Театр как средство развития креативной личности ребенка
Любовь Сеидова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение – креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо “живой” игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
ЗАДАЧИ:
• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
• Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
• Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусств.
• Работа над культурой и техникой речи детей.
• Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.
• Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Сентябрь
1 Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка»
2 Театральная постановка на сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
3 Беседа с детьми на тему «История театра».
4 День осени. Утренник.
Октябрь
1 Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».
2. Беседа с детьми различных видах театра.
3. Игра «Покажи эмоцию».
4. Создание и обновление театрального уголка.
Ноябрь
1. Изготовление масок своими руками.
2. Консультация родителей «Читайте сказки по ролям» (совместная деятельность ребенка и родителей).
3. Игра «Расскажи стихи руками»
4.Презентация на тему: «Виды театра».
Декабрь-Январь
1. Консультация родителей «Игры на выразительность мимики».
2. Иготовление новогодних декораций, для оформление группы.
3Театральные этюды по изображению сказочных персонажей.
4. Новогоднее представление.
5. Конкурс поделок.
Февраль
1. Консультация родителей «Искусство хвалить ребенка».
2. Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений (проигрывание фрагментов сказок с разными детьми.)
3. Конкурс рисунков «Эмоции на нашем лице».
Март
1. Сочинение собственной сказки. Введение новых героев и персонажей.
2. Вылепливание героев сказок собственного сочинения.
3. Консультация родителей «Воспитание чувств у ребенка».
4. Постановка придуманной сказки.
Апрель
1. Чтение сказки «ДЮЙМОВОЧКА». Подражание голосам персонажей, описание их характера.
2. Зарисовка наиболее запомнившихся фрагментов сказки.
3. Пересказ сказки по своей картинке.
4. Консультация родителей «Не делайте из ребенка кумира».
Май
1. Коллективный творческий проект.
а) постановка собственной сказки.
б) изготовление декораций.
в) Представление, выступление в актовом зале. Приглашение родителей на представление.
Результат – формирование креативных качеств личности и креативного мышления:
• Отсутствие стереотипов в мышлении – оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
• Способность создавать большое разнообразие замыслов;
• Творческое воссоздающее воображение;
• Способность ассоциировать неоднородные понятия;
• Мобилизация генерации идей;
• Творческое воображение;
• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.
Источник
Вариативная часть программы
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Срок реализации 5 лет (сентябрь 2018 – май 2023 год)
Цель: Развитие у дошкольников креативных качеств личности посредством театральной деятельности.
Задачи:
Для педагога:
– Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
– Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
– Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .
Для детей:
– Развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
– Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;
– Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада;
-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу
Ожидаемые результаты:
- Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- Привлечь детей и родителей к совместной театрализованной деятельности;
- Учимся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- Научить робких и застенчивых детей включатся в театрализованную игру;
- Формируется умение свободно держаться на сцене;
Пояснительная записка
Что дети любят больше всего? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.
Игра – наиболее доступный для ребенка, интересный способ выражения эмоций и впечатлений.
Немецкий психолог Карл Гросс сказал: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Организуя театральную деятельность, стоит следовать одному из основных принципов обучения – учись играя, общайся с детьми на «их территории», территории игры.
А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды). Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства. Работа над культурой и техникой речи детей. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста). Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Этапы реализации на 2018 – 2019 учебный год
1 подготовительный (сентябрь – декабрь)
– Подбор методической литературы
– Составление плана работы
– Ознакомление родителей
– Оформление центра книги и театра (совместно с родителями)
– Изготовление кукольного театра ( родители, воспитатели)
– Изготовление масок (родители, воспитатели)
– Шитье костюмов
– Разучивание песенок, потешек с детьми (родители, воспитатели)
– Создание картотеки пальчиковых гимнастик
2 этап реализации (январь – май)
С детьми:
– Слушание сказок, стишков, песенок
– Заучивание стихотворений, потешек
– Пальчиковые гимнастики и игры
– Игровые ситуации
– Просмотр кукольного театра
С родителями:
Папки – передвижки:
– «Кукольный театр в жизни детей. Как это важно»
– «Играем вместе с ребенком дома»
Фотовыставка
– «Я и моя любимая книга»
С воспитателями и специалистами:
– Пропевание простых песенок
– П/игры в зале и на свежем воздухе
– Показ кукольных театров
– Занятие «В гости к сказке»
3 этап реализации (май) итоговый
– Фотоотчет
– Развлечение «Путешествие по сказкам»
План по теме
Области развития | Виды деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры Беседы Подготовка и проведение праздников с родителями |
Познавательное развитие | Занятия Беседы |
Речевое развитие | Чтение сказок Рассматривание картинок, иллюстраций Пальчиковые игры Имитация и подражание |
Художественно – эстетическое развитие | Музыка: Прослушивание музыки, песенок Разучивание песенок Рисование: Традиционная техника Нетрадиционная техника Аппликация: Традиционная техника Нетрадиционная техника Лепка: Традиционная техника Нетрадиционная техника |
Физическое развитие | Подвижные игры с масками |
Совместная деятельность с родителями | Беседы, рекомендации Папки – передвижки Изготовление костюмов, кукольных театров Разучивание стишков, песенок Участие в праздниках, выставках, фотовыставках Участие в оформлении |
Совместная деятельность с педагогами ДОУ | Разработка сценариев Проведение праздников, занятий Оформление группы, зала Изготовление аттрибутов |
Перспективное планирование 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь – октябрь проходит адаптация.
Ноябрь | 1 неделя | А.Барто «Мишка» Цель: Познакомить с содержанием; учить рассматривать рисунки, слышать и понимать воспитателя, проговаривать текст. | Лепка «Пряники для Мишки» Цель: Скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка сплющивать его, соблюдать правила работы с ним. |
2 неделя | Рассматривание игрушек. Цель: Учить описывать игрушку и действия с ней | «Пошел котик на торжок» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием песенки, учить слушать, повторять текст. | |
3 неделя | «Петушок, петушок…» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием, учить рассматривать, пропевать вместе с воспитателем. | «Зернышки для петушка» лепка Цель: учить скатывать из маленьких кусочков пластилина шарики | |
4 неделя | «Вышла курочка гулять» инсценировка р.н. песенки Цель: Развивать навыки общения, выполнять движения по тексту, воспитывать интерес к игре – инсценировке. | «Репка» показ наст. театра по р.н.с. Цель: вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи, учить выполнять действия о которых говорится в сказке. | |
Декабрь | 1 неделя | Игровое упражнение «У бабушки в гостях» (домашние животные) Цель: формировать доброе и бережное отношение к окружающему миру, развивать речь. | «Петушок с семьей» сказка на фланелеграфе Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, имитировать и подражать им. |
2 неделя | «Наша Таня громко плачет» А.Барто Цель: Учить слушать внимательно, проговаривать текст за воспитателем. | «Козлятки и волк» р.н.с. Цель: Познакомить с содержанием сказки, вызвать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки – иллюстрации. | |
3 неделя | «Травка для козляток» лепка Цель: учить раскатывать из кусочка пластилина колбаску, воспитывать положительное и доброе отношение к животным. | «Грузовик» А. Барто Цель: Познакомить с содержанием стихотворения, в процессе рассматривания рисунка активизировать речь. | |
4 неделя | Слушание детских песен. Цель: Учить слушать песню, начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой. | «Большие ноги шли по дороге….» р.н. песенка Цель: Познакомить с содержанием р.н.п..обогащать и активизировать речь детей, учить эмоционально откликаться на музыку, выполнять движения под музыку. | |
Январь | 1 неделя | Каникулы | |
2 неделя | |||
3 неделя | «Зайка» А.Барто Цель: Познакомить с произведением, учить слушать внимательно, проговаривать текст с интонацией, активизировать речь. | «Заяц Егорка» р.н.песенка Цель: Познакомить с содержанием, учить угадывать животное по описанию, активизировать речь детей. | |
4 неделя | «Зайка серенький сидит» музыкальная игра Цель: Выполнять движения согласно тексту, развивать музыкальные и творческие способности. | «Репка» инсценировка сказки Цель: Развивать творческие способности, выполнять движения по тексту, вызвать желание участвовать в инсценировке. | |
Февраль | 1 неделя | «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак Цель: Познакомить с содержанием произведения, рассматривать иллюстрации к сказке, активизировать речь детей. | «Спрячь мышонка в норке» рисование Цель: учить работать с карандашом, закрашивать норку, вызвать желание помочь мышонку. |
2 неделя | «Маленький ежик» песенка Цель: Принимать активное участие в пропевании песенки. Развивать творческие способности. | «Теремок» театрализованный показ сказки Цель: Повторить содержание сказки, развивать способность следить за действием воспитателя, вовлекать детей в инсценировку, активизировать речь. | |
3 неделя | «Лесные жители» игровое упражнение Цель: Учить внимательно слушать и наблюдать, выделять яркие характерные особенности животных; формировать способность детей к диалогической речи; подражать животным, развивать творческие способности. | «У куклы Маши день рождение» игровая ситуация Цель: Учить накрывать на стол, создать атмосферу праздника, вызвать желание быть активными участниками праздника. | |
4 неделя | «Где мой пальчик?» стихотворение Н. Саксонской Цель: Познакомить с произведением, учить обыгрывать вместе с воспитателем, обогащать словарь. Развивать творческие способности. | «Обновки» стихотворение П. Воронько Цель: Познакомить с произведением, вызвать эмоциональную отзывчивость на стихотворение, активизировать речь детей. | |
Март | 1 неделя | «Курочка Ряба» инсценировка р.н.с. Цель: Вспомнить сказку, вызвать желание обыграть, проговаривать слова, учить подражать героям сказки, развивать творческие способности. | «Зайчик» стихотворение В. Хорола Цель: Познакомить с содержанием стихотворения, развивать память, развивать умения выполнять упражнения при обыгрывании. |
2 неделя | «Три медведя» сказка Л.Н.Толстого чтение Цель: Познакомить с содержанием сказки, учить с интересом рассматривать иллюстрации, вызвать желание дослушать сказку до конца. | «Три медведя» театрализованный показ сказки Цель: помочь вспомнить содержание сказки, поощрять желание участвовать в инсценировке сказки, развивать память. | |
3 неделя | «Играем в пальчиковые игры» Цель: Развивать мелкую моторику рук. | Просмотр мультфильмов. Цель: Вырабатывать усидчивость, вызвать эмоциональный отклик. | |
4 неделя | «Три медведя» показ сказки с участием детей (по желанию) Цель: Развивать актерские способности, активизировать речь | Пи «У медведя во бору» Цель: учить выполнять движения по тексту, подражать животным | |
Апрель | 1 неделя | Игровая ситуация «В гости к бабушке» Цель: вспомнить животных, учиться подражать звукам и жестам. | Игра «Кто что делает» Цель: развивать игровые навыки |
2 неделя | «Кораблик» А. Барто Цель: Познакомить с произведением, развивать речь. | Р.Н.С. «Маша и медведь» Цель: познакомить с произведением, учить подражать героям. | |
3 неделя | «Котенок» Стих В. Берестова Цель: познакомить с произведением., развивать речь | «Девочка – ревушка» А.Барто Чтение Цель: познакомить с произведением, развивать речь | |
4 неделя | Кукольный театр «Кот, петух и лиса» (взрослые) Цель: Создать детям радостное настроение. | Занятие «В гости к сказке» Итоговое Цель: Закрепить знания, развивать речь, актерские способности |
План работы на 2019 – 2020 учебный год
Цель: Продолжать приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.
Задачи:
- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
- Формировать представление о различных видах театра, развивать речь, воображение, мышление;
- Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Перспективное планирование на 2019 – 2020 учебный год
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Работа с родителями | Необходимые материалы и оборудование | |
Сентябрь | Чтение р.н.с. «Колобок» с рассматриванием картинок | Чтение и заучивание потешек | Просматривание мультфильма сказки «Колобок» | Показ кукольного театра «Колобок» с участием детей | Беседа с родителями о необходимости играть в театр | Книга сказок; набор картинок; телевизор; кукольный театр; |
Октябрь | Театрализованные игры: «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». | Разучивание стихотворений к празднику осени | Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят», с использованием картинок | Подвижные игры с масками, с имитированием движений животных | Предложить родителям поучаствовать в изготовлении театра | Маски, костюмы; Книга со сказками; Картинки сюжетные |
Ноябрь | Театрализованная игра «Теремок» с использованием костюмов. | Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику | Разучивание стихов ко Дню Матери (эмоционально, выразительно) | Мимические этюды с жестами. (Грустное лицо; улыбка; удивлен…) | Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. | Костюмы героев или маски; Стихи; Картинки для игры «Мимические этюды»; |
Декабрь | Двигательные этюды. (Название этюда. Действия детей) | Чтение сказки «Рукавичка» с использованием фланелеграфа | Репетиция с детьми новогодних утренников | Репетиция с детьми новогодних утренников | Привлечение родителей к изготовлению костюмов на новый год | Карточки для игры «Двигательные этюды»; Книга со сказками, театр для фланелеграфа «Рукавичка»; Сценарий новогоднего утренника |
Январь | Каникулы | Слушание музыкальных произведений с обыгрыванием. | Чтение сказки Сутеева «Кто сказал «мяу»?» с использованием презентации | Просмотр мультфильма «Кто сказал «мяу»?» | Индивидуальные беседы с родителями, о важности игры в театр дома. | Ноутбук с музыкальными произведениями; Телевизор; Книга со сказкой |
Февраль | Чтение сказки «Репка» с использованием сюжетных картинок | Репетиция сказки «Репка» с участием детей | Репетиция сказки «Репка» с участием детей | Драматизация сказки «Репка» с участием детей | Привлечение родителей к драматизации сказки: подборка костюмов | Книга со сказкой; Сюжетные картинки; Костюмы и маски героев сказки; Музыкальное сопровождение; Ширма с атрибутами для сказки |
Март | Участие в празднике 8 марта. Заучивание песен, стихов | Чтение произведения «Посидим в тишине» | Чтение произведения «Кошкин дом» | Обыгрывание произведения «Кошкин дом» | Папка – передвижка «Мастерим театр своими руками» Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм в театр | Сценарий праздника; Произведение А.Барто; Книга со сказками; Аттрибуты к сказке «Кошкин дом»; Информация для родителей в виде буклетов |
Апрель | Чтение стихотворений А. Барто с обыгрыванием | Игры миниатюры «Мое настроение» и «Кошки – мышки» | Чтение сказки «Теремок» с использованием сюжетных картинок | Беседа по сказке «Теремок», заучивание фраз героев, подготовка к драматизации | Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к сказке. | Книга с произведениями А. Барто; Картотека игр – миниатюр; Книга со сказкой «Теремок» и Сюжетные картинки; Костюмы, аттрибуты |
Май | Игра «Нарядись» в центре ряжения | Показ кукольного театра «Колобок» (перчаточный) детьми. | Рассказ сказки по сюжетным картинкам в центре театра. | Чтение сказки по выбору детей | Рекомендации родителям на лето | Костюмы из центра ряжения; Персонажи кук. театра; Книга со сказками; Сюжетные картинки по сказкам. |
Источник