Телевизор тормозит развитие ребенка

Телевизор тормозит развитие ребенка thumbnail

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник

Логопед Инна Черноусова рассказала «АиФ-Черноземье», в каком возрасте стоит волноваться, что ребенок не говорит, и как на задержку речи влияет поведение взрослых, телевизор и информационные технологии.

Детский сад вместо телевизора

Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Инна Ивановна, говорят, детей с дефектами речи становится всё больше, это так?

Инна Черноусова: К сожалению, это правда. Частая причина задержки речи – недостаток общения с родителями. Когда и мама, и папа много работают, а в свободное время постоянно сидят за компьютером, ребёнок остаётся предоставлен сам себе, и у него не развивается речь, ведь с ним никто не общается. И где малыш узнает какие-то новые слова – из телевизора или планшета? Нет, там с ним тоже не будут говорить.

Кроме того, сейчас не все отдают детей в детский сад. Боятся, что они там будут часто болеть или что им там не понравится. И ребёнок сидит дома, хотя первое, что рекомендуют логопеды, когда видят дефекты речи, – это не только ходить на корректирующие занятия, но и посещать детский сад. Там больше общения и такие условия, что малышу волей-неволей приходится учиться высказывать свои пожелания, причём так, чтобы его поняли.

Читайте также:  Возрастные этапы развития ребенка педагогика

– Всегда ли телевизор – это плохо?

– Если ребёнок большую часть времени будет проводить перед телевизором за мультиками, даже развивающими, не проговаривая то, что он видит и слышит, это плохо. Без общения после просмотра ничего хорошего не получится. Речь, как и мышление, не будут развиваться. Очень важно, чтобы ребёнок пересказал увиденное своими словами.

– Современные информационные технологии тоже вносят отрицательную лепту?

– Конечно, из-за них стало меньше живого общения. Сейчас маленький человек пришёл из детсада, его посадили за компьютер, а взрослые начали с кем-то переписываться в телефоне. Поэтому когда родители приходят на диагностику с ребёнком, мы спрашиваем, сколько он сидит у вас за компьютером или планшетом? И нередко слышим в ответ – как пришли из детсада, так и сел. Спрашиваю, а есть ли дома развивающие игры – разные ходилки-бродилки, пусть даже лото или домино? Оказывается, есть у одной семьи из десяти. И даже в семьях, где они имеются, родители часто не играют с ребёнком и не объясняют, как надо играть. А ребёнок повертит-посмотрит картинки и отложит, потому что непонятно и неинтересно.

– Есть ещё какие-то причины, вызывающие проблемы с речью?

– Экология, продукты питания, содержащие слишком много химии, которая влияет на ребёнка ещё во внутриутробном периоде… Часто детей кормят йогуртами, колбасами, конфетами, в которых нет натуральных веществ. Всё это может повлечь изменения в коре головного мозга или в нервной системе. Но это уже органические причины, с которыми надо работать в связке с врачами.

– Как считаете, родители стали более безответственными?

– Я бы так не сказала. Те родители, кто обращается к логопедам, как раз серьёзно относятся к развитию своего ребёнка. Ведь специалистов, как правило, приходится искать самим, а за занятия – платить.

– А как же логопеды в детских садах и школах?

– Дело в том, что сейчас во многих учебных учреждениях ставку логопеда сократили. Родителям, конечно, было бы удобнее, если бы логопеды остались, ведь это решило бы многие проблемы. Но так как специалистов убрали, семьи остались без помощи, а жизнь стала более стремительной и загруженной, времени на всё не хватает. Поэтому проблемы с речью ребёнка уходят на второй план, а на первый выходят насущные заботы – обуть, одеть, сделать уроки, проследить, чтобы не заболел. Есть и просто финансовые трудности. Ведь логопедические занятия – это не один день и не два, а платить могут далеко не все.

Отсутствие специалистов в детсадах и школах только обостряет проблему. Даже если ставку логопеда не сокращают, найти хорошего специалиста на такую мизерную зарплату всё равно не могут. Вот и берутся за эту работу дилетанты. Исход печален. Иногда обращаются родители с пятилетним ребёнком, который очень плохо говорит, и на вопрос, почему же раньше вы не приходили, отвечают, что логопед в детсаду им сказал, что ребёнок к шести годам сам заговорит. И такое бывает.

– Когда нужно начать беспокоиться, что ребёнок не говорит?

– В 3-3,5 года ребёнок уже должен говорить как мы, пусть даже с некоторыми дефектами речи. Он уже должен строить предложения, хотя бы простые. Но если он молчит или не произносит целых фраз, надо обращаться к логопеду. Само ничего не исправится. И причины задержки речи могут быть разными, причём связанными не только с недостатком общения, но и с физиологией.

– Какими неприятностями грозят нарушения речи?

– В первую очередь – это проблемы в школе. У ребёнка появляется психологическая замкнутость. Ему стыдно за свою речь, он стесняется. Кроме того, возникают большие проблемы при письме. Когда ребёнок пишет, он проговаривает слова, но из-за нарушений речи он копирует свои ошибки. Во взрослой жизни дефекты речи могут и вовсе вызвать психологические барьеры и комплексы.

Источник

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы

Партнеры

Все мы, так или иначе, привыкли к “ящику”, который передаёт нам последние новости, развлекает нас сериалами. Многие из нас просто не представляют жизни без этого “монстра”, который съедает наше время и творческое воображение.

В эпоху средств массовой информации, невозможно найти место, ограниченное от поступления информации. Информация сплошным потоком врывается в нашу жизнь, жизнь наших детей. Различные компьютеры, ноуты, видики, всё это, с первых дней, входит в жизнь маленького ребёнка.

Порою, что бы заинтересовать и отвлечь, ребёнка, как только он начинает сидеть, помещают напротив телевизора, который, со временем, заменяет родителей. Телевизор начинает воспитывать ребёнка.

Опираясь на данные ЮНЕСКО, около 93 % детей, в возрасте 3-5 лет смотрят на экран около 4-х часов в день, и это намного превосходит время общения со взрослыми.

Для родителей, это весьма удобно, ведь ребёнок не бегает, не кричит, ничего не просит, но при этом, получает массу впечатлений, приобщаясь к взрослой жизни. Покупая новые видеокассеты, игры, родители пытаются таким образом развивать ребёнка так, что бы ему было, а им не особо хлопотно.

Но чрезмерное увлечение такими, на первый взгляд безобидными вещами, может привести к серьёзным отклонениям, не только в физическом развитии ребёнка (нарушения осанки, зрения), но и в психическом. Это такие нарушения, как: отставание в развитии речи, примитивная речь. Дети с такими отклонениями есть практически во всех садиках. В возрасте 4-х лет лет, выявляют 25 % детей с нарушениями речевого развития.

Причем такое увлечение просмотрами телевизоров, наблюдается не только в нашей стране.

В чём разница влияния речи экранной и речи родительской на скорость развития речевых особенностей ребёнка.

Если поведение можно скопировать и тем самым начать процесс социализации, то речь- это отнюдь не подражание совам и не запоминание штампов. Овладеть ею можно только в живом общении, когда малыш и слушает и отвечает собеседнику. Ведь он включается не только действиями, но и мыслями, чувствами. Начиная с грудного возраста, малыш отвечает на речь взрослых «неуловимым балетом». Замечено, что ответная реакция возникает только на живую речь.

В возрасте 2 лет, малыш не только слышит и понимает обращённую к нему речь, но и пытается отвечать на высказывания. Если же речь не адресована ребёнку, то он, скорее всего не будет реагировать на такую речь.

Для того, что бы вызвать ребёнка на общение, нужно, что бы речь дополняла его конкретные действия, реальные впечатления.

Телепрограммы не требуют ответа, речь, общение взрослых заменяет телевидение, но экранная речь никогда не будет своей, поэтому, дети и будут молчать, выражая мысли при помощи криков или жестов.

А во внутренней речи свершается и мышление, воображение, представление, всё то, что является основой внутреннего мира человека. Если же нет внутренней речи, значит и жизни, то человек остаётся неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Такой человек не может удержать содержание или же стремиться к цели, всё это приводит к тому, что внутри образуется пустота, требующая заполнения. Всё это может приводить у детей к развитию «дефицита концентрации». Эта болезнь проявляется при обучении детей. Таким детям сложно воспринимать слуховую информацию, они не могут удерживать в голове предыдущую фразу, связывать отдельные предложения, они не понимают текста в целом и им, конечно, становится скучно читать детские книжки. Помимо этого, фантазия детей, также снижается, дети не хотят искать: что бы интересного совершить, ведь для этого, есть телевизор, им не интересно общаться друг с другом.

Самое страшное, что такие “экранные дети”, становятся жестокими и агрессивными, у них стирается ощущение порога дозволенности. Они пытаются заполнить ту пустоту, которая царит в их душах от безделья и нежелания ничего делать, что приводит к детской преступности, детской наркомании. Ведь пустота требуют своего наполнения – искусственной стимуляции, «таблеток счастья».

Нельзя сказать, что телевизор- причина разнузданности молодёжи. Но если речь идёт о том, как телевизор влияет не психику совсем маленького ребёнка, что он заменяет игры, активные действия, общение, то, конечно, нельзя не отметить его отрицательное воздействие на становление психики и личности растущего человека.

Когда внутренняя жизнь ребёнка только начинает складываться, нужно строго ограничивать, дозировать просмотр телевидения, желательно, что бы при этом, взрослые объясняли что происходит.

И лишь после 6-7- лет, когда дети готовы к использованию техники по-назначению, можно разрешать детям самостоятельное восприятие информации у экрана.

Будьте внимательны к тому, что смотрит Ваш ребёнок, выбирайте развивающие и семейные передачи для просмотра.

Если ребёнок каждый раз открывает для себя что-то новое и полезное, вреда в этом не будет, если же телевизор станет – единственным развлечением, вы достаточно скоро заметите последствия от такого времяпрепровождения.

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

Видео

Интервью

Источник

27 августа 2011

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§ Играйте с ребенком в подвижные игры.

Выводы

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

– Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

Читайте также: какой мультяшный TV-канал лучше

Источник

Читайте также:  Высокое гармоничное развитие ребенка