Субъекты социального воспитания и развития личности ребенка

Основные понятия
Субъект – носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры).
Объект – существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания практического воздействия субъекта, а более узко – предмет, явление, на который направлена какая-либо активность субъекта.
В педагогике объектом можно считать педагогическую действительность в целом и ее отдельные фрагменты, процессы и явления. Такой общий подход позволяет рассматривать в качестве объекта социального воспитания целенаправленное развитие человека в воспитательных организациях.
Целенаправленное развитие человека как объект социального воспитания
Объект социального воспитания – процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях.
Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Развитие человека идет с момента его зачатия и до смерти. Развитие – процесс многопланный. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной, кровеносной и др.), и психических функций человека (ощущений, восприятия, памяти и др.), и личностных характеристик (самосознания, уровня притязаний и т. д.).
Исследования отечественных ученых позволяют считать, что развитие человека детерминируется рядом источников и обстоятельств:
-природными задатками как условиями и предпосылками;
-сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития;
-социальной средой как потенциальным источником развития;
-противоречием между образом жизни и возможностями человека, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой;
-собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой;
-собственной активностью человека по преодолению противоречий; при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности.
Развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач – естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических.
Личность как индивидуальный субъект социального воспитания
Личность можно рассматривать индивидуальным субъектом социального воспитания исходя из того, что будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружающую среду.
Личность становиться индивидуальным субъектом социального воспитания постольку и в той мере, поскольку в жизнедеятельности воспитательных организаций создаются условия для реализации и развития ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем более активно проявляет себя личность субъектом социального воспитания.
В науке существует множество определений, перечней и классификаций потребностей. Одной из наиболее обобщенных и полных можно признать классификацию американского психолога Абрахама Маслоу, который выделяет пять групп базовых потребностей человека:
-физиологические потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);
-потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
-потребности в контактах и любви, в принадлежности и общности;
-потребности в признании, оценке, уважении (в т. ч. в самоуважении), в стремлении к компетентности, достижению успехов, авторитету;
-потребность в самоактуализаций.
Сущностная самореализация – это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реализации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантности внешнего облика, эксцентрического поведения и т. д.
Коллектив как групповой субъект социального воспитания
Коллектив можно определить формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. Он может рассматриваться как групповой субъект социального воспитания, исходя из ряда объективно присущих ему характеристик.
Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими общностями.
В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.
Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных ценностей: ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями; ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми; ценности, носителями которых являются люди, входящие в коллектив.
В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения, в которые включены все члены коллектива, и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.
Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.
Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях.
Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития его членов, делая их одной из характеристик коллектива как субъекта социального воспитания.
Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития человека. Поэтому содержание жизнедеятельности можно считать одной из характеристик коллектива как субъекта социального воспитания.
Социальные субъекты системы воспитания
В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием.
Воспитательные организации есть субъект социального воспитания. Их можно рассматривать по трем основаниям:
Во-первых, в воспитательных организациях человек целенаправленно включается в сотрудничество с другими людьми.
Во-вторых, организуемая жизнедеятельность создает условия для проявления человеком своей активности в различных сферах.
В-третьих, содержание жизнедеятельности организации создает возможности для преодоления ряда противоречий, возникающих в процессе развития человека.
К органам управления социальным воспитанием относятся создаваемые государством органы, задачей которых является управление воспитанием на разных уровнях: национальном, региональном, муниципальном. Органы управления создают стратегию социального воспитания в пределах своей компетенции; обеспечивают систему социального воспитания необходимыми кадрами; и определяют состояние системы социального воспитания.
136. Сущность и содержание социализации личности. Задача социализации личности.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремиться сформировать определённый тип человека в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным и этическим идеалам. Содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.
В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах сохраняя определённую специфику приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (урбанизация, информатизация, экологические и демографические сдвиги).
Содержание процесса социализации определяется её сущностью и предполагает реализацию следующих направлений:
1. Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями женщина и мужчина – полоролевая социализация.
2. Профессиональная социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы его члены могли и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности.
3. Семейная социализация. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены создали прочную семью, усвоили роли.
4. Политическая социализация. Общество заинтересовано, чтобы его члены участвовали в общественно-политической жизни.
5. Правовая социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы люди были законопослушными гражданами.
6. Экономическая социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы люди владели законами экономики и могли ими пользоваться и т. д.
Выше обозначенные направления характеризуют человека, как объект социализации, но человек становится полноценным членом общества выступая прежде всего субъектом социализации.
Как субъект человек в процессе социализации не только усваивает социальные ценности культуры общества, но и реализует собственную активность, самореализуется и саморазвивается.
Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если получает развитие его личность.
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе. Чтобы решить эти задачи, человек ставит перед собой определённые цели, достижение которых объективно направлено на решение задач специфически для его возраста.
Задачи социализации:
1 группа – естественно-культурные.
Естественно-культурные задачи предполагают достижение на каждом возрастном этапе физического и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определённой степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живёт; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, мимика, позы, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, физическое саморазвитие, оздоровление организма); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями. Всё это имеет определённые нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т. д.
2 группа – социально-культурные.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально- нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его истории. Эти задачи определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщённости к определённому уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определённого уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют как бы 2 слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причём эти 2 слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично.
3 группа – социально-психологические.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определённого уровня самоуважения и меры самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определённой позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека личностями. Самореализация может иметь разные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворённости результатом и процессом самореализации.
Возрастные задачи – объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведёт к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознанны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Решение задач всех трёх названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешённая в определённом возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определённый период времени она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 270; Нарушение авторских прав
Источник
Социальное воспитание ориентировано на включение ребенка в общественную жизнь. Существуют разные точки зрения по определению процесса социального воспитания:
- – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, например, таких как коммуникативность, трудолюбие, сила воли (М. А. Галагузова);
- – социальное воспитание как формирование морального и нормативного социального поведения;
- – помощь в социализации, помочь личности интегрироваться в общество и в то же время предохранить от зависимости от него (Б. З. Вульфов);
- – создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций личности (А.В.Мудрик).
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, что означает собственно «воспитание»; влияние среды и непосредственного ближайшего окружения личности; активность личности, проявляющуюся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитании и саморегулировании поведения.
Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе. При определении целей общественного (социального) воспитания всестороннее развитие личности рассматривается как цель, идеал, достижение которого в системе общественного воспитания осуществляется специфическими путями и средствами.
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально-педагогической деятельности — оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. По мнению В. А. Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат “строительным материалом” для формирования личности. Возможно и иное толкование, также не снимающее двойственности объекта социально-педагогической деятельности. В широком смысле к объекту социально-педагогической деятельности относят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе. В узком смысле –ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы людей).
Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и взаимодействующий на него в своей практической деятельности. Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально- педагогической защиты:
- 1)первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);
- 2) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
- 3) оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно- энергетического комплекса и др.). Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Однако социальное воспитание и социально-педагогическая защита эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены, — самой личности, ее семьи, группы общения.
Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности. Отсюда иная модель взаимодействия в системе субъектов социального воспитания: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – государство, общество и любые его институты. Не семья – помощник общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Главные усилия педагогики должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.
В этой связи деятельность всех субъектов социального воспитания должна предусматривать три взаимосвязанных направления:
- 1) передачу (организацию) социального опыта детей и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, ее самоактуализации в семье и ее ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества направлении; активизацию – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности в социуме;
- 2) создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- 3) процессы реализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений в развитии личности и поведении, обеспечение социальной помощи и защиты детей с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в нормальную жизнедеятельность. Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе – семейного воспитания).
Источник