Связь здоровья и развития ребенка

Связь здоровья и развития ребенка thumbnail

Консультация для родителей

Здоровье ребёнка –

основа его гармоничного

развития

Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.

Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.

I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

1. Физическое развитие:

– оценка физического развития;

– физическая подготовленность;

– физиометрические параметры.

II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).

III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

1. Психический статус:

– эмоциональность;

– моторика;

– внимание;

– память;

– психологическая адаптация.

2. Вегетативный статус.

– Анализ острой заболеваемости.

3. Социально-биологический статус.

– Социальный статус.

– Анализ социальных и биологических факторов.

4. Анализ факторов риска.

Определение исходных показателей состояния здоровья

и психического развития детей.

В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела – к возрасту и массы – к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Рациональная организация двигательной активности детей.

Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста – и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.

Система эффективного закаливания детей.

Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.

Основное правило ее использования – соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 – +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком – все это условия эффективного закаливания.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств

и методов, используемых в ДОУ.

Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:

– выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

– применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

– обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

– создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;

– организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Обеспечение рационального питания детей.

1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.

2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.

3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.

Читайте также:  Развитие у ребенка представления о массе

Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.

Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.

Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи – это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.

Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов – творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.

Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.

Создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Решение проблем медицинской экологии.

Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Источник

Библиографическое описание:

Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации / И. В. Шикорьяк, Е. Н. Помогаева, О. М. Масленникова [и др.]. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 2 (22). – С. 26-29. – URL: https://moluch.ru/th/4//121/4000/ (дата обращения: 24.05.2021).



Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – «в образовательной области.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»- В. А. Сухомлинский [7, c. 13]. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В трудах ученых давно сформировались новые подходы к содержанию образования, позволяющие не только обогатить ребенка знаниями, но и предоставить ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. К числу достижений, безусловно, относятся разработка новых программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных для дошколят методик. В условиях вариативности образования расширился круг программ, предполагающих создание в группах детских садов атмосферы эмоционального комфорта, условий для радостной и содержательной жизни ребенка в коллективе сверстников. Это общеизвестные, комплексные программы («Радуга», «Детство», «От рождения до школы и др.). Следует отметить, что программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) правильно понимаются дошкольными работниками как главное направление в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Такие программы (и методические комплекты к ним) обеспечивают формирование у ребенка навыков разумного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, при взаимодействии пожароопасными предметами, животными, незнакомыми людьми.

Читайте также:  Этапы возрастного развития ребенка

Дошкольные учреждения неукоснительно выполняют главную заповедь Концепции дошкольного воспитания – «не навреди».

Перечень примеров, свидетельствующих о достижениях и успехах в системе дошкольного образования, можно продолжить, но обеспокоенность наблюдаемым ухудшением состояния здоровья детей заставляет искать недочеты, отрицательные стороны в нашей работе. [2, c. 282]

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы, не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Также внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства повышенную заболеваемость. Детские стрессы-это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.

Известный физиолог Н. М. Щелованов писал:». Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечение физического и психического благополучия. [1, c. 63]

Таким образом, триаду здоровья составляют: рациональный режим, закаливание и движение. Исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно кропотливо и целенаправленно

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует гибкий режим дня. Причем, понятие «гибкий режим дня» следует рассматривать в трех аспектах: динамичный режим дня для детей, гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала, разная длительность пребывания детей в группе. [2, c. 134]

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она откорректирована в зависимости от условий и особенностей, однако время основных компонентов режима дня остается неизменным. Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Закаливание детей – очень важный режимный момент в оздоровительной работе с дошкольниками. В детских садах закаливание проводится в самых разных формах и видах. [5, c. 16] И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность:

– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

– в среднем возрасте- развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

– в старших группах- сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий:

– занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);

– занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

– занятия- тренировки в основных видах движений;

– ритмическая гимнастика – занятия, состоящие из танцевальных движений.

– занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

– занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;

– самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего воспитатель проверяет выполнение задания- занятии серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи (эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни). [6, c. 21]

Читайте также:  Проект дошкольного центра развития ребенка

Большое оздоровительное и воспитательное значение имеет плавание. При решении этого вопроса учитываются конкретные условия ДОУ, физическая подготовка, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Необходимо обеспечить:

– четкую, слаженную работу всего персонала на занятиях по плаванию.

– соблюдение правил и инструкций по эксплуатации бассейна и обеспечению безопасности детей на воде;

– систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, их планированием и методикой проведения. [2, c. 349]

Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспительно-образовательный процесс в ДОУ.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года. С помощью анкетирования воспитатели больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимое только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семинары-практикумы, занятий спортклубов типа «Папа, мама и я – спортивная семья», смотры работы с детьми. Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия.

Литература:

  1. Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника – М: Детство-Пресс, 2011. – 469 c.
  2. Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой- М: Эксмо, 2010. – 736 c.
  3. Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание дошкольника – М: Просвещение, 2007. – 229 c.
  4. Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание малыша- М: Просвещение, 2007.- 868 c.
  5. Озерова, О. Закаливание – оптимальный способ сохранения и укрепления здоровья / О. Озерова // Сборник материалов совместной преподавательско-студенческой научно-практической конференции. – 2006. – № 23.
  6. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина // Дошкольное воспитание. – 2012.- № 11
  7. Шишкина, В. А. Современные пути оздоровления дошкольников / В. А. Шишкина // Дошкольное воспитание. – 2011.- № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, режим дня, детский сад, занятие, здоровый ребенок, время, движение, основной вид движений, полноценное психическое развитие.

Похожие статьи

Роль двигательной активности в формировании личности детей…

Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов и

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным

Таких детей примерно половина или чуть больше. Движения у таких ребят обычно…

Формы и методы работы по формированию у детей здорового…

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст…

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, здоровый образ жизни, развивающая среда

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский…

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни

– Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад…

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное образование, стимулирование здоровья, физическое воспитание дошкольников, физическое

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Мир фитнеса – мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый

Проблема формирования здорового образа жизни особо актуальна для дошкольников. Одним из действенных средств ее решения является

– «Детский фитнес» – это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей…

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного…

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей…

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа

На педагогах и родителях лежит очень ответственная задача ˗ сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей…

Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с…

Источник