Свободное время и его в развитии ребенка
Что сейчас очень часто делают хорошие, неравнодушные родители? Развивают ребенка: записывают к репетиторам, маленьких – в развивающие студии. Детей постарше – в спортивные секции, в музыкальную школу. И совершенно не оставляют им свободного времени. Сейчас таких родителей и таких детей стало очень много. К чему это приводит? Узнайте аргументированное мнение психолога.
Часто сталкиваюсь с тем, что ребенка приводят к психологу и родители не могут найти время, когда ребенок сможет этого психолога посещать. Потому что просто «окон» нет между кружками, репетиторами… И мама спрашивает: «Может, в воскресенье? В воскресенье у него только один репетитор».
На самом деле такие дети часто становятся клиентами психологов. Перегруженные развивающими мероприятиями, они, имея багаж знаний и учебных навыков, отстают в развитии и в других важных вещах.
Вот говорят родители про сына-школьника: «Ему дай свободное время – он в компьютер уткнется на все воскресенье. Ни играть, ни читать, ни с друзьями гулять не хочет». А может быть, ребенка с раннего детства водили из одной развивающей студии в другую, потом – из кружка в кружок, у него просто не было времени, которым он распоряжался сам?
- И он просто не научился распоряжаться своим временем. Привык не знать, чего он хочет. Потому что распоряжаться своим свободным временем – это и есть развитие.
- И не научился общаться. С умением общаться со сверстниками ребенок не рождается. Чтобы оно сформировалось, ему нужно много общаться со сверстниками. Потому что общение – это тоже развитие.
- И рано отвык играть. Если у ребенка отбирали все игрушки («Он уже большой, надо все игрушки куда-нибудь убрать, подарить, выбросить…») Вот он и разучился играть. А игра – это развитие.
Давайте рассмотрим все это подробнее.
Свободное время нужно для умственного развития
Основной способ познания мира в разном возрасте бывает разный. И для ребенка долгое время совсем не главное, показывают ли ему буквы. Если показывают – почему бы и нет? Но не стоит забирать у него игрушки.
Чем старше ребенок, тем сложнее его игры. И не только потому, что он уже где-то «развился умственно» и это проявилось в игре. Он развивается умственно, потому что играет в эти игры.
Свободное время нужно для развития умения общаться
Как ребенок лет до трех – трех с половиной играет с другим ребенком? Что-то отнял, или подошел и этого ребенка потрогал, или совочком по голове ударил. Начинает взаимодействовать. Может подойти и угостить чем-то. Это очень простые действия. И когда родители не дают другого ребенка ударить или что-то у него отнять, показывают, как поделиться, они его учат общаться.
И далее игра намного усложняет и развивает это взаимодействие. Детям очень важно играть друг с другом. Потому что в игре они познают правила, по которым живут окружающие.
Если ребенок «под завязку» загружен всякими кружками, репетиторами, секциями, он развивается умственно или физически, но не психологически. Не развивается умение общаться, замечать, что чувствует другой человек, понимать, как на это реагировать.
Способность дружить, сотрудничать, договариваться. Позже – умение влюбиться и общаться с противоположным полом. Вот эти «гляделки», потом – как подойти и заговорить… Это все происходит в неформальном общении.
Не обольщайтесь насчет школы (и разных кружков, кстати, тоже). В школе свободного общения крайне мало. Школа организована, структурирована уроками. А ребенку нужна своя доля общения вне школы.
У перегруженных и мало общающихся детей часто бывают проблемы с тем, чтобы за себя постоять. Они либо часто дают себя в обиду, либо бывают очень агрессивными. Бывают проблемы с тем, чтобы подойти и познакомиться. Или бывают постоянные конфликты, и ребенок не понимает, почему так происходит. Потому что развитие общения не происходило.
Свободное время и свободный выбор нужны для развития индивидуальности
И в конце концов, в свободное время формируется индивидуальность ребенка. Сейчас очень часто называют творчеством действия по шаблону. Люди раскрашивают раскраски (например, мандалы), или делают поделки по алгоритму (скажем, алмазная живопись – красиво), или раскрашивают картину по цифрам. А создавать свое не могут, если в детстве у них не было возможности свободно играть, самим выбирать, как провести время. Какую игрушку взять с полки, что нарисовать.
Потом родители удивляются, что сын или дочь не знает, чего хочет, когда приходит время поступать в университет. А ведь он давно уже не знает, что ему нужно!
Вывод прост. Когда ваш сын попросит записать его в определенную спортивную секцию, сделайте это. Если будет в ней заниматься – хорошо. Если не будет – тоже нормально. Он, подрастая и развиваясь, находится в постоянном поиске, проясняет, какой он человек, что ему нравится, что подходит.
Или, если девочка хочет не танцевать, а рисовать, позвольте ей учиться рисовать. В таких вещах очень важно с ребенком считаться. Это развитие его личности. Это его возможность быть собой. Искать себя – неповторимого, уникального человека. И взрослым важно уважать этот поиск.
Умственное развитие, конечно, тоже очень важно. И накопление знаний важно. Умейте определять, что важнее. Один кружок и один репетитор. Или пара репетиторов. Умейте останавливаться, решать, когда хватит.
Если ребенок учится в музыкальной школе, где занят каждый день, подумайте: а надо ли записывать его куда-то еще? Подумайте о балансе свободного времени и обучения – это важно.
Татьяна Литвинова
практикующий психолог, переводчик литературы по психотерапии, преподаватель курсов переподготовки и повышения квалификации
Источник
Как вы относитесь к свободному времени? Конечно, положительно, ответит каждый. А что вы делаете в свободное время? Вы проводите его активно? Как много этого времени вы уделяете семье? Чем заняты дети? Играете ли вы вместе с ними? Так много вопросов, чтобы попытаться разобраться, что такое свободное время и для чего оно необходимо современному человеку.
В связи со всеми этими размышлениями у меня возникла идея провести опрос в классе, где учится мой ребенок (4-й класс), в одной из витебских школ. И узнать чем и как живут современные дети.
Что для ребенка значит понятие «свободное время»?
Свободное время – это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники – от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором. Другой занимается самообразованием. Третий путешествует. Свободное время для человека – это неотъемлемая часть его жизни.
Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.
Свободное время для наших детей – это прежде всего отдых, а не смена деятельности. В этом возрасте детям хочется иметь не менее 3 часов на отдых и разгрузку от учебы. Но что же происходит сейчас? Не успел ребенок прийти из школы, как родители почти сразу же отправляют его на всяческие дополнительные занятия: танцы, вокал, спортивные секции, модельные агентства, робототехника.
Часто ребенок даже не успевает нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы успеть немного отдохнуть. Да, дополнительное образование – это замечательно. Наши дети развиваются и физически, и эстетически, и технически. Но это не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.
На первый вопрос «Что современные дети 10-11 лет понимают под «свободным временем» были получены следующие ответы:
• Отдых
• Веселье
• Время, которым я распоряжаюсь сам
• Время, которое я могу посвятить своим играм
• Это ничего не делать
• Это когда я могу расслабиться
• Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочу
• Когда я гуляю с друзьями
• Отдых от учебы – самый популярный ответ
Что такое классики и резиночки?
Следующий вопрос касался того, как дети проводят свободное время. Ответы детей показали, что достаточно активно:
– играют на улицы в подвижные игры,
– общаются с родителями,
– играют в настольные игры,
то есть, не только разговаривают по телефону или сидят в социальных сетях, как многие думают.
Конечно, способы проведения свободного времени современных школьников 10-11 лет и их родителей в таком же возрасте отличаются. Ведь проведение досуга зависит не только от выбора человека или его семьи, но и от исторических условий, в которых он существуют.
Поэтому вопросы были заданы и родителям, чтобы сравнить, что и как поменялось за эти годы. Например, сейчас у каждого в семье есть компьютер. Поэтому вопрос, сколько времени ребенок проводит за компьютером, для взрослых мы заменили на время, проводимое в детстве у телевизора.
Да, компьютеры и другие современные гаджеты, а также социальные сети и интернет уже вошли в жизнь каждого ребенка. Но мы спросили, в какие подвижные игры любят играть дети и играли их родители. И каждый ребенок назвал как минимум одну игру. Так что не только компьютерные в приоритете у наших детей. Хотя игры у них другие: некоторые дети даже не знают, что такое резиночки и классики, которые были очень популярны в конце ХХ века. ????
Дети хотят больше времени проводить с родителями…
Последний вопрос был о том, что чаще всего дети делают в свободное время, что для них привычнее. Играть с друзьями. Это актуально для всех поколений. ???? Современные школьники любят слушать музыку, играть в настольные игры, рисовать. Возможно, этому способствует то, что появились новые возможности: у всех есть телефон, любую настольную игру можно купить в магазине. Дети, конечно, любят общаться в социальных сетях, но они также любят общаться с родителями. Раньше дети больше времени проводили во дворе, больше общались со своими сверстниками.
Делаем вывод: за последние 25-30 лет в обществе произошли изменения, которые повлияли на проведение свободного времени детей. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, социальные сети и сотовые телефоны. Неудивительно, что современные школьники не представляют свою жизнь без всего этого.
Но главное, я поняла, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.
Дети любят своих родителей, любят проводить с ними время и играть, любят активный отдых. К сожалению, родители современных детей сами принадлежат уже к «неиграющему» поколению. И времени на игры с детьми у взрослых регулярно не хватает.
Но откупиться от детей не получится. Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, мы лишаем их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, без которой их мир обеднеет. Помните, как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – благородным».
Наталья Абазовская.
Фото из открытых источников.
Источник
Кажется, наши дети отдыхают меньше, чем мы сами. Разбираемся, правильно ли это и имеет ли ребенок право на беззаботное детство.
После школы – бассейн, потом музыкальная школа, затем – дополнительные занятия по русскому языку и математике, в выходные – хореографическая студия. Такое расписание, увы, почти у каждого современного ребенка. Молодые родители часто делают упор на неумение детей распоряжаться своим свободным временем. Но значит ли это, что его не должно быть вообще?
Самодисциплина – путь к нервным расстройствам
Типичные родители привыкли использовать свободное время своих чад как можно более продуктивно: и действительно, в младших классах занятия в школе заканчиваются чаще всего около полудня, а дальше – бездна бесполезного времени. Вопрос в том – так ли оно бесполезно, как представляется нам родителям. Положение маленького ребенка отличается от нашего лишь тем, что, как правило, у него нет выбора решать самостоятельно, как организовать свободное от каждодневных обязанностей в виде учебы время. Это мы в состоянии сами определить, стоит ли нам записаться на дополнительные языковые курсы, отправиться в спортзал или провести вечер дома перед телевизором, что, кстати, тоже иногда совсем не лишнее. Ребенка мы лишаем права выбора, порой сами не замечая этого, и самостоятельно пытаясь определиться – что же выбрать, занятия по английскому или легкую атлетику, мы в итоге останавливаем свой выбор и на том и на другом. Нам кажется, что ежедневное обучение порой совсем ненужным вещам воспитывает в ребенке дисциплинированность. С одной стороны это качество чрезвычайно полезно. Но в то же время умный родитель обязан учитывать все риски самодисциплины. Мы умеем заставлять себя делать то, что нам не нравится. Но порой лучше было бы этого не делать. Самодисциплина ради самодисциплины – занятие тщетное, а иногда и вредное. Ведь нелюбимое занятие способно привести к нервным расстройствам на ранней стадии у ребенка.
Ребенок не обязан любить то, что нравится вам
В корне неверно объяснять ребенку, не желающему посещать то или иное занятие: «Ты ещё маленький и не понимаешь, что это тебе нравится!» так может быть подождать, пока ваш малыш вырастет и дать ему возможность понять, нравится ли ему играть на фортепиано каждый день по четыре часа или нет? Уроки фортепиано будут полезны, безусловно, но, с другой стороны, необходимо осознавать и ценность свободного времени – особенно для детей! Важно даже то время, которое кажется потраченным бесцельно. Предположим, ваша дочь увлеченно играет с кукольными домиками, почему бы в будущем ей не стать дизайнером интерьеров? Многие родители считают, что детям нужно предлагать самые разные занятия, чтобы они могли развиваться разносторонне. Но действительно ли эти занятия развивают новые интересы, которых у детей нет? Своим разнообразием мы рискуем задушить собственный интерес ребенка в зародыше, заставляя его заниматься тем, что ему пока еще неинтересно. Запомните: маленький человек, который плохо пока осознает своё место в мире, несмотря на это, не обязан любить то, что нравится вам.
Свободное время дает пространство для размышлений
Родители хотят, чтобы их дети использовали время с толком, именно поэтому так часто загромождают жизнь ребенка ненужными занятиями. Мы хотим обеспечить им надежное место в этом мире. Но подобное стремление зачастую оказывается вредным. Обратитесь к своему жизненному опыту: наверняка вы лично знаете многих, кто вступил на безопасный, одобренный родителями путь, но впоследствии покинул его. Эти люди впустую потратили массу времени, сил и денег на то, что их никогда не привлекало. Ведь если рассуждать логически, то любой выбор означает отказ от альтернативы. Час занятий игрой на рояле значит отказ от всех других занятий. Чем бы занялся ваш ребенок, если бы этот час был у него свободным? Он узнает только в том случае, если вы позволите решать ему самому. И детям, и взрослым случается не заниматься ничем особенным. И тогда мы сами выбираем занятие себе по душе.
Отдых как возможность побыть один на один с собой
Научить ответственности можно только при наличии выбора. Когда у вашего ребёнка есть пространство для полёта фантазии. Удивительно, но именно в свободное от бесконечных занятий время и принимаются самые важные решения, о которых вы можете ещё не знать, более того, о них, скорее всего не подозревает и сам ребёнок, догадываясь интуитивно. В 5-8 лет активно происходит становление детской личности, мальчики и девочки учатся делать выводы, мечтать, размышлять, они взвешивают свои и чужие слова и поступки. Вот почему им необходимо наличие свободного времени. Вам никогда не хотелось остаться в одиночестве? Так почему же нужно лишать этой возможности ребёнка? Оставаться один на одни с самим собой, чтобы как следует всё обдумать просто необходимо. В игре или просто глядя в окно дети просто мечтают, что совсем не вредно и нам взрослым, и что, кстати, мы себе позволяем гораздо чаще, чем своему ребёнку. В такие моменты, когда никто не стоит над душой и не требует дописать, дочитать, доделать или начать что-нибудь новое и «полезное», активно развивается фантазия, планируются какие-то подвиги и находится мотивация. Всего час безделья в день может спасти ребёнка от стресса и усталости, открыть в нём второе дыхание или новую творческую грань.
Требовать придерживаться вокзального графика бессмысленно, но и полностью расслабляться и надеяться, что ребенок сам сможет делать все вовремя тоже не стоит. Необходимо найти золотую середину. Помните, каждый ребенок индивидуален, и если ваша подруга отдала своего сына в спортивную секцию. Секцию, не стоит тут же записывать туда вашу дочь. Большое воспитательное воздействие имеет хорошо спланированный совместный досуг. Вместо того, чтобы отвезти свое чадо на занятия по английскому языку, сделайте вместе уборку, отправьтесь на прогулку. Не забывайте хвалить ребенка за хорошо проделанную работу, ведь очень важно, чтобы он не просто делать хоть что-то, но чтобы это что-то было сделано хорошо. Когда сын или дочь вырастут, привитая с раннего возраста ответственность за свое время поможет им в жизни, а главное – в воспитании собственных детей, а в свободное время, которое у них обязательно будет оставаться, они смогут посвящать любимым занятиям.
Источник фото: Getty images
Текст: Саша Баринова·29 октября 2019
Источник
Консультация для родителей
Тема: «Как организовать свободное время ребёнка?»
Цели:
1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.
2. Показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.
3. Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Ход беседы:
Сегодня мы поговорим о свободном времени ваших детей. В наше время, когда нам родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д.
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.
ВЫВОД: Родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка. У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление. Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
Уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе – это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку». Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
Организации досуга
Чтение литературы несёт маленькому человеку первую радость открытия борьбы добра со злом, будит фантазию, развивает воображение.
Совместные игры для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как (имеются в виду интеллектуального характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например, домашние географические путешествия, исторические викторины, различные лингвистические состязания.
Коллективные семейные прогулки.
Развивать любительские занятия: коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, сбор грибов, рыбалка, туризм, проведение интеллектуально насыщенных вечеринок.
Рисование пользуйтесь несколькими важными принципами, которые я вам подскажу: к рисунку ребёнка относитесь с уважением; насмешки над рисунком ребёнка недопустимы; научите ребёнка уважать свой рисунок, беречь его.
Будьте терпеливы к выполнению творческих работ ребёнка, не ругайте его в случае ошибок, проявления неаккуратности, научите ребёнка всему этому.
Я хочу обратить внимание, на то, что в критической ситуации ребёнок не всегда обращается за помощью к родным и родителям. Причины могут быть разнообразные. Часто бывает так, что сами взрослые отталкивают своего сына или дочь.
НАПРИМЕР:
- непонимание взрослыми проблем ребёнка;
- критика со стороны родителей, ругань, крики;
- растерянность, отсутствие конструктивной помощи родителей;
- поток обвинений со стороны взрослых.
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
1. Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
2. Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники.
3. Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
4. Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
5. Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
6. Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
Рекомендации родителям:
- Больше внимания уделяйте общению с детьми;
- Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном.
- Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники;
- Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы;
- Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.
Вывод:
- Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
- Привлекать ребёнка к чтению книг.
- Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
- Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
- Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
- Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Источник