Телевизор влияет на развитие речи ребенка

Телевизор влияет на развитие речи ребенка thumbnail

Логопед Инна Черноусова рассказала «АиФ-Черноземье», в каком возрасте стоит волноваться, что ребенок не говорит, и как на задержку речи влияет поведение взрослых, телевизор и информационные технологии.

Детский сад вместо телевизора

Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Инна Ивановна, говорят, детей с дефектами речи становится всё больше, это так?

Инна Черноусова: К сожалению, это правда. Частая причина задержки речи – недостаток общения с родителями. Когда и мама, и папа много работают, а в свободное время постоянно сидят за компьютером, ребёнок остаётся предоставлен сам себе, и у него не развивается речь, ведь с ним никто не общается. И где малыш узнает какие-то новые слова – из телевизора или планшета? Нет, там с ним тоже не будут говорить.

Кроме того, сейчас не все отдают детей в детский сад. Боятся, что они там будут часто болеть или что им там не понравится. И ребёнок сидит дома, хотя первое, что рекомендуют логопеды, когда видят дефекты речи, – это не только ходить на корректирующие занятия, но и посещать детский сад. Там больше общения и такие условия, что малышу волей-неволей приходится учиться высказывать свои пожелания, причём так, чтобы его поняли.

– Всегда ли телевизор – это плохо?

– Если ребёнок большую часть времени будет проводить перед телевизором за мультиками, даже развивающими, не проговаривая то, что он видит и слышит, это плохо. Без общения после просмотра ничего хорошего не получится. Речь, как и мышление, не будут развиваться. Очень важно, чтобы ребёнок пересказал увиденное своими словами.

– Современные информационные технологии тоже вносят отрицательную лепту?

– Конечно, из-за них стало меньше живого общения. Сейчас маленький человек пришёл из детсада, его посадили за компьютер, а взрослые начали с кем-то переписываться в телефоне. Поэтому когда родители приходят на диагностику с ребёнком, мы спрашиваем, сколько он сидит у вас за компьютером или планшетом? И нередко слышим в ответ – как пришли из детсада, так и сел. Спрашиваю, а есть ли дома развивающие игры – разные ходилки-бродилки, пусть даже лото или домино? Оказывается, есть у одной семьи из десяти. И даже в семьях, где они имеются, родители часто не играют с ребёнком и не объясняют, как надо играть. А ребёнок повертит-посмотрит картинки и отложит, потому что непонятно и неинтересно.

– Есть ещё какие-то причины, вызывающие проблемы с речью?

– Экология, продукты питания, содержащие слишком много химии, которая влияет на ребёнка ещё во внутриутробном периоде… Часто детей кормят йогуртами, колбасами, конфетами, в которых нет натуральных веществ. Всё это может повлечь изменения в коре головного мозга или в нервной системе. Но это уже органические причины, с которыми надо работать в связке с врачами.

– Как считаете, родители стали более безответственными?

– Я бы так не сказала. Те родители, кто обращается к логопедам, как раз серьёзно относятся к развитию своего ребёнка. Ведь специалистов, как правило, приходится искать самим, а за занятия – платить.

– А как же логопеды в детских садах и школах?

– Дело в том, что сейчас во многих учебных учреждениях ставку логопеда сократили. Родителям, конечно, было бы удобнее, если бы логопеды остались, ведь это решило бы многие проблемы. Но так как специалистов убрали, семьи остались без помощи, а жизнь стала более стремительной и загруженной, времени на всё не хватает. Поэтому проблемы с речью ребёнка уходят на второй план, а на первый выходят насущные заботы – обуть, одеть, сделать уроки, проследить, чтобы не заболел. Есть и просто финансовые трудности. Ведь логопедические занятия – это не один день и не два, а платить могут далеко не все.

Отсутствие специалистов в детсадах и школах только обостряет проблему. Даже если ставку логопеда не сокращают, найти хорошего специалиста на такую мизерную зарплату всё равно не могут. Вот и берутся за эту работу дилетанты. Исход печален. Иногда обращаются родители с пятилетним ребёнком, который очень плохо говорит, и на вопрос, почему же раньше вы не приходили, отвечают, что логопед в детсаду им сказал, что ребёнок к шести годам сам заговорит. И такое бывает.

– Когда нужно начать беспокоиться, что ребёнок не говорит?

– В 3-3,5 года ребёнок уже должен говорить как мы, пусть даже с некоторыми дефектами речи. Он уже должен строить предложения, хотя бы простые. Но если он молчит или не произносит целых фраз, надо обращаться к логопеду. Само ничего не исправится. И причины задержки речи могут быть разными, причём связанными не только с недостатком общения, но и с физиологией.

– Какими неприятностями грозят нарушения речи?

– В первую очередь – это проблемы в школе. У ребёнка появляется психологическая замкнутость. Ему стыдно за свою речь, он стесняется. Кроме того, возникают большие проблемы при письме. Когда ребёнок пишет, он проговаривает слова, но из-за нарушений речи он копирует свои ошибки. Во взрослой жизни дефекты речи могут и вовсе вызвать психологические барьеры и комплексы.

Источник

27 августа 2011

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§ Играйте с ребенком в подвижные игры.

Выводы

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

– Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

Читайте также: какой мультяшный TV-канал лучше

Источник

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, чтобы уделять достаточное количество детям.

Как показали специальные исследования, в наше время 25% детей пятилетнего возраста страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей такого же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и рабочих. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и малышей. Заставляет задуматься, что больше всего ребята любят смотреть взрослые передачи в вечерних программах.

ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше. Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ.

Вот еще некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:

  • снижение самоконтроля;
  • возбудимость;
  • неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения (из- за пассивного потребления информации);
  • поверхностное восприятие;

Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами – искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.

Часто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.

Как предотвратить проблему?

  • Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью “засыпательного” ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, – это на пользу. Малыши любят, когда все идет “по плану”.
  • Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам – не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
  • Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали:). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия – рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
  • Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.
  • После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
  • Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи.

Чем заменить телевизор ребенку?

Компьютер – не лучшая замена телевизору. Вы не раз слышали, что диски с обучающими программами так нравятся детям! Они помогают освоить языки, расширить словарный запас, учат считать. Да и чем какая-то программа лучше мамы? Изучайте с ребенком английские (французские, немецкие) слова, считайте мячики (машинки, кубики). Такие уроки и полезны и приятны. Стоит попробовать, чтоб убедиться!

Прогулки

Больше материала для исследования, чем на улице, не найти. Какая телепередача сравнится с игрой в снежки или плетением венка из одуванчиков?!

Экскурсии

Отправляйтесь в зоопарк или в парк. Впечатлений от их посещения ребенку хватит на целую неделю. Предложите нарисовать зверей, которых вы видели, или вспомнить названия цветов. Прекрасная тренировка для памяти!

Спорт

Бассейн, площадка, каток – вот где можно утолить жажду движения. Наверняка у вас есть и другие варианты. Главное не сидите дома, переключая программы. Пусть ребенок поймет: мир не ограничивается телевизором.

Источник