Таблица развития ребенка школьного возраста

Таблица развития ребенка школьного возраста thumbnail

Выводы и рекомендации

  • Ставьте реальные, конкретные цели
  • Объясняйте правила подробно и доступным языком
  • Организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
  • Организуйте физкультминутки для всех групп мышц, частую смену деятельности

Иногда просто нужны перерывы.

  • Давайте задания, где нужно что-то выяснить, разузнать, разгадать
  • Проводите командные игры, где каждый может почувствовать свой успех
  • Используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
  • Обучайте правильным навыкам труда
  • Обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
  • Предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.), но приглядывайте со стороны.
  • Учите как вести себя в спорах и находить компромисс.
  • Не давайте поручений, связанных со временем, но распределяйте ответственность за конкретные дела между детьми.
  • Нужен лидер-наставник
  • Учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
  • Используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
  • Организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
  • Организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, культурам и традициям
  • Стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
  • Вовлекайте в проектную деятельность (важен конкретный результат)
  • Обсуждайте отношения с противоположным полом
  • Организовывайте работу в смешанных группах (Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”)
  • Дайте возможность пообщаться без взрослых
  • Позволяйте принимать решения, решать творческие задачи.
  • Очень важно установить правильный авторитет
  • Оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
  • Руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
  • Создавайте необходимые условия для отдыха
  • Учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
  • Давайте возможность быть частью процесса принятия решений
  • Разрешайте проявлять свою уникальность
  • Чаще хвалите
  • Дайте возможность побыть лидерами
  • Поговорите о принципах и ценностях
  • Налаживайте атмосферу для глубоких разговоров
  • Проводите тематические дискуссии
  • Необходим старший товарищ, который не будет подавлять подростков.

Советы разрешения педагогических ситуаций

  • Раздражительность, тоска по домашним, слезы – Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
  • Множество вопросов – Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
  • Быстрая утомляемость – Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде…
  • Неуверенность в себе – Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
  • Готовы пробовать все на вкус – Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
  • Опасность травматизма – Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. Организовывать свободное время
  • Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание – Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
  • Слезы и страхи в темноте – Не оставлять одного в темноте.
  • Желание играть со сверстниками – Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
  • Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых – Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
  • Постоянные опоздания – Не давать поручений, связанных с учетом времени.
  • Впечатлительность – Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
  • Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости – Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
  • Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона – разъяснительная беседа с привлечением старшего воспитателя, письменное объяснение поведения.
  • ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество – Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения, проводить игры в смешанных группах. Уделить внимание играм на знакомство и контактность в первые дни
  • Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры – Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними. Возможно ребенок просто не умеет по-другому привлекать внимание, реагировать нестандартно на такую ситуацию.
  • Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости – Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
  • Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых – Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
  • Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли – Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
  • Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе – В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
  • Проявление чрезмерной самостоятельности – Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
  • Несбывающиеся мечты подростков – Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
  • Курение, алкоголь – обязательно беседа в присутствии старшего воспитателя, руководителя заезда. Возможно прекращение пребывания на программе.
  • Хамство – строгая реакция, неприятие такого поведения в коллективе. Индивидуальная беседа
  • Вызывающее поведение – индивидуальные беседы с привлечением старшего воспитателя, психолога
  • Объединение подростков в неформальные группы – воздействие на группу через лидеров, личные беседы.

Источник

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник

Возрастные особенности младшего школьника

и младшего класса (1-3 классы)

Ведущие потребности:

– быть школьником (стремление своим поведением соответствует роли школьника);

– быть успешным в учебе, потребность в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками;

Образ «Я»:

– отражает осуществленность или не осуществленность стремление быть школьником (успешный или не успешный, умеющий или не умеющий в учении и общении, самодетерминация «Я – второклассник», «Я – Ашник», не «Бшник»).

В личностном развитии важную роль играет мир воображения («Я – принцесса», «Я как зверушка» и др.).

Деятельность – интенсивное формирование познавательной деятельности.

Развитие коммуникативной, общенческой деятельности.

Привлекательность деятельности:

– совместная, познавательная и игровая (как ролевая, так и подвижная) деятельность;

– содержание межличностного общения: инструментально-событийно-интуитивное (разговоры о том, что происходит «здесь» и «сейчас»);

– дифференцированное взаимоотношение (типичные группы общения – 2-3 человека).

Ожидаемые роли учителя: судья и защитник.

Рефлексия в учении, социальная рефлексия (1 этап осознанного отношения к общению и совместной деятельности, укрепление чувства успешности)

Возрастные особенности младшего подростка

и подросткового класса (4-6 классы)

Ведущие потребности:

– быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов).

Образ «Я»: сфера развития «Я» (и деформации развития) – восприятие себя как ценного, любимого товарищами и родителями. (ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия ребенком в глазах педагогов и родителей).

На образ «Я» влияет перенос на себя эталонов, соответствующих социокультурным образцам (в частности, идеалам мужественности и женственности).

Деятельность – начало интенсивной дифференциациизначимой деятельности (от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких асоциальных поступков).

Внутренние критерии дифференциации – поиск деятельности, где «Я» – успешен, а если неуспешен, то свободен и самостоятелен.

Привлекательность деятельности:

– разнообразие и эмоциональность деятельности, создающей возможности для самоутверждения, признание сверстниками и самогрупповой идентификации (5 «б», а не 5 «а» и др.)

Групповое общение:

– обострение разделения групп общения по признаку пола;

– продолжение централизации содержания общения на событийности, совместных делах;

– расширение временного масштаба, втянутого в общение;

– «размягчение» заданной школьными правилами нормативности;

– развитие мотивации общения от «быть вместе» к признанию в группе.

Ожидание от педагога: справедливости, умения удивить тем, что ценится детьми в этом возрасте, а также организации интересной деятельности.

Развитие индивидуальности и социальности подростка.

Социальность в качестве умения товарищеского общения и умения демократически организовывать совместную деятельность.

Индивидуальность как развитие интереса к своему «Я».

Возрастные особенности старшего подростка

и подросткового класса (7-8 классы)

Ведущие потребности:

– освоение внешнего

«рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости(взрослые для подростка- ближайшие старшие и молодые, а не весь мир старших).

– стремление к самоутверждению себя в роли взрослого.

Образ«Я»: противоречивый, неустойчивый(сочетание детского «Я» и становящегося взрослым «Я»). Противоречиво всё: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику;

– описание и отношение к своему характеру, способностям;

– оценка себя как субъекта деятельности.

Деятельность: нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоении вида деятельности.

Осознанное стремление к деятельности, создающей «шансы» на самоутверждение и возможность самореализации.

Привлекательность деятельности:

деятельность, сочетающаяся с широким групповым общением и обособлением, помогающая идентифицироваться с ближайшей взрослостью – юностью, а также в формах, противостоящих «дальней» взрослости.

Общение:

– развитие общения на основе эталонов экспрессивной(выражающей чувства, отношения) и инструментальной(связанной с действиями, с предметной деятельностью) его сторонами.

Ожидания от педагога:

позиции «советчика» в деятельности;

– признания воспитателем достижений подростка и подтверждения его подростковой взрослости.

– оценки педагогом подростка с позиций эталонов привлекательности, женственности(мужественности).

Побуждение к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой деятельности с возможностями личного и группового самоутверждения. Освоение взрослых форм общения, символизация перехода от подросткового возраста к юности.

Возрастные особенности старшеклассников

(9- 11 классы)

Ведущие потребности:

– в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.

Образ«Я»:

– открытие, познание мира своих переживаний;

– выработка отношения к ним;

– стабилизация образа тела и его возможностей(физическое «Я»),

– поиск своего взрослого поведения(в том числе укрепление представлений о себе как мужчины, женщины).

Деятельность:

– формирование деятельности, целенаправленно обращённой на своё «Я», на самопознание, самоопределение, самореализацию;

– построение избирательной, перспективно значимой деятельности.

Значимое в совместной деятельности:

– деятельность привлекательна как пространство общения и группового обособления;

– экстремальная деятельность, требующая повышенных усилий в формах, соответствующих молодёжным эталонам группового поведения.

Общение: групповое в смешанных группах. Содержание общения задаётся «самостью», т.е. стремление к самоопределению(групповому, личностному, ситуативному, стратегическому)

Ожидания от педагога:

понимания, а потом консультации в делах, общении

Всё, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению, личностно-ориентированное проблемное.

Общение:

– ситуации выбора;

-социально значимая экстремальная деятельность

Источник