Таблица развития ребенка школьного возраста

Выводы и рекомендации
- Ставьте реальные, конкретные цели
- Объясняйте правила подробно и доступным языком
- Организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
- Организуйте физкультминутки для всех групп мышц, частую смену деятельности
Иногда просто нужны перерывы.
- Давайте задания, где нужно что-то выяснить, разузнать, разгадать
- Проводите командные игры, где каждый может почувствовать свой успех
- Используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
- Обучайте правильным навыкам труда
- Обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
- Предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.), но приглядывайте со стороны.
- Учите как вести себя в спорах и находить компромисс.
- Не давайте поручений, связанных со временем, но распределяйте ответственность за конкретные дела между детьми.
- Нужен лидер-наставник
- Учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
- Используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
- Организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
- Организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, культурам и традициям
- Стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
- Вовлекайте в проектную деятельность (важен конкретный результат)
- Обсуждайте отношения с противоположным полом
- Организовывайте работу в смешанных группах (Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”)
- Дайте возможность пообщаться без взрослых
- Позволяйте принимать решения, решать творческие задачи.
- Очень важно установить правильный авторитет
- Оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
- Руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
- Создавайте необходимые условия для отдыха
- Учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
- Давайте возможность быть частью процесса принятия решений
- Разрешайте проявлять свою уникальность
- Чаще хвалите
- Дайте возможность побыть лидерами
- Поговорите о принципах и ценностях
- Налаживайте атмосферу для глубоких разговоров
- Проводите тематические дискуссии
- Необходим старший товарищ, который не будет подавлять подростков.
Советы разрешения педагогических ситуаций
- Раздражительность, тоска по домашним, слезы – Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
- Множество вопросов – Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
- Быстрая утомляемость – Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде…
- Неуверенность в себе – Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
- Готовы пробовать все на вкус – Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
- Опасность травматизма – Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. Организовывать свободное время
- Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание – Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
- Слезы и страхи в темноте – Не оставлять одного в темноте.
- Желание играть со сверстниками – Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
- Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых – Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
- Постоянные опоздания – Не давать поручений, связанных с учетом времени.
- Впечатлительность – Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
- Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости – Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
- Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона – разъяснительная беседа с привлечением старшего воспитателя, письменное объяснение поведения.
- ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество – Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения, проводить игры в смешанных группах. Уделить внимание играм на знакомство и контактность в первые дни
- Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры – Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними. Возможно ребенок просто не умеет по-другому привлекать внимание, реагировать нестандартно на такую ситуацию.
- Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости – Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
- Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых – Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
- Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли – Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
- Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе – В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
- Проявление чрезмерной самостоятельности – Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
- Несбывающиеся мечты подростков – Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
- Курение, алкоголь – обязательно беседа в присутствии старшего воспитателя, руководителя заезда. Возможно прекращение пребывания на программе.
- Хамство – строгая реакция, неприятие такого поведения в коллективе. Индивидуальная беседа
- Вызывающее поведение – индивидуальные беседы с привлечением старшего воспитателя, психолога
- Объединение подростков в неформальные группы – воздействие на группу через лидеров, личные беседы.
Источник
Возрастной этап
Признаки возрастного этапа
Социальная ситуация развития
Характеристика ведущей деятельности
Кризисные проявления
Основные новообразования
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.)
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.
Полная биологическая зависимость от матери.
–
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.
Комплекс оживления
Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.
Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.
Предметно-манипулятивная деятельность.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.
Сюжетно-ролевая игра.
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.
Игра.
Младший школьный возраст
(7 – 11 лет)
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.
Учебная деятельность.
“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.
«Школьная жизнь». Учеба.
Подростковый возраст
(11 – 15 лет)
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Становление человека как субъекта собственного развития.
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).
Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Стремление подростка занять положение в группе сверстников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.
Первоначальный выбор жизненного пути.
Учебно-профессиональная деятельность.
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Мировоззрение.
Профессиональное самоопределение.
Идеалы. Идентичность.
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.
Учебно-профессиональная деятельность.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.
Учебная, служба в армии или поиск работы.
–
Окончательное самоопределение.
Реализация жизненных планов или поиск себя.
Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет)
Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.
Труд.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.
Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.
Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.
Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Труд. Творческий труд.
Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.
Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.
Принятие своей жизни.
Жизненная мудрость.
Счастливая старость.
Интегрированность, цельность.
Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.
Преподаватель: Великановская Л. А.
Источник
Возрастные особенности младшего школьника
и младшего класса (1-3 классы)
Ведущие потребности:
– быть школьником (стремление своим поведением соответствует роли школьника);
– быть успешным в учебе, потребность в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками;
Образ «Я»:
– отражает осуществленность или не осуществленность стремление быть школьником (успешный или не успешный, умеющий или не умеющий в учении и общении, самодетерминация «Я – второклассник», «Я – Ашник», не «Бшник»).
В личностном развитии важную роль играет мир воображения («Я – принцесса», «Я как зверушка» и др.).
Деятельность – интенсивное формирование познавательной деятельности.
Развитие коммуникативной, общенческой деятельности.
Привлекательность деятельности:
– совместная, познавательная и игровая (как ролевая, так и подвижная) деятельность;
– содержание межличностного общения: инструментально-событийно-интуитивное (разговоры о том, что происходит «здесь» и «сейчас»);
– дифференцированное взаимоотношение (типичные группы общения – 2-3 человека).
Ожидаемые роли учителя: судья и защитник.
Рефлексия в учении, социальная рефлексия (1 этап осознанного отношения к общению и совместной деятельности, укрепление чувства успешности)
Возрастные особенности младшего подростка
и подросткового класса (4-6 классы)
Ведущие потребности:
– быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов).
Образ «Я»: сфера развития «Я» (и деформации развития) – восприятие себя как ценного, любимого товарищами и родителями. (ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия ребенком в глазах педагогов и родителей).
На образ «Я» влияет перенос на себя эталонов, соответствующих социокультурным образцам (в частности, идеалам мужественности и женственности).
Деятельность – начало интенсивной дифференциациизначимой деятельности (от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких асоциальных поступков).
Внутренние критерии дифференциации – поиск деятельности, где «Я» – успешен, а если неуспешен, то свободен и самостоятелен.
Привлекательность деятельности:
– разнообразие и эмоциональность деятельности, создающей возможности для самоутверждения, признание сверстниками и самогрупповой идентификации (5 «б», а не 5 «а» и др.)
Групповое общение:
– обострение разделения групп общения по признаку пола;
– продолжение централизации содержания общения на событийности, совместных делах;
– расширение временного масштаба, втянутого в общение;
– «размягчение» заданной школьными правилами нормативности;
– развитие мотивации общения от «быть вместе» к признанию в группе.
Ожидание от педагога: справедливости, умения удивить тем, что ценится детьми в этом возрасте, а также организации интересной деятельности.
Развитие индивидуальности и социальности подростка.
Социальность в качестве умения товарищеского общения и умения демократически организовывать совместную деятельность.
Индивидуальность как развитие интереса к своему «Я».
Возрастные особенности старшего подростка
и подросткового класса (7-8 классы)
Ведущие потребности:
– освоение внешнего
«рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости(взрослые для подростка- ближайшие старшие и молодые, а не весь мир старших).
– стремление к самоутверждению себя в роли взрослого.
Образ«Я»: противоречивый, неустойчивый(сочетание детского «Я» и становящегося взрослым «Я»). Противоречиво всё: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику;
– описание и отношение к своему характеру, способностям;
– оценка себя как субъекта деятельности.
Деятельность: нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоении вида деятельности.
Осознанное стремление к деятельности, создающей «шансы» на самоутверждение и возможность самореализации.
Привлекательность деятельности:
деятельность, сочетающаяся с широким групповым общением и обособлением, помогающая идентифицироваться с ближайшей взрослостью – юностью, а также в формах, противостоящих «дальней» взрослости.
Общение:
– развитие общения на основе эталонов экспрессивной(выражающей чувства, отношения) и инструментальной(связанной с действиями, с предметной деятельностью) его сторонами.
Ожидания от педагога:
–позиции «советчика» в деятельности;
– признания воспитателем достижений подростка и подтверждения его подростковой взрослости.
– оценки педагогом подростка с позиций эталонов привлекательности, женственности(мужественности).
Побуждение к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой деятельности с возможностями личного и группового самоутверждения. Освоение взрослых форм общения, символизация перехода от подросткового возраста к юности.
Возрастные особенности старшеклассников
(9- 11 классы)
Ведущие потребности:
– в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.
Образ«Я»:
– открытие, познание мира своих переживаний;
– выработка отношения к ним;
– стабилизация образа тела и его возможностей(физическое «Я»),
– поиск своего взрослого поведения(в том числе укрепление представлений о себе как мужчины, женщины).
Деятельность:
– формирование деятельности, целенаправленно обращённой на своё «Я», на самопознание, самоопределение, самореализацию;
– построение избирательной, перспективно значимой деятельности.
Значимое в совместной деятельности:
– деятельность привлекательна как пространство общения и группового обособления;
– экстремальная деятельность, требующая повышенных усилий в формах, соответствующих молодёжным эталонам группового поведения.
Общение: групповое в смешанных группах. Содержание общения задаётся «самостью», т.е. стремление к самоопределению(групповому, личностному, ситуативному, стратегическому)
Ожидания от педагога:
понимания, а потом консультации в делах, общении
Всё, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению, личностно-ориентированное проблемное.
Общение:
– ситуации выбора;
-социально значимая экстремальная деятельность
Источник