Таблица развитие общения ребенка со сверстниками

Развитие форм общения дошкольника со сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.

От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй- около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма -эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей – врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

Дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника».

Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Формируется личностное отношение.

Читайте также:  Медикаментозное лечение задержка в развитии речи у ребенка 3 лет

Внеситуативно – деловая форма общения – это своего рода перелом, который внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:

  • Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
  • Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
  • В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
  • Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую формы общения со сверстниками.

Источник

В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех вы­деленных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.

Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга эта­па в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали преды­сторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребен­ка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06-2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей

1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.

Таблица 24

Динамика развития общения со сверстниками

у детей от рождения до 7 лет

Параметры общения
Возраст, лет1. Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)2. Основные моти­вы3. Преобладающие средства4. Ситуативность – внеситуативность5. Выделенность в самостоятельные эпизоды6. Эффект «неви­димого зеркала»7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
0,03-0,08 = =0,10Потребности в общении нет.Есть два пер­вых ее признакаЭкспрессивно-мимические локомоцииКонтакты пол­ностью слиты с перцептивными действиямиПерцептивные контактыНе «видит» другого (как субъекта)Не слышит ровесника (как субъекта)
0,10-1,6= =2,0Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признакиЭкспрессивно-мимические локомоции, пред­метные дейст­вияКонтакты пол­ностью слиты с ситуацией и конкретными действиямиВозникает взаимодейст­вие с предме­томНе «видит» другого (как субъекта)Не слышит ровесника (как субъекта)
2-3В соучастии, в доброжела­тельном вни- манииЛичностно-деловые (стрем­ление к эмоцио- нальной разряд ке)Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов)Ситуативно полностьюПолностью слито с игройСмотрится в другого, но ви­дит себяСлышит, но не слушает
Параметр общения
Возраст, лет1 – Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)2. Основные моти­вы3. Преобладающие средства4. Ситуативность – внеситуативность5- Выделенность в самостоятельные эпизоды6. Эффект «неви­димого зеркала»7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
3-4В самовыраже­нии (соучас­тии), в добро­желательном вниманииДеловыеРечь (75% кон­тактов) с опо­рой не зритель­ные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действияСитуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуацииПолностью слито с игройСмотрится в другого, но ви­дит себяСлышит, но не слушает
4-5В сотрудни­честве, в при­знании(уваже­нии), в добро­желательном вниманииДеловые, лич­ностныеРечь (85% контактов) с опорой на.зри­тельные кон­такты, предмет­ные действияСитуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуацииПереплетено с другими ви­дами активнос­ти. Выделяются отдельные эпи­зоды (40% кон­тактов) .Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­домСлышит и слу­шает
5-6В сотрудни­честве,в при­знании,в доб­рожелательном вниманииДеловые, лич­ностные, позна­вательныеРечь (приобре­тает автоном­ный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действияВозникает вне­ситуативное об­щение, 50% контактов вне­ситуативныВыделяются отдельные эпи­зоды (50% кон­тактов)Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­домЧувствителен к обращению партнера
6-7В сотрудни­честве,в ува­жении,в добро­желательном внимании, в со­переживании и взаимопонима­нииДеловые, лич­ностные, позна­вательныеРечьВозникает вне­ситуативное об­щениеВыделяются от­дельные эпизо­ды (60% кон­тактов)Рассматривает другого и лишь вторично срав­нивает себя с нимЧувствителен к обращению партнера
Читайте также:  Развитие ребенка научный совет

активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъек­та (не видит и не слышит его как субъекта).

На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчет­ливо выделяются два периода. Первый – это собственно предысто­рия общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03-0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Кон­такты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).

Второй период предыстории общения (0,10-1,6-2,00) -вре­мя постепенного становления коммуникативной потребности. Появ­ляются и к концу периода становятся стабильными третий и чет­вертый (специфические) признаки потребности в общении: ини­циативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потреб­ности во впечатлениях, но и на потребности в активном функциони­ровании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектно­го отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласко­вым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (зара­жение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).

Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому – возникновению и развитию соб­ственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.

Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рас­смотрения которого начали главу. Форма общения – это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2-7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о несколь­ких. Первый – этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.

Источник

В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех вы­деленных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.

Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга эта­па в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали преды­сторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребен­ка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06-2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей

1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.

Таблица 24

Динамика развития общения со сверстниками

у детей от рождения до 7 лет

Параметры общения
Возраст, лет1. Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)2. Основные моти­вы3. Преобладающие средства4. Ситуативность – внеситуативность5. Выделенность в самостоятельные эпизоды6. Эффект «неви­димого зеркала»7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
0,03-0,08 = =0,10Потребности в общении нет.Есть два пер­вых ее признакаЭкспрессивно-мимические локомоцииКонтакты пол­ностью слиты с перцептивными действиямиПерцептивные контактыНе «видит» другого (как субъекта)Не слышит ровесника (как субъекта)
0,10-1,6= =2,0Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признакиЭкспрессивно-мимические локомоции, пред­метные дейст­вияКонтакты пол­ностью слиты с ситуацией и конкретными действиямиВозникает взаимодейст­вие с предме­томНе «видит» другого (как субъекта)Не слышит ровесника (как субъекта)
2-3В соучастии, в доброжела­тельном вни- манииЛичностно-деловые (стрем­ление к эмоцио- нальной разряд ке)Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов)Ситуативно полностьюПолностью слито с игройСмотрится в другого, но ви­дит себяСлышит, но не слушает
Параметр общения
Возраст, лет1 – Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)2. Основные моти­вы3. Преобладающие средства4. Ситуативность – внеситуативность5- Выделенность в самостоятельные эпизоды6. Эффект «неви­димого зеркала»7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
3-4В самовыраже­нии (соучас­тии), в добро­желательном вниманииДеловыеРечь (75% кон­тактов) с опо­рой не зритель­ные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действияСитуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуацииПолностью слито с игройСмотрится в другого, но ви­дит себяСлышит, но не слушает
4-5В сотрудни­честве, в при­знании(уваже­нии), в добро­желательном вниманииДеловые, лич­ностныеРечь (85% контактов) с опорой на.зри­тельные кон­такты, предмет­ные действияСитуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуацииПереплетено с другими ви­дами активнос­ти. Выделяются отдельные эпи­зоды (40% кон­тактов) .Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­домСлышит и слу­шает
5-6В сотрудни­честве,в при­знании,в доб­рожелательном вниманииДеловые, лич­ностные, позна­вательныеРечь (приобре­тает автоном­ный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действияВозникает вне­ситуативное об­щение, 50% контактов вне­ситуативныВыделяются отдельные эпи­зоды (50% кон­тактов)Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­домЧувствителен к обращению партнера
6-7В сотрудни­честве,в ува­жении,в добро­желательном внимании, в со­переживании и взаимопонима­нииДеловые, лич­ностные, позна­вательныеРечьВозникает вне­ситуативное об­щениеВыделяются от­дельные эпизо­ды (60% кон­тактов)Рассматривает другого и лишь вторично срав­нивает себя с нимЧувствителен к обращению партнера

активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъек­та (не видит и не слышит его как субъекта).

На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчет­ливо выделяются два периода. Первый – это собственно предысто­рия общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03-0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Кон­такты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).

Второй период предыстории общения (0,10-1,6-2,00) -вре­мя постепенного становления коммуникативной потребности. Появ­ляются и к концу периода становятся стабильными третий и чет­вертый (специфические) признаки потребности в общении: ини­циативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потреб­ности во впечатлениях, но и на потребности в активном функциони­ровании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектно­го отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласко­вым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (зара­жение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).

Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому – возникновению и развитию соб­ственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.

Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рас­смотрения которого начали главу. Форма общения – это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2-7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о несколь­ких. Первый – этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.



Источник

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка школьного возраста