Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни thumbnail

1 месяц

…должен уметь

  • лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
  • фокусировать взгляд на лице;

…возможно, будет уметь

  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;

…может быть, даже будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • соединять руки;
  • спонтанно улыбаться;
  • смеяться вслух;
  • визжать от восторга;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).

2 месяц

…должен уметь

  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;

…возможно, будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

…может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

…может быть, даже будет уметь

  • спонтанно улыбаться; 
  • соединять руки;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • смеяться вслух.

3 месяц

…должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

…возможно, будет уметь

  • смеяться вслух;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • визжать от восторга;
  • соединять руки;
  • рассеянно улыбаться;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов –  с одной стороны на другую (13 недель);

…может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;

…может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  вертикальном положении;
  • тянуться к предмету;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • издавать фыркающий звук.

Таблица развития ребенка первого года жизни (4-6 месяцев)

Таблица развития ребенка первого года жизни (7-9 месяцев)

Таблица развития ребенка первого года жизни (10-12 месяцев)

Источник

Таблица развития ребенка первого года жизни

1 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
  • фокусировать взгляд на лице;

… возможно, будет уметь

  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

… может быть, также будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;

… может быть, даже будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • соединять руки;
  • спонтанно улыбаться;
  • смеяться вслух;
  • визжать от восторга;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).

2 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;

… возможно, будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

… может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

… может быть, даже будет уметь

  • спонтанно улыбаться; 
  • соединять руки;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • смеяться вслух.

3 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

… возможно, будет уметь

  • смеяться вслух;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • визжать от восторга;
  • соединять руки;
  • рассеянно улыбаться;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов –  с одной стороны на другую (13 недель);

… может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;

… может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  вертикальном положении;
  • тянуться к предмету;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • издавать фыркающий звук.

  4 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

  • громко смеяться;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую);

… возможно, будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;

  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

  • переворачиваться (в одну сторону);

  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

  • обращать внимание на очень маленький предмет;

  • тянуться к предмету;

  • визжать от восторга;

… может быть, также будет уметь

  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

  • поворачиваться в сторону голоса;

  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

  • издавать фыркающий звук;

… может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  в  вертикальном положении;

  • сидеть без опоры;

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • тянуться к предмету;
  • визжать от восторга;
  • спонтанно улыбаться;
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса на ноги;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • произносить влажный фыркающий звук;
Читайте также:  Доречевой период развития ребенка с нормальным развитием и дцп

… может быть, также будет уметь

  • сидеть без опоры;
  • поворачиваться в сторону голоса;

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
  • стоять, держась за кого-либо или что-либо;
  • кормить себя крекером;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
  • перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;
  • искать упавший предмет;
  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
  • лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;
  • сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев);

… может быть, также будет уметь

  • стоять, держась за кого-либо или что-либо;
  • кормить себя крекером;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • искать упавший предмет;
  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
  • поворачиваться в сторону голоса;
  • произносить различные сочетания гласных и согласных

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • отчетливо произносить «мама» или «папа».

7 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • сидеть без опоры;

  • кормить себя крекером (6 1/4 месяца);

  • издавать влажный фыркающий звук;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • перекладывать предметы из одной руки в другую;

  • искать упавший предмет;

  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;

  • поворачиваться в сторону голоса (7 1/3 месяца);

  • произносить различные сочетания гласных и согласных;

  • играть в «ку-ку» (к 7 1/4 месяца);

… может быть, также будет уметь

  • стоять, держась за что-либо;

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

  • самостоятельно садиться из положения на животе;

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;

  • отчетливо произносить «мама» или «папа».

8 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;

  • кормить себя крекером;

  • перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 1/2 месяцам);

  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;

  • поворачиваться в сторону голоса (8 1/3 месяца);

  • искать упавший предмет;

… возможно, будет уметь

  • стоять, держась за кого-то или что-то (8 1/2 месяца);

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • играть в «ку-ку»;

  • самостоятельно садиться из положения на животе;

… может быть, также будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;

  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

… может быть, даже будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • ходить, держать за мебель;

  • короткое время стоять без посторонней помощи;

  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

9 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • искать упавший предмет;

… возможно, будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 1/3 месяца);

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • стоять, держась за что-либо;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 1/4 месяца);

  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

  • играть в «ку-ку»;

… может быть, также будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • ходить, держать за мебель;

  • понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);

… может быть, даже будет уметь

  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);

  • пить из чашки без посторонней помощи;

  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

  • короткое время стоять без посторонней помощи;

  • отчетливо произносить «мама» или «папа»;

  • произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа»;

  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).

10 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • стоять, держась за что-либо;
  • пытаться встать из сидячего положения;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
  • играть в «ку-ку»;

… возможно, будет уметь

  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
  • поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев;
  • ходить, держась за мебель;
  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);

… может быть, также будет уметь

  • короткое время стоять без посторонней помощи;
  • отчетливо произносить «мама» или «папа»;

… может быть, даже будет уметь

  • выражать свои желания другим способом, кроме плача;
  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);
  • пить из чашки без посторонней помощи;
  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
  • хорошо стоять без посторонней помощи;
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);

  • произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа», «дай»;
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
  • хорошо ходить.

11 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев (к 10 1/4 месяца);
  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);

… возможно, будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
  • ходить, держась за мебель (курсировать);

… может быть, также будет уметь

  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
  • короткое время стоять без посторонней помощи;
  • отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
  • произносить еще одно или несколько слов;

… может быть, даже будет уметь

  • хорошо стоять без посторонней помощи;
  • выражать свои желания другим способом, кроме плача;
  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);
  • пить из чашки без посторонней помощи;
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);

  • произносить 3 (или больше слова, кроме «мама» и «папа», «дай»;
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
  • хорошо ходить.

12 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • -ходить, держась за мебель (к 12 2/3 месяца);

… возможно, будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);

  • без посторонней помощи пить из чашки (многие не умеют этого делать до 16 1/2 месяца);
  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 1/4 месяца, многие дети не умеют этого делать до 15 месяцев);

  • короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);

  • отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят, по крайней мере, одно из этих слов к 14 месяцам);

  • произносить еще одно слово, кроме «папа» или «мама» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);

Читайте также:  Влияние игры на развитие ребенка в раннем возрасте

… может быть, также будет уметь

  • выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);

  • играть в мячик (катить вам мяч обратно, многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);

  • хорошо стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого до 14 месяцев);
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, и многие не делают этого до 15 месяцев);

  • хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 1/2 месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети, которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);

… может быть, даже будет уметь

  • произносить 3 (или даже больше) слова, кроме «мама» и  «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие — до 16);
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие не ранее 16 месяцев).

  скачано с сайта   https://www.sv-mama.ru/page/316

Источник

Таблицы развития ребенка на первом – седьмом году жизниradvi_sasha wrote in ru_happychild19 апреля, 2014

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

123456
1A3Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
АСПрислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
ДОКратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
РАПри общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
ЭПервая улыбка при общении со взрослым
2РНВсе безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны
A3 АСДлительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
ДОХороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
РАКрик интонационно выразительный. Начальное гуление
ЭБыстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
3РНУгасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
A3Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
ДО

ДР

Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
РАКрик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
ЭКомплекс «оживления»
4РНИсчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус
A3 АСЧетко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
ДО ДРПоворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
РАПевучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос
СПКомплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
5РНИсчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
ДОРовно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
ДРПолный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
РАПродолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
СПРазличает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
6A3Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
додрПри подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку
РАПоявляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
нЕст с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
эспПо-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.
MeсВедущие
линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

789101112
7доСамостоятельно сидит. Встает на четвереньки
ДРДолго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
РП РАНа вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
НХорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
СПВнимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
8A3Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
ДОУверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
РП

РА

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
НСам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
СП ИИграет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
9до

ДР

Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
РППо просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
РАБогатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы
НСпокойно относится к высаживанию на горшок
СППодражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
10доХорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
ДРПо просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
РППо просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
РАПовторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
СПГолосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
11доУверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
ДРСкладывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
РППонимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
РАУвеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
СПНачинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных
12доПервые самостоятельные шаги без поддержки
ДРСобирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
РПВыполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
РАПроизносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
СРРазличает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Развитие ребенка на втором году жизни

ВозрастВедущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

1 год1 год 3 мес1 год 6 мес1 год 9 мес2 года2 год 6 мес
1

год 3 мес

РПБыстро расширяется запас понимаемых слов
РАУвеличивается словарный запас
СРРазличает предметы по величине с разницей в 3 см
ИПовторяет ранее видимые действия в игре
ДМного ходит, приседает, может пятиться
нМожет самостоятельно есть ложкой густую пишу
1 год

6

мес

РПОбобщает предметы по существенным признакам
РАИспользует более сложные слова при общении
СРОриентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.
ИКопирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых
ДПерешагивает препятствия приставным шагом
нСамостоятельно ест ложкой жидкую пищу
1 год 9 месРППонимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы
РАОбозначает действия двумя словами, использует глаголы
СРОриентируется в размерах с разницей 3 см
ИВыполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота
ДХодит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см
нЧастично надевает простые вещи с помощью взрослого
2 годаРППонимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого
РАУпотребляет в речи прилагательные и местоимения
СРПодбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов
ИВыполняет ряд простых логических последовательных действий
ДПерешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом
нЧастично самостоятельно одевается

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на третьем году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

2 года2 года 6 мес3 года4 года
2 года 6 месРА ГВ речи использует сложные предложения с придаточными
РА ВНачинает задавать вопросы «где?» «когда?»
СРФПодбирает по образцу предметы основных геометрических форм
СРЦПодбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый
ИУсложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.
кдВыполняет простые сюжетные постройки, сам называет их
ИДНачинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует
НОМожет сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
нкПравильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
дПерешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом
3

года

РА ГВ речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
РА ВЧасто задает вопросы «почему?», «зачем?»
СРФПравильно и но назначению использует предметы в игре
СРЦПравильно показывает и называет основные цвета
ИПоявляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.
кдУсложняются используемые в игре сюжетные постройки
идПоявляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина
ноПолностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
нкПри необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
дПерешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на четвертом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

3 года4 года5 лет
4 годаМоторное развитиеСвободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола
По сигналу может задержать дыхание
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни
Любит лазать
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии
Сенсорное развитиеЗнает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте
Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы
Умственное развитиеЗнает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин
Речь правильная, грамматически оформленная
Игровая деятельностьПоявляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми
Продолжительность игры от 10 до 40 минут
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»
ПоведениеВнимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета
НавыкиСамостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой
Самостоятельно умывается и вытирается

Развитие ребенка на пятом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

4 года5 лет6 лет
5 летМоторное развитиеФормируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе
Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его
Четко координирует движения пальцев при ко

Читайте также:  Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка