Тактильное панно для развития ребенка
Зиля Шакировна Нугманова
Тактильно — дидактическое панно — универсальное средство работы с детьми.
С первых шагов малыш познает наш огромный мир. Начальная ступень этого познания – чувственный опыт. Ребенок смотрит, обоняет, осязает, т. е. воспринимает предметы, которые оставляют в его сознании неизгладимые впечатления. Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными,возрастает стремление самоутвердиться: “Я сам!”. Мы стараемся предлагать детям игры, удовлетворяющие познавательный интерес детей данного возраста и стимулирующие самостоятельную деятельность. Предлагаемые игры и игрушки привлекают ребенка не только своей яркостью, но и содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки, мы решили создать в нашей группе тактильно-дидактическое панно.
Дидактическое панно – это универсальное средство, которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей.
За основу панно взят экран из ковролина размером 1м *1,5м. Тактильно – дидактическое панно представляет собой набор плоскостных и объёмных фигур, выполненных аппликационно из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы панно крепятся на экран с помощью липучек, кнопок, пуговиц, шнурков, ленточек.
Дидактическийматериал систематизирован по тематическим блокам:
• Времена года,
• Где что растет,
• Домашние и дикие животные,
• Перелетные, зимующие и домашние птицы,
• Новогодние чудеса,
• Профессии,
• Дорожная грамота,
• Одежда, обувь, головные уборы по сезонам,
• Семья,
• Насекомые,
• Транспорт (наземный, водный, воздушный,
• Сказки (пальчиковый, настольный театр)
Это позволяет оформить панно в форме сюжетной картины, элементы одного тематического блока органично вплетаются в сюжет другого.
Например: дидактический блок «Осень»состоит из следующих элементов:
• Дерево с дуплом крепятся на коврик с помощью липучек;
• Разноцветные листья крепятся на дерево с помощью липучек, пуговиц, кнопок;
• Облако голубого цвета с кармашком, закрывающимся на замок, а в нем «дождик»
из бусин;
• солнце;
• полянка желтого цвета, на которой крепятся с помощью липучек, пуговиц, кнопок
• грибочки, листья;
• веточки рябины
• птицы
Тактильно-дидактическое паннопозволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей:
• развитие тактильных ощущений
• развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
• формирование представлений о количестве;
• знакомство с цветом;
• развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений;
• расширение и обогащения словарного запаса,
• развитие художественно – эстетического вкуса детей, любознательности,
• конструктивных способностей
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Данное тактильно-дидактическое панно позволяет реализовать этот принцип, так как, используя это панно, можно решать задачи из разных образовательных областей, организуя различные виды детской деятельности (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественной, игровую, театрализованную). Этот яркий увлекательный материал может быть применен как наглядный, так и раздаточный. Через интеграцию различных видов деятельности данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса непосредственно и ненавязчиво.
Панно удобно в использовании, его мы применяем в образовательном процессе в режимных моментах, при проведении индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Тактильно-дидактическое панно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером для групповой комнаты. Варианты использования тактильно-дидактического панно разнообразны.
Так, например, после прогулки предложить детям на панно изобразить сезонные изменения. Дети самостоятельно из предложенных элементов панно выбирают элементы тематического блока «Осень» и составляют сюжет «Осенний пейзаж», отражающий результаты наблюдения на прогулке. При выполнении задания дети рассказывают и поясняют, какого цвета листья, сколько их, где находятся, почему желтые и красные опадают, а зеленые остаются на дереве. Далее предлагаю спеть песню «Листопад» О. Колесниченко и подвигаться под музыку (интеграция задач из образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»). Звучит мелодия «Дождь» из коллекции «Звуки природы». Детям предлагаем новый элемент – облачко, открываем замок – «сюрприз», высыпаются нити из бусин – «дождик». Предлагаем посчитать, сравнить бусины на ощупь, дать понятие – шар (бусы в форме шара). Информация детям о природных явлениях (дождь). Также детям можно предложить добавить в сюжет мальчика и девочку, одеть их по сезону.
Использование тактильно-дидактического панно в образовательном процессе способствует формированию интегративных качеств ребёнка:
• Любознательный, активный. Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми.
• Эмоционально отзывчивый. Ребенок проявляет эмоциональную отывчивость.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре,в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки.
У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.Ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности:
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его.
Источник
Татьяна Мельниченко
Тактильно-сенсорное панно «В мире животных» для детей раннего возраста
Тактильные ощущения играют чуть ли не самую главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Без них малыш не научится правильно понимать формы и поверхность объектов.
Для этого я изготовила в своей группе тактильно – сенсорное панно “в мире животных”,
которое содержит в себе четыре темы:”Дикие животные”, “Домашние животные”, “Насекомые” и “подводный мир”.
Панно предназначено для индивидуальной и погрупповой деятельности с детьми 1,5 – 3 лет, а также прекрасно украшает интерьер групповой комнаты.
Использование тактильно – сенсорного панно в работе с детьми дает решать следующие задачи:
– развивать зрительное тактильное восприятие;
– стимулировать развитию мелкой моторики пальцев рук;
– формировать тактильную чувствительность;
– стимулировать развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти);
– развивать у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;
– расширять и обогащать словарный запас;
– формировать представления об окружающем нас мире;
– воспитывать умение детей действовать: совместно со взрослыми, самостоятельно, играть рядом с детьми.
На панно расположены элементы, стимулирующие формированию опыта тактильных ощущений при самостоятельном обследовании панно и при выполнении игровых развивающих упражнений, в которых решаются следующие образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие и художественно – эстетическое развитие.
Ребенок, прикасаясь к зонам панно, изучает различные покрытия и ощущения, описывая их : отвечает на элементарные вопросы воспитания.
Описание панно.
Панно выполнено своими руками на стеновой панели 2 метра длинной из различных материалов.
“Дикие животные“
Медведь изготовлен из натурального меха- норки, обитым шнурком и белым бисером. По всему меху пришиты мелкие колечки коричневого цвета. Малышам очень нравится их искать.
Заяц изготовлен из длинного искусственного меха, обшитым шнурком. По меху тоже пришиты мелкие колечки, только светлые.
При изготовлении грибов использовались следующие материалы: белая липучка, пуговицы (в форме цветочков), мелкие колечки. Травка у ножек грибов вышита зеленым бисером.
Морковь и капуста вышиты бисером и обшиты шнурком разной толщины.
Ежики изготовлены из меха норки, искусственного меха, черной липучки, украшенные мелкими деталями: бусинами, яблоками и листочками, вырезанные из мягких пазлов – вкладышей.
“Насекомые“
При изготовлении гусеницы использовались следующие материалы: яркая мочалка для ванны двух цветов, белый шнурок, носик – из искусственного меха, пластмассовая божья коровка, украшение – ягодки, маленькие бантики; мелкие детали – бусины, пуговицы и колечки от маленьких счетов.
“Домашние животные“
Миленькая кошечка сделана из мягкой ткани (фактура ткани – мелкие каральки, на которой пришиты мелкие колечки. Элементы на мордочке (носик, глазки, усики) вышиты бисером, на ушках – пуговицы. Обшита кошечка плоским зеленым шнурком.
При изготовлении забавной собачки использовались следующие материалы:
натуральный мех – лапки, ушки
бисер- элементы мордочки (глазки, ротик)
мягкая ткань – мячик
черная липучка,бусины,декоративные камешки, колечки от счетов-украшения мячика.
Контур собачки обшит шнурком.
“Подводный мир“
Туловище рыбки обклеено мягкой зеленой таканью, на ней пришиты декоративные камешки и украшения (объемные на ощупь). Плавники,жабры и глаз вышиты разноцветным бисером. Также использовались шнурки. Пузырьки сделаны из искусственного меха, обшитые шнурком.
Водоросли сделаны из розовой мочалки для ванны, на которой пришиты мелкие колечки. Контур водорослей обшит коричневым круглым шнурком.
Основа для дна сделана из мягкой желтой ткани, на которой пришиты настоящая ракушка, декоративные камешки неопределенной формы (используются для украшения цветочных горшков, искусственный мех, мелкие бусины, пуговицы, колечки.
Так как панно изготовлено из мелких деталей, то моей задачей было сделать безопасным для их здоровья. Поэтому все детали пришиты на двойную леску, а не на нитки; силуэты – раскраски животных ламинированы и приклеены с помощью двухстороннего скотча на плотный картон,что дает прочность, после этого только начиналась обделка животных разными материалами.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация “Использование тактильно – сенсорных панно в воспитательно – педагогической деятельности с дошкольниками
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Использование тактильно -сенсорных панно в воспитательно – педагогической деятельности с дошкольниками МДОУ №5 г. Можайск
2 слайд
Описание слайда:
Основными целями занятий с использованием тактильно – сенсорных панно являются:
3 слайд
Описание слайда:
Сенсорное панно «Путешествие на воздушном шаре» Данное панно направлено на решение следующих задач: –обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности; – сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) – воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. Дидактические игры «Что изменилось?»
Сенсорное панно «Путешествие на воздушном шаре» Данное панно направлено на решение следующих задач: –обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности; – сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) – воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. Дидактические игры «Что изменилось?»
«Найди такую же, такой же»
«Один — много»
«Что, где находится?»
Игры на развитие мелкой моторики рук и т. д.
4 слайд
Описание слайда:
Дидактическое панно по мотивам стихов А.Барто
-Знакомит со стихами А. Барто ; -облегчает усвоения материала с опорой на наглядность; -развивает память, внимание, мышление; -формирует положительное отношение к поэзии; -воспитывает бережное, чувственное отношение к персонажам стихотворений А.Барто
5 слайд
Описание слайда:
«Модница»
Задачи, которые помогает решить данные пособия:
•Формировать общую сенсорную способность
• Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений;
• Знакомит со структурой материала;
• Воспитывать умение играть рядом со сверстниками.
6 слайд
Описание слайда:
Данное пособие представляет собой конструктор из мягкого структурного материала, помогает решать следующие задачи: – различать и называть цвета; -развитие конструктивных способностей; – умение выполнять действия по заданной схеме.
Дидактическая игра: « Собери клоунов»
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
– КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ -МОТОРИКУ, ТАКТИЛЬНОСТЬ – ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ –ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НАВЫКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ – УСИДЧИВОСТЬ, АКТИВНОСТЬ -ВООБРАЖЕНИЕ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Тактильно-сенсорное панно «Чудо дерево»
Тактильно-сенсорное панно «Чудо дерево»
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
«Космос»
Пособие направлено на:
речевое развитие; сенсорное развитие; развитие мелкой моторики рук; развитие познавательного интереса; развитие навыков ориентировки и пространственных представлениях. Дидактические игры: «Построй ракету», «Полет вокруг солнца», «Обследуй космос» и т.д.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Сенсорная комната
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание !
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-626345
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Тактильно-сенсорное панно Воспитатель МАДОУ №15 « Сибирячок » г.Канск Зайцева Юлия Викторовна
Слайд 2
Тема : Тактильно-сенсорное панно Цель: способствовать развитию сенсомоторных навыков и сенсорного восприятия. Задачи: – формировать первичные представления об объектах окружающего мира; – развивать первичные исследовательские действия, зрительное восприятие, мелкую моторику ; – развивать представления о цвете, форме, величине предметов, положение в пространстве; – развивать речь через называние объектов окружающего мира, их расположения в пространстве и относительно друг друга ; – развивать познавательный интерес; – способствовать развитию самостоятельности, навыков самообслуживания. Целевая аудитория: дидактическое пособие предназначено для детей 2 – 4 лет. Ожидаемый результат : сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении в пространстве; младшие дошкольники могут рассказать о свойствах предмета (мягкий, шершавый, твердый, гладкий и т.д.); младшие дошкольники используют приобретенные навыки (застегивание пуговиц, кнопок, завязывание шнурков и т.д. в самообслуживании.
Слайд 3
Бязь, фетр, фатин , лоскутки различных тканей (мех, кожа, вельвет, велюр, бархат) нитки для шитья, различная фурнитура (кнопки, крючки, бусины, бисер, ленты, резинки, ракушки, камушки, монеты, глазки, пуговицы, шуршашая бумага, липучая лента.
Слайд 4
Пособие многофункционально. Может быть использовано как дидактическое панно при организации образовательной деятельности , так же в самостоятельной и совместной игровой деятельности детей. Способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения и т.д.
Слайд 5
Образовательная область Примеры игр Социально-коммуникативное развитие Совместная игровая деятельность с панно «В гостях у черепахи». Обыгрывание историй с морскими героями и т.п. Познавательное развитие Тактильное экспериментирование с различными видами тканей. Беседы «Животные жарких стран», «Кто обитает в океане» и т.п. Речевое развитие Составь рассказ. Опиши животное. Давайте пошумим как море или порычим как тигры и т.п. Художественно- эстетическое развитие Рисование животных. Танец рыбок и т.п. Физическое развитие Подпрыгни столько раз, сколько слонов. Хлопни в ладоши столько , сколько ног у осьминога и т.п.
Слайд 6
Совместная игровая деятельность детей.
Слайд 7
Тактильно-сенсорное панно « Животные жарких стран»
Слайд 8
Цветочки можно менять местами, одевая на разные пуговицы. Развитие тактильных ощущений: рожки у жирафов, манишки у мартышек, челки и гривы у зебр. На боку зебры игра «Лабиринт». На лианах у мартышек бусины.
Слайд 9
У слона ухо с « шуршалкой », на шее ремешок, у слонихи молния. Облака на кнопках и липучке.
Слайд 10
На развитие тактильных ощущений: уши и шея тигренка, лапки и юбка у панды.
Слайд 11
Тактильно-сенсорное панно « Кто обитает в океане»
Слайд 12
Игра «Лабиринт». Медуза на кнопке, внутри шарики . Морская звезда на крючке, внутри – сыпучка – бисер.
Слайд 13
Жемчужина на кнопке. Сундук закрывается на магнит, в котором пришиты монетки. Краб обшит бисером, двигается по ленточке.
Слайд 14
Осьминог на липучке, на концах щупалец пришиты бубенцы. На кораллах резинки с бусами. В «пещере»- клад – мешочек с ракушками, камушками, бусинками и др. сокровищами. По всему коврику пришиты пуговицы – рыбки.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Источник