Стресс у ребенка 4 года

Стресс у ребенка 4 года thumbnail

Взрослым кажется, что детство — счастливое беззаботное время. Какие у детей стрессы? Мы часто отрицаем даже стресс у самих себя или наших близких. Говорим: «Ты всё придумал, просто сядь и успокойся!». Но и взрослые, и дети оказываются в сложных ситуациях. Психолог Елена Савчук объясняет, как понять, что у ребёнка стресс и как помочь ему с этим справиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что может стать фактором стресса для ребёнка? Есть огромное количество совершенно разных причин. Бесконечные ситуации оценки (и речь идёт не только о школьных оценках), новые люди, конфликты внешние и внутренние, куча информации вокруг. Конечно, нам бы хотелось максимально оградить ребёнка от стрессов, но это невозможно, да и не нужно. Зато очень важно научить ребёнка справляться со стрессом.

Стресс у ребенка 4 года

1. Не молчите, если заметили, что ребёнку плохо

Дети не всегда способны описать свои чувства и это может дополнительно усиливать беспокойство ребёнка. Поэтому важно учить детей определять свои эмоции. Чем больше оттенков переживаний знает ребёнок, тем лучше. Назвать проблему — сразу же снять часть тревоги, которая с ней связана. Ведь если состояние как-то называется, значит, кто-то с этим уже сталкивался и способ решения наверняка есть. Если заметили, что ребёнка что-то беспокоит, скажите ему об этом. Спросите, что происходит. Если можете, называйте чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Только без осуждения и обесценивания, пожалуйста. Даже если повод кажется вам ничтожным. Смысл в том, чтобы дать ребёнку понять, что вы готовы говорить о проблемах, видите его переживания и вам не всё равно.

2. Не читайте нотаций

Это надо сделать спокойно и внимательно. Слушать о проблемах любимого человека всегда сложно, но постарайтесь быть спокойным и обойтись без обвинений, осуждения, чтения нотаций. Не говорите о том, как надо было поступить. Не объясняйте, что все проблемы — вообще ерунда. Попробуйте задавать как можно больше вопросов, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон, узнайте, что почувствовал ребёнок, почему принял именно такое решение, чего хотел тогда, как бы хотел, чтобы было теперь. Иногда выслушать — достаточно для того, чтобы проблема сама начала таять. Иногда дети не хотят говорить — это нормально. Не настаивайте, просто дайте понять, что выслушаете его, когда он будет готов поговорить.

Стресс у ребенка 4 года

3. Не пытайтесь найти решение проблемы за ребёнка

Сделайте это вместе, но не делайте за ребёнка всю работу. Активное участие в поиске решения придаст ему уверенности в себе. Придумайте несколько возможных решений, обсудите их сильные и слабые стороны.

4. Не зацикливайтесь на проблеме

Уделив достаточно внимания обсуждению сложной ситуации, переведите разговор на более приятную тему: успехи ребёнка, его любимые занятия и прочее. Это поддержит его, послужит обращением к его собственному ресурсу, напомнит ему о том, что есть другая сторона жизни — где всё получается, где есть приятные эмоции и тёплые отношения. А значит, он может справиться со своей проблемой.

Стресс у ребенка 4 года

5. Ограничьте стресс (если это возможно)

Иногда стресс вызван ситуацией, которая повторяется регулярно. В этом случае нужно подумать, что можно изменить, чтобы минимизировать неприятные эмоции. Может, стоит пересмотреть расписание дополнительных занятий, чтобы не делать уроки по ночам. Или поменять преподавателя в музыкальной школе/тренера в спортивной секции/репетитора на более мягкого и компромиссного человека.

6. Помните о физическом комфорте

Если причина стресса — в исключительных обстоятельствах жизни, обратите внимание на физический комфорт ребёнка. Обращение к телу и его потребностям всегда даёт хороший результат. Важно иметь более или менее чёткий распорядок дня со всеми необходимыми остановками на еду и отдых. А ситуаций неопределённости, наоборот, лучше избегать. Если такого рода ситуации неизбежны, то нужно заранее проговарить всё, что о них известно (пойдём туда-то, проведём там столько-то времени, там будет тот и этот, делать будем то-то, а потом вернёмся домой).

Стресс у ребенка 4 года

7. Вспомните о детстве ребёнка (да-да!)

Ресурсным может быть обращение к более раннему детству и его радостям –совместные прогулки и просмотр любимых фильмов, вкусная домашняя выпечка, больше объятий. Иногда бывает полезно вспомнить ритуалы, которые сопровождали ребёнка в детстве (вроде чтения на ночь или молока с мёдом перед сном). Если ребёнок маленький, то можно чаще брать его на руки. Это как раз тот случай, когда может быть полезно говорить «мы» вместо «ты». Например: «мы с этим справимся», «у нас всё получится». Это даст ребёнку чувство защищённости и уверенности в своих силах перед лицом проблемы, с которой он столкнулся.

Иллюстрации: Shutterstock (NotionPic)

Источник

/О детях/Воспитание и психология

Как ребенок может оказаться в стрессовой ситуации. Как развить у малыша стрессоустойчивость.

  • Что такое стресс, и как он действует
  • Три стадии стресса
  • Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации?
  • Как уменьшить стресс ребенка, если он его испытывает
  • Как развить у ребенка стрессоустойчивость

Сегодняшняя ситуация с коронавирусом (не к ночи он будет помянут) влияет не только на здоровье взрослых, но и на детей. Заболел кто-то из родных или близких, на улице – люди в масках, не работают школа и детский сад, невозможно встретиться с друзьями, а родители настойчиво требуют мыть, мыть и мыть руки… Наконец, взрослое беспокойство о бизнесе, трудоустройстве и доходах тоже не проходит мимо детей. Малыши, если не могут в полной мере осознать происходящее, то прекрасно «считывают» общую нервозность и заражаются ею.

Нынешняя карантинная ситуация, как ни странно, прекрасный пример того, как мало внимания мы уделяем стрессовому состоянию детей, считая их совершенно не чувствительными к внешнему давлению. Но это совершенно не соответствует реальному положению дел, так что пора научиться помогать ребенку переживать такие моменты.

Читайте также:  Сколько давать нурофен ребенку 4 года

Что такое стресс, и как он действует

” Стресс – это наша естественная психофизиологическая реакция на внешние события.

Потоотделение, давление, пульс – все это проявление стресса. Причины стрессовых ситуаций могут быть эмоциональными (радость, испуг, восторг, горе) или физическими (жара, холод, голод…) для ребенка серьезной стрессовой ситуацией становится ситуация неопределенности и потеря контакта с родителями.

Три стадии стресса

  • Стадия мобилизации. Это первая (весьма непродолжительная) реакция на воздействие стрессового характера. Ребенок испугался-закричал-побежал. Удивился-вскрикнул-заплакал. Замерз-испытал дискомфорт-начал дрожать, и так далее. Именно в этот момент может произойти выброс адреналина, который повышает наш физический потенциал в разы: заставляет поднимать тяжести, перепрыгивать через препятствия и бежать с невероятной скоростью. Понятно, что долго так продолжаться не может, и наступает…

  • Стадия сопротивления. Если критическая ситуация затягивается (например, все новые привычные действия оказываются под запретом), организм «снижает обороты». Через трехметровый забор больше никто не прыгает и Уссейна Болта на стометровке не обгоняет, но, тем не менее, мы можем, например, меньше спать, чувствовать бодрость даже обходясь скудным рационом и выполнять физическую работу без усталости. Так долго тоже продолжаться не может и наступает…

  • Стадия истощения. Сил на сопротивление негативным факторам не остается, и организм сдается. Замерзающий человек чувствует приятное тепло и сонливость, «внезапно», без всякой видимой причины развиваются соматические заболевания, нарыдавшийся ребенок засыпает буквально на ходу.

” Родителям важно вмешаться в ситуацию до того, как наступит стадия истощения.

Но родители не могут постоянно находиться рядом с ребенком, поэтому важно развить у малыша стрессоустойчивость, чтобы реакция на стресс заканчивалась на первой, максимум – на второй стадии.

Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации?

Помимо вполне понятных житейски стрессовых ситуаций – испугался собаки, обжегся, упал с высоты, словом, тех ситуаций, когда возникает знакомая нам всем реакция «бей и беги», для ребенка стрессовыми могут быть ситуации, когда первая стадия почти незаметна и сразу переходит во вторую.

К таким фактором относится, прежде всего, разлука с родителями. Ребенок может быть не готов к тому, что мама возвращается на работу, а он остается с няней или бабушкой, он может тяжело переживать необходимость посещать детский сад или школу. Известные многим родителям психосоматические реакции (как в школу идти – так живот болит) – это как раз стрессовая реакция организма.

” Отдельно стоит упомянуть развод родителей, который становится сильнейшим стрессом не только потому, что становится для ребенка крушением картины мира, но еще и из-за того, что он зачастую считает именно себя виновником происходящего. Так же ребенок может реагировать на тяжелую болезнь или смерть кого-то из близких.

Тревожное настроение в семье всегда становится источником стресса для ребенка. Это может быть сложная финансовая ситуация, дисгармоничные супружеские отношения, конфликты с родственниками, болезни или, как сейчас, эпидемическая ситуация. Родители могут даже не обращаться напрямую к ребенку, но беседовать между собой, напряженно слушать и пересказывать новости из СМИ, просто меньше общаться с ребенком (потому что на это не остается сил).

В этом случае родители могут и не заметить первую реакцию «бей и беги», зато очень ярко проявляется вторая стадия стресса, стадия сопротивления: ребенок хуже спит, мало (или непривычно много) ест, капризничает по любому поводу, не может сосредоточиться на привычных занятиях.

Читайте также:  Кресло для ребенка 4 года

Наконец, серьезное травматическое воздействие (избиение, сексуальное насилие, психологическое насилие, участие в ДТП или переживание природной или техногенной катастрофы) могут вызвать длительное психическое расстройство – так называемое посттравматическое стрессовое расстройство. Большинство обывателей считают это специфической проблемой военных, вернувшихся из горячих точек, но на самом деле жертвы домашнего насилия страдают от ПТСР не меньше.

” Многие родители полагают, что единичный травмирующий эпизод или даже серия проходит для ребенка без следа, «маленький, забудет». Но даже если воспоминания оказываются вытеснены из памяти ребенка, их травмирующее воздействие может длиться годы.

Все-таки ПТСР – это особый случай, который нужно обсуждать отдельно, мы же остановимся на практической задаче, с которой сталкиваются почти все родители:

Как уменьшить стресс ребенка, если он его испытывает

Что делать, если ребенок оказался в стрессе (в применении к нынешней ситуации – узнал о коронавирусной инфекции у кого-то из близких, или о том, что праздник, к которому он долго готовился, не состоится)?

Первую стадию стресса, когда происходит выброс адреналина, блокировать практически невозможно. Ребенок может кричать, плакать, топать ногами, швырять предметы, словом, то, что мы в бытовом смысле называем истерикой.

” Важно при этом быть рядом и не усугублять стрессовую ситуацию своим раздражением. Возможно, вы его испытываете, но справиться с ним можно и позже.

Опуститесь на один уровень с ребенком, чтобы возник контакт глаза в глаза. Говорите спокойным, размеренным тоном. Уверенно прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его. Если он позволяет – прижмите его к себе, это дает физическое ощущение устойчивости, которое помогает пережить травмирующую ситуацию.

Если у вас нет ресурсов, чтобы помочь ребенку пережить первую стадию, можно оставить его одного, хотя это не лучший вариант. Но вам придется присоединиться на второй стадии.

У маленьких детей на стадии сопротивления стрессу идеально работает арт-терапия: рисование, лепка, сочинение сказок. Нарисовать свой страх и сделать его смешным. Нарисовать себя, а потом выстроить для себя на рисунке защиту, придумать счастливой продолжение для грустной сказки – не нужно быть специалистом-психологом, чтобы научиться этим нехитрым приемам. Любой родитель может успешно проработать с ребенком стрессовую ситуацию, если будет прислушиваться к малышу и «идти за ним» на территорию его страхов.

С детьми младшего школьного возраста уже можно работать над эмоциональным интеллектом. Обсудите чувства ребенка (он может быть зол, разочарован, расстроен, испуган). при этом он не всегда осознает свои чувства и не видит их истинную причину.

Например, ребенок капризничает и злится на вас, из-за того, что вам пришлось отменить поездку, все признаки стрессовой ситуации налицо: капризничает, плохо спит, требует вернуться к прежним планам, несмотря на явную нереализуемость. После разговора выясняется, что он надеялся уехать после ссоры с друзьями, в которой он выглядел не лучшим образом, став жертвой манипуляции старшего товарища. Теперь он находится под серьезным психологическим давлением со стороны друзей, и хотел бы сбежать от этой проблемы, начать все с чистого листа. Когда выясняется истинная причина стресса, можно и нужно помочь ребенку решить его основную проблему.

Если вы включились в ситуацию поздно, и ребенок находится уже в третьей стадии стресса (вялый, сонливый, безэмоциональный), то это уже повод обратиться к помощи специалистов.

Как развить у ребенка стрессоустойчивость

  • Работайте над эмоциональным интеллектом.Учите ребенка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряженной ситуации.

  • Постепенно делегируйте ребенку ответственность за принятие решений. Ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу» ‒ достаточно серьезный стрессовый фактор.

  • Учите ребенка техникам расслабления. Этот совет многие родителям кажется странным, но, тем не менее, он очень актуален. Закрыть глаза и представлять себе приятные вещи – самый простой и доступный прием. Еще один момент, который часто упускают усердные родители: у ребенка должен быть каждый день период «ничегонеделания»: он может развлекаться по своему усмотрению или даже просто валяться на диване. Это не пустое времяпровождение, а «перезагрузка мозга»!

  • Дайте ребенку точку опоры. Вводите в семейную жизнь устойчивые ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок), и помогите ему найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед началом работы). Такие рутины помогают отключиться от источника непродуктивного беспокойства.

  • Ну и последний фактор – следите за здоровьем ребенка! Организм больного человека не может противостоять стрессу, поэтому режим дня, правильное, здоровее, полноценное питание, физическая активность – лучшая профилактика стресса.

Читайте также:  Куда отдать ребенка 4 года балаково

Последний совет для родителей: спокойствие, только спокойствие! Чем спокойнее вы сами, чем меньше нервничаете и переживаете, тем легче вашему ребенку. Позаботьтесь о себе, это лучшая забота о ребенке!

4.06.2020

Автор: Екатерина Ершова

  

Спасибо!! Полностью согласна с советами!!!

Источник

Стресс – это защитная реакция организма на неблагоприятные факторы. Дети подвержены стрессам сильнее, чем взрослые, из-за неокрепшей нервной системы, впечатлительности, уязвимости и еще не сформировавшегося навыка самоподдержки.

Факторы, вызывающие у ребенка состояние острого или хронического стресса, могут быть разные. Перечислим наиболее тяжелые для ребенка: смерть родителя, члена семьи или любимого питомца (которая для психики ребенка приравнивается к смерти члена семьи), развод родителей, повторный брак родителей, длительное отсутствие матери (например, для ребенка до 1,5 лет расставание с мамой более чем на 14 дней даже при наличии уважительных причин приравнивается к ее потере), депрессия или алкоголизм у родителей (так как они в этот момент безразличны к ребенку), серьезная болезнь у самого ребенка, особенно с госпитализацией, рождение сестренки или братика, переезд в другой город или район, поступление в детский сад, новую школу, финансовые трудности в семье, которые обсуждаются в присутствии ребенка, систематические физические наказания ребенка.

Каковы же симптомы детского стресса?

Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.

Итак, признаки стресса у ребенка:

  1. Навязчивые действия: кручение предметов, грызение ногтей, выдергивание волос и другие.
  2. Нервные тики: пожимание плечами, потряхивание головой, моргание глазами, покашливание и другие.
  3. Ночной и дневной энурез, энкопрез, психологический запор (недержание мочи и кала).
  4. Возникновение заикания.
  5. Психосоматические боли и заболевания на фоне стресса (боли в животе, боль в голове, частые болезни в период контрольных, экзаменов, адаптации в школе и садике и т.д.).
  6. Апатия, хронически плохое настроение или наоборот раннее нехарактерная для ребенка неугомонность.
  7. Появление различных страхов – объективных и необоснованных.
  8. Ложь, которую нужно отличать от яркой фантазии, свойственной впечатлительным детям.
  9. Детская агрессия, которая может быть направлена как на других людей или предметы, так и на себя.
  10. Замкнутость, погружение в мир фантазий, нежелание контактировать с другими.
  11. Повышенная раздражительность, тревожность, утомляемость, рассеянное внимание, плохой сон с ночными кошмарами, возврат привычек более раннего возраста (энурез, сосание пальца и т.п.)
  12. Также стресс может сопровождаться и физиологическими симптомами – мышечное напряжение в шейно-воротниковой области, сухость во рту, изменение пищевых привычек (чрезмерный или пропавший аппетит), незначительное повышение температуры тела.

При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных  трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию. Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.

Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!

Автор текста: психолог Чикунова Светлана Павловна

Источник