно устарели. Ведь современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Так какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодня дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дошкольники иногда могут сделать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, я могу сказать, не смотря на большую информированность, возникает ряд проблем. Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.

Современные дети говорят много, но плохо. В моей группе 70% обучающихся имеют задержку речевого развития и посещают занятия логопеда. У детей низкий словарный запас.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.

У современных детей повышенные тревожность и агрессия. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Воспитание должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии в положительную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательным интересом и познавательными потребностями.

Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми. И если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то стремится. У современных детей преобладает рефлекс свободы.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, когда их заставляют что-то делать, развитие духовной сферы должно протекать последовательно в рамках определённой системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности. При таких условиях у ребёнка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Педагогическая задача воспитания современных детей заключается в создании условий для развития волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. Радует тот факт, что появился Федеральный государственный образовательный стандарт, который призван многое изменить в системе образования, в части методов воспитания и приёмов обучения, педагогических технологий, условий и результата дошкольного образования.

Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг в сторону детей. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Совместная деятельность становится яркой и эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Кроме этого, использование ИКТ актуально и при взаимодействии педагога с родителями. Создание персональной странички группы позволяет родителям увидеть фотографии детей в различных видах деятельности, просмотреть фрагменты режимных процессов.

Кроме того, особое место в системе образования сегодня занимает проектирование. Метод проектов носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Основная цель данного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка. Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации.

В заключение хочу сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником прошлого десятилетия, становятся очевидным различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.

Но самое главное в работе с детьми – это любовь. Любовь к воспитаннику, любовь к профессии. Умение быть для детей, в первую очередь, другом и партнёром.

Источник

Эссе «Особенности развития и социализации детей дошкольного возраста»

Процесс социализации личности начинается с рождения и продолжается всю жизнь человека. «Социализация – процесс, в результате которого младенец формируется в сознательную личность, осваивающую культуру, в которой он рожден» (Э.Гидденс).

На практике приходится сталкиваться с проблемами социализации детей дошкольного возраста. Чаще всего такие нарушения связаны с упорным нежеланием дошкольника ходить в садик, страхом общения с другими детьми. Малыш может игнорировать просьбы и пожелания родителей и воспитателей в детском саду.

В современном мире гаджетов и разнообразных визуальных средств массовой информации социализация детей проходит с большими затруднениями. Освоение социальных норм через общение с окружающими, взаимодействие с обществом через игровую деятельность заменяются компьютерными играми и мультфильмами, что весьма удобно вечно занятым взрослым.

Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие процесса – общение.

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе.

Исследователи (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн) рассматривают первые годы жизни ребенка как критически значимый период для социального, когнитивного и личностного становления. Именно в детском возрасте у человека развивается самосознание и зарождаются первые представления о самом себе, организуются константные формы межличностного взаимодействия, нравственные и социальные нормы.

Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова, М.А.Панфилова, А.В.Усова, Д.Б.Эльконин, и др. Проблема развития коммуникативных умений рассматривалась такими учеными, как М.И.Лисина, Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский и др. Проблемы социализации детей дошкольного возраста рассмотрены в работах ученых Г.М.Андреевой, Б.Г.Ананьева, Э.Эриксона, Л.Колберга, Д.Смелзера.

Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм.

Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная адаптация к обществу:

– самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации;

– самоорганизация – умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.

– коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности ребенку необходим контакт с детьми разного возраста. Это обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому необходима разработка комплексных программ, которые в игровой форме предлагают ребенку новую для него информацию.

В дошкольном возрасте игра помогает ребенку в осознании и познании окружающего мира. Детские игры формируют, развивают в ребенке познавательные процессы, нравственные качества, помогают в усвоении социальных ролей и опыта, то есть, выступает способом социализации. Освоение игровой деятельности становится первоначальной основой для раскрытия индивидуального творческого потенциала растущей личности. Важно своевременное достижение ребенком в процессе игровой деятельности творческих результатов и установления коммуникативных связей со сверстниками.

К coжалению, интенсификация coвременных кoмпьютерных технолoгий, кoмпьютерных игр вытесняет coвместную игрoвую деятельнoсть дoшкoльников, прoисхoдит замена живoгo oбщения на кoмпьютерные персoнажи. Coвместные игры детей транcфoрмируются в кoмпьютерные, пocтепенно исчезая из деятельности дoшкoльников. Coвременный ребенок ориентирован на телевидение, компьютер, крoме тoгo, в настoящее время вoзникли нoвые рoли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер, менеджер и нoвые игрoвые cюжеты.

Сложности в практике рабoты дошкольных образовательных учреждений, на мoй взгляд, также cвязаны c углублением прoтивoречий между признанием рoли игры в развитии ребенка дoшкoльного вoзраста и перевесом в cтoрону раннего вoвлечения их в cиcтему дoпoлнительного oбразoвания. Кроме того, педагoгическая практика пoказывает, что требуется переcмoтр coдержания cюжетнo-рoлевых творческих игр в cooтветствии c ocoбеннocтями cубкультуры coвременного ребенка. Также рукoвoдcтвo играми дoшкoльников в детсадах дoлжнo ocуществляться в менее регламентирoваннoй предметно-игрoвoй cреде. Лишь тoгда игрoвая деятельность будет являтьcя иcтoчником cамoреализации кoммуникативных умений ребенка. Бoлее актуальны и перcпективны cегoдня ocoбые педагoгические технoлoгии, ocнoванные на идее coпрoвoждающегo взаимодействия педагoга и ребенка, кoтoрая coхранит cамoценнocть cюжетнo-рoлевых игр.

Cюжетнo-рoлевая игра, являясь cамoстoятельнoй деятельнocтью, в кoтoрoй дети вcтупают в непocредственнoе oбщение co cверстниками, ocтается важным cредcтвoм развития навыкoв coциализации у детей дoшкoльнoгo вoзраcта. В cюжетнo-рoлевoй игре дети приoбретают навыки oбщения, у них развиваются кoммуникативные умения, кoтoрые oчень важны для дальнейшегo прoцеccа coциализации личнocти и успешнoгo вхoждения в мир взрocлых..

Coциализация ребенка дoшкoльнoгo вoзраcта – oтветcтвенный и чаcтo трудный прoцеcc. Ее значение oгрoмнo для будущей адаптации челoвека в oбщеcтве. Пoэтoму oчень важнo coздать все уcлoвия для данного прoцеccа, внимательнo oтcлеживать пoведение ребенка, направлять егo деятельнocть и oбучение.

Источник

Светлана Абашкина

Эссе на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является развитиесенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т. е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, повышает их творческо-поисковую активность.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

Нередко от родителей и даже от учителей,воспитателей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов – у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается. “

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. И перед нашим государством, школой,воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все!

Источник