Сущность аппликации в развитии ребенка

Сущность аппликации в развитии ребенка thumbnail

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:

Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание. Чувство цвета возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает при восприятии ритмичной стройность предмета, ритмичном расположении его частей. Чувство пропорции вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Различают индивидуальные (выполняемые одним ребенком) и коллективные аппликации. Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять аппликацию по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Слайд 1

Сущность и значение аппликации в развитии дошкольников. Подготовила : Чернышова Ю.В. , воспитатель МКДОУ Березовский детский сад.

Слайд 2

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на соответствующий фон.

Слайд 3

Значение занятий аппликацией – развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса; – развитие художественно – графических умений и навыков; – развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; – развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; – становление некоторых организационных навыков художественного творчества; – получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре; – воспитание зрительской культуры; – возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

Слайд 4

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи: 1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. 2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет. 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания. 4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания. 5.Формировать чувство формы, пропорций, композиции. Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Слайд 5

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация Атмосферы творчества и мотивация задания .

Слайд 6

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Слайд 7

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Слайд 8

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания .

Слайд 9

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Слайд 10

Использование аппликации оказывает большое значение для развития детей дошкольного возраста. В процессе занятий аппликацией развивается: – мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; – сенсорное восприятие, глазомер; – логическое воображение; – волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.); – художественные способности и эстетический вкус; – способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь аппликация позволяет сделать подарок своими руками; – влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Читайте также:  Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка

Слайд 11

Значение для развития дошкольников: умственное воспитание; сенсорное воспитание ; нравственное воспитание; трудовое воспитание ; эстетическое воспитание .

Слайд 12

Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность

Слайд 13

Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Слайд 14

Нравственное воспитание – Аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Слайд 15

Трудовое воспитание – здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется и затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Слайд 16

Эстетическое воспитание – чувство цвета, – когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции – конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус .

Слайд 17

Для того чтобы творческая деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно необходимо придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества. -Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. -Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. -Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. -Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

Слайд 18

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам:

Слайд 19

Предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

Слайд 20

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.).

Слайд 21

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.).

Слайд 23

Декоративная аппликация включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Слайд 24

Аппликация с использованием нетрадиционных материалов: из салфеток.

Слайд 25

Аппликация с использованием нетрадиционных материалов: из сухих растений.

Слайд 26

Аппликация плоскостная.

Слайд 28

Коллективная аппликация:

Слайд 29

Аппликация объёмная.

Слайд 30

Аппликация с использованием нетрадиционных материалов: из ваты, ватных дисков.

Слайд 31

Аппликация обрывная .

Слайд 32

Аппликация из геометрических фигур

Слайд 33

Аппликация в технике квиллинг.

Слайд 34

Аппликация-оригами. Коллективная аппликация.

Слайд 35

Коллективная аппликация.

Слайд 36

Использование техники аппликация для создания поздравительных открыток.

Слайд 37

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом – это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги. Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой – закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Слайд 38

Таким образом, занятия аппликацией способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги ,глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Слайд 39

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Источник

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) – это способ создания художественных образов, изображений из различных фигур, форм, отрезанных, вырезанных или оторванных из различных материалов и наклеенных или нашитых на определенный фон.

Это самый легкий и простой способ создания художественных работ, в котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Аппликацию можно использовать в создании орнаментов, картин, при изготовлении пособий к различным играм, наглядных пособий, флажков, оформлении стенгазет, сувениров к различным праздникам.

В качестве материалов могут быть использованы: мех, кожа, ткань, войлок, бумага, соломка. Дети всегда с радостью выполняют такие работы, так как они любят работать с разнообразными цветами, им нравится вырезать и формировать композицию.

Основными признаками аппликации являются плоскостная трактовка образа, однородность цветового пятна, силуэтность.

Аппликация для детей – это закрепление понятий, полученных ранее и получение новых знаний. Специфика занятий по аппликации позволяет получать знания о форме предметов, их величине, о цвете и композиции. Данные занятия развивают у детей композиционные знания и умения. Аппликация, направлена на развитие у детей умений, формирование знаний, отработку навыков и воспитание личности. В аппликации есть возможность сравнивать, передвигать вырезанные формы, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их цветом, особенностями, принципами создания и способами расположения узора. В итоге, дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезыванием и наклеиванием форм. Обычное вырезывание предметов без наклеивания помогает детям овладеть процессом аппликации (например дети вырезают билеты в кино, в бассейн, просто флажки, кружки и т. п., то есть они овладевают работой ножницами).

На занятиях по аппликации дети 6-7 лет продолжают учиться создавать сюжетные и предметные изображения с натуры и по представлению: учатся красиво располагать фигуры на листе бумаги; у них развивается умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; продолжается работа по изображению животных, птиц по замыслу детей и по мотивам народного искусства; закрепляются приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой. В этом возрасте на занятиях с детьми по аппликации педагог продолжает развивать у детей чувство цвета, композиции, колорита. Поощряется проявление творчества.

Читайте также:  Наиболее важное в воспитании и развитии ребенка

Ранее знакомые детям образы становятся еще более ясными, известными, близкими. В обучении детей 6-7 лет все большее значение обретает анализ и сравнение различных образов, наблюдение за окружающим. При подготовке к занятию взрослый практически не использует образцы. Дошкольники тяжело понимают симметрию, следовательно им трудно ее воспроизвести. С развитием восприятия, внимания, мыслительных процессов, дети понимают «половину предмета» и потом применяют этот прием.

Так как занятия проводятся регулярно и дети уже имеют опыт в создании аппликации, то взрослый обучает в большей степени не наглядными средствами, а словесными инструкциями. Воспитатель на данном этапе помогает проявлению индивидуальных художественных возможностей, развивает самостоятельность дошкольников. Важным является также обучение анализу работ, поиску ошибок, а также умению корректно высказать критическое мнение.

Можно сделать вывод, что аппликация таит в себе колоссальные возможности для развития воображения, творческих способностей детей, фантазии. Так, узор может быть составлен как из готовых, так и вырезанных самими детьми растительных и геометрических форм. Используя готовые формы в декоративных работах дети 6-7 лет могут все свое внимание сосредоточить на ритмичном чередовании элементов в узоре и подборе красивых цветовых сочетаний. В конструировании, при изготовлении теневого театра, елочных игрушек, световых украшений очень пригодятся навыки, полученные на занятиях аппликацией, поэтому роль аппликации в ДОО очень велика и значима.

Источник

I. Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание – изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание – здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание – чувство цвета, – когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции – конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

II. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка. Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. К ним относятся восприятие, замыслевание образа, контрольно – оценочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально – интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени – это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка – клеить и вырезать – играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.

III. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.

“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
  • составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
  • овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
  • формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого – поддержать эту активность.

Читайте также:  Умер ребенок с пороками развития

Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:

  • учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
  • дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
  • развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
  • развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:

  • учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
  • учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик …), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками …);
  • учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу, а затем более широкие; учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
  • формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
  • воспитывать художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

  • учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами – отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
  • приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;
  • обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
  • учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

IV. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации.

1. Младшая группа:

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

2. Средняя группа:

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

3. Старший дошкольный возраст:

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

V. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом – это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой – закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Литература

1. Г.Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.

2. Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” – Москва. 1985 год.

3. М.А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

5. З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.

6. Под. редакцией Н.П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду”: Москва, “Просвещение”.1971 год.

Источник