Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

1 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
2 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
3 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
Таблица развития ребенка первого года жизни (4-6 месяцев)
Таблица развития ребенка первого года жизни (7-9 месяцев)
Таблица развития ребенка первого года жизни (10-12 месяцев)
Источник
Таблица развития ребенка первого года жизни
1 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
… возможно, будет уметь
каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
… может быть, также будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
… может быть, даже будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- соединять руки;
- спонтанно улыбаться;
- смеяться вслух;
- визжать от восторга;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).
2 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
- каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
- издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
… возможно, будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
… может быть, также будет уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
… может быть, даже будет уметь
- спонтанно улыбаться;
- соединять руки;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- смеяться вслух.
3 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
… возможно, будет уметь
- смеяться вслух;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- визжать от восторга;
- соединять руки;
- рассеянно улыбаться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов – с одной стороны на другую (13 недель);
… может быть, также будет уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- обращать внимание на очень маленький предмет;
… может быть, даже будет уметь
- переносить часть веса на ноги вертикальном положении;
- тянуться к предмету;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- издавать фыркающий звук.
4 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
громко смеяться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую);
… возможно, будет уметь
твердо держать голову в вертикальном положении;
лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
переворачиваться (в одну сторону);
держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
обращать внимание на очень маленький предмет;
тянуться к предмету;
визжать от восторга;
… может быть, также будет уметь
поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
поворачиваться в сторону голоса;
произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
издавать фыркающий звук;
… может быть, даже будет уметь
переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
сидеть без опоры;
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
5 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- тянуться к предмету;
- визжать от восторга;
- спонтанно улыбаться;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
… возможно, будет уметь
- переносить часть веса на ноги;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- произносить влажный фыркающий звук;
… может быть, также будет уметь
- сидеть без опоры;
- поворачиваться в сторону голоса;
… может быть, даже будет уметь
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- кормить себя крекером;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.
6 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
… возможно, будет уметь
- переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев);
… может быть, также будет уметь
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- кормить себя крекером;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предметы из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- поворачиваться в сторону голоса;
- произносить различные сочетания гласных и согласных
… может быть, даже будет уметь
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- отчетливо произносить «мама» или «папа».
7 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
сидеть без опоры;
кормить себя крекером (6 1/4 месяца);
издавать влажный фыркающий звук;
… возможно, будет уметь
переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
перекладывать предметы из одной руки в другую;
искать упавший предмет;
подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
поворачиваться в сторону голоса (7 1/3 месяца);
произносить различные сочетания гласных и согласных;
играть в «ку-ку» (к 7 1/4 месяца);
… может быть, также будет уметь
стоять, держась за что-либо;
… может быть, даже будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
самостоятельно садиться из положения на животе;
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
отчетливо произносить «мама» или «папа».
8 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;
кормить себя крекером;
перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 1/2 месяцам);
подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
поворачиваться в сторону голоса (8 1/3 месяца);
искать упавший предмет;
… возможно, будет уметь
стоять, держась за кого-то или что-то (8 1/2 месяца);
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
играть в «ку-ку»;
самостоятельно садиться из положения на животе;
… может быть, также будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
… может быть, даже будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
ходить, держать за мебель;
короткое время стоять без посторонней помощи;
понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).
9 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
искать упавший предмет;
… возможно, будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 1/3 месяца);
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
стоять, держась за что-либо;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 1/4 месяца);
неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
играть в «ку-ку»;
… может быть, также будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
ходить, держать за мебель;
понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);
… может быть, даже будет уметь
играть в мячик (катить вам мяч обратно);
пить из чашки без посторонней помощи;
аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
короткое время стоять без посторонней помощи;
отчетливо произносить «мама» или «папа»;
произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа»;
отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).
10 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
- играть в «ку-ку»;
… возможно, будет уметь
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев;
- ходить, держась за мебель;
- понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);
… может быть, также будет уметь
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- отчетливо произносить «мама» или «папа»;
… может быть, даже будет уметь
- выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- играть в мячик (катить вам мяч обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- хорошо стоять без посторонней помощи;
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа», «дай»;
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
- хорошо ходить.
11 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев (к 10 1/4 месяца);
- понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);
… возможно, будет уметь
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- ходить, держась за мебель (курсировать);
… может быть, также будет уметь
- аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
- произносить еще одно или несколько слов;
… может быть, даже будет уметь
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- играть в мячик (катить вам мяч обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить 3 (или больше слова, кроме «мама» и «папа», «дай»;
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
- хорошо ходить.
12 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- -ходить, держась за мебель (к 12 2/3 месяца);
… возможно, будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);
- без посторонней помощи пить из чашки (многие не умеют этого делать до 16 1/2 месяца);
аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 1/4 месяца, многие дети не умеют этого делать до 15 месяцев);
короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);
отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят, по крайней мере, одно из этих слов к 14 месяцам);
произносить еще одно слово, кроме «папа» или «мама» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);
… может быть, также будет уметь
выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);
играть в мячик (катить вам мяч обратно, многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);
- хорошо стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого до 14 месяцев);
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, и многие не делают этого до 15 месяцев);
хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 1/2 месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети, которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);
… может быть, даже будет уметь
- произносить 3 (или даже больше) слова, кроме «мама» и «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие — до 16);
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие не ранее 16 месяцев).
скачано с сайта https://www.sv-mama.ru/page/316
Источник
Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.
Развитие ребенка на первом году жизни
Мес | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | A3 | Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой | • | |||||
АС | Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач | • | ||||||
ДО | Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе | • | ||||||
РА | При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки | • | ||||||
Э | Первая улыбка при общении со взрослым | • | ||||||
2 | РН | Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны | • | |||||
A3 АС | Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы | • | ||||||
ДО | Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову | • | ||||||
РА | Крик интонационно выразительный. Начальное гуление | • | ||||||
Э | Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым | • | ||||||
3 | РН | Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги | • | |||||
A3 | Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете | • | ||||||
ДО ДР | Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча | • | ||||||
РА | Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление | • | ||||||
Э | Комплекс «оживления» | • | ||||||
4 | РН | Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус | • | |||||
A3 АС | Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку | • | ||||||
ДО ДР | Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку | • | ||||||
РА | Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос | • | ||||||
СП | Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде | • | ||||||
5 | РН | Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного | • | |||||
ДО | Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук | • | ||||||
ДР | Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот | • | ||||||
РА | Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр. | • | ||||||
СП | Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха | • | ||||||
6 | A3 | Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки | • | |||||
додр | При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку | • | ||||||
РА | Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги | • | ||||||
н | Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки | • | ||||||
эсп | По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание. | • |
Meс | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах | |||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
7 | до | Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки | • | |||||
ДР | Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку | • | ||||||
РП РА | На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет | • | ||||||
Н | Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый | • | ||||||
СП | Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес | • | ||||||
8 | A3 | Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии | • | |||||
ДО | Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает | • | ||||||
РП РА | Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет | • | ||||||
Н | Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их | • | ||||||
СП И | Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. | • | ||||||
9 | до ДР | Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку | • | |||||
РП | По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов | • | ||||||
РА | Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы | • | ||||||
Н | Спокойно относится к высаживанию на горшок | • | ||||||
СП | Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами | • | ||||||
10 | до | Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы | • | |||||
ДР | По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания | • | ||||||
РП | По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки | • | ||||||
РА | Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя | • | ||||||
СП | Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми | • | ||||||
11 | до | Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры | • | |||||
ДР | Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком | • | ||||||
РП | Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела | • | ||||||
РА | Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова | • | ||||||
СП | Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных | • | ||||||
12 | до | Первые самостоятельные шаги без поддержки | • | |||||
ДР | Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку | • | ||||||
РП | Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке | • | ||||||
РА | Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения | • | ||||||
СР | Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики | • |
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Развитие ребенка на втором году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||||
1 год | 1 год 3 мес | 1 год 6 мес | 1 год 9 мес | 2 года | 2 год 6 мес | |||
1 год 3 мес | РП | Быстро расширяется запас понимаемых слов | • | |||||
РА | Увеличивается словарный запас | • | ||||||
СР | Различает предметы по величине с разницей в 3 см | • | ||||||
И | Повторяет ранее видимые действия в игре | • | ||||||
Д | Много ходит, приседает, может пятиться | • | ||||||
н | Может самостоятельно есть ложкой густую пишу | • | ||||||
1 год 6 мес | РП | Обобщает предметы по существенным признакам | • | |||||
РА | Использует более сложные слова при общении | • | ||||||
СР | Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. | • | ||||||
И | Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия приставным шагом | • | ||||||
н | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу | • | ||||||
1 год 9 мес | РП | Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы | • | |||||
РА | Обозначает действия двумя словами, использует глаголы | • | ||||||
СР | Ориентируется в размерах с разницей 3 см | • | ||||||
И | Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота | • | ||||||
Д | Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см | • | ||||||
н | Частично надевает простые вещи с помощью взрослого | • | ||||||
2 года | РП | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого | • | |||||
РА | Употребляет в речи прилагательные и местоимения | • | ||||||
СР | Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов | • | ||||||
И | Выполняет ряд простых логических последовательных действий | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом | • | ||||||
н | Частично самостоятельно одевается | • |
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на третьем году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||
2 года | 2 года 6 мес | 3 года | 4 года | |||
2 года 6 мес | РА Г | В речи использует сложные предложения с придаточными | • | |||
РА В | Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» | • | ||||
СРФ | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм | • | ||||
СРЦ | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый | • | ||||
И | Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр. | • | ||||
кд | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их | • | ||||
ИД | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует | • | ||||
НО | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки | • | ||||
нк | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом | • | ||||
3 года | РА Г | В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | • | |||
РА В | Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» | • | ||||
СРФ | Правильно и но назначению использует предметы в игре | • | ||||
СРЦ | Правильно показывает и называет основные цвета | • | ||||
И | Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. | • | ||||
кд | Усложняются используемые в игре сюжетные постройки | • | ||||
ид | Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина | • | ||||
но | Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого | • | ||||
нк | При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом | • |
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на четвертом году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
3 года | 4 года | 5 лет | |||
4 года | Моторное развитие | Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами | • | ||
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди | • | ||||
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола | • | ||||
По сигналу может задержать дыхание | • | ||||
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни | • | ||||
Любит лазать | • | ||||
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии | • | ||||
Сенсорное развитие | Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку | • | |||
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте | • | ||||
Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы | • | ||||
Умственное развитие | Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток | • | |||
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?» | • | ||||
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин | • | ||||
Речь правильная, грамматически оформленная | • | ||||
Игровая деятельность | Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми | • | |||
Продолжительность игры от 10 до 40 минут | • | ||||
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом | • | ||||
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик» | • | ||||
Поведение | Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству | • | |||
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе | • | ||||
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета | • | ||||
Навыки | Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки | • | |||
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой | • | ||||
Самостоятельно умывается и вытирается | • |
Развитие ребенка на пятом году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
5 лет | Моторное развитие | Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге | • | ||
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе | • | ||||
Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты | • | ||||
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см | • | ||||
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его | • | ||||
Четко координирует движения пальцев при ко |