Светлана плотникова развитие лексикона ребенка
Светлана Владимировна Плотникова
Развитие лексикона ребенка
Предисловие
Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.
Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.
Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.
Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.
В соответствии с поставленными задачами структура пособия включает три главы. Первая глава посвящена раскрытию общих закономерностей речевого онтогенеза, его основных этапов; во второй главе описываются особенности детского лексикона и закономерности его развития. Лексикон ребенка рассматривается как система знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи, в которой отражаются особенности когнитивного и речевого опыта ребенка. Третья глава содержит описание методики лексико – семантической работы с детьми – раскрываются принципы, содержание, методы, этапы работы, их специфика и преемственные связи между ними.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Источник
Скачать книгу в формате:
- fb2
- rtf
- txt
- epub
Аннотация
В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности его развития, представлена система лексико-семантической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
ЕЩЕ
Популярные книги
Аннотация:
Все думают, что она обычная студентка, дочь обеспеченных родителей, которая живёт в своё удовольстви…
Блок – 23 стр.
Аннотация:
Пролог и семь первых глав заключительного романа “Дорога домой”….
Блок – 9 стр.
Аннотация:
Наталья Щерба ЧАСОВАЯ БИТВА Спасибо Еве, Татьяне и Павлу – моим первым читателям, поверившим в…
Блок – 17 стр.
Аннотация:
Новый роман от автора мирового бестселлера «Девушка в поезде»! Не так давно Нел оставила своей …
Фрагмент – 16 стр.
Аннотация:
Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательног…
Полный текст – 0 стр.
Аннотация:
Пошаговая, проверенная схема, чтобы похудеть на несколько килограмм уже на этой неделе! В книге нет …
Полный текст – 0 стр.
Здравствуй уважаемый читатель. Книга “Развитие лексикона ребенка” Плотникова Светлана относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы “видишь” происходящее своими глазами. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. “Развитие лексикона ребенка” Плотникова Светлана читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.
Новинки
Аннотация:
Учёные утверждают, что инстинкт самосохранения самый сильный среди всех инстинктов, известных люд…
Фрагмент – 14 стр.
Учёные утверждают, что инстинкт самосохранения самый сильный среди всех инстинктов, известных люд…
Аннотация:
Настоящее издание представляет собой собрание избранных сочинений выдающегося политика, философа …
Фрагмент – 13 стр.
Настоящее издание представляет собой собрание избранных сочинений выдающегося политика, философа …
Аннотация:
«Если честно» – искренний рассказ, в котором каждый сможет узнать себя. Все мы порой вынуждены лг…
Фрагмент – 8 стр.
«Если честно» – искренний рассказ, в котором каждый сможет узнать себя. Все мы порой вынуждены лг…
Аннотация:
Цивилизация рухнула в считанные месяцы после того, как мутировавший просто до неузнаваемости виру…
Фрагмент – 8 стр.
Цивилизация рухнула в считанные месяцы после того, как мутировавший просто до неузнаваемости виру…
Аннотация:
Все три книги серии «Инсомния» в одном томе! Пятнадцатилетние Алеша и Иола познакомились во сне…
Фрагмент – 54 стр.
Все три книги серии «Инсомния» в одном томе! Пятнадцатилетние Алеша и Иола познакомились во сне…
Аннотация:
Трансильвания… Самое жуткое и загадочное место на свете, где обитают оборотни, стригои, колдуны -…
Фрагмент – 55 стр.
Трансильвания… Самое жуткое и загадочное место на свете, где обитают оборотни, стригои, колдуны -…
Аннотация:
«Приближался Иванов день – один из самых удивительных дней в году. В такой день могут произойти с…
Фрагмент – 4 стр.
«Приближался Иванов день – один из самых удивительных дней в году. В такой день могут произойти с…
Источник
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=635295 : . / .. .: , ; ; 2011 ISBN 978-5-9765-0994-8, 978-5-02-037307-5 , , , , – () . , ( , ), . . . . 4 1 6 1.1. . . 6 11 1.2. 14 18 1.3. 21 28 30 2 31 2.1. 31 . 36 . . . , , , . , , , . , . , . : . ( ) , , . . , () . , , . , , , , , . , , . , , () . 1) ; 2) . . . , ; 3) ; 4) , : , , , , . . , ; . , , . , , , , . , . , ( ) ( , , ) . , , , : 1) , . , , ; 2) , , ; 3) , . , , . .. , .. , .. , .. , ( , , ). : .. , .. , .. , .. , .. , .. . . . .     1.1. . . 1. ? 2. ? 3. , , ? 4. ? 5. ? , , . , homo sapiens . . , , , , , . . . , , . , (), , , , . , ( 1990). , , . . , , , , . , , , : () , (). , , , . , . : ( ) . . . , ( ) , , . : , , , . : , , , . , , , . , , (, ) (, , ). , , . , . , . . , . ( ) ( , ), , , , . : , , ; ; ; , ; . . ( 1990). , , , , . , , , , , , . ( ), (, , / ). , ( , , , ), . : 1) (); 2) ; 3) ; 4) ; 5) ( 1997). , ( ) , , () . . . . (.. ), (.. ), (.. ). , , , , ( ) , , , . , , , , . , : (.. , .. , .. ), , (.. , .. ), (., .. , .. ); (.. ), (.. ), (.. ). , , . , ( ) , ( 1991: 190). . , . : , , ( ), , , () . , . , , . , , . . , . , , , , ( ) ( 1991: 190 191). , (, , ) . , , ( 1995: 214). , , , , , (, 1990: 43). : , , . . . . . , : , , , , , , . , , , , . , , .. , , , . . ( ), , , , ( 1974: 35). , . . , , . , , , . . , . ( 1974: 312). . , , , , , , , (. 1997: 172). , , , . . , . ( 1997: 175). , , , , . , , , . , , . . . . . , ; , . , , ( : , ; : , , . .). , . . . , , , . , , ( 1991: 189). .. , . , ( 1997, 1995, , 1990 .). .. , , , , ; ( 1997: 175). , , . , .. , , , ( 2003: 1617). , ( . ..) , ( 2003: 106). .. , , ( 2004: 214). , ( ), . , ( : 185191). .. . , : 1) ; 2) ; 3) ( , , , , ); 4) ; 5) , , ; 6) ; 7) ; 8) ( 2002: 186199). , . . . . , . , , , , , . ( ). ; . : , , . . , (, . .); . . , , . , , . , , . . , , . . , ; , , . . , . , , , ( 1991: 149150). 1. 3 I .. (. 16 20). . 2. , .. (. 7980). ? ? 3. .. : 1) ? ? 2) ? ? . . . 4. .. , .. , .. . ? ? 1) .. , . ; , 1 ( ). ( ) . (.. . . ., 2000. . 3031) 2) , , , (.. . . , 1990. . 23). 3) (= ) , (.. ). , . ( .., .., .. . ., 1995. . 149). 4) , : , ; , () ( .. : // . 1997. 1. . 36). 5) , , , , , . , , ( .. , // / . .. . ., 2004. -. 2427). 5. , , , . 1) , , , , , , . . . , . . . . ( . // . ., 1977. . 54). 2) , , : . , , , , , , , ? ( .. : . ., 2004. . 24). 3) , . , ( .. // . 1975. – 8. . 148). 4) . : , . , , ( : / . . .. . ., 1991. . 155). 5) , , , , ( .. III VII // . . . ., 1998. . 187). . . . 1.2. 1. ? 2. ? 3. ? 4. ? , ( 89 ). , , () . . , , . , . , , , , , , . (, , , , . .) . . 1787 . . , . , .. , .. . . , 1882 . ( 2004: 8). . . , XIXXX . . . , , , , , . 20 . , , , , , ( , ). . , , , . , , , , . , , , . . . , , , . , , 80 XIX . . (1883) . (1886), ( 2002: 176177). . . , , .. , . .. , , , , . .. , , , .. , .. , .. . 20 . , , . .. , .. , , , , , , . (1926), . .. , (1927), , . , , , . . , , , , , , , , . ( 2004: 1013). , , , . , .. , ( 1928 .) , , . , , .. , , , , ( 1990: 19). . . . .. , , , , . , .. , , (.. , .. , .. , .. , .. , .. . .). .. , , . , .. 1923 1930 . ( 1 8 9 ), , . , .. , , , , , , . , , , , . , , , . .. : , (1961). .. , .. ( 2002: 180). : . . .. , .. , .. , .. , .. , .. . , ; .. , .. , .. , . , .. , .. , .. , .. . .. , .. , .. . , .. , .. , .. , .. , .. , . , .. , .. , .. . .. , .. . . , .. , .. , .. . . . . , , 89 . .. , .. , .. . , , . , . , , , , . , , , , . , .. .. , , , . , (, 1990: 43). , , , , , , , . . , , . , ( ), , . .. . , , . , , , , . , , , . (IASCL), . , . . . , , . (, .. ( 2001: 121)), . , ( 2004: 278). , , , , , , , . , , : , , , .. (2001). , , , . , , , . : . , , . , , . , . , . : ( 2001). , . , : . .. ( 2002: 186). , . . , , , , , , ( 2001: 104). . 1. .. , .. , .. . ? 1) , , . . . , , , ( .. // .., .., .. . ., 1979. . 56). 2) , , . , . , , , , , , ( .. // . ., 1987. . 7). 3) . , , , . . , , , , , . . ? , . 23 , . . ( , , , . . ), ( ) ( , , , ) ( .. : . ., 1989. . 60). 4) , , , ( 1991: 192). 2. ? 3. .. : 1) ? 2) , , ? 3) ? ? 4) , , ? 4. .. ( : 1 , 2 , 3 ). ? 2, 6, 8: : , , . ( .) . . . 2, 9, 29: : , , . 4, 1, 15: ? , . 5, 6, 28: : . 5. ? ? 6. 26 () .. (. 176186). . ? 7. ? ( , , , ), . (, ) . . . . 1.3. 1. ? 2. ? 3. ? 4. ? 5. ? , , , . . . , , , , . , , , , . . ( 1997: 176), . , , , , , . , . ( ) () , , (.. , .. ). , , ; , (.. , .. ). .. (1965; 1997). : 1) , , , ( 0,20,5 0,50,11); 2) , (0,11 ); 3) ( ). .. : 1) , , (1,31,10); 2) , (1,103); 3) , (37). . . . .. .. , .. ( 2006: 85): , .. : 1) (57 .); 2) (912 .); 3) ( ); 4) ( ); 5) , ( ); 6) , , ( ) ( 2003: 28). . .. , . . . . 12 , . (1213 ) , , , . (1517 ) : , , , ( 2002). , . , , , . .. , , , , . . , , . ( ; ), , , , , ( 1974: 29). , , . , , , , , . ( , , ) : 1) ( ); 2) () ( 1 3 ); 3) (3 67 ); 4) (67 1011 ). . , , . . , , . ( ) , . , . : , ( 1997). . . . , : , , . , . .. , ( 2004: 31). , , , . , , . 78,5 , . . , : 1015 . .. , , , ; 810 . , . 913 . . , .. , , , . . . , : , ., , . ., , , . . . , , , : , , ? , . , , , , .. , 10,5 . , : ? ( 2006: 4446). , . : , . , . , ; . ( ) . . . , , . , , , , , , ( 2006: 72). , : , , , , . . .. , 815 , 50 % ( 2003: 27). : 310 , 300 , ( 1964: 134135). . , : , , , , . , ‘ ‘, ‘ ‘, ‘ ‘, ‘ ‘, ‘ ‘ . . , . , (, , .), . , , : ( ?); ( , ?). , ( 1, 10) , . : , , . : (, (1, 11, 24) , ; (2, 1, 7) ), ( (2, 4, 6) ). : , , , ( (2, 0, 11) , (2, 0, 19) , (2, 2, 3) , (2, 5) , (2, 10, 12) ). : , . , , , , . , ( ), , , . . . ( ). [], [], [‘], [‘] [], [‘], [], [‘]. : , . , , , , , , , , . . , , , . , . , , , . . , . : , . , ( ). , , ( , ). , , 3,54 . , 12 ( 2002: 210). : , , , , , . , , , . , , . , , ( (3, 4, 2) , (3, 4, 9) , (3, 9, 15) , (4, 8, 21) , (5, 4, 14) , (5, 7, 19) ), . . (, , ), . . . , : (3, 7); , (3, 8); (3, 8); (3, 10); (4, 8); ? (4, 8). ( ) , : ? (5, 1, 15); , : (5, 7, 11); , , (7, 0, 3). ( . .)?. , , . . (4, 10, 21). , : (, . , (5, 7, 27); ( : ?! , (5, 9, 11); , , ? (6, 4, 24). : (4, 6, 3), , : () : . , , , , . , , . , . , . , , : , , . , (), , . , , , , . . : , ( 1979). , , ( ). , , , . , . . . . . , , : , , : , , (, 1994: 36). . , , , , , , , . .. , : , , , , ; , ( 1979: 4243). 1. .. (2000) , . 2. ? ( 2005)? (1, 4); (1, 5); (1, 6); (2); (2); (2); (2); (2), (2, 6); (2, 1); (2, 1); (2, 3); (2, 6); (2, 6); (2, 6), (2, 2); (2, 6); (2, 7); (2, 8); (2, 10); (3); (3); (3); (3); (4); (4); (5); (5); (5); (7). 3. .. , .. , , . ? 4. ? . (3, 8): , , , . (6): , , . . . . . . (8), : . , , . . . . , . . . . . . 1. .. // / . . .. . ., 1990. . 414416. 2. .. / . ., 1961. 3. .. / . .. . ., 2003. 4. .. . ., 2000. 5. .. // / . . .. . ., 1990. . 604606. 6. .. // .., .. . . , 2006. . 3169. 7. .. : . . . . . ., 1997. 8. .. . ., 1986. 9. .. / . .. . /, 1998. 10. .. . ., 2002. 11. .. . . 2. ., 1979. 12. .., .. . ., 1994. 13. . . . ., 1974. 14. . . ., 1997. 15. .. : . ., 2004. 16. .. : . . . . ., 2001. 17. .. . ., 2005. 18. .. : : , . ., 2001. 19. .. . : . . . . . ., 2000. 20. : / . . .. . ., 1991. 21. .. : . ., 1990. 22. .., .. ( ). ., 1990. 23. .. // . . : . . ., 1995. . 213223. 24. .. // .. . ., 1974. . 2439. 25. .. // / . .. .. . ., 1964. -. 115182. . . .     2.1. 1. ? 2. ? 3. ? 4. ? 5. ? , . , , , . . , , . , , , . , ( ) ( ) ( 1977: 53). , , . , , : , , . : , . , , . , ( ) . , , , , , . , , , . , , , , , , . . . . , , . , , , , : , , . : , , , . ( , , .) , ( , , ) , . , (.. , .. , .. .). . , , , , , . , ( ) , . , , . , ( 2005: 7). , , , 10 15 ( 2005). , , .. , .. , .. .. , .. , .. , .. , .. , .. . , . .. .. , .. , .. , .. .. , .. , . . . .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. . , , . , ( , , . .), . , . , , . , , . : , . ( 1990: 238). , . , , . .. , ( 2002: 186). . ( , , , .). (.. , .. , .. , .. , .. .). , , , ( 2000: 154), , , . : , . , (.. ), (.. , .. , .. ), (.. , .. , .. ). , , . . . , . .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. ., .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. . , . .. , .. , .. , .. , .. , .. , . , .. , .. , .. , , , , , . , , , , , , . , , , ( 1996: 97). , . ( () / () ) ( , ). , . , , , . ( 2000: 159). , , . ( ). : . . . ) , ( , ); ) , ( , , ( ): ?); . . . . . , . Visa, MasterCard, Maestro, , , , PayPal, WebMoney, ., QIWI , : : https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=183704 … https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=166300 : (4 , ) :… https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181711 : ; .; 2009 ISBN 978-5-388-00753-7 … 1. 1.1. : 455047, , , . , … . – . N 2 (23) 2007. . 96 100. .. / , , … 12.00.03 ; ; ; … . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=180022 .. … . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=607795 . … : https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=183704 : . :… . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=422252 . . . : ; ; 2010 ISBN 978-5-49807-455-9 … һ … : – … – . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=180014 – : … . , , https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=585855 . , , : ; .; 2010 ISBN 978-5-49807-441-2 … 1 () _ 20 . – (1) … 342 2014 . . . . , . : ndrei_borisov@mail.ru , … , . . , , … . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=594025 . . : … һ .. _ .. , , () 1…1 … .. , . – : -… . , , https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=171553 . , , : ISBN 5-94280-110-X … . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=333202 . : . / . . .: ; ; 2008 ISBN 978-5-98227-369-7 … . . . . . . . . () https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=183333 … һ ( , ) … , . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=129941 . , : ; ; 2011 ISBN 978-5-699-47946-7 : Victor MarieHugo, L’homme qui rit : … 12.00.03 ; ; ; … : 40.03.01 ( () ). : Ȼ, 2016 . 70 . .. , … https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=120179 : ; ; 2009 ISBN 978-966-03-4927-8 … . – . . https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=176447 . … 2017 www.pdf.knigi-x.ru – – , . , , , , 1-2 . |
Источник