Тактильные игры с ребенком 1 года

Тактильные игры с ребенком 1 года thumbnail

Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир, и первое, что чувствует ребенок после появление на свет — это прикосновение. Тактильные игры для малышей необходимы для развития осязания наряду с тем, как мы развиваем слух и зрение младенца. Разберемся подробнее, в чем важность тактильных игр, и как организовать полезное пространство для ребенка дома.

Осязание как часть сенсорного восприятия

Сенсорное восприятие (lat. «sensus» — чувство, ощущение) – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира.

Осязание представляет собой тактильную (поверхностную) чувствительность с помощью рецепторов кожи – самого большого органа нашего тела. Эти рецепторы отвечают за распознавание тепла, холода, боли, восприятие различных фактур поверхностей.

Польза тактильных игр

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Логопеды и психологи подтверждают его слова, уделяя огромное внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Оказывается, область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевым центром, поэтому занятия на моторику способствуют развитию речи.

Как вы уже поняли, тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также:

  • учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими;
  • несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
  • учат концентрации внимания, сосредоточению;
  • развивают координацию движения, пространственное ориентирование;
  • способствуют логическому мышлению.

Сенсорные игры подходят как для дневных занятий, освобождая маме немного времени для домашних дел, так и для вечерних занятий, чтобы подготовить ребенка ко сну. Следует помнить, что малыш всегда должен играть под присмотром взрослых.

Тактильные игры дома

Организовать игровую развивающую среду совсем не сложно своими руками, с минимальными затратами. Дома найдется то, что можно использовать в качестве пособий по сенсорному развитию.

Тактильные игры будут интересны детям от года, но нужно смотреть по ребенку: если малыш упорно тянет мелкие предметы в рот и интересуется только вкусовыми свойствами, такие игры лучше отложить.

Сенсорные коробки

Из названия понятно, что пособие представляет собой какую-то емкость, наполненную чем-то, что можно трогать. Вот несколько вариантов изготовления такой коробки:

  • Игры с крупами.

Сухие сыпучие крупы (рис, горох, чечевица, фасоль) можно насыпать в коробку, контейнер или таз, и позволить ребенку копаться там руками, ворошить, пересыпать из одной емкости в другую.

Поначалу желательно, чтобы малыш использовал для захвата только пальцы, то есть не применял ложки или стаканчики. Пусть он берет крупу кончиками пальцев, тренирует пинцетный захват, чувствует фактуру каждой крупинки риса или фасоли. Позже можно дать крохе «инструменты» (ложку, стаканчики), чтобы малыш учился манипулировать предметами и доносить ложку с крупой от одной емкости к другой.

  • Контейнер с крашеным рисом.

Такая сенсорная коробка не оставит вашего ребенка равнодушным. Несколько килограммов риса нужно окрасить в разные цвета с помощью пищевых красителей (например, из пасхального набора), и просто высыпать в большой бытовой контейнер.

Не смешивайте рис сразу, позвольте ребенку сделать это самостоятельно. Пусть он перемешает рис ручками, а потом просто в нем копошится, прячет игрушки, закапывает, раскапывает, пересыпает крупу руками. Позже можно добавить к игре различные емкости и ложки.

  • Кинетический песок.

Если в вашем арсенале уже есть этот уникальный материал, то даже не нужно ничего изобретать. Кинетический песок сам по себе развивает тактильные ощущения, поэтому если вы уже организовали домашнюю песочницу, нужно просто посадить туда малыша и позволить ему играть. Следите, чтобы песок не раскидывался по квартире, не попадал в глаза, нос и рот ребенка.

  • Сенсорная коробочка с мелкими предметами.

Подарочную или обувную коробку наполняем всякой мелочью, которую найдем в доме. Это могут быть игрушки из «киндер-сюрпризов», крупные бусины, игральные кубики из настольных игр, камушки, ракушки, декоративный дренаж для цветов или стеклянные камни для аквариума, шурупы, гайки, ненужные кулоны или украшения, скомканные кусочки фольги, ватные шарики. Желательно, чтобы все эти предметы были ребенку незнакомы. Пусть он копошится в коробке, рассматривает предметы, трогает их на ощупь.

  • Поднос с манной крупой.

Поднос с манкой организовать проще простого. Совсем кроху можно усадить в стульчик для кормления и насыпать крупу прямо на столик. Ребенка постарше – усадить за стол и насыпать на поднос. По крупе можно водить пальчиками, рисовать, можно делать из нее горы, пересыпать с одного места на другое.

Игры с влажными материалами

Занятия на развитие сенсорики, а конкретно осязания, предполагают знакомство ребенка с ощущениями разного типа. Трогать утюг, конечно, не стоит, а вот поиграть с чем-то необычным на ощупь – очень занимательно.

  • Гидрогель, или шарики «Orbeez» («орбиз»).

Это маленькие гранулы, которые используются в цветоводстве, медицине, сельском хозяйстве и продаются в магазинах. Игра требует минимальной подготовки: гранулы нужно залить водой на 4 часа, после чего они превращаются в гелевые шарики диаметром от 1 до 2 см. Играть с ними – одно удовольствие.

Шарики бывают цветные или бесцветные, но у всех есть интересное свойство: они абсолютно невидимы в воде, а стоит их вытащить — в детской ладошке целая горсть гладких упругих шариков. Шарики достаточно долговечны и могут прослужить несколько дней. Можно играть в тазу или в ванной во время купания.

  • Цветное желе.

Для малыша можно сделать несколько цветных желе с помощью воздушных шаров, а потом отдать субстанцию на растерзание маленьких ручек. Желе делается с помощью цветного красителя, желатина и воды согласно инструкции, затем разливается в воздушные шары. После застывания нужно просто аккуратно «лопнуть» шар и снять его. Желе можно ковырять, помещать внутрь мелкие предметы, можно резать, крошить руками, превращая в кашу.

  • Пена для бритья.

Очень необычные ощущения вызывает обычная пена. Играть с ней можно как в ванной, так и в комнате на подносе. Пену можно просто трогать руками или придумать целую сюжетную игру: устроить горнолыжный курорт для игрушек, украсить «снег» шишками, будто это елки, прятать что-то под слоем пены.

  • Пальчиковые краски.

Это классика жанра, ведь рисование пальчиковыми красками не нравится разве что маленьким чистюлям, которые не любят пачкать руки. Обычно дети в восторге от размазывания красок по бумаге (ватману или куску обоев) или даже самим себе. Можно также рисовать в ванной, там же сразу отмыть маленького художника.

  • Желе «Морской берег».

Эта поделка требует немного времени на изготовление, но ребенок будет в восторге. С помощью цветного желе, крупы и фигурок животных вы можете изготовить маленький мир в коробке. Вот как это делается:

  • в подходящую емкость (форма для запекания, низкий широкий контейнер) насыпать крупу — это «берег»;
  • на дно формы положить камушки, ракушки, фигурки морских обитателей;
  • залить «морской водой» (смесь воды, красителя и желатина согласно инструкции);
  • убрать в холодильник для застывания желе.

Проявляйте фантазию, добавляйте детали. Пусть это будет морской берег жаркой страны — с пальмами, обезьянами, желтым песком (горох, пшенная крупа), или Северный полюс – с вечными льдами (рис) и белыми медведями, а может Антарктида — с пингвинами и станцией полярников. В любом случае, такая игра увлечет ребенка надолго.

  • Кубики льда.

Можно дать ребенку ледышки на подносе, либо организовать путешествие на Северный полюс. Для этого заморозьте воду в формочке для льда, сделайте айсберги – заморозьте воду в пластиковых стаканчиках или рюмках небольшого размера. Когда вода замерзнет, на поднос насыпьте каменную соль или рис (это снег) и поставьте «айсберги». Добавьте фигурки животных – Северный полюс готов.

  • «Горячо – холодно».

Для этой игры нужно в несколько чашек налить воду разной температуры – холодную, теплую и комфортно горячую. Ребенку завязывают глаза платком, ставят чашки перед ним и просят определить, где самая холодная вода, где самая горячая, а где теплая.

Другие тактильные игры

Развивать осязание и мелкую моторику малыша можно также без использования сыпучих или жидких материалов.

  • Игра «Угадай, что это?».

Поначалу можно играть так: положить предметы перед ребенком, дать ему несколько секунд, чтобы запомнить их. Затем сложить все в корзину или мешок и завязать глаза. Ребенок вытаскивает предметы поочередно и угадывает их на ощупь. Со временем игра усложняется: ребенку не показывают предметы заранее, завязывают глаза и дают что-то в руки.

Другие игры на пользу маленьким ручкам:

  • развивающие книжки из подручных материалов — фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур;
  • лепка из пластилина, соленого теста, в том числе с закрытыми глазами;
  • коробка от каши с прорезью, в которую малыш может засовывать макароны, камушки, конфеты;
  • бизиборд – деревянная панель со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями;
  • шнуровки, бусы, мозаика, игольчатый конструктор, конструктор «репейник».

Все игры, в процессе которых ребенок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с разными фактурами, оказывают благотворное влияние на развитие тактильных ощущений.

Заключение

Прекрасно, когда родители заботятся о развитии своего ребенка и стараются организовать для него всевозможные занятия. Но самое важное, что вы можете дать ему даже без игр – это свое тепло и прикосновения.

Объятия, массажики, поглаживания – это тоже тактильные игры. Вспомните «рельсы-рельсы» из своего детства: подобные игры не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.

Ученые выяснили, что ребенка нужно обнимать не менее 12 раз в день, вы только представьте! Конечно, считать объятия не нужно, просто делайте это каждый раз, когда появится возможность. И конечно, не забывайте про мелкую моторику.

Источник

Тактильные игры служат налаживанию, развитию и поддержанию эмоционального контакта мамы и малыша. Кроме того, позволяют отлично разнообразить их будни, стимулировать ребенка к ответному общению, речевому и психологическому развитию и просто успокаивать его в определенные моменты. Не знаю как вам, а нам скучно просто в тишине совершать ежедневные ритуалы умывания, гимнастики, переодевания… Нести околесицу-отсебятину из разряда “уси-пуси, кто это тут у нас…” надоело, едва начала… Настоящим нашим подспорьем являются тактильные игры, о которых сейчас расскажу.

Казалось бы, когда малыш еще совсем “младенец”, особо играть с ним нЕ во что, ибо играть он в привычном понимании этого слова неспособен. Мяч не поймает, в резиночку не попрыгает… На самом деле, играть с ребенком можно и нужно уже с первых месяцев его жизни. Просто поначалу вся основная роль в игре – на взрослых. От малыша мы в игре стремимся получить эмоциональную реакцию, комплекс оживления, ну и в последствии – некоторые целенаправленные подергивания частями тела. Договоримся, что в рамках данного поста я расскажу о тактильных играх, где трогает собственно не сам малыш, а трогают его. Содержание таких тактильных игр – это в основном похлопывание и поглаживание Вашего толстопуза под текст различных стишков и потешек. Потешки! Буэээ… Успели подумать некоторые. Раньше и у меня при упоминании этого слова начинал нервно подергиваться глаз, а то и сразу оба. Вот писала об этом как-то. Тактильны игры отличаются от всяких “Идет-коза-рогатая…” тем, что Вы не просто рассказываете малышу про абстрактных козу и гусей, а говорите про него самого, называя части тела и совершая с этими самыми его частями различные действия. Не знаю, как будет на практике в будущем, но интуитивно мне кажется, что это еще должно поспособствовать запоминанию названий тех самых частей тела ребенкиным мозгом.

Ну собственно по тексту. Найти подобные стишки сейчас весьма не трудно: есть масса книг, аудио-записей, да и просто блоговых постов. Я поделюсь теми, которые у нас в ходу.

Особенность моего мозга такова, что интересное и полезное он запоминает с одного-двух прочтений, учить, к счастью, специально ничего не приходится. Ну а то, что застряло в моей голове в дальнейшем транслируется дочери.

Итак. Настало утро. Бодрый карапуз по имени Маргоша звонко оповестила об этом маму, и мы идем на пеленальник совершать наши утренние моционы. Просто умываться скучно, поэтому мы умываемся под этот стишок:

Водичка-водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Мне хватает как раз протереть всё детское личико. Эту потешку я запомнила из аудио-подборки, под которую мы раньше упражнялись по утрам. Если 10 раз послушать, мне кажется, запомнят все. Вот кстати и рабочая ссылка на ту самую большую аудио-подборку потешек.
Умылись, значит, настало самое время сделать массаж и гимнастику. Начинаем с ножек.

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

Эту потешку взяла из хорошей подборки здесь на ББ. Спасибо автору. А вот и ссылка на этот пост. Кстати, сейчас обнаружила, что проговариваю её немного не по тексту, но в том и прелесть подобных примитивных стишков: даже если что-то подзабылось, легко на ум приходят слова, которые помогают не нарушить рифму. На две ноги одной потешки не хватает, ну тут два варианта: либо поговорить немного с дитём о вечном, либо выучить еще стишок))))
Когда массаж ножек закончен, мы делаем очень полезное гимнастическое упражнение (о как пафосно звучит))) под названием “Велосипед”. Оно часто описывается в источниках: вкратце суть в поочередном сгибании и выпрямлении ног к животу. Стихотворное сопровождение “Велосипеду” у меня подобралось само-собой:

Ехали медведи на велосипеде,
В ямку попали, на гудок нажали
Бип (клям-с, трям-с и тп и тд).

Да простит меня К.Чуковский за такую вольную импровизацию на тему “Тараканища”. Но про хромых собак с утра как-то очень не хочется вспоминать.
Далее переходим к животу.

Живот-животок,
Где пупок-завиток?
Спрятался под майку.
Ну-ка, вылезай-ка!

Этот стишок взят мною из книги Анастасии Орловой “Яблочки-пятки”. Стихи в ней настолько простые и яркие, что легко запоминаются у меня во время чтения книги с дочкой.
После живота поднимаемся на грудь. Про грудь у меня пока ничего нет, но мы на ней особо долго и не задерживаемся.
Дальше – ручки. Ручки прорабатываем тщательно, поэтому про них у меня целый арсенал. Для начала, самое тривиальное и повсеместно известное:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Песни пел да плясал,
Других братцев забавлял.


Для пальчиков второй руки нашла классную аналогию в “Яблочках-пятках”:
Этот пальчик хочет спать,
Этот хочет танцевать,
Этот хочет кашку кушать,
Этот хочет песни слушать,
Этот хочет погулять,
Раз, два, три, четыре, пять.


Оттуда же использую еще такой стишок:
Кулачок-улитка,
Отвори калитку!
Дай с ладошкой подружусь!
Дай за пальчик подержусь!


От пальчиков и ладошек переходим непосредственно к рукам:

Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!

Мы как раз делаем гимнастику, сводя руки на груди Марго (как бы обнимая саму себя), а потом поднимая руки вверх-вниз. Отлично подходит.
Переворачиваемся на живот и занимаемся спинкой:

Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.

В данном стихе мне не до конца ясно к чему тут щетинка и ёжик. Хотя, если после первой строчки поставить тире в качестве противопоставления ёжиков и человеков – еще более или менее смысл прослеживается. Но пока другого в арсенале не имею, говорю этот или ничего не говорю про спину.

Если утром чистим ушки, то используем вот такой стишок:

Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.


А для носика – такой:

Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

Продолжая тему про ёжиков наших меньших, мы по утрам ещё делаем массаж с колючим мячиком вот таким:

На него отлично ложится следующая песенка-стишок (тут уж кому как природные таланты позволяют):

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

Потом приходит пора одеваться. Одевалка у нас тоже от А.Орловой (жалко, что не встретила пока подобного про рукава, их Марго не любит больше штанин):

Я свою родную ногу

Отправляю в путь-дорогу,

А туннель длиннющий – жуть,

Влево-вправо не свернуть.

Темноты я не боюсь,

Ну и ты нога не трусь.

После того, как главный участник игр одет, неплохо бы и подкрепиться. Не знаю как у Вас, а у нас любимая моська после приема пищи всё время в молочке почему-то опять вспомнились ёжики. Вытираемся при помощи следующего стишка из книги Ю.Разенковой и И.Выродовой “Игры с детьми младенческого возраста”.

Ну и молоко! (в оригинале вместо молока – каша)

Так в рот и просится!

Нос и щёки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!

Кстати, раздеваемся и шествуем на купание мы тоже под стишок из их книги:

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг,

В ванной ножкой дрыг-дрыг.

По играм, сопровождающим нашу каждодневную жизнедеятельность, это, пожалуй, всё. Конечно, если в течение дня хочется еще потрогать-погладить малыша, есть еще масса тактильных игр, направленных не на уход, а именно на игру, например, эта (кладем дитятко себе на коленки лицом к себе):

Идут на горку Джек и Джилл,

(шагаем пальчиками по ребенкиному телу)

Несут в руках ведёрки,

(вкладываем свои пальчики в ладошки малыша и раскачиваем)

Свалился Джек и лоб разбил.

(трём лобик и дуем на личико)

А Джил скатилась с горки!

(щекотим, качаем, хохочем – всё по настроению).

Вообще таких игр можно найти массу в книгах и Интернете или придумать самим на любые Ваши любимые стихи. Мой муж стихов и потешек специально не учит, но у него отлично получаются различные вариации на темы песенных хитов. Простор для родительского словотворчества неограничен!

Буду рада услышать Ваши добавления и вариации на тему в комментариях! Делитесь своими тактильными игрушками. Весёлых игр Вам и Вашим малышам!

Источник

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество тактильных игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков.

1-3 месяца

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать их характер и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (Указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки.)
Шпалы-шпалы, (Поглаживаем ребенка поперек спинки.)
Ехал поезд запоздалый. (Рукой, сжатой в кулак, проводим по спинке ребенка с легким нажимом.)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (Легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев.)
Пришли куры – поклевали, (Указательным пальцем ставим точки на спинке отрывистыми движениями.)
Пришли утки – пощипали, (Слегка пощипываем кожу ребенка.)
Пришел слон – потоптал, (Ладонью ставим следы на спинке.)
Пришел дворник – все убрал. (Кончиками пальцев поглаживаем по спине – сметаем.)

Эту тактильную игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Тактильные игры с ребенком 1 года

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т. д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые он учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20–30 см гирлянду с игрушками разной фактуры (шероховатыми, гладкими, с пупырышками, пушистыми и др.). Взмахивая ручками, кроха будет случайно задевать игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2–3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т. д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать. Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразные вещи для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть любым: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя кроху с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т. д. – в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Тактильные игры с ребенком 1 года

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера (коробки форм), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха берет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с ней, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у нее глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как и с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Тактильные игры с ребенком 1 года

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородными материалами. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает различный тактильный опыт. Всякий раз проговаривайте тактильные ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Такие игры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения.

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку. Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

Тактильные игры с ребенком 1 года

«Я леплю из пластилина». Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму.

9-12 месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Покажите ребенку, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге окрашенные листья деревьев и т. п.

Тактильные игры с ребенком 1 года

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы. Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

Свойства предметов. Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку, потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала. Проговаривайте обозначения тактильных ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т. д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги с мягкими пухлыми страницами из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность. 

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5–6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его, основываясь на тактильных ощущениях. С помощью пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь ощупываний он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о нем. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Источник