Таблица зарубежные теории развития личности ребенка
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория | Автор | Метод | Факты | Теоретические взгляды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Рекапитуляции | С. Холл | Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. | Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. | Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения). Развитие определяется генетическими механизмами. |
|
|
2. Трех ступенчатого развития | К. Бюллер | Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки. | Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий). | Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития). |
|
|
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции). | Л. Гезелл, Л. Термен. | Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. | Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания) | Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания. |
|
|
4. «Чистой доски» | Скиннер, Торндайк | Лабораторный (обучающий) эксперимент. | Законы научения:
| После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций. |
|
|
5. Конвергенции двух факторов | В. Штерн | Наблюдение, биографический метод. | Способности детей повторяют способности родителей. | Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. |
|
|
6. Психодинамическая концепция развития личности | З. Фрейд А. Фрейд | Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий). |
| В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне. |
|
|
7. Эпигенетическая концепция | Э. Эриксон | Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики. | Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества. | Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности. |
|
|
8. Концепция развития интеллекта | Ж. Пиаже | Клиническая беседа | Особенности детского мышления:
| Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.) |
|
|
9. Культурноисторическая | Л. Выготский | Эксперимент (развитие понятий) | Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). |
|
Источник
Автор, страна, время | Определе- ние личности | Структура личности | Развитие личности | Мотивация | Методы исследования | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Зигмунд Фрейд (1856- 1939 гг) Австрия (психо- анализ) | Личность- динамическая конфигураия процессов, находящихся в нескончае-мом конфлик-те | Топографическая модель лич-ностной организации. 3 уровня: сознание, предсозна-ние , бессознательное. Сознание -ощущения, пережива ния, кот. осознаются в данный момент времени. Предсознательное – включает в себя весь опыт, который не осоз-нается в данный момент време-ни, но может легко вернуться в сознание (спонтанно или в ре- зультате минимальных усилий); Бессознательное -хранилище примитивных инстинктов, воспо-минания, которые были подавле ны или вытеснены в область бес сознательного; Три основные структуры лич ности (структурная модель) ИД – примитивные, инстинктив- ные и врожденные аспекты лич-ности. Полностью неосознав-мы. ЭГО – компонент психического аппарата ответственный за при-нятие решений. ЭГО стремится удовлетворить желание ИД в со-ответствии с ограничениями на-лагаемыми внешним миром. По-могает обеспечить безопасность и сохранение организма. Латентная стадия (6-12 лет) -зона сосредоточения либидо от-сутствует (сексуальное бездейст-вие) – расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная стадия (пубертат) – зона сосредоточения либидо- половые органы (способность к | Психосексуальная стадия. Ч. рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая в своем раз витиии проходит через нес-колько стадий, коренящихся в инстинкт. процессах орга-низма. Главным фактором, опреде-ляющим развитие Ч. являет ся сексуальный инстинкт, прогрессирующий от 1-ой эрогенной зоны к др. в тече-ние жизни. Оральная стадия (0-18 м) – зона сосредоточения либидо – рот (отвыкание от груди). Отделение себя от материн-ского тела. Анальная стадия (1,5 -3г) – зона сосредоточения либидо – анус (удержание или вытал кивание фикалий) – приуче-ние к туалету (самоконтроль; Фалическая стадия (3-6л) – зона сосредоточения либидо – половые органы (мастур-бация). Идентефикация себя со взрослыми того же пола, выступ. в роли образа для по дражания. Действует на трех уровнях сознания, также как СуперЭГО – интернализован ная версия общих норм и стандартов поведения. Делится на 2 подсистемы: со весть и эго-идеал. Совесть приобретается под действием разных наказа-. | Инстинкты -ко-нечная причи-на любой актив ности. Источ-ником Психи- ческой энер-гии является нейрофизиоло-гическое сос-тояние возбуж дения.Цель любой формы поведения ин-дивида состоит в уменьшении напряжения, вызывает не-приятные для него скопле-ниямниям этой энергии. Влияние инс- тинктов на по-ведение м.б. как прямым так и не пря- мым, замаски- кированым. 2 осн. груп инстинктов: инстинкты жизни (сек-суальые) и смерти. | Метод св-х ассоциаций: Оговорки, ошибки … | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
гетеросексуальным отношениям; установление интимных отноше-ний или влюбленность; внесение своего трудового вкла да в об-во. Все поведение человека направлено на удовлетво-рение инстинктов | ний, включает способность к критической самооценке. Наличие моральных запре-тов и возникновение вины у ребенка, когда он не сделал того, что дол жен был сде-лать. ЭГО идеал фор-ся из того, что родит. одобр. и выс. це-нят, ведет индивида к устан. для себя высо ких стандарт | |||||
А. Адлер (1870-1937 гг) Австрия, (Психоа-нализ) | Личность, как единое, самосогласующееся целое | Структура самосогласующейся и единой личности определяется как стиль жизни | Стиль жизни включ-ет в себя уник. Соедин. черт, способов поведения и привычек, кот. взяты в совок-ти, «определя-ют неповторимую картину су-ществования индивидуума. Стиль жизни основан на на-ших усилиях, направленных на преодоление неполноцен-ности. Стиль жизни прочно закрепляется в 4-5 лет. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Стиль жизни формир-ся под влиян. творческ. спос-ей лич-сти. Каждю чел. им. воз-сть свободно создавать свой соб. стиль = сами люди отв-ны за то, кем они становятся и как они себя ведут. | Ч. стремится к совершенству Ведущая моти вация – стрем ление преодо-леть комплекс неполноценности | Индекс соци-ального ин-тереса, шко-ла социаль-ного интереса | |
Г.Ю. Ай-зенк (род. 1916 г) Герма-ния | Элементы личности располагают ся иерархически . Суперчерты (типы). (напр. экстраверсия) – неск. черт (отно-шения основополагающего типа, либо специфические качества, присущ. Этому типу) – многочис-ленные привычные реакции – множество специфических реак- ций. 3 осн-ых типа: интроверсия /экстраверсия и нейротизм /ста-бильность, психотизм/сила суперэго. | Большое значение прида валось генетическим фак торам | Поведение, исходя из типа личности (интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм) | Факторный анализ, личностный опросник | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
К.Р. Роджерс (1902-1988 гг) США (гуманис-тич. Психоло-гия) | Личность- интегрированное целое (позиция гештальт-восприятие св-в «я», взаимодействие «Я» с другими …) | Ч. ведет себя как интегрирован-ный организм; Это единство нельзя свести к составляющим частям его личности «Я-концеп ция» (самость) – это орган-й, послед-й концептуальный геш-тальт, составл-й и восприятий св-в «Я» и восприятий взаимо-отношений «Я» с другими, с раз-личными аспектами жизни, а так-же цен-сти, связан. С этими вос-приятиями. Это геш-т, кот. Досту-пен осознав-ю, хотя не обяза-тельно осознаваем. «Я – конц. Вкл-ет не только наше восприятие, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть (Я-идеальное) | Тенденция самоактуализа-ции это процесс реализации чел-ом на прот. Всей жизни своего потенциала с целью стать полноцен. Личностью. Оценка индивидуума други-ми людьми способ-ет разви-тию позитивного или негат-ивного образа себя. Младе-нец не осознает себя как от-дельное сущее. Вслед-вие общей тенденции к диффе-ренциации реб. Полн. Нач-ет отличать себя от остального мира, Этот процесс объясня-ет возникновение «Я-концеп ции». Структура «Я» форми-руется через взаим-е с окру-жением, в частности со зна-чимыми другими | Стремление к актуализации;; стремление развивать себя. Тенден-ция актуализа-ции берет нача ло в физиоло ких проц. Орг-ма. (это биол. Факт, а не псих. Тенденция). Содержание «Я-концепции» являются про дуктом процес са социализа-ции | Математические методы (матрицы, напр-р; ит.д.) | |
А.Х. Маслоу (1908-1970 гг) США (гуманис-тик) | Личность – единое, уникальное организованное целое | -единое уникальное организованное целое; Человек стоит в центре, ему все подчи-нено | Ч. никогда не бывает ста-тичен, он всегда находится в становлении. Иерархия пот-ребностей распространяется на всех людей; чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большая индивидуальность челов. Качеств псих-го здоровья он продемонстрирует. | Люди мотиви-рованы для по-иска личных це лей. Жизнь чел хар-ся тем, что люди почти все гда что-то жела ют. Иерархия потребностей: физиологическ-ие, в безопас-ности и защите принадлежнос-ти и любви, в самоуважении, в самоактуа-лизации.Ур-ни потребн. рас-ых внизу иер. , дел-ет возмож. осоз-ние. пот-реб распол. вы-ше и их участ. в мотивации. | Опросник личностной ориентации; шкала вершинных переживаний | Маслоу выд-ет 2 глоб-ые категории мотивов: 1.дефицитарные мотивы ( Д-мотивы) цель-удовлет ворение де-фицитарных состояний (голода, холо да,опасности) 2.мотивы рос-та Бытийные Б-мотивы) цель-актуали зация потен-циала (дополнение. к пункту «мотивация») |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Э. Эриксон (1902-1994 гг) Германия (неофрейдизм) | Личность-некая автономная структура, главная задача которой социальная адаптация | Принимает структурную модель личности Фрейда (Ид, Эго, Суперэго) | Ч. в теч . жизни проходит ч-з неск. универсальных психосо циальных стадий. Кажд. ст. наст. в опред. Ддя нее вре-мя («критич. период); кризис возникает как следствие до-стижения опред. уровня пс. зр-сти и соц. требований предъявл. к индивид. На этой стадии. кажд. фаза хар-ся специф. эволюц-й зада-чей. Каждая стадия основыв-ся на разрешении и интегра ции предшеств-щих психо-социальных конфликтов. Орально-сенсорная стадия (рожд-1 год) -психосоц. кри-зис: базальное – доверие /недоверие, сильная сторона -надежда; Мышечно-анальная стадия (1-3 года) – автономия (стыд и сомнения. Сильная сторо-на – сила воли; Локамоторно-генитальная стадия(3-6 лет)-инициатив- ность/вина -цель. Латентная (6-12 лет) -трудолюбие (неполноцен-ность-компетентность); Подростковая (12-19 лет) -Эго идентичность (ролевое сомнение -верность; Ранняя зрелость (20-25 лет)- интимность/изоляция -любовь; Средняя зрелость (65 лет) -Эго интеграция (отчаяние-мудрость) | Биологическая и социальная основа; стремление личности к социальной адаптации | Психоисторияавтобиография и др. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А.Н. Ле-онтьев (1903-1979 гг) Россия Деятельность, со знание, личность | Личность-не есть целост- ность,обусловлен. генотипи чески: личностью не рождаются, личностью становятся | Сущ-т некое ядро лич-ти, кот. Обрастает многочисл. Жизн. Приоритетами. Базисом явля-ется совок-сть его общих отн-ий к миру, кот. Реализ-ся сово купн. Его многообразн. Деят-ей. В основании личности ле жат отношения сплоченности чел-ой деятельн., порожд-ся ходом их развития. Иерархия деят-ей и образует ядро лич-сти. Процесс стан-я иерархии деят-ей процесс развития личности. | Исходя из набора отд.псих и соц-но психич-х способн-ей чел-ка, низшую «струк туру личн-ти» устан-ть не-возм. но реально основ-ие личн-ти лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Существует со подчин-е деятельностей, характериз. кажд. отд. лич. Проис-т центрир. вокруг нем-х деятель-ей, подчиня ющих себе другие. | В ходе раз-ия чел-ка разл. его деят-сти вступают мсо бой в иерарх. отн-я. Раз-ем лич-ти движут те мотивы кот имеют для че-ловека наиб. знач-е. Сопод чин-е мот-ов может из-ся, меняя тем са-мым направ-е разв-я лич-ти | ||
С.Л. Рубин-штейн (1889-1960 гг) Россия «Основы общей психоло-гии» (гл. ХХ) | Личн.- это не сущ-во, котор. просто вросло в среду; личн. явл. лишь чел способный вы делять себя из своего ок-ружения для того чтобы по-новому, сугу- бо избират. связ-ся с ним. Личностью явл. лишь чел кот. относит. опред. обр-ом к окруж., созн. устанвлив. это свое отно шение так, что оно выявл во всем его существе. | Все многообраз-е псих-х явл-й, ф-ций, проц-ов, псих-х св-в деят-сти входит в личн-сть и смык-ся в ее единстве. Созн-е самосозн-е явл-ся позд- прод-ем развития созн-ия, пред-й станов-я реб-ка. В проц разв. Самосозн. Цент тяжести все больше переностится от внешн. Стор-ны лич-сти к ее внутр. Стороне; от случ-х черт – к хар-ру в целом. | 1 этап в фор-нии личн-сти с овлад-ем собств. Телом, с возникн. Произ-ых движ-ий, в формиров. 1-х пред-ых дей-ей. 2 этап – нач. ходьбы, са- мостоят-х передвижений – самое овлад-е предм.- самост-сть по отнош. к другим людям. 3 этап – овладенеие речью. Речь удовлетв. воз-сти взаимоотнош-ия с окружающими. | Разв. личн. связ-ся с разв созн-я и само-созн. На тех этапах, когда соз-ие еще не дост. развито, у чел. преобл. биол. ком-ты. Когда разви-тое сознание позволяет чел полноценно взаим. с общ, на 1-й план выходят соц. потр., мотивы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А.С. Вы- Готский (1869-1934 гг) Россия | Личность-есть понятие социальное. оно охваты-вает надпри-родное, ис-торич. в чел. Личн. не рождена, но возник. В рез-те культ-го развития, поэт. личн. есть понятие историческое. | Различают 2 основных стерж-ня личн.: «Я» и «ОНО». «Я» следует за влечениями, заложенными в более глубо-ких пластах личности. Психозы и неврозы – формы заболеваний, возн-х на почве внутр. конф-та мд отдельны-ми слоями. «Я» – сознат-ое, организую-щее ядро. Мышление возникает только на инстинкт и эмоц. базе и направл-ся эмоциями. | У новорож.. отсут-ет самое примитивн. «Я», т.е. личн. относит-ся к др. На след-ей стад. Реб. Овлад-ет вертик. походкой и речью ( расшир-е возм позн-ия, перест-ка мышлен-я). Речь стан. унив-ым ср-ом возд-я на мир. Главн. На этой стадии явл. осозн-е своего «Я». Далее наст. стад. игры. Реб. еще не ус тойчиво лок-ет свою личн. Только в школьн. возр. у реб вперв. появл. более уст. форма личн. и миро-возр.. важн. осн-й этого явл формир. внутр. речи. К 12 год. реб вполне прео-долев. эгоцентр логики. Подростк. возр – открытие своего «Я». осознаваемый жизн. план. | Хар-р восп-я чел. всецело опред-ся той общ-ой сре-дой, в кот. он развив-ся. Среда не всег да влияет на чел. не пос-редственно и прямо, но кос венно, чз иде ологию. Индив. опыт кажд. чел. обусл. ролью его в отн-ии среды, клас-совая принад-сть опред-ет пс-гию и по-вед. чел. Од-нако личн. сфера опыта чел надстра-ивается на ос нове насл-х форм пов-я. | ||
К.К. Пла-тонов (1906-1984 гг) Россия | Личностью явл-ся конкретный человек как носитель сознания | Структура личности состоит из подструктур. Х 1.подструктура, связ. с А психол-ми процессами. Р 2.подстр. связ. с психич. А состояниями К 3.- с опытом Т 4 – с направленностью Е (установки, мотивы, Р убеждения ..) 5 – с самосознанием (са-моопред.,самоотнош.)Хар-р и темп. соед все в един целое. | Как только у реб. появл. соз-е, он начинает станов-ся личностью. Чем полнее у человека развито созна-ние и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита его личность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б.Г. Ананьев (1907-1972 гг) Россия | Человек – общ-е образ личн. Образ. и развив. посредством опред-х дея-тельностей в обществе. Личность Как общий инди-вид всегда вып опред. совокупност. Общ-х функ-ций. | Структура личности-продукт ин-ой психологии развития, кот. Выступает в 3-х планах: онтогенетич. эволюцион. пси-хология физиологических функций, становление дея-тельности и личности – жиз-ненный путь личности строит ся на 2-м принципам: 1. иерархический – более сложные св-ва личн. Подчин-т себе элементарные св-ва. 2 координационный -относит-ная свобода одного свойства от влияния других. | Начало личности – многообразный процесс ранней социализации инд-да. Становление личности проис-т неравн-но и гете-рохронных – становление послед-сти усвоения ро-лей и смена позиций чел-ка в обществе происходит неодинаково, разновремен но | Доминантой является соц. сторона лич ности, воззре-ния, напра-ть, потребности, интересы, иде алы, стремле ния, которые опр-т направ-ление разви-тия личности | Генетический подход к эволюции личности как общественного индиви-да; биогра-фический ме тод | |
В.Н. Мя-сищев 1962 год Россия «Методо логичес-кие про- блемы психоневрологии» | Личн-высш. Интегральн. понятие.Она прежде все-го характ-ся как сист. отн чел. к окруж. Действ. Са-мое главн. и определяющ личн. – ее отн-ие к лю-дям, а так же взаимоотн.с людьми.Лич опред-ся как обществен.- историчес. псих. образ. свойст-ое только чел-ку, как созн-й регулят. его психикич. деят-сти и поведения. | 1.План хар-ки личн.; образ. доминир. отнош. (для чего чел-к живет, что явл. смыслом жизни). 2. Группа св-в озват-ет псих. Ур-ни чел. (чего достиг чел., каковы его возможн., историч. знач. лич-сти). 3. Динамика реак-ций чел. (темп-т или тип ВНД). 4. Компонен-ты лич-сти взаимосвязь осн-ых комп-ов или общ. структура лич-сти (грамотность, целостность, глубина личности) | У личности могут преоб-ть огран-ие,личн-ные и сверхличн. Цели, мотивы, потребности, Отношения человека представл-ет систему, образ-ся в результ-те его развития, воспит-ния и самовоспит-ия. В сис. Его отн-й имеется иерархия. Эта система пост-но меняется, развив-ся. Определенны-ми явл-ся отнош-ия между людьми. В харак-ке одних лич-ей главным является обществ-ые интересы, в других – личностные инте ресы. Развитие личности – развитие отношений | На ранних этапах разтия преобладают ограниченные цели, мотивы, потребности. Затем главен-ствующее мес то занимают личные инте-ресы. Затем (в большин-ве случаев) их место заним-т сверхличные (соц-ые) прио ритеты. Это не значит, что огран-е и лич ные цели, по-треб-сти пере растают сущ-сть, они прос-то заним-т подчин-е положение | Исследова-ние личнос-ти в ее раз-витии (исто-рич-ие изуч-ение в дина-мике отн-ий) |
Источник