Сущность концепции педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
Концепция системного построение процесса воспитания.
Авторы концепции:Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.
Понятие воспитания | Цели и задачи | Принципы | Содержание | Механизм воспитания |
воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности систематического развития человека как субъекта деятельности как личности и как индивидуальности. | воспитание направлено на всестороннее гармоничное развитие личности Задачи: 1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. 2. формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. 3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям 4. развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. 5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. | принципы воспитательного процесса: а)личностный подход в воспитании б)гуманистичес-кий подход к построению отношений в воспитательном процессе; в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка; г)дифференцированный подход к воспитанию детей д)природосообраз-ность воспитания, е)культуросообра-зность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на традиции народа, его культуру; ж) эстетизация среды жизнедеятель-ности и развития ребенка. | Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей». Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого труда. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Отечество единственная уникальная для каждого человека Родина Земля – общий дом человечества. Мир – согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. | Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Под воспитательной системой авторы концепции понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: · наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственного учебного заведения, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; · формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм · педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения – предметно-эстетической, пространственной, духовной; · реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого ребенка и педагога. |
Концепция Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.
Автор– Олег Семенович Газман, потом продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.
О.С. Газман
Понятие пед.поддержки | Цель и принципы | Содержание | Программы воспитания |
Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации. Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности, а индиивидуализация – развитию индивидуально-неповторимого в конкретном человеке. По мнению О.С.Газмана в образовании не существу-ет процесса, направленного на развитие индивидуаль-ности и субъектности ребенка. Таким процессом и должна стать пед. поддержка. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал своевременную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффек-тивной деловой и межличнос-тной коммуникацией; с жизненным, профессиональ-ным, этическим выбором . | О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть 2 вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальная цель воспитания: дать каждому ребенку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности. Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. 1. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 2. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 3. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур. 4. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 5.Признавай право на ошибку и не суди за нее. 6. Защищая ребенка, учи его защищаться. нормы поддержки: а) любовь к ребенку; б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми; в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка; г) ожидание успеха в решении проблемы; д) признание права ребенка на свободу; е) поощрение и одобрение самостоятельности; ж) умение быть товарищем для ребенка. | Основу содержания воспитания составляет базовая культура личности «некоторая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры : · культура жизненного самоопределения; · культура семейных отношений; · экономическая культура и культура труда; · политическая, демократическая и правовая культура; · интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; · экологическая культура; · художественная культура; · физическая культура. Центральное звено базовой культуры в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человека как вершины эволюции, самоценности человеческой жизни, индивидуальности Сфера«Общество» происходит через освоение ценностей: Родина, демократия, правовое государство, семья, труд. Сфера «Природа» может строиться через осознание себя как части природы. Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности в процессе освоения и преобразования природы. «Ноосфера» предполагает формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры. | О.С. Газман предлагал 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складываете из пяти этапов: 1 этап (диагностический) – диагностика предполагаемой проблемы, установле-ние контакта с ребенком, прогова-ривание проблемы самим школьни-ком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка. II этап (поисковый) – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы,взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); III этап (договорный) – проектирование действий ребенка по решению проблемы IV этап деятельностный – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий. V этап (рефлексивный) – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы. |
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).
После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.
Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.
Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию.
Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».
Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).
В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.
Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.
«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
Доверяя — не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Умей признать свою ошибку.
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:
любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
культура жизненного самоопределения;
культура семейных отношений;
экономическая культура и культура труда;
политическая, демократическая и правовая культура;
интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
экологическая культура;
художественная культура;
физическая культура.
Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.
Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.
Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.
Целевые программы
Декабрь
I декада
II декада
Ш декада
Здоровье
Общение
Учение
Досуг
Образ жизни
Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.
«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
развитость индивидуальных способностей ученика;
нравственная направленность личности;
физическое и психическое здоровье школьника;
сформированность базовой культуры учащегося;
защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.
Список использованной литературы:
1.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 – 68.
Источник