Таблица показатели для ребенка 2 года

Содержание:

Очень часто при посещении медицинского учреждения педиатр для оценки состояния здоровья ребенка назначает взятие материала из пальца на клинический анализ. Его также называют общим, ведь он включает в себя обзорное определение картины крови и дает информацию о состоянии организма в целом.

Как проходит забор материала?

Процедура взятия крови для проведения клинического анализа крови у ребенка не слишком отличается от таковой у взрослого. Но при работе с детьми, особенно младшего возраста, как никогда важно взаимодействие родителей и медицинского персонала. При планировании проведения процедуры и непосредственно во время ее выполнения необходимо действовать в следующем порядке:

  1. Подготовку к анализу желательно начинать за несколько дней до самого забора материала. Следует ограничить употребление чрезмерно жирной и острой пищи. По поводу приема лекарственных препаратов перед сдачей крови следует проконсультироваться с педиатром.
  2. Не стоит проводить накануне сдачи анализа рентгенологические исследования и физиотерапевтические процедуры, а также давать организму сильные эмоциональные и физические нагрузки.
  3. Прием пищи перед анализом следует осуществлять не позднее, чем за 8 часов до забора материала.
  4. Кровь, как правило, берут в утренние часы. Здесь важно максимально успокоить и занять ребенка, чтобы процедура прошла быстро и без лишнего беспокойства.
  5. Малыша садят напротив лаборанта – как правило, для места прокола используется безымянный (IV) палец. Его дезинфицируют и обезжиривают, для чего используют спирт и эфир соответственно.
  6. Прокол делается в области подушечки специальным инструментом – скарификатором. Режущая его часть в длину находятся на уровне 2-3 миллиметров. Именно такой должен быть прокол для забора крови из пальца.
  7. Каплю, которая сразу же выступает на подушечке, убирают сухой стерильной ватой, после чего, используя специальный стеклянный переходник, набирают последующие капельки и переносят их в пробирки. Любую емкость с биологической жидкостью подписывают в обязательном порядке.
  8. Палец по окончанию забора материала вновь протирают тампоном со спиртом и прижимают стерильную ватку до момента, когда кровотечение полностью остановится.

Выбор безымянного пальца в качестве мишени для прокола связывают с тем, что он несет на себе минимальную нагрузку при работе руками. Но этому есть и топографо-анатомическое обоснование. Дело в том, что второй, третий и четвертый пальцы (указательный, средний и безымянный) имеют относительно изолированные соединительнотканные оболочки для сухожилий, поэтому в случае попадания инфекции в ткани воспалительный процесс будет распространяться медленнее. Таким образом, останется больше времени для успешного лечения и благополучного исхода столь неприятной ситуации. Также считается, что в области подушечки безымянного пальца находится меньшее количество нервных окончаний.

Нормальные значения общего анализа у детей: расшифровка

Клинический анализ крови может быть как развернутым, так и кратким, сокращенным. Какие именно значения необходимо определить у ребенка в первую очередь решает лечащий врач. Во время проведения общего анализа могут исследоваться следующие показатели:

  • абсолютное количество форменных элементов;
  • СОЭ – показывает сравнительное содержание различных фракций белков плазмы и может являться неспецифическим маркером воспалительного процесса;
  • гематокритное число, отражающее соотношение суммарного объема форменных элементов (преимущественно, эритроцитов) и плазмы крови;
  • концентрация гемоглобина – вещества, входящего в состав эритроцитов и отвечающего за перенос кислорода;
  • цветовой показатель – отражает относительную концентрацию гемоглобина, железосодержащего белка, в эритроците;
  • лейкоцитарная формула – дает представление о соотношении между собой разных фракций белых клеток крови;
  • эритроцитарные индексы: средний объем (величина) красных кровяных телец, среднее количество белка гемоглобина, содержащегося в эритроците, средняя его концентрация в эритроцитах, распределение красных кровяных телец по величине.

Эти показатели могут характеризовать состояние различных систем организма, и наиболее информативным является наблюдение за ними в динамике. По специальным показаниям также может определяться количество молодых форм эритроцитов – ретикулоцитов.

У детей нормальные значения компонентов анализа могут отличаться от таковых у взрослых. Более того малыш и ребенок старшего возраста также в норме могут иметь разные их величины.

В таблице ниже представлены диапазоны нормальных значений для компонентов клинического анализа крови у детей, согласно возрасту.

Показатель

Единицы измерения

1 неделя

1 мес.

6 мес.

12 мес.

6 лет

12 лет

С 13 лет до взрослого возраста

Форменные элементы

Эритроциты

х1012/л

4,0-6,6

4-5

3,5-4,5

4-4,9

4-5,3

4-4,7

3,6-5,1 (в зависимости от пола)

Тромбоциты

х109/л

180-400

160-390

160-380

160-360

Лейкоциты

х109/л

10-30

8-12

5,5-12,5

7-11

5-12

5-10

4,3-9,5

Ретикулоциты

%

3-15

3-10

4-9

Гематокрит

%

42-65

31-54

29-41

33-39

34-40

35-45

35-48 (для девочек – 34-44)

СОЭ

мм/ч

4-5

4-8

4-10

4-12

Цветовой показатель

0,85-1,15

Гемоглобин

г/л

134-198

115-175

103-141

110-135

110-140

110-150

115-150

Всегда следует помнить, что в различных лабораториях значения могут разниться, это связано с особенностями реактивов и самого исследовательского оборудования. Важна оценка не только каждого показателя по отдельности, но общая картина анализа – их соотношение между собой.

Лейкоцитарная формула

Отдельно следует сказать о таком важнейшем диагностическом приеме как подсчет лейкоцитарной формулы. Она, как уже отмечалось, отражает соотношение различных фракций лейкоцитов. К примеру, грамотная оценка лейкограммы позволяет определить, что послужило причиной развития инфекционного воспалительного процесса – микроорганизм бактериального или вирусного происхождения.

Читайте также:  До какого года действует материнский капитал на 2 ребенка

Лейкоцитарную формулу принято записывать в виде таблицы, взглянув на которую можно говорить о ее сдвиге влево или вправо, что соответствует левой и правой группе столбцов, отражающих количество нейтрофилов.

Так, сдвиг лейкограммы влево – это чрезмерное количество палочкоядерных и, возможно, юных форм данной фракции. Сдвиг вправо характеризуется увеличением свыше нормальных значений концентрации зрелых сегментоядерных нейтрофилов. В первом случае это может свидетельствовать как о таких грозных патологиях как лейкемия или гнойные инфекции, так и о наличии банального психоэмоционального переутомления. Второй, как правило, наблюдается при мегалобластной анемии, а также при заболеваниях печени и почек.

Причины отклонения от нормы различных значений клинического анализа крови

Взятие крови из пальца для лабораторного исследования является обязательной процедурой при поступлении в стационар. Это связано с тем, что, включая в себя целый ряд важнейших показателей общего состояния организма, данный анализ может послужить помощником в выявлении большого количества самых различных заболеваний у детей:

  1. Повышение или понижение содержания эритроцитов может свидетельствовать о патологиях органов кроветворения, мочеобразования, а также печени и селезенки.
  2. Лейкоцитоз наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах, травмах, аллергических реакциях и чаще появляется в детском возрасте. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, бывает обусловлена генетически, также возникает как следствие истощения защитных сил организма.
  3. Изменение концентрации тромбоцитов в большую или меньшую сторону может указывать на дефекты в области костного мозга, в том числе злокачественные новообразования. Снижение их количества наблюдается при железодефицитной анемии, приеме некоторых фармакологических средств (глюкокортикостероидов, цитостатиков, антидепрессантов, противоязвенных препаратов и антибиотиков), повышение – при тяжелых инфекциях, а также удалении селезенки.
  4. Увеличение СОЭ свидетельствует о наличии в организме воспалительного процесса. Также у ребенка подобная картина может наблюдаться при некоторых физиологических состояниях: во время периода, когда режутся зубы, при дефиците витаминов, а также при приеме некоторых препаратов, к примеру, парацетамола.
  5. Гемоглобин является жизненно важным компонентом системы крови. Его сниженная концентрация характеризуется различного рода анемиями, повышение показателя может наблюдаться у детей, выросших в высокогорной местности, а также активно занимающихся спортом.
  6. Количество ретикулоцитов увеличивается при патологиях костного мозга, обширном разрушении эритроцитов и массивных кровотечениях.

Трактовка результатов любого анализа крови является прерогативой специалистов. Лишь выяснив все жалобы, собрав подробный анамнез, сопоставив его с данными диагностики, которая включает в себя не только лабораторные анализы, но и клинические, а также инструментальные обследования, врач может поставить верный диагноз.

Клинический анализ крови используется не только при наличии различного рода недомоганий, но и в составе скрининговых или профилактических обследований.

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Пол ребенкаРост, смВес, кг
Мальчик84-8912-13,5
Девочка83-87,511,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Читайте также:  Прививки для ребенка в 2 года в тайланде

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

МальчикиДевочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместеОценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папаПонимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустростьЯвляются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчествуБолее усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всемТребуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.

Читайте также:  Стопа ребенка 2 года

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник