Ступор у ребенка 1 года

Ступор у ребенка 1 года thumbnail

ступор у детей фотоСтупор у детей – это психопатологический синдром, который выражается в полной неподвижности, снижении гипертонуса мышц и психической активности, молчании, угнетении рефлекторных реакций, негативизме и характеризуется отсутствием контактов с окружающими людьми. Проявления ступора у детей зачастую отмечают не в двигательном оцепенении, а в резком замедлении и скованности произвольных движений. Ступор является кратковременным, постоянно перемежающимся с рудиментарными проявлениями кататоническим возбуждением.

Признаки ступора у ребенка

Ступор у ребенка в детском саду или яслях иногда наблюдают психологи у вновь поступивших малышей. Его возникновение связывают с адаптацией ребенка к детскому саду.

Признаки ступора у детей дошкольного возраста включают следующие проявления:

  • малыши крайне медленно во время еды жуют;
  • медленно одеваются с большими паузами;
  • отрывисто и замедленно говорят;
  • активно сопротивляются действиям и требованиям окружающих: стискивают зубы на просьбу открыть рот или низко опускают голову, если им пытаются заглянуть в лицо и т. п.

У детей младшего школьного и подросткового возраста проявления кататонического ступора приближаются к типичным признакам взрослого протекания болезни: явно выражается пассивный и активный негативизм, больные не реагируют на просьбы произвести какое-либо действие.

При кататоническом психопатологическом синдроме (в момент застывания в страхе или испуге) дети, как младшего, так и школьного возраста зачастую кратковременно отказываются от пищи. У детей наблюдается задержка дефекации и мочеиспускания.

Другими признаками заболевания и возрастными особенностями у малышей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста выступают изменчивость мышечного тонуса, а также отсутствие мышечного напряжения.

При кататоническом психопатологическом синдроме у подростков наблюдаются выраженные явления каталепсии, сохранение «эмбриональной позы», симптом «воздушной подушки», мутизм, выраженный активный негативизм, стойкий отказ от еды. Зачастую отмечаются выраженные вегетативные расстройства: гиперсаливация, сальность лица, акроцианоз. Задержка дефекации и мочеиспускания способна чередоваться с диареей, энурезом. Во время психопатологического синдрома ребенок может следить взглядом за происходящим, по окончанию приступа имеет воспоминания о событиях, происходивших во время ступора.

Причины ступора у детей

Это состояние возникает зачастую из-за эмоциональных переживаний (посещение новых мест малышом), душевных потрясений (ужас, страх, горе, разочарование). Состояние оцепенения может развиться вследствие чьих, то страданий, свидетельств катастроф, аварий, во время сдачи экзаменов, выступлений на праздниках. При этом у детей происходит блокировка аффективной и двигательной активности, замедляется мыслительная деятельность. Данное состояние в одних случаях заканчивается быстро и легко без определенного лечения и без последствий, а в других возникает паническое расстройство, которое в последствии приводит к депрессии.

Ступор у ребенка в детском саду нередко обескураживает обеспокоенных родителей, и они не знают, как правильно реагировать на такое поведение крох. Нередко малыши входят в ступор на праздниках в детском саду. Данное состояние происходит у тех малышей, которые недавно начали посещать дошкольные учреждения. Это временное явление, связанное с тяжелой адаптацией к детскому саду. На адаптацию к детскому саду в тяжелых случаях необходимо до одного года. Имеется ввиду не только привыкание к новым условиям (чужие взрослые, незнакомая обстановка, множество сверстников, подчинение новым правилам, но и полное раскрытие личного творческого потенциала, которое позволит малышу чувствовать себя полностью счастливым в детском садике).

Как вывести ребенка из ступора? Для этого необходимо со стороны взрослых терпеливое, доброжелательное отношение к малышу, принятие темпов его развития, похвала относительно мелких достижений и успехов. Увещевания, упрёки, уговоры, лишь только будут понижать самооценку ребёнка и способствовать полнейшему закрытию от взрослых в виде ступора.

Ступор у ребенка в 5 лет отмечается при встрече с серьезными трудностями и проявляется в некотором отупении и растерянности, снижении адекватности. Малышу трудно ответить на простые вопросы, у него отсутствует воля и концентрация внимания, он не знает, что ему делать. Иногда у малыша трясутся руки, часто появляется беспомощность при выполнении самых несложных действий.

Как развивается ступор у детей? Детская растерянность предшествует развитию ступора. Растерянность в отличие от ступора относят к естественной выученной эмоции. Большинство родителей непроизвольно участвуют в формировании, а также укреплении у ребенка поведения и состояния растерянности. Зачастую мамы, видя, что малыш растерян, начинают его жалеть, проявляя к нему повышенное внимание и защищая от трудной ситуации. Родители пытаются что-то за ребенка сделать, тем самым подкрепляют его беспомощность. Если на малыша, вошедшего в ступор, взрослый недовольно кричит, то в этой ситуации только усиливается данное состояние, поэтому кричать является малоэффективным в устранении психопатологического синдрома.

Ступор у ребенка лечение

Необходимо приучать малышей слушаться и не давать им возможности по незначительным поводам входить в психопатологической синдром. Если малыш чувствует и видит, что ступор ему взрослые разрешают, то он идет по пути самонаучения от растерянности до беспомощности по жизни. Взрослым следует относиться к этому состоянию спокойно. Не надо паниковать, винить ребенка – это не поможет.

Как вывести из ступора ребенка? Ребенка быстрее всего выведет из данного состояния спокойная уверенность взрослого, убедительная похвала, не сложные вопросы, четкая инструкция, что делать.

Существуют некоторые способы, которые позволят снять это состояние. Массаж специальных точек, расположенных над зрачками глаз. Область массажа находится ровно посредине, и равноудалена от начала линии роста волос и бровей. Массировать следует подушечками пальцев: большого и указательного. Можно попытаться у больного вызвать любые сильные эмоции, вплоть до негативных и общаться с ребенком уверенным и четким голосом.

Читайте также:  Следки ребенку 1 год

Помощь при ступоре у ребенка включает предупреждение опасных действий и обеспечение мер по безопасности больного.

При депрессивном психопатологическом синдроме предупреждают возможность внезапного развития депрессивного эмоционального возбуждения, стремления к суициду и отказу от приема пищи.

При кататоническом психопатологическом синдроме предупреждают купирование импульсивного внезапного возбуждения. Следует учитывать, что на смену психогенному ступору приходит психогенное возбуждение.

Прогноз благоприятный, поскольку по истечении определенного отрезка времени, возможно, самокупирование ступора. При интенсивном своевременном лечении можно достичь положительных результатов.

Лечением ступоров занимаются психологи, психотерапевты, психиатры.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии ступора у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник

Причины ступора

Психиатры рассказывают, что иногда ступор проходит сам по себе, поэтому не требуется проходить лечение. Опасно, когда состояние приводит к панической атаке, во время которой ребенок начинает внезапно кричать, куда-то убегает, бросает все окружающие предметы, неадекватно ведет себя.

Основной причиной является депрессия. Она может быть спровоцирована сильным эмоциональным потрясением – увиденной катастрофой, потерей близкого человека, а также проблемами в школе. Например, довольно часто ребенок впадает в ступор, когда его вызывают к доске или на экзамене.

Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Читайте также:  Стребелева обследование ребенка 1 года

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Виды ступора

«Восковая гибкость»

Кроме того, что ребенок перестает двигаться, он долгое время сохраняет одну и ту же позу. Может застыть с поднятой рукой, ногой. В некоторых ситуациях появляется симптом Павлова: отсутствие реакции на обычный голос и ответ на шепот. Иногда ребенок резко встает ночью, начинает ходить, что-то рассказывать.

Негативистический вид

Когда больному хотят помочь выйти со ступора, изменить его позу, он начинает сопротивляться. Больного невозможно поднять или снова уложить в постель. Также ребенок сопротивляется, когда его вводят в кабинет к врачу, он активно убегает, кричит. Когда врач начинает протягивать руку ребенку, он свою начинает прятать, также может зажмурить глаза, отвернуться.

Мышечное оцепенение

Ребенок принимает внутриутробную позу, при этом сильно напрягает мышцы, вытягивает вперед губы и закрывает глаза. В данном случае дети полностью отказываются от приема пищи. Врач принимает решение о введении пищи через зонд. Чтобы вывести с такого ступора, используют амиталкофеиновое растормаживание.

Депрессивный вид

Кроме обездвиженности, у ребенка страдальческое лицо. На вопросы он отвечает однообразно и без эмоций. Иногда больной может резко вскочить и начинает вредить себе: хочет разбить голову, порвать свою одежду, качается по полу. Обращаем внимание, что такой ступор чаще всего характерный для тяжелой формы эндогенной депрессии.

Апатический вид

Ребенок ложится на спину и перестает реагировать на все, что происходит. На вопросы практически не отвечает, при этом нарушается аппетит, сон. Такой ступор характерен для симптоматического психоза, энцефалопатии.

Кататонический вид

Ступор появляется после сильного испуга, пережитого страха. Психотерапевты такое состояние объясняют «потерей собственного Я». В данном случае больной не осознает, жив ли он. Как вывести ребенка с кататонического ступора? Все зависит от конкретной ситуации. Один может легко выйти после обращения к нему. А другому ребенку помогут дыхательные техники, физические упражнения.

Признаки ступора у ребенка

Ступор у ребенка в детском саду или яслях иногда наблюдают психологи у вновь поступивших малышей. Его возникновение связывают с адаптацией ребенка к детскому саду.

Признаки ступора у детей дошкольного возраста включают следующие проявления:

  • малыши крайне медленно во время еды жуют;
  • медленно одеваются с большими паузами;
  • отрывисто и замедленно говорят;
  • активно сопротивляются действиям и требованиям окружающих: стискивают зубы на просьбу открыть рот или низко опускают голову, если им пытаются заглянуть в лицо и т. п.
Читайте также:  Лучшие развивающие книги для ребенка 1 года

У детей младшего школьного и подросткового возраста проявления кататонического ступора приближаются к типичным признакам взрослого протекания болезни: явно выражается пассивный и активный негативизм, больные не реагируют на просьбы произвести какое-либо действие.

При кататоническом психопатологическом синдроме (в момент застывания в страхе или испуге) дети, как младшего, так и школьного возраста зачастую кратковременно отказываются от пищи. У детей наблюдается задержка дефекации и мочеиспускания.

Другими признаками заболевания и возрастными особенностями у малышей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста выступают изменчивость мышечного тонуса, а также отсутствие мышечного напряжения.

При кататоническом психопатологическом синдроме у подростков наблюдаются выраженные явления каталепсии, сохранение «эмбриональной позы», симптом «воздушной подушки», мутизм, выраженный активный негативизм, стойкий отказ от еды. Зачастую отмечаются выраженные вегетативные расстройства: гиперсаливация, сальность лица, акроцианоз. Задержка дефекации и мочеиспускания способна чередоваться с диареей, энурезом. Во время психопатологического синдрома ребенок может следить взглядом за происходящим, по окончанию приступа имеет воспоминания о событиях, происходивших во время ступора.

Выход со ступора

Психотерапевты обращают наше внимание на такие способы:

  • Точечный массаж. Необходимо помассировать точки, находящиеся над зрачками, начиная от бровей, заканчивая линией роста волос. Массируются точки подушечками большого и указательного пальца.
  • Необходимо вызвать любые эмоции, можно и негативные. В тяжелых случаях рекомендуют использовать пощечину.
  • Согнуть ребенку пальцы на руках и сильно прижать их к ладони, при этом большие пальцы не трогать.

Лечение ступора у детей

В тяжелых случаях требуется лечение в стационарных условиях. Для определения характера ступора, растормаживания используется кофеиновый барбамил. С помощью данного средства можно вернуть аппетит ребенку. Сначала вводится 2 мл 20% кофеинового раствора, а затем спустя 5 минут медленно вводят 10 мл 510% раствора, при этом врач контролирует состояние ребенка. Если ему становится легче, сразу же прекращает вливание.

При кататоническом ступоре используется препарат Френолон, который вводят внутримышечно. Иногда назначают психостимулирующее средство Сиднокарб. В случае ступора с галлюцинациями, бредом назначают Триседал, Стелазин. У ребенка депрессивный ступор? Врачи принимает решение о применении Мелипрамина. А при психогенном ступоре назначают Реланиум.

Внимание! При тяжелом соматическом заболевании, очень важно как можно быстрее вывести ребенка из ступора. В данном случае его госпитализируют в психиатрическую клинику.

Почему возникает ступор

Точные причины развития кататонического ступора до сих пор не известны. Он является одной из разновидностей катотонического синдрома — психопатии, которая возникает при шизофрении, энцефалите, опухоли мозга или травме головы.

Сам ступор (обездвиженность) представляет собой максимально выраженную двигательную пассивность, сопровождающуюся выраженным мышечным тонусом.

На сегодняшний день считается доказанным, что кататонические синдромы могут быть спровоцированы следующими заболеваниями или состояниями:

  • Шизофрения – основная часть больных
  • Опухоли головного мозга
  • Травмы и повреждения ЦНС
  • Судорожные припадки
  • Сосудистые поражения головного мозга
  • Острые психические расстройства, возникающие после родов
  • Тяжелые инфекционные заболевания, протекающие с высокой температурой и интоксикацией
  • Тромбоцитопеническая пурпура
  • Прием наркотических и некоторых лекарственных веществ.

Теории возникновения

А вот по поводу того, почему развивается такое состояние ученые спорят до сих пор. Существует несколько самых популярных теорий возникновения двигательных нарушений при ступоре:

  • Синдром распространяется по организму больного сверху вниз. Он возникает в головном мозге из-за дефицита гаммааминомасляной кислоты. Ее нехватка приводит к возникновению двигательных нарушений, которые постепенно захватывают все тело.
  • Прием бензодиазепинов при лечении шизофрении и некоторых других психических заболеваний приводит к чрезмерному возбуждению нейротранасмиттеров, которые контролируют движения мышц.
  • Резкое прекращение выработки дофамина. При лечении шизофрении часто принимают лекарственные средства, которые снижают его уровень в крови. А при его хронической нехватке прием таких средств может снизить уровень дофамина до критической отметки и вызвать двигательные нарушения.
  • Нарушение метаболических процессов в передних долях головного мозга и в области таламуса. Эту теорию подтверждают снимки больных, сделанные во время позитронно-эмиссионой томографии.
  • На сегодняшний день самой вероятной считается теория, которая была выдвинута более 10 лет назад, в 2004 году. Согласно ей кататонический синдром возникает как результат генетической реакции, схожей с той, которая возникает у травоядных при встрече с хищником. Страх парализует все тело животного и таким образом оно «настраивается» на смерть.

Все эти теории рассматривают катотонический ступор как состояние, возникающее в результате снижения уровня нейромедиаторов и патологического состояния психики больного – как реакции на стресс.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Почему ребенок закатывается при плаче: причины, что делать, как лечить

Осложнения

Состояние опасно тем, что может закончиться внезапным импульсивным возбуждением, а также суицидом. В профилактических целях необходимо своевременно оказать помощь ребенку.

Таким образом, если ваш ребенок все чаще начал погружаться в себя, он болезненно реагирует на стрессы или у него что-то произошло, не теряйте время. Вашему чаду нужна срочная помощь психиатра, не доводите до крайностей. Также важно своевременно предупредить ступор, для этого общайтесь с ребенком, узнавайте о его проблемах, не допускайте, чтобы он все держал в себе. Только доверительные отношения, спокойная семейная атмосфера могут помочь защититься от опасных психических состояний и заболеваний.

Источник