Течение раннего развития ребенка

Течение раннего развития ребенка thumbnail

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное – выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно – учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения – идея о том, что элементарной частицей речи является склад – пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению – по слогам, а обучение счету – при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.

У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения – так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание – с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения – одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития – это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное – ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Автор admin На чтение 6 мин Просмотров 84 Опубликовано 15.01.2020 Обновлено 09.02.2020

Раннее развитие ребенка

Что предполагает раннее развитие ребенка, какие цели оно ставит? Зачем родителям заниматься ранним развитием детей.

Раннее развитие ребенка – что это такое

В отношении раннего развития нет единого мнения. Впрочем, нет и единого мнения о том, что это такое – раннее развитие, что под ним понимать сегодня. Надо ли вообще заниматься ранним развитием ребенка и не окажет ли это отрицательное воздействие на здоровье ребенка. Ведь в погоне за ранним развитием можно перегнуть и палку, когда интеллектуальное развитие идет в ущерб физическому развитию.

Развитие и образование- это разные понятия

Многие согласятся с тем, что раннее развитие – это не есть специальное обучение ребенка в раннем возрасте чтению, письму, счету, музыке, запоминанию энциклопедических знаний при помощи различных методик.

Все-таки развитие и образование- это разные понятия. Развивающие игры развивают конкретные структуры мозга. А образование несет социально-просветительскую нагрузку. И это совершенно разные вещи. Раннее развитие предполагает формирование предпосылок к успешной учебной деятельности в дальнейшем. Оно способствует развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, воображения, ведет к познанию мира, через творчество, игру.

Почему раннее развитие называют ранним

Почему раннее развитие называют ранним? По отношению, к какому развитию оно является ранним?

Становится очевидным то, что сегодня относить к раннему развитию занятия, проводимые по различным методикам, не совсем верно. Помним, в какое время мы живем. Объемы информации увеличиваются день ото дня. Ребенку необходимо успевать адаптироваться к таким условиям, а именно: учиться «навигации» в бурном потоке информации. Весьма часто перестраиваются и усложняются образовательные программы. Плохо это или хорошо, но так есть. И в такой среде надо жить, учиться, работать, быть счастливым, здоровым, успешным. С этой позиции важно ребенка научить спокойно воспринимать все новое, уметь ориентироваться в этом информационном океане, не теряться, находить для себя нужное и полезное. И раннее развитие уже не кажется ранним, а скорее своевременным.

Кто может помочь ребенку освоиться в потоке информации? Кто будет заниматься ранним развитием? Разумеется, родители. Ибо кто лучше них знает своего ребенка, его потребности, располагают большим временем для общения с собственным ребенком.

Переложить эту задачу на педагогов различных детских развивающих клубов и детских садов не удастся. Два-три занятия в неделю не смогут решить задачу раннего и полноценного развития ребенка. Ознакомить с тем, как заниматься развитием ребенка дома – это да. Однако и сами педагоги отмечают, что цель их занятий состоит в том, чтобы показать родителям, как заниматься с детьми, а родители уже должны сами каждый день уделять внимание ребенку. Поскольку большую часть времени мы с ребенком проводим вместе и дома, то соответственно и заниматься развитием ребенка необходимо дома тоже.

Многие родители сделали выбор в пользу раннего развития своего ребенка. Они знакомы с существующими методиками по развитию детей и стараются претворить их в жизнь, обмениваются мнениями и достигнутым опытом. Думается, что это нормальная ситуация. Почему бы и не воспользоваться знаниями и достижениями в обсуждаемой здесь области.

Занимаясь развитием ребенка, родители способствуют раскрытию его способностей и максимальной их реализации в будущем. Ребенка знакомят с разными видами творческой и интеллектуальной деятельности, уделяют внимание одновременно и физическому развитию.

Основные моменты в методиках раннего развития

Бывает часто такое, когда, не достигнув особых результатов при применении той или иной методики по раннему развитию ребенка, разочарованные родители подвергают критике авторов. В погоне за интеллектуальным развитием упускаются моменты, которые проговариваются авторами методик. Основными из них являются следующие:

  • предлагается не механическое заучивание информации и вдалбливание, а проведение занятий с ребенком в игровой форме, чтобы у ребенка был неподдельный интерес к таким игровым занятиям;
  • занятия должны приносить радость ребенку, проходить исключительно при хорошем настроении у ребенка;
  • отсутствие системы оценки ребенка в соответствии с какими-нибудь стандартами; каждый ребенок индивидуален;
  • раннее развитие – это физическое развитие наряду с интеллектуальным развитием;
  • напомним и то, что некоторые методики раннего развития разработаны были для детей, отстающих в развитии. Например, методика Глена Домана. Изначально стояла задача активизации умственной деятельности больных детей через обучение. По традиционной методике не получалось научить читать детей. Дети не понимали, как из букв получаются слова. Простым для понимания слаборазвитых детей оказалось запоминание целых слов. Занятия по методике Домана с детьми, отстающих в умственном развитии, приводили к тому, что дети догоняли в развитии своих здоровых сверстников. С этой позиции раннее развитие приносит, без сомнения, пользу.

Таким образом, целью раннего развития является не опережение своих сверстников на год или два, или даже больше. Не это главное.

Как соотнести раннее развитие ребенка с его потребностями и интересами

С самого рождения мы все не похожи друг на друга. У каждого ребенка свой темп развития. Каждый ребенок индивидуален и бесспорно обладает способностями и талантами в какой-то области. Ребенок, в отличие от взрослого, стремится заниматься, прежде всего, тем, что ему интересно. Поэтому в деле раннего развития ребенка нужно все-таки в большей степени исходить из интересов ребенка, его потребностей.

Как открыть эти способности и таланты, как понять потребности и интересы ребенка? Исходя из этого, для развития ребенка необходимо предоставить по возможности разнообразный материал для исследования и изучения. И даже если ребенок, знакомясь с чем- то новым, не может повторить также или выполнить идеально,- это не так уж важно. Главное – это заронить интерес, чтобы ребенку было не скучно, показать ему разные направления и перспективы. А дальше малыш сам будет ориентироваться и определять, что ему из предоставленного нравится или подходит.

Стоит отметить то, что в последнее время распространено проведение среди взрослых всевозможных тренингов и семинаров, где в попытках найти предназначение человека в этой жизни, раскрыть дремлющие способности и таланты – отправляют к воспоминаниям детства. Ставится задача – вспомнить то, что человеку больше всего нравилось делать в детстве, какие виды деятельности приносили радость. Так предпринимаются попытки выяснить наши способности и таланты, данные нам от природы, и в какой сфере деятельности можно их потом реализовать.

Все это помогает сориентироваться человеку и в выборе профессии, и в смене профессии, таким образом, чтобы наша профессиональная деятельность приносила нам радость и мы сами были бы востребованы. К тому же человек только сам может определить, что ему подходит, что интересует. А для такого выбора должна быть подготовлена почва еще в детстве. Поэтому- то раннее развитие ребенка стоит родительского внимания. Чтобы в будущем наши дети могли уметь делать выбор в соответствии со своими истинными потребностями и были счастливы.

Источник