Таблица развития ребенка у логопеда

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие отстает в развитии

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

Речевое расстройство

Этиология, патогенез

Классификации

Речевая симптоматика

Неречевая симптоматика

Расстройства фонационного оформления высказывания

Нарушения голосообразования

Афония (полное отсутствие голоса);

дисфония (частичные нарушения высоты, силы и тембра).

Центральные органические нарушения голоса – центральные парезы и параличи голосовых складок.

Периферические органические нарушения голоса – опухоли голосовых складок и состояния после их удаления, ларингиты, обширный папилломатоз и рубцовые изменения, заболевания профессионального характера.

Центральные функциональные нарушения голоса – психогенная афония.

Периферические функциональные нарушения голоса – голосовое переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания.

Нарушения голоса разделяются по этиологии на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

– Нарушения высоты голоса;

– нарушения силы;

– нарушения тембра.

Дети чувствуют неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

У взрослых появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение, угроза профессиональной непригодности.

Расстройство темпо-ритмической организации высказывания

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Причины всегда носят врожденный характер:

– недоразвитие коры ГМ (недостаток клеток);

– недостаточность отростков (аксонов) нервных клеток;

– недостаточность выработки медиатора в синапсах клеток.

– Замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи до 7 звуков секунду;

– интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова);

– монотонность голоса.

Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и в психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Ускоренное протекание нервных процессов возбуждения над процессами торможения.

Тахилалия делится на баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание).

– Ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса;

– расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д.

Движения быстрые, гиперактивность, моторное беспокойство, которое отмечается даже во время сна. Внимание неустойчивое, объем зрительной, слуховой и моторной памяти недостаточный. Обычно дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Предрасполагающие причины: недоразвитие, повреждение или функциональное расстройство НС, нарушение деятельности мозга («судорожная» готовность).

Производящие (стимулирующие) причины: соматически тяжелое заболевание, нарушение темпа развития, запаздывание двигательно-моторного развития, неблагоприятные воздействия социальной среды, повышенная эмоциональность ребенка.

Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

– Судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд;

– нарушения словесного ударения, интонации, ритма, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость. Логоневроз и невротическое расстройство, которое приводит к чувству собственной неполноценности, фиксированность на дефекте от нулевой стадии до выраженной. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью.

Нарушение интонационно-мелодической стороны речи

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Органическая открытая ринолалия – перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия – после удаления аденоидных разращений или в результате постдифтерийного пареза, парезы и параличи центрального характера (нарушения функции нёбно-глоточного смыкания).

Закрытая органическая ринолалия – отек мягких тканей в носовой полости, разрастание аденоидов, искривление носовой перегородки (изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания).

Закрытая функциональная ринолалия носит вторчиный характер, обычно сочетается с истерическим синдромом.

По характеру перераспределения воздушной струи:

– открытая;

– закрытая.

По этиологии:

– органическая;

– функциональная.

ФФНР

При открытой ринолалии характерны назальность ротовых звуков, хриплый звук при произнесении шипящих согласных, неясные взрывные звуки, отсутствие звуков Л и Р (или сильный носовой оттенок), появление дополнительной артикуляци.

При закрытой ринолалии речевой дефект обычно носит временный характер. Проявляется в назальности, слабости дыхания и нарушении носовых звуков, гнусавости.

Читайте также:  Как составлять карту развития ребенка

Расстройство звукопроизносительной организации речи

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Функциональная дислалия – нарушение деятельности периферического артикуляционного аппарата (общая физическая ослабленность, ММД, недостаточность зрительного гнозиса, неблагоприятное речевое окружение, несформированность фонематического слуха);

Органическая (механическая) дислалия – недостатки анатомического строения.

По этиологии:

– функциональная;

– органическая (механическая).

По количеству нарушенных звуков:

– простые (мономорфные);

– сложные.

По качеству нарушенных звуков:

– ротацизм, параротацизм;

– ламбацизм, параламбацизм;

– сигматизм, парасигматизм;

– йотоцизм, парайотоцизм;

– капоцизм, паракапоцизм;

– гамацизм, парагамацизм;

– хитизм, парахитизм.

ФФНР

– Пропуски звуков;

– замены звуков схожих по артикуляции;

– смешение звуков;

– реже искажение звуков.

Расстройство звукопроизносительной организации речи

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Недостаточная иннервация речевого аппарата.

По характеру неврологического расстройства:

– корковая;

– псевдобульбарная;

– бульбарная;

– экстрапирамидная;

– мозжечковая.

ФФНР, в сложных случаях ОНР

– Нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи;

– нарушение слоговой структуры;

– трудности в грамматическом оформлении фразы;

– речеслуховое расстройство.

Двигательные симптомы: параличи, парезы, гиперкинезы, синкинезии. Часто расстройство не только в артикуляционном аппарате, но и в голосовом, дыхательном.

Неврологические симптомы: повышенная саливация, тремор, нарушение тактильной чувствительности органов артикуляции, посинение языка.

Психические особенности: астенический синдром, эмоционально-двигательная возбудимость, нарушения аппетита и сна. Затрудненное формирование всех видов деятельности.

Расстройства структурно-семантического оформления высказывания (системное нарушение)

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Анатомия ЦНС носит характер недоразвития. Клетки речевых зон находятся в бластульном состоянии, имеется выраженная недостаточность дендритов и аксонов. В следствие чего, речевые зоны ГМ функционально несостоятельны.

Ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.)

По локализации:

– моторная;

– сенсорная.

ОНР

При моторной алалии (системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций) нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной.

Основным симптомом сенсорной алалии (недоразвитие импрессивной речи, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи) является нарушение понимания речи в следствие нарушения работы речеслухового анализатора.Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

При моторной алалии дети неуклюжие, неловкие, дискоординированные. Отмечается пониженная моторная активность, недостаточность ритмичности и спастичности. Среди детей с алалией много левшей.

Наблюдается недоразвитие ВПФ, особенно на произвольном уровне. Могут проявляться патологические качества личности: возбудимость, негативизм, неуверенность и т.п. Интеллект относительно сохранен.

Источник

Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22

+ в цитатник

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

 НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение “Я”

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ                                                   

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течен. дошк. детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

Читайте также:  Как сделать коврик для развития ребенка

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Возраст

Развитие

2 недели

Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.

0-2 месяца

Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.

1 месяц

Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

3-4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5-6 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Возраст

Развитие

2 месяца

Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.

3-4 месяца

Характер гуления меняется, появляется лепет.

5 месяцев

Неосознанное повторение звуков.

6 месяцев

Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.

8 месяцев

Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».

1-2 года

Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.

2-3 года

Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

4-5 лет

Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.

5-6 лет

Р, Л.

СЛОВАРЬ

Возраст

Развитие

Около 1 года

Появляются первые слова, но произношение нарушено.
Всего 12-20 слов (“ама” – кушать; “бух” – падать)
Слоговая структура нарушена.                                                     

существительные – 80%

глаголы – 20%                           

прилагательные                      

местоимения, наречия            

служебные части речи

Около 2 лет

200-300 слов

существительные – 75%    

глаголы – 20%

5 % – прилагвтельные +  местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там)

Около 3 лет

1500 слов

местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).

служебные части речи – простые предлоги, союзы.

Около 4 лет

≈1900 слов

местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).

служебные части речи – используют сложные союзы.

Около 5 лет

В словаре 2000-2500 слов.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Возраст

Развитие

1 год

Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.

К концу 1, началу 2-ого года

Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

II половина 2 года

Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.

К концу 2-ого года

Появляется грамматическое оформление предложения.

 3 года

Серия сообщений “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ”:

Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

Активная группа логопедов в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

Часть 1 – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 – 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…

Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)

Часть 10 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Метки:
онтогенез речи в таблицах

возрастные особенности речи

 

Процитировано 5 раз

Понравилось: 2 пользователям

Источник