Таблица зарубежные теории развития личности ребенка

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.
  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей повторяют способности родителей.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.
Читайте также:  Параметры развития 11 месячного ребенка

Источник

Автор,

страна,

время

Определе-

ние личности

Структура личности

Развитие личности

Мотивация

Методы исследования

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Зигмунд

Фрейд

(1856-

1939 гг)

Австрия

(психо-

анализ)

Личность- динамическая конфигураия процессов, находящихся

в нескончае-мом конфлик-те

Топографическая модель лич-ностной организации.

3 уровня: сознание, предсозна-ние , бессознательное.

Сознание -ощущения, пережива ния, кот. осознаются в данный момент времени.

Предсознательное – включает в себя весь опыт, который не осоз-нается в данный момент време-ни, но может легко вернуться в сознание (спонтанно или в ре- зультате минимальных усилий);

Бессознательное -хранилище примитивных инстинктов, воспо-минания, которые были подавле ны или вытеснены в область бес сознательного;

Три основные структуры лич ности (структурная модель)

ИД – примитивные, инстинктив- ные и врожденные аспекты лич-ности. Полностью неосознав-мы.

ЭГО – компонент психического аппарата ответственный за при-нятие решений. ЭГО стремится удовлетворить желание ИД в со-ответствии с ограничениями на-лагаемыми внешним миром. По-могает обеспечить безопасность и сохранение организма.

Латентная стадия (6-12 лет) -зона сосредоточения либидо от-сутствует (сексуальное бездейст-вие) – расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия (пубертат) – зона сосредоточения либидо- половые органы (способность к

Психосексуальная стадия. Ч. рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая в своем раз витиии проходит через нес-колько стадий, коренящихся в инстинкт. процессах орга-низма.

Главным фактором, опреде-ляющим развитие Ч. являет ся сексуальный инстинкт, прогрессирующий от 1-ой эрогенной зоны к др. в тече-ние жизни.

Оральная стадия (0-18 м) – зона сосредоточения либидо – рот (отвыкание от груди). Отделение себя от материн-ского тела.

Анальная стадия (1,5 -3г) – зона сосредоточения либидо – анус (удержание или вытал кивание фикалий) – приуче-ние к туалету (самоконтроль;

Фалическая стадия (3-6л) – зона сосредоточения либидо – половые органы (мастур-бация). Идентефикация себя со взрослыми того же пола, выступ. в роли образа для по дражания. Действует на трех уровнях сознания, также как СуперЭГО – интернализован ная версия общих норм и стандартов поведения. Делится на 2 подсистемы: со весть и эго-идеал. Совесть приобретается под действием разных наказа-.

Инстинкты -ко-нечная причи-на любой актив ности. Источ-ником Психи- ческой энер-гии является нейрофизиоло-гическое сос-тояние возбуж

дения.Цель

любой формы поведения ин-дивида состоит в уменьшении

напряжения, вызывает не-приятные для него скопле-ниямниям

этой энергии. Влияние инс-

тинктов на по-ведение м.б.

как прямым

так и не пря-

мым, замаски-

кированым.

2 осн. груп инстинктов:

инстинкты жизни (сек-суальые) и смерти.

Метод св-х

ассоциаций:

Оговорки, ошибки …

1

2

3

4

5

6

7

гетеросексуальным отношениям; установление интимных отноше-ний или влюбленность; внесение своего трудового вкла да в об-во.

Все поведение человека направлено на удовлетво-рение инстинктов

ний, включает способность к критической самооценке. Наличие моральных запре-тов и возникновение вины у ребенка, когда он не сделал того, что дол жен был сде-лать.

ЭГО идеал фор-ся из того, что родит. одобр. и выс. це-нят, ведет индивида к устан. для себя высо ких стандарт

А. Адлер

(1870-1937 гг)

Австрия,

(Психоа-нализ)

Личность, как единое, самосогласующееся целое

Структура самосогласующейся и единой личности определяется как стиль жизни

Стиль жизни включ-ет в себя уник. Соедин. черт, способов поведения и привычек, кот. взяты в совок-ти, «определя-ют неповторимую картину су-ществования индивидуума.

Стиль жизни основан на на-ших усилиях, направленных на преодоление неполноцен-ности. Стиль жизни прочно закрепляется в 4-5 лет. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Стиль жизни формир-ся под влиян. творческ. спос-ей лич-сти. Каждю чел. им. воз-сть свободно создавать свой соб. стиль = сами люди отв-ны за то, кем они становятся и как они себя ведут.

Ч. стремится к совершенству

Ведущая моти вация – стрем ление преодо-леть комплекс неполноценности

Индекс соци-ального ин-тереса, шко-ла социаль-ного интереса

Г.Ю. Ай-зенк

(род. 1916 г)

Герма-ния

Элементы личности располагают ся иерархически .

Суперчерты (типы). (напр. экстраверсия) – неск. черт (отно-шения основополагающего типа, либо специфические качества, присущ. Этому типу) – многочис-ленные привычные реакции – множество специфических реак- ций. 3 осн-ых типа: интроверсия /экстраверсия и нейротизм /ста-бильность, психотизм/сила суперэго.

Большое значение прида

валось генетическим фак торам

Поведение, исходя из типа личности

(интроверсия,

экстраверсия, нейротизм, психотизм)

Факторный анализ, личностный опросник

1

2

3

4

5

6

7

К.Р. Роджерс

(1902-1988 гг)

США

(гуманис-тич. Психоло-гия)

Личность- интегрированное целое (позиция гештальт-восприятие св-в «я», взаимодействие «Я» с другими …)

Ч. ведет себя как интегрирован-ный организм; Это единство нельзя свести к составляющим частям его личности «Я-концеп ция» (самость) – это орган-й, послед-й концептуальный геш-тальт, составл-й и восприятий св-в «Я» и восприятий взаимо-отношений «Я» с другими, с раз-личными аспектами жизни, а так-же цен-сти, связан. С этими вос-приятиями. Это геш-т, кот. Досту-пен осознав-ю, хотя не обяза-тельно осознаваем.

«Я – конц. Вкл-ет не только наше восприятие, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть (Я-идеальное)

Тенденция самоактуализа-ции это процесс реализации чел-ом на прот. Всей жизни своего потенциала с целью стать полноцен. Личностью. Оценка индивидуума други-ми людьми способ-ет разви-тию позитивного или негат-ивного образа себя. Младе-нец не осознает себя как от-дельное сущее. Вслед-вие общей тенденции к диффе-ренциации реб. Полн. Нач-ет отличать себя от остального мира, Этот процесс объясня-ет возникновение «Я-концеп ции». Структура «Я» форми-руется через взаим-е с окру-жением, в частности со зна-чимыми другими

Стремление к актуализации;; стремление развивать себя. Тенден-ция актуализа-ции берет нача ло в физиоло ких проц. Орг-ма. (это биол. Факт, а не псих. Тенденция). Содержание «Я-концепции» являются про дуктом процес са социализа-ции

Математические методы

(матрицы, напр-р; ит.д.)

А.Х. Маслоу

(1908-1970 гг)

США

(гуманис-тик)

Личность – единое, уникальное организованное целое

-единое уникальное организованное целое; Человек стоит в центре, ему все подчи-нено

Ч. никогда не бывает ста-тичен, он всегда находится в становлении. Иерархия пот-ребностей распространяется на всех людей; чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большая индивидуальность челов. Качеств псих-го здоровья он продемонстрирует.

Люди мотиви-рованы для по-иска личных це лей. Жизнь чел хар-ся тем, что люди почти все гда что-то жела ют. Иерархия потребностей: физиологическ-ие, в безопас-ности и защите принадлежнос-ти и любви, в самоуважении, в самоактуа-лизации.Ур-ни потребн. рас-ых внизу иер. , дел-ет возмож. осоз-ние. пот-реб распол. вы-ше и их участ. в мотивации.

Опросник личностной ориентации; шкала вершинных переживаний

Маслоу выд-ет 2 глоб-ые категории мотивов:

1.дефицитарные мотивы

( Д-мотивы) цель-удовлет ворение де-фицитарных состояний (голода, холо да,опасности)

2.мотивы рос-та Бытийные Б-мотивы) цель-актуали зация потен-циала

(дополнение. к пункту «мотивация»)

1

2

3

4

5

6

7

Э. Эриксон

(1902-1994 гг)

Германия

(неофрейдизм)

Личность-некая автономная структура, главная задача которой социальная адаптация

Принимает структурную модель личности Фрейда

(Ид, Эго, Суперэго)

Ч. в теч . жизни проходит ч-з неск. универсальных психосо циальных стадий. Кажд. ст. наст. в опред. Ддя нее вре-мя («критич. период); кризис возникает как следствие до-стижения опред. уровня пс. зр-сти и соц. требований предъявл. к индивид. На этой стадии. кажд. фаза хар-ся специф. эволюц-й зада-чей. Каждая стадия основыв-ся на разрешении и интегра ции предшеств-щих психо-социальных конфликтов.

Орально-сенсорная стадия (рожд-1 год) -психосоц. кри-зис: базальное – доверие /недоверие, сильная сторона -надежда;

Мышечно-анальная стадия (1-3 года) – автономия (стыд и сомнения. Сильная сторо-на – сила воли;

Локамоторно-генитальная стадия(3-6 лет)-инициатив- ность/вина -цель.

Латентная (6-12 лет) -трудолюбие (неполноцен-ность-компетентность);

Подростковая (12-19 лет) -Эго идентичность (ролевое сомнение -верность;

Ранняя зрелость (20-25 лет)- интимность/изоляция -любовь;

Средняя зрелость (65 лет) -Эго интеграция (отчаяние-мудрость)

Биологическая и социальная основа; стремление личности к социальной адаптации

Психоисторияавтобиография и др.

1

2

3

4

5

6

7

А.Н. Ле-онтьев

(1903-1979 гг)

Россия

Деятельность, со

знание, личность

Личность-не есть целост-

ность,обусловлен. генотипи чески: личностью не рождаются, личностью становятся

Сущ-т некое ядро лич-ти, кот. Обрастает многочисл. Жизн. Приоритетами. Базисом явля-ется совок-сть его общих отн-ий к миру, кот. Реализ-ся сово купн. Его многообразн. Деят-ей. В основании личности ле жат отношения сплоченности чел-ой деятельн., порожд-ся ходом их развития. Иерархия деят-ей и образует ядро лич-сти. Процесс стан-я иерархии деят-ей процесс развития личности.

Исходя из набора отд.псих и соц-но психич-х способн-ей чел-ка, низшую «струк туру личн-ти» устан-ть не-возм. но реально основ-ие личн-ти лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Существует со подчин-е деятельностей, характериз. кажд. отд. лич. Проис-т центрир. вокруг нем-х деятель-ей, подчиня ющих себе другие.

В ходе раз-ия чел-ка разл. его деят-сти вступают мсо бой в иерарх. отн-я. Раз-ем лич-ти движут те мотивы кот имеют для че-ловека наиб. знач-е. Сопод чин-е мот-ов может из-ся, меняя тем са-мым направ-е разв-я лич-ти

С.Л. Рубин-штейн

(1889-1960 гг)

Россия

«Основы общей психоло-гии»

(гл. ХХ)

Личн.- это не сущ-во, котор. просто вросло в среду; личн. явл. лишь чел способный вы делять себя из своего ок-ружения для того чтобы по-новому, сугу- бо избират. связ-ся с ним. Личностью явл. лишь чел кот. относит. опред. обр-ом к окруж., созн. устанвлив. это свое отно шение так, что оно выявл во всем его существе.

Все многообраз-е псих-х явл-й, ф-ций, проц-ов, псих-х св-в деят-сти входит в личн-сть и смык-ся в ее единстве. Созн-е самосозн-е явл-ся позд- прод-ем развития созн-ия, пред-й станов-я реб-ка. В проц разв. Самосозн. Цент тяжести все больше переностится от внешн. Стор-ны лич-сти к ее внутр. Стороне; от случ-х черт – к хар-ру в целом.

1 этап в фор-нии личн-сти с овлад-ем собств. Телом, с возникн. Произ-ых движ-ий, в формиров. 1-х пред-ых дей-ей.

2 этап – нач. ходьбы, са-

мостоят-х передвижений – самое овлад-е предм.- самост-сть по отнош. к другим людям.

3 этап – овладенеие речью. Речь удовлетв. воз-сти взаимоотнош-ия с окружающими.

Разв. личн. связ-ся с разв созн-я и само-созн. На тех этапах, когда соз-ие еще не дост. развито, у чел. преобл. биол. ком-ты. Когда разви-тое сознание позволяет чел полноценно взаим. с общ, на 1-й план выходят соц. потр., мотивы

1

2

3

4

5

6

7

А.С. Вы-

Готский

(1869-1934 гг)

Россия

Личность-есть понятие социальное. оно охваты-вает надпри-родное, ис-торич. в чел. Личн. не рождена, но возник. В рез-те культ-го развития, поэт. личн. есть понятие историческое.

Различают 2 основных стерж-ня личн.: «Я» и «ОНО».

«Я» следует за влечениями, заложенными в более глубо-ких пластах личности. Психозы и неврозы – формы заболеваний, возн-х на почве

внутр. конф-та мд отдельны-ми слоями.

«Я» – сознат-ое, организую-щее ядро. Мышление возникает только на инстинкт и эмоц. базе и направл-ся эмоциями.

У новорож.. отсут-ет самое примитивн. «Я», т.е. личн. относит-ся к др. На след-ей стад. Реб. Овлад-ет вертик. походкой и речью

( расшир-е возм позн-ия, перест-ка мышлен-я). Речь стан. унив-ым ср-ом возд-я на мир. Главн. На этой стадии явл. осозн-е своего «Я». Далее наст. стад. игры. Реб. еще не ус тойчиво лок-ет свою личн. Только в школьн. возр. у реб вперв. появл. более уст. форма личн. и миро-возр.. важн. осн-й этого явл формир. внутр. речи. К 12 год. реб вполне прео-долев. эгоцентр логики. Подростк. возр – открытие своего «Я». осознаваемый жизн. план.

Хар-р восп-я чел. всецело опред-ся той общ-ой сре-дой, в кот. он развив-ся. Среда не всег да влияет на чел. не пос-редственно и прямо, но кос венно, чз иде ологию. Индив. опыт кажд. чел. обусл. ролью его в отн-ии среды, клас-совая принад-сть опред-ет пс-гию и по-вед. чел. Од-нако личн. сфера опыта чел надстра-ивается на ос нове насл-х форм пов-я.

К.К. Пла-тонов

(1906-1984 гг)

Россия

Личностью явл-ся конкретный человек как носитель сознания

Структура личности состоит из подструктур.

Х 1.подструктура, связ. с А психол-ми процессами.

Р 2.подстр. связ. с психич.

А состояниями

К 3.- с опытом

Т 4 – с направленностью

Е (установки, мотивы,

Р убеждения ..)

5 – с самосознанием (са-моопред.,самоотнош.)Хар-р и темп. соед все в един целое.

Как только у реб. появл. соз-е, он начинает станов-ся личностью. Чем полнее у человека развито созна-ние и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита его личность

1

2

3

4

5

6

7

Б.Г. Ананьев

(1907-1972 гг)

Россия

Человек – общ-е образ личн. Образ. и развив. посредством опред-х дея-тельностей в обществе. Личность Как общий инди-вид всегда вып опред. совокупност. Общ-х функ-ций.

Структура личности-продукт ин-ой психологии развития, кот. Выступает в 3-х планах: онтогенетич. эволюцион. пси-хология физиологических функций, становление дея-тельности и личности – жиз-ненный путь личности строит ся на 2-м принципам:

1. иерархический – более сложные св-ва личн. Подчин-т себе элементарные св-ва.

2 координационный -относит-ная свобода одного свойства от влияния других.

Начало личности – многообразный процесс ранней социализации инд-да. Становление личности проис-т неравн-но и гете-рохронных – становление послед-сти усвоения ро-лей и смена позиций чел-ка в обществе происходит неодинаково, разновремен но

Доминантой является соц. сторона лич ности, воззре-ния, напра-ть, потребности, интересы, иде алы, стремле ния, которые опр-т направ-ление разви-тия личности

Генетический подход к эволюции личности как общественного индиви-да; биогра-фический ме тод

В.Н. Мя-сищев

1962 год

Россия

«Методо

логичес-кие про-

блемы

психоневрологии»

Личн-высш. Интегральн. понятие.Она прежде все-го характ-ся как сист. отн чел. к окруж. Действ. Са-мое главн. и определяющ личн. – ее отн-ие к лю-дям, а так же взаимоотн.с людьми.Лич опред-ся как обществен.- историчес. псих. образ. свойст-ое только чел-ку, как созн-й регулят. его психикич. деят-сти и поведения.

1.План хар-ки личн.; образ. доминир. отнош. (для чего чел-к живет, что явл. смыслом жизни).

2. Группа св-в озват-ет псих. Ур-ни чел. (чего достиг чел., каковы его возможн., историч. знач. лич-сти).

3. Динамика реак-ций чел. (темп-т или тип ВНД).

4. Компонен-ты лич-сти взаимосвязь осн-ых комп-ов или общ. структура лич-сти (грамотность, целостность, глубина личности)

У личности могут преоб-ть огран-ие,личн-ные и сверхличн. Цели, мотивы, потребности, Отношения человека представл-ет систему, образ-ся в результ-те его развития, воспит-ния и самовоспит-ия. В сис. Его отн-й имеется иерархия. Эта система пост-но меняется, развив-ся. Определенны-ми явл-ся отнош-ия между

людьми. В харак-ке одних лич-ей главным является

обществ-ые интересы, в других – личностные инте ресы. Развитие личности – развитие отношений

На ранних этапах разтия преобладают ограниченные цели, мотивы, потребности. Затем главен-ствующее мес то занимают личные инте-ресы. Затем (в большин-ве случаев) их место заним-т сверхличные (соц-ые) прио ритеты. Это не значит, что огран-е и лич ные цели, по-треб-сти пере растают сущ-сть, они прос-то заним-т подчин-е положение

Исследова-ние личнос-ти в ее раз-витии (исто-рич-ие изуч-ение в дина-мике отн-ий)

Читайте также:  Этап развития ребенка по месяцам до года

Источник