Суп для ребенка 1 год комаровский

Суп для ребенка 1 год комаровский thumbnail

Почитаемый многими мамами доктор Комаровский 2 ноября проведет пятичасовую лекцию в Минске. Накануне встречи популярный врач-педиатр ответил на вопросы журналистов о питании. Спойлер: не только о детском.

Евгений Комаровский работает педиатром в Украине с 1983 года. У него 10-миллионная аудитория в социальных сетях, и в сутки он получает от 10 до 14 тысяч комментариев и сообщений от мам. На встрече с журналистами доктор признался, что в каждом городе есть определяющий пул вопросов. На предыдущих встречах в Минске его удивило количество вопросов о еде – их было больше половины.

– Это странно, но я понимаю почему. Кормить ребенка – это значит выражать к нему свою любовь. Но в XXI веке это надо прекращать. Весь мир бьется над тем, чтобы выгнать женщину с кухни. Это неправильно, что мама вместо того, чтобы заняться собой, папой или фитнесом, стоит на кухне.

Вот что доктор Комаровский рассказал о детском питании.

В пальмовом масле нет ничего страшного

– Если мы начинаем ковыряться в «ешках», то зачем нам государственные структуры? Если продукт сертифицирован, давайте не будем умничать. Если ребенок бросается на еду, то хоть «ешки», хоть «гмошки» – все переварится.

Например, пальмовое масло: вредного в нем ничего нет. Его хорошо использовать в кондитерском производстве – оно дешевое и удобное. И продукты с его содержанием теоретически должны стоить в три раза дешевле. А они стоят столько же, как и со сливочным маслом. Получается, что на нас, как на «лохах», зарабатывают деньги.

Как продукт это абсолютно обычное растительное масло, оно настолько же вредное, как и, скажем, подсолнечное. От него есть урон планете Земля, так как вырубаются тропические леса. Но теоретически – это способ прокормить человечество, и молочную смесь с его содержанием сможет купить тот, у кого нет средств на что-то более дорогое.

Не заставляйте есть через силу

– Задача родителей в питании – меньше умничать и решить проблему с аппетитом. Если ребенок бросается на еду – вы молодец, чем бы вы его ни кормили.

Аппетит – сложное дело. Чтобы система пищеварения была готова перерабатывать пищу, в желудке должен быть желудочный сок, в печени – желчь, в поджелудочной железе – сок поджелудочной железы, в кишечнике – кишечный сок. Если вы едите, когда не хотите, или заставляете это делать ребенка – то часть пищи не переварится полностью. Если не хватает желчи – не переварятся жиры, соляной кислоты – не будет расщеплен белок, нет кишечного сока – будет нарушено всасывание.

Если покормили ребенка без аппетита, будьте готовы, что потом – то запоры, то боль в животе.

«Ешь с хлебом» и другие бабушкины советы

– Лозунг, под которым я давно работаю: «Бабушки должны заниматься дедушками». XXI век создал технологии, при которых мама, у которой есть мозги, может все проблемы решить сама.

Бабушка хочет накормить ребенка? Мама должна дать 100%-ную инструкцию, как это сделать – объем, состав. Есть много стран, где не знают, что такое хлеб, что такое суп. Почему у нас это вдруг стало обязательным для детей?

Избавьтесь от добавочного сахара

– Конфеты – одно из самых больших зол. Да, это прекрасный способ получения удовольствия, но в XXI веке есть проблема добавочного сахара.

Двадцать лет назад я спокойно относился к сахару и не видел проблемы в его влиянии на ребенка, у которого «шило в попе». Если нет лишнего веса, если родители организовали адекватный образ жизни с достаточными энергозатратами, то зачем ребенка ограничивать в удовольствии? Но сейчас дети тратят меньше энергии: сидят перед телевизором или за компьютером.

На содержание добавочного сахара надо обращать внимание. Пишут иногда на соках: восстановленный с таким-то процентом сахарного сиропа. О таком продукте забывайте, нормальный сок – только натуральный. В идеале вообще детей не поить соками – лучше давать цельные фрукты.

Много мифов и по поводу сахарозаменителей. Во всех странах мира они разрешены к применению. Понятно, что все, чего много, – не здорово. Но если ребенок выпьет литр «колы зеро», то ничего плохого не случится. С условием, что потом он оторвет попу от дивана и будет двигаться.

Умеренное количество соли

– Детям до года солить еду не надо. Дальше используйте 1 г соли в сутки. Специально давать детям до 10−12 лет соленые продукты не полезно, у них почки работают по-другому.

Также надо понимать: когда папа сидит перед телевизором и ест вместе с ребенком каждый вечер чипсы – это не норма. Но если вы раз в полгода поехали куда-то и купили по пути пачку чипсов или орешки, ребенок это переживет – просто попьет больше, чем обычно.

Органика не решает

– Органические продукты – это бизнес. Нет ни одной научной работы, которая бы доказала их пользу в сравнении с неорганическими. Здесь много плюсов и минусов. В органике, например, на квадратный метр может быть использовано много навоза, который тоже грозит какими-то вещами.

Но если вы хотите выращивать что-то на даче, прекрасно: вместо того чтобы пялиться в телевизор, вы стоите буквой «зю» на огороде – это полезно для вашего здоровья.

Не заливайте себя водой

– У человека есть физиологические потребности – есть, пить, ходить в туалет. Важно, чтобы эти потребности были желанием ребенка, а не его мамы. Если малыш просит пить, надо ответить на вопрос: «У него жажда или он хочет получить удовольствие от процесса?». Если первое – вода, если второе – он будет ею плеваться и просить сок, морс, колу и т. д.

Позиция ВОЗ однозначна: лучшим напитком для ребенка или взрослого любого возраста является негазированная столовая вода нейтрального вкуса. Можно разнообразить питьевой рацион морсами, соками. Но хорошо, если там не будет добавленного сахара, а сладость будет достигаться за счет, например, изюма или кураги.

Если нет жажды – питье бессмысленно. Да, многочисленные диетологи говорят, что вы «должны» выпивать ежедневно два литра воды. Но мы полгода дышим сухим воздухом из-за отопительного сезона, а потом три месяца из-за работы кондиционера. И только три-четыре месяца в год у нас нормальная влажность в комнате. Лучше подумайте о том, чтобы купить увлажнитель воздуха, а не заливать себя водой.

А что со сладкой газировкой?

– Если вы даете ребенку такой напиток – какая цель? Я призываю давать «колу» как лечебное средство. Бывают ситуации, когда вам нужно напоить ребенка, чтобы оказать ему помощь. У детей при некоторых симптомах – кишечная инфекция, высокая температура, отсутствие реакции на жаропонижающие средства – выражен дефицит жидкости. Если в такой ситуации ребенок отказывается пить воду или морсы, но на сладкую газировку согласен – тогда можно.

Не бывает биодобавок для всех

– Я к витаминам отношусь спокойно. Просто часто мамы их дают детям, потому что все их подружки уже дали и они чувствуют себя мачехой. Позиция медицины конкретная: предпочесть полноценное питание приему комплекса витаминов.

Бывают ситуации, когда без витаминов никак. Например, беременным нужна фолиевая кислота, вегетарианцам – витамин В12 и железо и пр. Но надо понимать, что не бывает биодобавок для всех.

Допустим, если бы мэрия Минска изучила питание разных групп населения – дети 10−15 лет, женщины 20−50 лет и так далее – и дала рекомендации по тому составу биодобавок, который нужен этим людям, это было бы эффективно. Это были бы те БАДы, которые включают витамины и микроэлементы, дефицитные для жителей конкретного региона с учетом их питания. А так: у жителей Норвегии нет дефицита омега-3 кислот – у них качественная жирная рыба каждый день. А кто из жителей Минска может себе такое позволить?..

Беременным можно есть все

– За последних два-три года произошел прорыв в области диетологии по отношению к питанию беременных и кормящих мам. Хотите, чтобы у ребенка не было аллергии? Вы беременной должны есть все подряд, и это перенести на период кормления.

Кроме того, иммунную систему ребенка надо знакомить с продуктами на 6−10 месяце. Если мы дадим цитрусовые или яйца только в два-три года, то велика вероятность того, что проявится аллергия.

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • Темы: дети, Здоровое питание, здоровый образ жизни, Питание, Беларусь-Украина, дети, СМИ

Источник

Ближе к году рацион питания малыша становится более разнообразным – вводятся новые фрукты и овощи, каши из разных круп, мясные блюда. И сейчас самое время познакомить ребенка с супами. Почему их обязательно нужно добавить в детское питание? Какие рецепты первых блюд использовать, чтобы сделать рацион более полезным?

Когда и как давать малышу супы?

Первые супы могут появиться в меню малыша примерно с 9 мес. Они по набору ингредиентов и консистенции сильно отличаются от тех блюд, что употребляют взрослые. Супы для ребенка – нежирные, неострые, не сильно соленые. Они активизируют работу ферментов, помогают лучше усваивать вторые блюда, восполняют запасы жидкости в организме, нормализуют функционирование желудочно-кишечного тракта.

Первый суп, который попробует малыш, должен быть хорошо измельчен. Готовьте крем-супы, тщательно перемалывая ингредиенты блендером. Когда ребенок уже с легкостью пережевывает некрупные кусочки овощей и мяса, можно предложить ему блюдо с порезанными ингредиентами или размятыми вилкой. В процессе приготовления берите только те продукты, которые ребенок уже пробовал – не будет риска проявления аллергической реакции.

Суп предлагайте ребенку один раз в день в обеденное время. Малышу до 1,5-2 лет необходимо 100-150 мл первого блюда. С возрастом объем порции увеличивается до 250 мл.

Правила приготовления супов для ребенка

Чтобы суп принес малышу только пользу, а не послужил причиной расстройства желудка или аллергии, нужно соблюдать определенные правила в процессе его приготовления. Обозначим их:

  • В детское питание вводите нежирные сорта мяса (курица, индейка, кролик). Выбирайте только свежий продукт! Мясо для более длительного хранения можно заморозить. Но только делайте отдельные порции, чтобы не пришлось потом по несколько раз его замораживать/размораживать.
  • Овощи закладываются в блюдо в свежем виде. Откажитесь от их предварительного обжаривания.
  • Блюдо долго не томите на огне – полезные вещества «испаряются». Варите под закрытой крышкой.
  • Детям до года вполне хватает той соли, что изначально содержится в используемых продуктах. Поэтому лучше блюдо в процессе приготовления вообще не солить – хотя бы до тех пор, пока ребенку не исполнится год.
  • Первые супы готовятся строго на воде! Чуть позже можно отдельно делать овощной бульон – именно он станет основой для блюда. Мясные бульоны для детей младше 2 лет – слишком большая нагрузка на пищеварительную систему. Если по рецептуре в суп вводится мясо, то оно отваривается отдельно, а потом добавляется ко всем прочим ингредиентам.
  • Специи в детском питании используются очень избирательно. Нельзя слишком острые и «пахучие» приправы (все виды перца, лавровый лист). А вот свежую зелень (например, укроп и петрушку), если у ребенка нет аллергии, использовать можно.
  • Не готовьте много супа. Длительное его хранение и многочисленные подогревания также не рекомендуется.

Какие супы ввести в детское питание?

Ко «взрослым» блюдам пищеварительная система ребенка пока не готова. А значит малышу нужно готовить супы по другим рецептам. Среди ингредиентов обязательно должны быть полезные овощи и мясо, крупы, зелень. От каких супов ребенок точно не откажется?

Овощной крем-суп

Нет ничего полезнее овощей. А еще полезнее первое блюдо на их основе! В состав супа могут добавляться разные ингредиенты – выбирайте те овощи, которые любит малыш. В классический рецепт обязательно входят картофель, морковь и капуста.

Ингредиенты:

  • по 20 г картофеля и капусты,
  • 10 г моркови,
  • 100 мл воды,
  • 50 мл детского молока,
  • 1/2 ч. л. сливочного масла.

Все овощи должны быть тщательно промыты. Мелко их нарежьте и поставьте вариться. Когда ингредиенты будут готовы, все измельчите блендером или протрите через сито (прямо с тем отваром, что остался). Добавьте молоко и масло, опять перемешайте. Суп доведите до кипения на плите и сразу снимите с огня.

Суп-пюре из моркови и риса

Суп на основе риса и моркови очень сытное. Блюдо получается немного сладким на вкус за счет содержания овоща – малыш непременно оценит.

Ингредиенты:

  • 1 ст. л. риса,
  • 100-200 мл воды,
  • маленькая морковь,
  • 50 мл молока,
  • 1/2 ч. л. сливочного масла.

Морковь помойте, почистите, нарежьте и отправьте вариться. Через 5 мин после закипания воды можно ввести рис. Готовьте примерно 30 мин., пока не сварится крупа. Периодически перемешивайте. Готовые продукты вместе с маслом и молоком измельчите до состояния пюре. Потом суп опять прокипятите.

Суп с картофельными клецками

Непротертые супы на основе круп добавляйте в детский рацион с 1-1,5 лет. Измельчать продукты до состояния пюре не нужно – ребенок активно учится «по-взрослому» пережевывать пищу. Достаточно будет мелко нашинковать ингредиенты. Очень вкусным и полезным получается блюдо из пшеничной каши и картофельных клецек.

Ингредиенты:

  • 1 шт. сваренного в мундире картофеля,
  • небольшая морковь,
  • половина луковицы,
  • 1 л воды,
  • по 1 ст. л. муки и пшеничной крупы.

Лук и морковь мелко нарежьте. Картофель крупно натрите, немного подсолите, добавьте муку. Из получившейся картофельной массы замесите тесто, сверните его в тонкую колбаску, а потом нарежьте на маленькие (размером не больше вишенок) клецки. Вскипятите на огне воду. Введите порезанные овощи. Когда вода вновь закипит, можно добавить пшеничную крупу. Варите примерно 10 мин., затем забросьте в бульон картофельные шарики, варите еще 7 мин. Все, суп можно снимать с плиты. Готовое блюдо приправьте мелко нашинкованной зеленью.

Молочный суп с вермишелью

Суп с вермишелью – классика, которую не одно десятилетие готовят маленьким детям. Блюдо получается вкусным и ароматным.

Ингредиенты:

  • по стакану молока и воды,
  • 1 ст. л. мелкой вермишели,
  • 1 ч. л. сливочного масла.

Вскипятите воду. Засыпьте сюда вермишель. Через 3-5 мин. в суп можно ввести молоко. Варите, постоянно перемешивая, еще 5 мин. Перед подачей супа заправьте его маслом.

Суп из кураги и риса

Рисовый суп с курагой получается сладким даже без добавления сахара – детям очень нравится. Хорошо и то, что блюдо можно есть как в горячем, так и холодном виде. Этот суп можно вводить в рацион после 1,5 лет.

Ингредиенты:

  • 7 шт. кураги,
  • 1-2 ст. воды,
  • 1 ст. л. риса.

Курагу тщательно промойте, залейте водой и варите до готовности на слабом огне. Потом ее нужно измельчить до пюреобразной консистенции (воду слейте и оставьте – она еще будет нужна). В отдельной емкости сварите рис, промойте его и смешайте с пюре из кураги, добавьте воду, оставшуюся после варки кураги, снова прокипятите. Блюдо можно заправить сметаной или сливками.

Источник

Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен – уж слишком велико количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться.

Очень трудно быть советчиком в вопросах брака – личный человеческий опыт, как правило, исчерпывается одной-двумя попытками. Чуть легче решить сексуальные проблемы – у нормального взрослого человека опыта побольше – хоть раз в 10 дней каждый пытается свои познания в этом вопросе если не расширить, то, по крайней мере, убедиться в том, что есть еще порох в пороховницах… Но коли речь зашла о еде – тут уж каждый три раза в день проводит над своим организмом эксперименты. А поскольку практический опыт большой, то как им не поделиться – вот и появляются на свет многочисленные трактаты о правилах питания, о совместимости продуктов, о том, как отдавать врагам ужин, о пользе сыроедения, о спасительности голодания и т. д. и т. п.

Многочисленные “теории еды” – вегетарианство, раздельное питание и др. – удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых ангелы, грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами, шлаками и калориями.

“Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса…”, а кто в ферменты, кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами – тут уж ничего не поделаешь. Человек – существо внушаемое, и если очень внушить себе, что надобно именно так, – то поможет обязательно и жить станет веселей.

Принципиально важно, тем не менее, другое – любые взрослые дяди и тети вправе сами, с учетом своих личных взглядов и материальных возможностей, решать – что, кого, когда, вместе с чем, вместо чего и в каких количествах следует употреблять в пищу. Но дети! Как быть с ними? Ребенок ведь не виноват в том, что его отец решил на досуге овладеть правилами “рационального питания”, он (ребенок) не может питаться самостоятельно – жевать и глотать может, но добывать продукты никак.

Отсюда важный вывод – любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать собственных детей в качестве подопытных кроликов – жестоко и неэтично.

Но кто носитель Истины? Кто точно знает – когда, что, в каких количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить “правильности”, то подсказать – чего уж точно делать нельзя.

Вполне резонно попытаться найти некоторые критерии, позволяющие ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые рассуждения. Итак, человек как биологический вид существует многие тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал “царем природы” – скорее всего, потому что следовал законам Природы. Логично предположить следующее – если питание человека как биологического вида сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы являются для человека естественными, а значит, существуют природные механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это положение двумя простенькими примерами.

  1. Приходилось ли человеку голодать? Конечно, да, как, впрочем, и любому другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что существуют в живой природе в настоящее время. Вывод – голодание для человека естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная целесообразность явно существует.

  2. Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки зрения автора статьи, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего кроме рыбы и мяса – например, эскимосы. Вывод – вегетарианство, может быть, и хорошо, но с точки зрения Природы, оно естественным не является.

Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует.

Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления:

а) питание детей раннего возраста;

б) питание здоровых детей и

в) взаимосвязь питания и болезней.

Во-вторых, отметим, что наша задача вовсе не состоит в том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы – как варить овсяную кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель – общая стратегия – формулировка принципов – чего нельзя, что хорошо, что плохо, а что и вовсе не имеет значения.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте.

И наверняка отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко. Неудивительно, что вскармливание младенца молоком матери так и называется – естественным.

Отметим некоторые принципиальные моменты.

  • Время первого прикладывания к груди. Первые капли молока – молозиво – содержат в себе вещества, “запускающие” развитие иммунной системы и нормального пищеварения. Поэтому чем раньше прикладывают ребенка к груди, тем лучше (оптимально – прямо в родзале). Этот факт убедительно доказан физиологами и врачами. Тем не менее, в сотнях роддомов детей приносят для первого кормления на вторые-третьи сутки, а то и позже. Мотивируется это усталостью матери, слабостью ребенка, возможностью некоторых врожденных болезней, при которых прикладывание к груди опасно, а для уточнения диагноза требуется время. На самом деле, реальные причины для того, чтобы не кормить сразу после родов имеют место очень редко. Пути решения проблемы – доверительная беседа будущих родителей с врачом, принимающим решение о времени первого кормления – педиатром роддома (неонатологом). Всегда следует помнить, что не кормить сразу – решение менее рискованное и менее ответственное, а оплата труда врача-неонатолога никоим образом не стимулирует его к принятию ответственных решений.

  • Если нет или не хватает материнского молока? С современных позиций, оптимально использование адаптированных молочных смесей. Выбор последних огромен, а достоинства очевидны – удобство приготовления, присутствие должного количества витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Любые разведения коровьего молока явно и по всем параметрам уступают готовым смесям. Единственный аргумент “за” – это цена, хотя впоследствии на лекарства наверняка уйдет больше денег, поэтому экономия весьма сомнительна.

  • Частота кормлений и ночной перерыв. Все большее число педиатров пришло, наконец, к выводу о том, что наиболее естественной является методика свободного вскармливания. Суть последней – ребенок ест тогда, когда хочет есть. С физиологических позиций, абсолютно неестественно будить ребенка для того, чтобы покормить, и не кормить орущего и голодного только потому, что время еще не пришло. Существование биоритмов вполне доказано и с этой точки зрения очевидно следующее: потребность в питании может заметно варьировать не только в связи со временем суток, но и в зависимости от погодных условий, времени суток, качества материнского молока и многих других факторов. Рекомендации о необходимости ночного перерыва в кормлениях – лучший способ вызвать нервные расстройства у родителей и соседей.

  • Прикорм – что и когда? Интересное слово “прикорм” требует объяснения. Прикормом называют продукты, которые ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку или молочным смесям (не путать с “докормом”; докорм – это когда, например, не хватает у мамы молока и ребенка докармливают молочной смесью). Необходимость прикорма обусловлена заверениями ученых о том, что на определенном этапе развития младенца количество витаминов и других полезных веществ в материнском молоке не обеспечивает потребностей ребенка. Отсюда выводы – уже с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с 4 месяцев – овощной отвар (по крайней мере, именно такие указания имеются в медицинском “Руководстве по детской диететике”). Изучая подобные инструкции, автор статьи постоянно испытывает глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять – где “достает” витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель (Бог или эволюция, значения не имеет) автор не может.

    Выводы напрашиваются сами по себе – если ребенку не хватает витаминов, то следует либо должным образом кормить его мать, либо давать младенцу молочную смесь, в которые умные дяди и тети уже включили все необходимые витамины. Никто и никогда не сможет толком объяснить, почему стакан яблочного сока, выпитый кормящей матерью, хуже, чем капля того же сока, проглоченная месячным ребенком.

    Но ведь когда-нибудь придется давать что-то еще. А когда? Для поиска ответа вновь обратимся за советом к Природе. В отрыве от цивилизации ребенок питается материнским молоком до того времени, когда сможет съесть то, что его папа принесет с охоты. А для поедания этого потребуются зубы. Таким образом, появление зубов является важнейшим биологическим критерием, указывающим на необходимость прикорма. И становится понятным, что все дети разные – одному прикорм понадобится в 6 месяцев, а другому – только в 8. Но не менее понятно другое: утверждения типа “всем с месяца сок и всем с 5 месяцев суп” – по меньшей мере, спорные.

    Использование с пятимесячного возраста кисломолочных продуктов, творога, молочных каш (манной, овсяной, рисовой, гречневой) – вполне оправдано, но соки, отвары, супы, желтки, овощные и фруктовые пюре до появления зубов давать не следует.

    Очевидно, что мнение автора статьи может показаться спорным и недостаточно аргументированным. Поэтому, в качестве информации к размышлению, отметим следующее: 1. Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного вскармливания возникла много лет назад, когда никто слыхом не слыхивал про адаптированные молочные смеси. 2. Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от питания – всегда было делом нелегким. 3. Помните – соки, овощные пюре, фруктовые каши – это не просто прикорм. Это очень серьезный бизнес. 4. В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или) однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой, или только хлебом) давать ребенку витамины – вполне целесообразно. Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо – вполне логично дать четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц – тогда лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.

    И последнее. Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят тысячи – появление или усиление диатеза, расстройства стула. Короче говоря, все при деле – академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки, педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки – “главное, ребята, сердцем не стареть”…

ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

В этом разделе мы поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до “общего стола” – о тех, кто ест все или почти все из того, что едят взрослые.

Принципиально важный момент – питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых. Мудрый совет “не делать культа из еды” применительно к детям актуален, как никогда.

Самой “волнующей” темой является аппетит, а количество связанных с ним проблем прямо связано с достатком семьи. По большому счету, аппетит – стремление к приему пищи – является эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита – признак лени или занятости его родителей. В любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе.

В целом, наличие аппетита – свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а следовательно, еда помимо воли – не имеет особого смысла.

Рассмотри теперь вопросы, возникающие чаще всего.

  • Кормление по часам. В основе рекомендаций – учение знаменитого физиолога Павлова. Если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно, поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт, что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время. Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности смотреть телевизор. Короче говоря, на нормального современного ребенка воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на аппетит. Похоже, вывод однозначен – кормление не по часам, а по аппетиту, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

    Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза “кушать хочу” в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к немедленному действию – дитя голодное!!! Но кормление по аппетиту никоим образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв. Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час захотел – ну что ж, подождет еще часик, пока папа придет с работы. Короче говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два принципиально значимых фактора – 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые, забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2 вполне может рассматриваться как основной критерий отсутствия в семье проблем с питанием.

  • Это хочу, это не хочу. Обозначенная проблема в 99% случаев имеет своей основой педагогику. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но когда с раннего возраста родители положительно реагируют на детские требования – ситуация очень быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему, – то это вовсе не медицинская проблема. Любовь к детям никоим образом не должна способствовать формированию эгоизма и чувства собственной исключительности. Абсолютно недопустимо такое положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест куриные котлеты. Интересно, что сама мама, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит сыночку: “Бедная твоя жена, и как она будет тебя кормить?”. Так, может быть, есть определенная логика в том, чтобы не создавать детям проблем в будущем?

  • Кормление в промежутках между кормлениями. Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т. д. С медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна – основной нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта. Постоянное питание не только уподобляет ребенка жвачным животным, но и может способствовать возникновению таких болезней как, например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных резинках, которые к еде никакого отношения не имеют. Таким образом, кормление в промежутках между кормлениями является недопустимым в двух случаях: 1. Наличие проблем с аппетитом и 2. Наличие хронических инфекций в ротоглотке.

  • Сладости. Источник удовольствия, во-первых, и источник легкодоступной энергии, во-вторых. Вполне резонно отметить, что легкодоступную энергию надобно иметь возможность тратить (достаточная двигательная активность). Если нет проблем с лишним весом и аппетитом, то почему бы и не получить удовольствие? Но: помнить про частые аллергические реакции на шоколад и заморские фрукты – ежели подобные проблемы имеются – не играться, не давать по чуть-чуть, а не давать вообще, по крайней мере, год, а там попробовать.

  • Первое блюдо. Выражение “раз в день надобно горяченькое и жидкое” довольно популярно. Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран мира. Первое блюдо – с медицинских позиций – вовсе не обязательно. Употреблять или нет – дело вкусов и привычек вашей семьи, немаловажную роль играет при этом материальное положение и наличие свободного времени – наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого.

ПИТАНИЕ И БОЛЕЗНИ

Вопрос этот только на первый взгляд кажется сложным, хотя общие рекомендации достаточно просты.

Снижение аппетита – типичный признак почти любой болезни. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку – “мало каши ел”). Ну а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше.

На самом же деле заболевшему младенцу часто бывает не до питания. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, – печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций).

Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.

Правила кормления заболевшего ребенка:

  1. Руководствоваться, прежде всего, аппетитом.

  2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

  3. Кормить чаще, но давать меньше.

  4. Во время болезни избегать экспериментов – никаких новых продуктов не использовать.

автор Комаровский Е.О.

опубликовано 18/01/2007 13:42

обновлено 12/12/2015

– Образ жизни

Источник