Таблица развитие общения ребенка со сверстниками
Развитие форм общения дошкольника со сверстниками.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.
От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй- около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.
Первая форма -эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей – врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).
Дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника».
Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Формируется личностное отношение.
Внеситуативно – деловая форма общения – это своего рода перелом, который внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.
Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.
Таким образом:
- Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
- Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
- В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
- Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую формы общения со сверстниками.
Источник
В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех выделенных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.
Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга этапа в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали предысторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребенка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06-2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей
1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.
Таблица 24
Динамика развития общения со сверстниками
у детей от рождения до 7 лет
Параметры общения | |||||||
Возраст, лет | 1. Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность – внеситуативность | 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника |
0,03-0,08 = =0,10 | Потребности в общении нет.Есть два первых ее признака | Экспрессивно-мимические локомоции | Контакты полностью слиты с перцептивными действиями | Перцептивные контакты | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |
0,10-1,6= =2,0 | Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки | Экспрессивно-мимические локомоции, предметные действия | Контакты полностью слиты с ситуацией и конкретными действиями | Возникает взаимодействие с предметом | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |
2-3 | В соучастии, в доброжелательном вни- мании | Личностно-деловые (стремление к эмоцио- нальной разряд ке) | Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов) | Ситуативно полностью | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает |
Параметр общения | |||||||
Возраст, лет | 1 – Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность – внеситуативность | 5- Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника |
3-4 | В самовыражении (соучастии), в доброжелательном внимании | Деловые | Речь (75% контактов) с опорой не зрительные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия | Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает |
4-5 | В сотрудничестве, в признании(уважении), в доброжелательном внимании | Деловые, личностные | Речь (85% контактов) с опорой на.зрительные контакты, предметные действия | Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации | Переплетено с другими видами активности. Выделяются отдельные эпизоды (40% контактов) . | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Слышит и слушает |
5-6 | В сотрудничестве,в признании,в доброжелательном внимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь (приобретает автономный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия | Возникает внеситуативное общение, 50% контактов внеситуативны | Выделяются отдельные эпизоды (50% контактов) | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Чувствителен к обращению партнера |
6-7 | В сотрудничестве,в уважении,в доброжелательном внимании, в сопереживании и взаимопонимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь | Возникает внеситуативное общение | Выделяются отдельные эпизоды (60% контактов) | Рассматривает другого и лишь вторично сравнивает себя с ним | Чувствителен к обращению партнера |
активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъекта (не видит и не слышит его как субъекта).
На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчетливо выделяются два периода. Первый – это собственно предыстория общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03-0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Контакты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).
Второй период предыстории общения (0,10-1,6-2,00) -время постепенного становления коммуникативной потребности. Появляются и к концу периода становятся стабильными третий и четвертый (специфические) признаки потребности в общении: инициативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потребности во впечатлениях, но и на потребности в активном функционировании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектного отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласковым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (заражение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).
Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому – возникновению и развитию собственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.
Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рассмотрения которого начали главу. Форма общения – это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2-7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о нескольких. Первый – этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.
Источник
В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех выделенных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности. Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга этапа в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали предысторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребенка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06-2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей 1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга. Таблица 24 Динамика развития общения со сверстниками у детей от рождения до 7 лет
активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъекта (не видит и не слышит его как субъекта). На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчетливо выделяются два периода. Первый – это собственно предыстория общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03-0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Контакты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую). Второй период предыстории общения (0,10-1,6-2,00) -время постепенного становления коммуникативной потребности. Появляются и к концу периода становятся стабильными третий и четвертый (специфические) признаки потребности в общении: инициативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потребности во впечатлениях, но и на потребности в активном функционировании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектного отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласковым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (заражение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью). Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому – возникновению и развитию собственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности. Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рассмотрения которого начали главу. Форма общения – это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2-7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о нескольких. Первый – этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования. |
Источник