Свой вклад в развитие моего ребенка я представляю
С детства в моём подсознании сформировалась чёткая установка: когда вырасту, буду работать с детьми. Родители мне твердили, что лучшая на свете работа – музыкальный руководитель в детском саду. Так у меня появилась мечта.
После окончания училища меня приняла музыкальная школа, в которой я училась. Так началась моя педагогическая деятельность. В детском саду на должности музыкального руководителя мне всё же пришлось поработать – моя мечта сбылась!
Иногда мне приходилось совмещать основную работу с другой деятельностью: музыкальная школа и детский сад, детский сад и Центр внешкольной работы, Центр внешкольной работы и дом культуры. Я поняла, что моя должность педагога дополнительного образования вкупе с моей специальностью очень востребована. График работы временами был просто бешеный, я очень уставала, не хватало времени на семью, но удовлетворение от проделанной работы, которое я получала, быстро возвращало меня обратно в строй.
Работая в учреждении дополнительного образования много лет, я поняла, что должна много чего уметь. При подготовке и проведении кружков и мероприятий мне, музыканту по образованию, пришлось освоить навыки декоративно-прикладного творчества, элементы хореографии (позднее эта дисциплина была включена в одну из моих образовательных программ) и сесть за пульт звукооператора. Я научилась неплохо монтировать аудио- и видеоматериалы, снимать и создавать свои видеофильмы, научила этому своих коллег. Работать стало гораздо легче и интереснее.
Честно признаюсь, в моей работе не всегда всё шло гладко. Возникало сомнение: а там ли я нахожусь и моё ли это место?
Несколько лет назад мне предложили должность учителя музыки в школе – начинался учебный год, а у них не было специалиста. Пришлось вспомнить годы работы в музыкальной школе: ведение журналов, оценочная система, чёткий календарный план. Отношение к урокам музыки в общеобразовательной школе со стороны учащихся тогда, в конце нулевых, мягко говоря, было далеко не трепетным. Честно сказать, тот год в школе для меня прошёл без особого энтузиазма.
Но не зря. Я поняла одно, но очень важное обстоятельство: дополнительное образование предоставляет нам, педагогам, свободу выбора содержания, методов, форм образовательного процесса, мы пишем для себя программы под определённый контингент учащихся, учреждениям нашего типа предоставлена возможность работать и со взрослым населением. В общем, никаких ограничений для деятельности.
Мои первые воспитанники стали взрослыми людьми, обзавелись семьями. Они помнят меня, приветствуя при встрече, это очень приятно. Думаю, наши занятия остаются у них в памяти и, может быть, поэтому теперь их дети посещают мои кружки.
Там ли я нахожусь и моё ли это место? Моё! Причём, об этом постоянно говорят педагоги учреждений, с которыми мы тесно сотрудничаем. Мне не важно, из-за чего они это делают: из благодарности, из уважения, просто хотят сделать мне комплимент или по какой-то иной причине. Я всегда стараюсь думать о людях хорошее, поэтому мой вариант – от чистого сердца. Учителя в школах очень загружены, бесконечная модернизация учебного процесса просто сводит их с ума. Мы, педагоги дополнительного образования, для них – палочка-выручалочка: практически вся внеклассная деятельность (от классных часов до широкоформатных мероприятий) ложится на нас.
Приятно осознавать свою нужность. За многолетнее сотрудничество нашего Центра с учреждениями дополнительного образования налажены контакты и доброжелательные отношения с руководителями творческих коллективов, с педагогами школ, с культурными работниками. Много дел мы планируем и проводим сообща, приобретаем при этом огромный опыт, наблюдая друг за другом.
Я всё ещё учусь, как и мои воспитанники. Я думаю, что этот процесс бесконечный. Путём проб и ошибок, как говорится, я набирала годами тот опыт, каким располагаю сейчас. Могу с большой уверенностью сказать, что дополнительное образование перешло на новый уровень и, как ни банально это звучит, в этом влияние научно-технического прогресса. Я помню, с чего мне приходилось начинать, какую материально-техническую базу мы имели и чем мы располагаем сейчас. Мы развивались вместе – я и сфера, в которой я работаю.
Развитие и воспитание детей – наша главная задача. Я рада, что в этом процессе постоянно присутствует моё участие. Мне нравится работать с людьми, но дети – это особая аудитория, требующая особого внимания, моя любимая аудитория.
Моя детская установка по поводу будущей профессии сработала.
Источник
1
Первый слайд презентации: Мой личный вклад в деятельность детского объединения
Презентация подготовлена лидером детской организации СМИД и проекта «Язык души» Джафаровым Ягубом
Изображение слайда
«Люди стремятся выучиться чему угодно, только не умению мыслить» – Антуан де Сент-Экзюпери Умение мыслить – это настоящий дар, позволяющий менять ход истории. Это то, что отличает лидера и личность. И это именно то, каким лидером и человеком я стремлюсь быть.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Так как я являюсь лидером детской организации и проекта «Язык души», передо мной стоит целый ряд задач
руководителем координатором генератором идей Для своей команды я являюсь: Своей приоритетной задачей я считаю стать для каждого члена моей команды и детской организации в целом, настоящим другом, ведь представить что-то масштабное без крепких человеческих отношений крайне тяжело.
Изображение слайда
4
Слайд 4: В 2018 году я стал активистом детской организации «Союз мальчишек и девчонок»
… и получил возможность не только освоить новые навыки, но и сделать свою школу лучше посредством реализации целого ряда муниципальных и школьных проектов. Тогда я стал инициатором проекта под названием «Книга жизни». Каждый учащийся нашей школы заполнил страницу с данными о своём родственнике, воевавшим во времена Великой Отечественной войны. Книга находится в свободном доступе и любой желающий может узнать что-то новое о тех кровопролитных, но очень важных страницах истории. Таким образом мы реализовали преемственность поколений и отдали дань уважения людям, которые навсегда вписали свои имена в ход истории.
Изображение слайда
5
Слайд 5: Спустя год пребывания рядовым активистом я предложил свою кандидатуру на пост президента детской организации
Благодаря большой поддержке я получил возможность воплотить в жизнь свои стремления и идеи. Одной из таких стал социальный проект «Язык души». Он является инструментом, который поможет сделать наш мир немного совершеннее. И мы надеемся распространить его на всю Тамбовскую область.
Изображение слайда
6
Слайд 6: В ходе проекта мно ю была разработана специальная программа обучения. Каждому учащемуся нужно было изучить алфавит, а затем определенные слова и устойчивые выражения. Кроме того, участникам предлагалось пройти специальный квест, который помогал повысить уровень владения языком
Суть проекта: обучение знаковому языку учащихся разных классов. В перспективе мы задумываемся о работе с волонтерами и встречи с человеком, который на профессиональном уровне владеет знаковым языком. На сегодняшний день нами были обучены две группы, далее мы планируем реализовать наш проект и в других школах.
Изображение слайда
7
Последний слайд презентации: Мой личный вклад в деятельность детского объединения: Надеюсь, что вам было интересно познакомиться с моими проектами, ведь одним из важнейших качеств лидера является умение заинтересовать других людей
Спасибо за внимание!
Изображение слайда
Источник
Педагог дополнительного образования. Кто это? Это специалист, занимающийся с детьми вне школьной программы. Это человек, способный ориентироваться в области интересов обучающихся, творчески работать с ними, не забывая при этом, что в его руках хрупкие детские души, ожидающие тепла, доброго слова, понимания.
В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. И это вполне объяснимо. Ведь именно от профессионализма педагога зависит развитие творческого потенциала, личностное самоопределение, характер, воля, здоровье, воспитание каждого ребёнка. На мой взгляд, это возможно при условии, что руководитель объединения постоянно совершенствует методики и формы для взаимодействия со своими подопечными и их родителями, стремится заинтересовать их, делится своим опытом с коллегами, использует в своей работе современные образовательные технологии, считает работу смыслом жизни, верит в творческие силы каждого ребёнка.
Почему я стала педагогом дополнительного образования спортивного направления? Интерес к физической культуре мне привили мои родители, которые увлекались спортом, и мой первый тренер. Еще в детстве представляла себя учителем физической культуры. И этой мечте суждено было осуществиться. Будучи студенткой техникума физической культуры и спорта, наряду с занятиями лыжными гонками увлекалась спортивной аэробикой.
В Центр дополнительного образования пришла семнадцать лет назад. До этого несколько лет работала учителем физической культуры в сельской школе, методистом в районном Доме культуры. Всегда считала, что, работая в учреждении дополнительного образования, получаешь больше возможности для творческого развития и спортивного совершенствования детей, для самостоятельного выбора форм и методов работы с обучающимися.
Ещё работая в Доме культуры и наблюдая за занятиями танцевальных групп народной направленности, я загорелась идеей создать танцевальный коллектив, коренным образом отличающийся от привычных, традиционных, соединивший движение аэробики с акробатическими упражнениями. Так появился в Центре дополнительного образования новый вид танцевальной деятельности. Несколько месяцев работала над созданием программы, изучая интересы детей нашей территории, советуясь с профессиональными тренерами учреждений области. Я чётко понимала цель, к которой стремилась. Меня интересовал и увлекал процесс её реализации.
Самым главным в это время был вопрос: «Как привлечь детей в объединения?» Презентация программы секции… Отбор детей… И, наконец, самый важный момент в работе педагога дополнительного образования – формирование таланта детей. Я понимала, что нелегко добиться того, чтобы твои подопечные шли на занятия спортивными танцами с радостью и интересом.
И вот первый мой набор малышек. Помню их неловкие, неуверенные движения, вопрос, который возникает после увиденного: «Почему у девочки не получается данный элемент танца, гимнастического или акробатического упражнения?». Ночные раздумья о том, а что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок получил удовлетворение от выполнения упражнения, преодолел трудность?» Помогают слова В.А. Сухомлинского: «Чтобы поддерживать ребенка педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребёнка и всего, что с ним происходит…» Вспоминаю, как сама в этом возрасте преодолевала трудности, как помогал мне мой тренер и нахожу выход. На следующем занятие еще раз повторяем с девочкой элемент танца, рассказываю ей, как я, будучи маленькой, училась выполнять подобное. Ещё раз детальный повтор элемента вместе с ученицей, слова одобрения в её адрес. И девочка начинает парить, выполняя движение, и сиять от радости. Вот он, первый успех! Это сложнее любого конкурса, в котором участвуют мои воспитанники.
Каждое занятие с детьми стараюсь проводить с удовольствием, стремлюсь не только раскрыть способности каждого ребёнка, но и помогаю ему почувствовать себя счастливым при достижения даже малейшего успеха. Очень хорошо об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя забывать, что ребёнок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребёнку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагога».
Мои выпускники. Они идут по жизни с девизом: «Только вперёд и ни шагу назад!», который призывает идти, преодолевая трудности, и верить, что все в твоих руках. Не одному поколению своих выпускников я цитировала слова В.А. Сухомлинского: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появиться мысль отступить, пойти по лёгкому пути». Мои повзрослевшие дети не оставляют занятия танцами. Многие, поступив в учебное заведение, продолжают выступать на Международных и Всероссийских конкурсах современного танца. Они часто бывают у меня, рассказывают о своих успехах, проблемах. Обращаясь к воспоминаниям, на перебой задают один и тот же вопрос: «Наталья Алексеевна, а Вы помните…?» Для меня это означает, что занятия танцами оставили след в душе каждого выпускника.
Родители моих воспитанников. Это не только полноправные участники образовательного процесса, но и первые мои помощники. Я их с гордостью могу назвать золотыми. Они вместе с детьми во время открытых занятий познают тонкости спортивного танца. Если для постановки номера нужен реквизит, к нам на помощь спешат родители. Они занимаются украшением сцены, следят за порядком во время концертов, участвуют в планировании воспитательных мероприятий, в подготовке к конкурсам. А самое главное – помогают своим детям отработать те или иные элементы танца или акробатики. Поэтому мне близка мысль В.А. Сухомлинского о том, что именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания.
Думаю, что если бы не мои воспитанники и их родители, то, наверное, не было бы у нас таких результатов работы. А сколько радости можно увидеть на их лицах после победы на конкурсе! В такие моменты понимаешь, что твой труд нужен людям, он делает их счастливыми.
Я часто задумываюсь над вопросом: «Что же есть в этой профессии такого, что привлекает меня?» То, что я люблю своих детей, безусловно. Но ещё ощущение того, что я многое могу им дать. Ведь рядом со своими воспитанниками я чувствую себя нужной, а значит счастливой.
Каков мой вклад в развитие дополнительного образования? Наверное, в создании в нашем Центре востребованного вида секции – «Спортивные танцы», в передаче опыта своим коллегам, в моих выпускниках, которые остаются преданными тому, чему я их учила на протяжении многих лет, в том, что я не представляю своей жизни без своих детей, без работы.
Насколько велик этот вклад, судить сложно. Но я счастлива, что занимаюсь любимым делом.
«Когда труд – удовольствие, жизнь хороша!» – писал М. Горький. Я полностью согласна с этим высказыванием. По-другому, на мой взгляд, и быть не должно.
Автор: Мингалёва Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Вагайский центр спорта и творчества», участница конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», посвященного 100-летию государственной системы дополнительного образования детей в России.
Источник
Фото: www.all-psy.com
«Маленькие детки – маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней – ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.
Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, – насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение – могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 – например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.
Однако может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку – в своем развитии, родителям – убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет – попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.
Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).
Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»). В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.
Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.
Итак, что же это за вклады?
А. Внешние вклады
Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.
I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.
Это когда семья способна дать:
- поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
- доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
- активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.
А также это возможность получить:
- поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
- внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
- позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.
Еще важно – готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?
II. Доверие. Эта часть вкладов – про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым престижно и безопасно.
7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.
8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.
9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.
10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.
Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.
III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:
- Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
- Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.
А также:
- Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
- Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
- Наличие друзей, ведущих себя ответственно.
IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:
16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);
17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);
18. время дома.
Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.
Б. Внутренние вклады
Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.
I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, – мотивация, интерес, активность в учёбе.
19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.
20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.
21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.
22. Забота о собственном учебном заведении.
23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.
Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог – ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс – наверстываем физику; хочет покорять моря – географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.
II. Позитивные ценности – это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:
24. помощь другим людям;
25. равенство и социальную справедливость;
26. свои убеждения и готовность их защищать;
27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;
28. принятие ответственности за свои действия;
29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.
III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.
- Способность планировать и принимать решения.
- Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
- Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
- Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
- Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.
Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.
IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.
Сюда относятся:
- Чувство контроля над происходящим.
- Высокая самооценка.
- Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
- Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.
Вот, пожалуй, и всё.
Чем мне нравится эта концепция?
Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?
Еще один момент из моих наблюдений: если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.
Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка? Торопитесь делать свои вклады!
Автор: Николай Юдин, психолог-консультант, кандидат психологических наук
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!
https://gazeta-licey.ru/public/65858-yunost-kak-bankovskiy-vklchto-v-seyfe
Источник