Тактильное развитие ребенка 2 года

Тактильное развитие ребенка 2 года thumbnail

Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир, и первое, что чувствует ребенок после появление на свет – это прикосновение. Тактильные игры для малышей необходимы для развития осязания наряду с тем, как мы развиваем слух и зрение младенца. Разберемся подробнее, в чем важность тактильных игр, и как организовать полезное пространство для ребенка дома.

Осязание как часть сенсорного восприятия

Сенсорное восприятие (lat. «sensus» – чувство, ощущение) – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира.

Осязание представляет собой тактильную (поверхностную) чувствительность с помощью рецепторов кожи – самого большого органа нашего тела. Эти рецепторы отвечают за распознавание тепла, холода, боли, восприятие различных фактур поверхностей.

Польза тактильных игр

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Логопеды и психологи подтверждают его слова, уделяя огромное внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Оказывается, область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевым центром, поэтому занятия на моторику способствуют развитию речи.

Как вы уже поняли, тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также:

  • учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими;
  • несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
  • учат концентрации внимания, сосредоточению;
  • развивают координацию движения, пространственное ориентирование;
  • способствуют логическому мышлению.

Сенсорные игры подходят как для дневных занятий, освобождая маме немного времени для домашних дел, так и для вечерних занятий, чтобы подготовить ребенка ко сну. Следует помнить, что малыш всегда должен играть под присмотром взрослых.

Тактильные игры дома

Организовать игровую развивающую среду совсем не сложно своими руками, с минимальными затратами. Дома найдется то, что можно использовать в качестве пособий по сенсорному развитию.

Тактильные игры будут интересны детям от года, но нужно смотреть по ребенку: если малыш упорно тянет мелкие предметы в рот и интересуется только вкусовыми свойствами, такие игры лучше отложить.

Сенсорные коробки

Из названия понятно, что пособие представляет собой какую-то емкость, наполненную чем-то, что можно трогать. Вот несколько вариантов изготовления такой коробки:

  • Игры с крупами.

Сухие сыпучие крупы (рис, горох, чечевица, фасоль) можно насыпать в коробку, контейнер или таз, и позволить ребенку копаться там руками, ворошить, пересыпать из одной емкости в другую.

Поначалу желательно, чтобы малыш использовал для захвата только пальцы, то есть не применял ложки или стаканчики. Пусть он берет крупу кончиками пальцев, тренирует пинцетный захват, чувствует фактуру каждой крупинки риса или фасоли. Позже можно дать крохе «инструменты» (ложку, стаканчики), чтобы малыш учился манипулировать предметами и доносить ложку с крупой от одной емкости к другой.

  • Контейнер с крашеным рисом.

Такая сенсорная коробка не оставит вашего ребенка равнодушным. Несколько килограммов риса нужно окрасить в разные цвета с помощью пищевых красителей (например, из пасхального набора), и просто высыпать в большой бытовой контейнер.

Не смешивайте рис сразу, позвольте ребенку сделать это самостоятельно. Пусть он перемешает рис ручками, а потом просто в нем копошится, прячет игрушки, закапывает, раскапывает, пересыпает крупу руками. Позже можно добавить к игре различные емкости и ложки.

  • Кинетический песок.

Если в вашем арсенале уже есть этот уникальный материал, то даже не нужно ничего изобретать. Кинетический песок сам по себе развивает тактильные ощущения, поэтому если вы уже организовали домашнюю песочницу, нужно просто посадить туда малыша и позволить ему играть. Следите, чтобы песок не раскидывался по квартире, не попадал в глаза, нос и рот ребенка.

  • Сенсорная коробочка с мелкими предметами.

Подарочную или обувную коробку наполняем всякой мелочью, которую найдем в доме. Это могут быть игрушки из «киндер-сюрпризов», крупные бусины, игральные кубики из настольных игр, камушки, ракушки, декоративный дренаж для цветов или стеклянные камни для аквариума, шурупы, гайки, ненужные кулоны или украшения, скомканные кусочки фольги, ватные шарики. Желательно, чтобы все эти предметы были ребенку незнакомы. Пусть он копошится в коробке, рассматривает предметы, трогает их на ощупь.

  • Поднос с манной крупой.

Поднос с манкой организовать проще простого. Совсем кроху можно усадить в стульчик для кормления и насыпать крупу прямо на столик. Ребенка постарше – усадить за стол и насыпать на поднос. По крупе можно водить пальчиками, рисовать, можно делать из нее горы, пересыпать с одного места на другое.

Читайте также:  Дополнительное развитие ребенка до 1 года

Игры с влажными материалами

Занятия на развитие сенсорики, а конкретно осязания, предполагают знакомство ребенка с ощущениями разного типа. Трогать утюг, конечно, не стоит, а вот поиграть с чем-то необычным на ощупь – очень занимательно.

  • Гидрогель, или шарики «Orbeez» («орбиз»).

Это маленькие гранулы, которые используются в цветоводстве, медицине, сельском хозяйстве и продаются в магазинах. Игра требует минимальной подготовки: гранулы нужно залить водой на 4 часа, после чего они превращаются в гелевые шарики диаметром от 1 до 2 см. Играть с ними – одно удовольствие.

Шарики бывают цветные или бесцветные, но у всех есть интересное свойство: они абсолютно невидимы в воде, а стоит их вытащить – в детской ладошке целая горсть гладких упругих шариков. Шарики достаточно долговечны и могут прослужить несколько дней. Можно играть в тазу или в ванной во время купания.

  • Цветное желе.

Для малыша можно сделать несколько цветных желе с помощью воздушных шаров, а потом отдать субстанцию на растерзание маленьких ручек. Желе делается с помощью цветного красителя, желатина и воды согласно инструкции, затем разливается в воздушные шары. После застывания нужно просто аккуратно «лопнуть» шар и снять его. Желе можно ковырять, помещать внутрь мелкие предметы, можно резать, крошить руками, превращая в кашу.

  • Пена для бритья.

Очень необычные ощущения вызывает обычная пена. Играть с ней можно как в ванной, так и в комнате на подносе. Пену можно просто трогать руками или придумать целую сюжетную игру: устроить горнолыжный курорт для игрушек, украсить «снег» шишками, будто это елки, прятать что-то под слоем пены.

  • Пальчиковые краски.

Это классика жанра, ведь рисование пальчиковыми красками не нравится разве что маленьким чистюлям, которые не любят пачкать руки. Обычно дети в восторге от размазывания красок по бумаге (ватману или куску обоев) или даже самим себе. Можно также рисовать в ванной, там же сразу отмыть маленького художника.

  • Желе «Морской берег».

Эта поделка требует немного времени на изготовление, но ребенок будет в восторге. С помощью цветного желе, крупы и фигурок животных вы можете изготовить маленький мир в коробке. Вот как это делается:

  • в подходящую емкость (форма для запекания, низкий широкий контейнер) насыпать крупу – это «берег»;
  • на дно формы положить камушки, ракушки, фигурки морских обитателей;
  • залить «морской водой» (смесь воды, красителя и желатина согласно инструкции);
  • убрать в холодильник для застывания желе.

Проявляйте фантазию, добавляйте детали. Пусть это будет морской берег жаркой страны – с пальмами, обезьянами, желтым песком (горох, пшенная крупа), или Северный полюс – с вечными льдами (рис) и белыми медведями, а может Антарктида – с пингвинами и станцией полярников. В любом случае, такая игра увлечет ребенка надолго.

  • Кубики льда.

Можно дать ребенку ледышки на подносе, либо организовать путешествие на Северный полюс. Для этого заморозьте воду в формочке для льда, сделайте айсберги – заморозьте воду в пластиковых стаканчиках или рюмках небольшого размера. Когда вода замерзнет, на поднос насыпьте каменную соль или рис (это снег) и поставьте «айсберги». Добавьте фигурки животных – Северный полюс готов.

  • «Горячо – холодно».

Для этой игры нужно в несколько чашек налить воду разной температуры – холодную, теплую и комфортно горячую. Ребенку завязывают глаза платком, ставят чашки перед ним и просят определить, где самая холодная вода, где самая горячая, а где теплая.

Другие тактильные игры

Развивать осязание и мелкую моторику малыша можно также без использования сыпучих или жидких материалов.

  • Игра «Угадай, что это?».

Поначалу можно играть так: положить предметы перед ребенком, дать ему несколько секунд, чтобы запомнить их. Затем сложить все в корзину или мешок и завязать глаза. Ребенок вытаскивает предметы поочередно и угадывает их на ощупь. Со временем игра усложняется: ребенку не показывают предметы заранее, завязывают глаза и дают что-то в руки.

Другие игры на пользу маленьким ручкам:

  • развивающие книжки из подручных материалов – фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур;
  • лепка из пластилина, соленого теста, в том числе с закрытыми глазами;
  • коробка от каши с прорезью, в которую малыш может засовывать макароны, камушки, конфеты;
  • бизиборд – деревянная панель со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями;
  • шнуровки, бусы, мозаика, игольчатый конструктор, конструктор «репейник».

Все игры, в процессе которых ребенок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с разными фактурами, оказывают благотворное влияние на развитие тактильных ощущений.

Читайте также:  Центр развития талантов ребенка сургут вакансии

Заключение

Прекрасно, когда родители заботятся о развитии своего ребенка и стараются организовать для него всевозможные занятия. Но самое важное, что вы можете дать ему даже без игр – это свое тепло и прикосновения.

Объятия, массажики, поглаживания – это тоже тактильные игры. Вспомните «рельсы-рельсы» из своего детства: подобные игры не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.

Ученые выяснили, что ребенка нужно обнимать не менее 12 раз в день, вы только представьте! Конечно, считать объятия не нужно, просто делайте это каждый раз, когда появится возможность. И конечно, не забывайте про мелкую моторику.

Источник

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Развитие мелкой моторики в 2 года

Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:

Читайте также:  Методист по развитию ребенка

Развитие восприятия у двухлетних детей

Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.

  • Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.

Развитие восприятия у двухлетних детей

  • Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
  • Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
  • Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.

Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.

Развитие восприятия у двухлетних детей

Развитие речи в 2 года

Какими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?

  • Говорит простыми предложениями;
  • В основном, называет имена существительные;
  • Употребляет в речи глаголы не часто;
  • Произносит просьбы и озвучивает свои потребности (хочу, дай, пожалуйста, спасибо и т.д.)
  • Имеет большой пассивный словарь;
  • Речь эмоционально окрашено, сопровождается жестами и мимикой;
  • Умеют произносить около 200 слов;
  • Задает вопросы (что? где? когда?).

К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.

Развитие речи в 2 года

Навыки личной гигиены

Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

  • Умываться;
  • Мыть руки;
  • Чистить зубы;
  • Ходить на горшок.

Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 – 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.

Навыки личной гигиены

Выводы

Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко.

Заключение

2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник