Свободное развитие ребенка суть

Свободное развитие ребенка суть thumbnail

Вам приходилось встречать трехлетнего малыша, который бегает по коридорам поликлиники, орет во все горло, бросается игрушками, и дерется? Оказывается, это свободное воспитание, как пояснила его мать. Нет, нет, что-то здесь не так! Не могли великие педагоги прошлых лет допустить такого безрассудства.

свободное воспитание

Вот уже три столетия не гаснет интерес к воспитанию детей свободой. Чем родителей привлекает эта концепция? Что она собой представляет и где границы вседозволенности?

Откуда пришла идея свободного воспитания

Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

Свободное воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора ребенка, без принуждения. Теоретическая основа — в каждом ребенке изначально заложены способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для этого благоприятные условия.

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Читаем также: Свободное воспитание: плюсы и минусы

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Воспитание свободой в 21 веке

В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.

С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.

Вальдорфская система

[sc name=”ads” ]

Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.

Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.

Читайте также:  Достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни

Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.

Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.

Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.

Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.

Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне. Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой.

Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.

Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.

В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.

Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.

В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.

Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.

Читаем также:

  • Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
  • «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
  • 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Источник

Очевидно, что «личные интересы» есть одновременно и «интересы личности», а «быт» – основа и корень «бытия», что это уже не частная забота, это стало одной из главных задач, поставленных обществом перед сложившимися на сегодня 35-летними и подрастающими 12-15-летними, – уметь добротно, разумно и наполненно проживать отпущенную жизнь. 

Жить ответственно и нравственно. Познавать себя и свои возможности, потому что полное самораскрытие личности, ее самоформирование есть не только личный интерес, но и задача общества. Свободное время современного человека все больше превращается во время его свободы, предоставляет возможности проявления себя, гуманистических интересов, самодеятельности в смысле «делания себя», «самоделания». Свободное время в представлении детей – едва ли не единственное пространство, где существует особый мир, где правят фантазия и игра, где действуют иные, чем в мире взрослых, правила поведения. Здесь ценится то, что с трудом укладывается в сознании родителей; здесь можно самому решить, на что потратить свои силы и время. К сожалению, в свободное или самостийно освобождаемое от учебных занятий время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). По результатам исследований, проведенных в НИИ детства, у всех опрошенных детей нет сомнений в том, что свободное время есть их святое право. Дети к свободному относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому. Употребляя термин «свободное время», дети подчеркивают право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями. Объем свободного времени подростка сегодня определяется, так сказать, на основе остаточного принципа, в зависимости от насыщенности учебных программ. Менее всего при этом учитываются возрастные и индивидуальные потребности самих детей.

Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся они отнюдь не из-за каких-то благородных причин, а потому, что делать нечего, энергию некуда девать, жить скучно. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой – отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у третьей – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Исследования показывают, что у большинства подростков (51%) не всегда есть возможность заняться любимым делом: 5% детей вообще лишены этого. Некоторым подросткам заняться любимым делом мешают родители, считающие, что это отвлекает от учения. Как следствие, чаще всего в свободное время большинство детей смотрят телевизор, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями у себя или у них дома. Реже подростки читают художественную литературу, посещают библиотеку, занимаются спортом, ходят на лыжах, в бассейн, в турпоходы.

Большинство детей (49%) практически никогда не посещают концерты, выставки, внешкольные учреждения, спортивные соревнования, очень редко ездят в парк и за город. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные преставления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый – друг, руководитель. Его задача – помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь, мол, «мал еще рассуждать об этом». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право – право на уважение.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка приморский район

Интересы детей являются основой для создания различного рода неформальных объединений. Заявили о себе скауты, пластуны, рокеры, металлисты, детские религиозные, общественные, экологические, спортивные, патриотические, милосерднические, журналистские ассоциации. В то же время наблюдается рост спонтанно возникающих объединений агрессивно-разрушительной направленности. По результатам опроса, для большей части подростков (60%) круг межличностного общения широк. Однако контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах. Меньшая часть подростков (около 20%) отмечает, что у них мало друзей. Кроме того, 14% подростков отмечают, что у них нет друга, но есть знакомые и приятели. Таким образом, сравнительно большая часть подростков не имеет среди сверстников близких им по духу и интересам людей. Многие ощущают себя одинокими. Стремление найти друга, подругу может выступить одним из сильных мотивов вовлечения подростков в неформальное объединение, в том числе и негативно направленное. Ощущение одиночества, оторванности от сверстников нередко приводит к депрессиям. Негативные отношения между подростками в свободное время наблюдаются почти в 4 раза чаще, чем в стенах школы. Тем не менее на полное безразличие к дворовым компаниям указали лишь 5% подростков, плохие отношения с ребятами во дворе отметили 4%, всего 6% детей утверждали, что у них во дворе вообще нет друзей.

Важно отметить, что дворовые лидеры используют для объединения ребят весьма привлекательные для подростков формы досуга (прослушивание записей популярной музыки, просмотр видеофильмов, занятия культуризмом, восточными единоборствами и т.п.). Все же ведущая роль в объединении подростков во дворах и микрорайонах остается за силовым давлением. Избиение подростков, вымогательство денег, принуждение участвовать в драках становятся законом дворовой (уличной) стихии. Противостоять ей могут детские центры, детско-юношеские организации, творческие объединения, семья. Но противостоять могут, если располагают необходимыми для этого возможностями. А если каждый четвертый подросток старается реже бывать дома, проводить основное время у товарищей, в клубе, во внешкольном учреждении и, конечно же, на улице? Родители таких подростков, как правило, не знают их друзей или относятся к ним заведомо плохо. Не менее опасна ситуация, когда родители неадекватно определяют особенности жизнедеятельности своих детей в свободное время. Так, большинство родителей (91%) уверены, что они прекрасно знают, с кем встречаются их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения. Многие из них считают, что у сына (дочери) совершенно нет друзей, которые плохо учатся, прогуливают уроки, пьют, курят, убегают из дома, участвуют в драках, состоят на учете в милиции. Только 15 % родителей написали, что у их ребенка есть друзья, которые плохо учатся, прогуливают уроки или курят. По мнению самих ребят, этот процент значительно выше. Далеко не всем родителям из тех, которые владеют информацией, нравится влияние, оказываемое на их детей друзьями.

Однако уберечь своих детей от вредного воздействия они не умеют. Большинство из них пытаются отвлечь ребенка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания, часть родителей пытаются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей и предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки). Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, клубах, секциях, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами. Наконец, некоторые родители не выпускают детей из дома, категорически запрещают им дружить с теми, кто не нравится, пытаются повлиять на нежелательного друга через его родителей, загружают детей выполнением обязанностей по дому.

К сожалению, в результате коммерциализации сферы свободного времени появились различия в характере деятельности внешкольных учреждений. До недавнего времени действовали широко доступные центры детского и юношеского творчества (в том числе технического), подростковые оздоровительные центры, парки, станции, дома юных техников, натуралистов, туристов; профилированные школы (не дающие общеобразовательной подготовки), клубы по интересам (юных моряков, автомобилистов, пожарных и др.), детские автогородки, железные дороги; центры эстетического воспитания; студии различных видов искусства; центры туризма и экскурсии; стадионы, детско-юношеские спортивные школы. К внешкольным учреждениям относятся и центры летнего отдыха детей, а также библиотеки с их системой творческих клубов. Сегодня же все эти формы деятельности подростков сильно ослаблены, а то и вовсе ликвидированы. К счастью, сейчас внешкольные учреждения начинают восстанавливаться в новом качестве. Решая одновременно со школой проблемы общего среднего и специального образования, внешкольные учреждения стремятся к формированию личности, предоставляя возможность для интенсивной творческой деятельности, требующей и общих, и специальных знаний, навыков общения в процессе творчества. Внешкольное образование формирует у ребенка ощущение ценности собственной личности. Здесь он может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые соответствуют его индивидуальным особенностям. О каких внешкольных учреждениях мечтают? Для них очень важно, чтобы это было место, куда можно было бы прийти, когда захочется, посидеть с друзьями, пообщаться со сверстниками в рамках общих интересов.

Дети мечтают, чтобы взрослые говорили с ними как с равными, признавали их право иметь собственное мнение и отстаивать его. Более того, они хотят найти полезное людям дело, приобрести практические навыки и заработать деньги, которые можно было бы потратить на себя. Но станут ли внешкольные учреждения такими, какими их хотят видеть подростки? Пока в этом уверенности нет, потому что возникла масса проблем: теперь вынуждены вводить плату за обучение, в результате чего разрушается система свободного выбора интересных для них видов деятельности. Расширяется перечень «непрестижных» кружков, в число которых попадают фото, техническое моделирование, литературное творчество, танцы; идет борьба за помещения, в ней участвуют местные власти и коммерческие структуры.

Современное общество взрослых обязано предоставлять каждому ребенку право иметь свободное время и осуществлять свободный выбор собственного развития. Роль родителей в формировании умения у подростков разумно наполнять досуг разнообразной содержательной деятельностью очевидна. Так, по подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но эти часы (при их рациональном и максимальном использовании) могут принести большую пользу здоровью. Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах, 51 % подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы, 73,7 % школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3–5 часов. Что же делают подростки в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизор. Причем 37,3 % из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 % – 2 часа, 7,2 % – более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка duplo

Родителям необходимо проникнуться необходимостью регулярного выполнения физических упражнении. Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием. Начните немедленно, и вы заметите, как начнут восстанавливаться контакты между старшими и младшими, вернется общее бодрое настроение. Конечно, не надо сразу замахиваться на кругосветное путешествие под парусом или спуск на парашюте с Эвереста. Хотя мечта о большом свершении, как правило, помогает маленьким ежедневным преодолениям. Например, такие, как утренняя зарядка или вечерняя пробежка, поездка в бассейн. Вы не делаете зарядки и не бегаете? Напрасно, ведь спортивные достоинства родителей – ценность в глазах детей значительная.

Итак, вы прониклись необходимостью занятий физической культурой, и с завтрашнего дня вы ходите на зарядку. Постарайтесь не превратить ее для детей в тяжкую повинность со строго определенным количеством наклонов и приседаний. Пускай она проходит в форме игры на воздухе или танцев под магнитофон сына. На первых порах главное -регулярность. Типичная ошибка подростков и многих взрослых – через три-четыре дня бросают, потому что стало скучно, заболели мышцы. А надо потерпеть, втянуться в работу, дать организму адаптироваться к новым условиям жизни. К зарядке неплохо добавить еще 2–3 физкультурных занятия в неделю по вечерам. Это может быть атлетическая гимнастика (в том числе и для мамы с дочкой и даже для бабушки), домашняя аэробика, пробежка. А в выходной – за город. Давно известно: ничто не доставляет подросткам такого удовольствия, как путешествия с костром и ночевкой, тем более что в поход можно отправиться всей семьей. Помните: физкультура ценна разнообразием, особенно для подростков. Если вы будете заставлять их три раза в неделю только бегать, это им быстро наскучит. И никаких радостных семейных марафонов у вас не получится. Чаще меняйте содержание занятий, по возможности, конечно. Сегодня, например, вы – бегуны, завтра – лыжники, послезавтра – пловцы, а в выходной – бывалые землепроходцы. Особенно такие совместные занятия нужны вашим детям, если у них есть какие-нибудь физические недостатки. Почему? Потому что при посторонних они будут стесняться своих недугов и могут отказаться от тренировок вообще. Через год таких занятий вы не узнаете ни себя, ни своих детей. Куда только исчезнут ваше взаимное непонимание, раздражительность, скука по воскресеньям, убивание времени перед телевизором!

Как мы видим, количество контактов с экраном стало очень большим. Телевидение становится для ребят не только источником получения информации, способом проведения досуга, развлечением и т. д., но одновременно и некой параллелью дому, родителям, школе, учителям, сверстникам. Среди всех видов искусства на первом месте как дающие подростку наибольший материал для общения с ровесниками, наиболее полно отвечающие их общим интересам и духовным запросам стоят кино и телевидение. В чем, собственно, мы, взрослые, упрекаем сегодня кинематограф? Основная наша претензия к кино – это преждевременная (с нашей точки зрения) житейская информация для детей и демонстрация дурных примеров поведения. К преждевременной информации относятся главным образом сюжеты, связанные с показом интимной жизни мужчины и женщины; к дурным примерам -непослушание героев, их неуважительное отношение к старшим (т. е. их нравственная отрицательность), курение на экране, потребление спиртного, драки.

Представьте себе, что все 150 фильмов нашего ежедневного отечественного репертуара рассказывают о персонажах, выполняющих правила примерного поведения школьников. Опрятные, вежливые, скромные, уважающие старших, не пьющие, не курящие дяди и тети разгуливают по цветному и широкоэкранному полотну. Продвинуло бы это юного зрителя к подобным способам поведения? Думаем, что вряд ли. Хотя бы потому, что экранное изображение будет в этом случае вызывать внутренний протест своей недостоверностью. Пап и мам волнует и мучает вопрос: как реагировать на всевозрастную доступность голубого экрана, на отдельные моменты, вгоняющие в краску как отцов, так и самих детей? Вот суждения по этому поводу самих родителей. Говорят, что, может быть, какие-то вещи ребятам нашим нельзя показывать на экране. Но ведь в школе они проходят практически всю литературу. Если человек заинтересовался «Поднятой целиной», так он и «Тихий Дон» прочитает, дай-то бог. Только в одном «Тихом Доне» столько всего написано! Так что сказать ребенку? «Закрой это место и не читай»… – так, что ли, поступать? И хорошо, что читают, хорошо, что смотрят, это ведь сама жизнь. Но ведь и в жизни есть случаи, о которых не принято говорить публично. Так и здесь перед экраном, перед книгой должен быть какой-то такт. Как у родителей, так и у детей. Это ведь нам только кажется, что наш ребенок сегодня что-то смотрит, чего бы и не надо еще. Но ведь через год, через недели, может быть, он встретится с этим в жизни. Как он отнесется, как поведет себя?. Сейчас-то он имеет возможность обменяться своими соображениями с родителями. Так пусть сегодня с нашим участием дети вырабатывают жизненную позицию, она им потом очень пригодится, поможет в схожей ситуации. Мы должны правильно определять роль телевизора в нашей жизни и не становиться его рабами. Надо приучать детей быть разборчивыми и осмотрительными, когда они выбирают телепередачи для просмотра, регулировать время, в течение которого они смотрят фильмы по телевидению (даже содержательные передачи и фильмы могут оказывать нежелательное влияние на детей, если те станут проводить перед экраном слишком много времени). Важно по возможности выработать по отношению к телевидению общую семейную политику.

Источник