Субъективные условия развития ребенка в семье
Роль семьи как главного условия социализации неоднократно подчеркивалась в психолого-педагогических исследованиях (А.И.Захаров, Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Г.Т.Хоментаускас, В.В.Чечет, Р.Бернс, Д.Боумринд, М.Земска и др.). Однако и сегодня проблема семейной социализации не утратила своей актуальности. Во-первых, в отечественной психологии развитие личности ребенка в семье, как правило, рассматривается в отношении детей дошкольного или подросткового возраста. В исследованиях же, посвященных детям младшего школьного возраста, акцент обычно смещается на учебную деятельность, взаимоотношения со сверстниками, учителем и т.п. Во-вторых, несмотря на большое количество работ по данной проблеме, комплексных исследований, учитывающих как структуру семьи, пол ребенка, так и субъективное восприятие ребенком своих отношений с членами семьи, пока мало (Г.Т.Хоментаускас, М.Земска). В-третьих, многие работы по проблемам социализации личности в семье написаны в советское время и не дают ответов на вопросы, встающие в период разбалансированной и очень динамичной социальной системы.
Целью нашего исследования было выявление объективных и субъективных факторов развития младшего школьника в семье, их связи с личностными качествами ребенка.
Методами диагностики выступили модифицированный детский вариант опросника Р.Кеттелла CPQ, тест “Кинетический рисунок семьи”, наблюдение, экспертные оценки учителя, анализ детских сочинений на тему “За что я люблю свою семью?”, а также специально разработанная нами анкета, предназначенная для выявления особеннос-тей восприятия ребенком своих взаимоотношений с членами семьи. Был опрошен 271 ребенок в возрасте 9-10 лет (из шести школ г. Гомеля).
На первом этапе исследования оценивалось влияние объективных условий жизни в семье на личностные качества ребенка. Индивидуальные результаты, полученные от испытуемых по тесту Р.Кеттелла, были распределены по категориям объективных факторов: пола ребенка, пола сиблингов (братьев и/или сестер), возраста сиблингов, наличия в семье обоих родителей, наличия в качестве членов семьи других родственников, количественного состава семьи. Если по какому-либо личностному фактору Р.Кеттелла различия между категориями одного и того же объективного фактора оказывались статистически значимыми, то констатировалось существенное влияние этого фактора на личность ребенка. Оценка статистической значимости различий между средними значениями категорий производилась при помощи t-критерия Стьюдента. На втором этапе основного исследования оценивалось влияние объективных условий жизни в семье на восприятие ребенком своих отношений с ее членами. Мы применяли метод ?2 к каждой паре классификаций, включающей классификацию по одному из объективных факторов и классификацию по типу восприятия ребенком своих отношений с членами семьи для выявления зависимости между ними.
На третьем этапе основного исследования мы изучали взаимосвязь личностных качеств ребенка младшего школьного возраста и его типа восприятия своих отношений с членами семьи. Как и на втором этапе исследования, основным критерием, который использовался для оценки статистической значимости различий между категориями испытуемых, был t-тест, или метод Стьюдента.
В целом, результаты проведенного эмпирического исследования могут быть сведены к следующим обобщениям:
1. Объективные факторы (структура семьи, пол ребенка) оказывают влияние на личностные качества ребенка опосредованно, преломляясь через его восприятие своих отношений с членами семьи; субъективные факторы (восприятие и оценка своих отношений с членами семьи) взаимосвязаны с личностными качествами ребенка, отражающими степень его эмоционального и социального благополучия.
2. Младшие школьники, позитивно воспринимающие свои отношения со всеми членами семьи, по сравнению с мальчиками, не обнаруживающими явных предпочтений в своих отношения с членами семьи, проявляют себя эмоционально и социально более благополучными, т. е. они более спокойны, уверенны в себе, лучше контролируют свое поведение, реже конфликтуют с учителями и родителями, лучше относятся к своим обязанностям. При этом дети, позитивно воспринимающие свои отношения лишь с некоторыми членами семьи, по степени выраженности этих качеств занимают промежуточное положение.
В результате обобщения теоретического и эмпирического материала исследования были сформулированы методические рекомендации для психологов, социальных педагогов, учителей и родителей. В качестве приоритетных направлений деятельности школьной социально-психо-логической службы определены: специальное изучение детского восприятия своих отношений с членами семьи, психопросвещение родителей с целью предупреждения возникновения у ребенка чувства одиночества и отчужденности себя от близких в младшем школьном возрасте.
Гапанович-Кайдалов Н.В.
Также читайте:
Источник
семья – это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья – это первая социальная среда, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, полоролевая идентификация ребенка, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.
Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным условиям относятся: материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и другие. Следует заметить, что объективные факторы действуют не впрямую, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, более высокие доходы семьи обычно создают условия для более разнообразных занятий, кружков, возможностей использования компьютера, т.е. создают условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет в квартире своего личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся: психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т.д.
ребенок в семье включен в систему межличностных отношений на разных уровнях. Это:
– Детско-родительские отношения (включающие отношения с матерью и отношения с отцом как отдельные, не во всем совпадающие системы);
– Отношения между сиблингами (братьями и сестрами);
– Отношения со старшим поколением (бабушкой, дедушкой, возможно, другими родственниками);
– Отношения внутри подсистемы соответствующего ребенку пола (мать, бабушки, сестры – для девочки; отец, дедушки, братья – для мальчика);
– Отношения с подсистемой противоположного ребенку пола.
Каждый из этих уровней, с психологической точки зрения, включает в себя следующие компоненты:- эмоциональный компонент – чувства и эмоции, испытываемые по отношению друг к другу;-поведенческий компонент – набор ролей, сложившиеся поведенческие стереотипы, отражающие индивидуальные особенности членов семьи, особенности коммуникации между членами семьи;- когнитивный компонент – знания, представления о семейных ценностях, способах разрешения противоречий и т.п.- социально-перцептивный компонент – восприятие и понимание членами семьи друг друга.
Семейное воспитание – это направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер, среди которых можно выделить:-психофизиологические особенности, темперамент родителя и личностные качества родителя;-мотивацию воспитательной деятельности;
-уровень развития педагогических способностей, уровень психолого-педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей, опыт.
Источник
Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье. На процесс психического развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи:
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
-расторжения брака;
-внебрачного рождения ребенка;
-смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:
-разведенная семья;
-внебрачная семья;
-осиротевшая семья;
-распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины о ставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и то несколько часов. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Примером может быть семья, в которой один из родителей занят бизнесом. Такие родители, как бы выключены из семейной группы, числятся в ней, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, которые сказываются на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями,не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения.
Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. В идеале родители должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
– Родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. – Родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями.
Воздействие стилей родительского поведения на ребенка:
Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми.Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям,закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. «Традиционные родители». В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. Таким образом, неблагоприятные типы воспитания способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
Зигмунд Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми и отверженными. Он вынужден искать новые формы поведения, чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в доме родителям необходимо избегать существенных изменений в отношениях со старшим ребенком; стараться уделять старшему ребенку достаточно внимания, помочь старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи – как помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне». Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с малышом, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. В психическом развитии близнецов возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект, они позже начинают говорить. Это связано с тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогическая культура родителей.
Родителей необходимо обучать культуре семейного воспитания и умению выработать собственный неповторимый стиль родительского воспитания. Чем более родители будут ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, будут понимать и чувствовать, чего хочет ребенок (поддерживать его автономность), чем больше они будут уделять ему внимания, а также более четко описывать свои требования, сдерживать обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния отрицательных факторов семейной среды на психическое развитие ребенка могут иметь для детей необратимый характер, приводить все к большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно своевременное выявление и оказание психологической помощи таким семьям.
Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его
эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития
Источник
Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.
Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание личности были и остаются при любых общественно-политических формациях вечными категориями. Поэтому общечеловеческие ценности должны стать приоритетными в воспитании подрастающего поколения.
Рассмотрим семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.
- Отношения любви и уважения в семье.
Психологии особо отмечают, что близость – это уникальная, неповторимая характеристика семейных отношений, супружеских и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе.
Одним из необходимых условий для становления взаимоотношений в семье, является принятие членами семьи друг друга такими, какие они есть.
- Педагогическое просвещение родителей при взаимодействии школы и семьи.
Школы, учреждения дополнительно образования, сверстники должны оказывать помощь родителям в семейном воспитании, путем организации совместных посещений музеев, галерей, театров и т.д. Учителя должны быть заинтересованы в оказание помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье.
- Демократический стиль взаимоотношений в семье.
Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа.
В семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, скромность.
Таким образом, патология супружеских отношений продуцирует чрезвычайно широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети.
- Направленность на развитие личного потенциала ребенка.
Важнейшим условием эффективности воспитательных усилий в семьях различных типов является наличие у родителей четкой программы, направленной на развитие личного потенциала ребенка. Эта программа должна затрагивать все стороны развития личности: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
Умственное развитие.
Успешность умственного развития ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самостоятельно. В тех семьях, где организуется совместный досуг и труд, дети растут мыслящими, любознательными.
Нравственное развитие.
Родительский пример имеет большое значение в формировании нравственности у детей и подростков. Но это влияние возрастает, когда пример семьи, сочетается со специальными усилиями родителей, направленных на глубокое усвоение детьми общественного значения норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим правилам.
Физическое развитие.
Физическое развитие является одним из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.
Родителям необходимо приучать детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.
Развитие трудолюбия.
Главная задача семьи в развитии трудолюбия – организация уклада жизни семьи, деятельности ребенка в семье, таким образом, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Этого можно достигнуть путем приобщения ребенка к труду через самообслуживание. Родителям необходимо помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармонического развития личности.
Эстетическое развитие.
Основные направления – развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать у детей интерес к художественной деятельности, развивать их творческие способности. Для этого необходимо совместное посещение театров, концертов, художественных выставок и т.д.
Таким образом, необходимыми условиями гармоничного развития ребенка в семье является:
– отношение любви и уважения – основа воспитания, источник духовного, физического, психического развития младшего школьника, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе;
– демократический стиль взаимоотношений в семье является одним из необходимых условий для создания комфортного внутрисемейного климата, способствующего гармоничному развитию личности;
– взаимодействие семьи и школы способствует полноценному развитию личности ребенка.
Источник