Таблицы мастюковой развитие ребенка

Мастюкова Елена Михайловна – доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва. Книги (8)
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Соавтор: Журба Л.Т. Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.
Соавтор: Ипполитова М.В. В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Психодиагностический комплекс методик Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.
Ранняя диагностика и коррекция. В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста. Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.
Соавтор: Московкина А.Г. Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации. Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Младенческий, ранний и дошкольный возраст. В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП. Добавить отзыв |
Источник
Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. “Изучение понимания речи”.
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 12 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 10 до 11 баллов – уровень понимания речи выше среднего.
От 7 до 9 баллов – средний уровень понятия речи,
От 4 до 6 баллов – низкий уровень понимания речи.
От 0 до 3 баллов – очень низкий уровень понимания речи
МЕТОДИКА № 2.” Найди игрушку”.
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:
сосредоточенно ли всматривается в игрушки,
берет ли в руки,
вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,
понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
4 балла – 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи – уровень выше среднего.
3 балла – 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи – средний уровень
2 балла – 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи – низкий уровень.
1 балл – задание не выполнено – очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. “Кто это”.
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл – наличие правильного ответа.
0 баллов – неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов – высокий уровень объема словаря,
8-9 – баллов – выше среднего уровень,
6-7 баллов – средний уровень
2-5 балла – низкий уровень.
0-1 балла – очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4. “Беседа по картинке”.
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.
После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:
Что нарисовано на картинке?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Что делает собака?
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
5 баллов – 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
4 балла – 2-3 предложения с аграмматизмами.
3 балла – одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
балла – одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.
0 – 1 балл – ответ одним словом или нет ответа.
Выводы об уровне развития.
Высокий уровень – 17 – 20 баллов.
Выше среднего уровень – 13-16 баллов.
Средний уровень – 9-12 баллов
Низкий уровень – 5-8 баллов.
Очень низкий уровень 0-4 балла.
Источник
Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.
В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.
Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.
Возраст
Развитие по месяцам
1 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
- кроха учится жить вне организма матери;
- примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
- движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
- при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
- к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
- к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
2 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
- ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
- начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
- начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
- может видеть на расстоянии около 50 см;
- лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
- лежа на боку может перевернуться на спинку;
- многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
- может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
- на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
- к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
3 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
- осмысленно улыбается и громко хохочет;
- трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
- отвечает гулением;
- движения рук становятся целесообразными и сознательными;
- начинает сосать свой кулачек или пальчик;
- все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
- лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
- крутит головой во все стороны;
- переворачивается со спинки на бочок;
- при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
- поворачивает головку в сторону источника звука;
- исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
4 месяц
- прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
- прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
- переворачивается со спины на живот;
- ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
- осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
- может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
- лежа на спине приподнимает голову;
- предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
- ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
- визжит, машет ручками и ножками от восторга;
- затихает, когда начинает играть музыка;
- улыбается своему отражению в зеркале;
- отличает знакомого человека от чужого;
- к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
5 месяц
- прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
- неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
- лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
- ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
- длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
- может держать бутылочку ручками;
- играет в игру «ку-ку»;
- пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
- у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
6 месяц
- прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
- ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
- делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
- пытается сидеть;
- хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
- постоянно играет с игрушками;
- может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
- откликается на свое имя;
- постоянно издает разнообразные звуки;
- повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
- подражает взрослым: чихает, смеется.
7 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
- семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
- постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
- уверенно сидит, держа спинку прямо;
- делает первые попытки вставать у опоры;
- некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
- может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
- длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
- прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
- ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
- начинает ползать или же ползание совершенствуется;
- любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
- понимает слово «нельзя»;
- постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
- появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
8 месяц
- прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
- ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
- умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
- может открывать крышки коробок;
- уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
- машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
- любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
- понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
- любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
9 месяц
- прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
- поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
- стучит игрушками или предметами о поверхность;
- хлопает в ладоши;
- листает толстые страницы детской книги;
- большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
- может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
- приседает и ритмично прыгает у опоры;
- танцует под музыку, держась у опоры;
- самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
- показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
- ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
- может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
- выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
10 месяц
- прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
- без особого труда встает у опоры;
- ходит, держась за руки мамы;
- может сесть из положения стоя;
- танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
- повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
- остерегается незнакомых людей и мест;
- понимает простые просьбы и выполняет их;
- открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
- любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
- некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
11 месяц
- прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
- ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
- может самостоятельно сеть из положения на животе;
- подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
- машет рукой «пока-пока»;
- играет в «ку-ку», «ладушки»;
- уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
- пытается ходить самостоятельно;
- может недолго самостоятельно стоять;
- отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
- показывает пальчиком, что желает взять;
- самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
- постоянно произносит различные звуки.
12 месяц
- прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
- самостоятельно стоит;
- ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
- может встать из положения сидя на корточках;
- знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
- собирает пирамидку, строит небольшую башню;
- капризничает, если что-то не нравится;
- сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
- может отказываться от нелюбимой пищи;
- откусывает твердую пищу;
- пользуется ложкой;
- понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
- осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
- узнает и показывает животных на улице и картинках;
- проявляет самостоятельность.
Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.
Просмотров: 173724.
Источник