Стресс и развитие ребенка

Стресс и развитие ребенка thumbnail

Стресс — это реакция нервной системы на физические, психические и эмоциональные раздражители. Они необходимы: учат собраться с мыслями, принимать решения. Но систематические стрессовые ситуации вредят организму. В статье поговорим о том, как справиться со стрессом, его причинах, последствиях и профилактике.

Содержание статьи

  1. Чем опасен стресс у ребенка

  2. Признаки стресса у ребенка

  3. Виды детского стресса

  4. Стадии эмоционального стресса у детей

  5. Причины эмоционального стресса у детей

  6. Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику

  7. Как справиться со стрессом: комплексный подход

Чем опасен стресс у ребенка

Хроническая форма чревата развитием патологических состояний. Происходит дисбаланс — на вегетативном, гормональном, эндокринном уровнях. Это приводит к срыву адаптации. На его фоне развиваются психосоматические заболевания.

Вот к чему приводит стресс у ребенка:

  1. Обострение хронических болезней. На фоне истощения нервной системы и организма снижается иммунитет — дитя подвергается риску «подхватить» вирус или инфекцию;
  2. Психосоматические заболевания. Астма, сахарный диабет, невроз, сердечно-сосудистые патологии. Риск развития болезней сердца повышается в 4 раза;
  3. Нарушение сна. Если ребенок перенес стресс, он может не спать пару ночей. «Привычка» быстро закрепляется: малыш акцентирует внимание на неспособности уснуть — проблема усугубляется;
  4. Психологические проблемы. Нарушение самоконтроля, депрессивное состояние, неуверенность в себе, комплексы, фобии.

Стресс в жизни ребенка имеет долгосрочные последствия. Он может стать причиной психических расстройств во взрослом возрасте.

Признаки стресса у ребенка

Психологи выделяют несколько групп симптомов.

Потребность в близости

Чадо прижимается к вам, просится на руки, обнимает. Не хочет оставаться в одиночестве, отказывается идти в садик. Остро переживает, боится разлуки с кем-то из близких людей.

Не игнорируйте, не злитесь. Будьте ласковы, обнимайте кроху, беседуйте, говорите слова любви, поддерживайте, проводите вместе время. Этим вы вернете уверенность в себе, снизите тревожность.

Пищевые расстройства

Кроха отказывается есть, плюется едой, возможна рвота. Не заставляйте его, не меняйте привычного графика приема пищи, рациона. Здоровое дитя попросит есть, когда проголодается.

Проблемы с гигиеной

Происходит «откат» в раннее детство: малыш отказывается ходить в туалет на горшок или унитаз, мочится в постель, трусики. Ни в коей мере не ругайте, не стыдите — так вы закрепите энурез. Успокойте дочку, сына. Контролируйте регулярное посещение туалета.

Нарушение сна

Дитя боится темноты, спать в одиночестве, ему снятся кошмары, просит вас побыть с ним.

Не отказывайте дочке, сыну в просьбе: полежите рядом, почитайте сказку на ночь. Обсудите страхи, постарайтесь их развеять.

Болевые ощущения

Боли в животе, мигрени. Возникают на фоне психологических переживаний, а не физиологических нарушений. Не спешите давать крохе лекарства — их назначает педиатр. Проводите с дочкой, сыном время. Разговаривайте, играйте, читайте, веселитесь, гуляйте. Обсуждайте переживания и страхи. Это поможет проработать стресс у ребенка. Не хочет говорить — попробуйте узнать об этом из ролевых игр. Покажите его педиатру.

Повышение агрессии

Поведенческие нарушения — упрямство, протест, агрессивность, раздражительность — попытки детей дошкольного возраста справиться с чувством беспомощности. Проявляются по отношению к близким, чужим людям.

Не отвечайте дочке, сыну тем же. Успокойте, поддержите, обнимите. Обсудите причины его поведения. Объясните: его желания не всегда совпадают с желаниями и возможностями других людей. Расскажите о границах других людей, которые нельзя нарушать. Научите выражать эмоции конструктивно — через творчество (рисование, лепку), игру, физическую активность.

Гиперактивность, возбудимость, нетерпимость

Кроха быстро говорит, спорит, перебивает, грубит, требует. Это происходит из-за чувства беспомощности. Говорите с сыном, дочкой мягко, доброжелательно, ненавязчиво снижайте активность. Установите границы дозволенного поведения. Действуйте осторожно. Давайте дитю поручения, просите о помощи. Обсуждайте его чувства, научите выражать их конструктивно.

Нарушение познавательных процессов

Дошкольник не может сконцентрировать внимание, ухудшается память. Ему скучно, он ничего не хочет, не знает, чем себя занять. Вы злитесь? Вам жалко дитя? Не показывайте ему этого! Ваша задача — восстановить чувство равновесия. Лучший способ сделать это — давать сыну, дочке поручения, которые хорошо знакомы и просты в исполнении.

Острые реакции, психосоматика

Малыш теряет контроль над эмоциями, паникует, жаждет изоляции, неуверен в себе. Возможны психосоматические расстройства. Состояние тяжелое. Требует вмешательства педиатра, детского психотерапевта. Относитесь к чаду бережно, с пониманием. Обеспечьте ему тихое, изолированное место. Излучайте любовь и внимание.

Не давайте ложных обещаний, что все будет хорошо (если ситуацию нельзя изменить, например в связи со смертью близкого человека или разводом родителей). При панике не пытайтесь привести в чувство с помощью пощечин, тряски. В крайних случаях вы можете резко остановить чадо — без телесного насилия.

Другие симптомы стресса у ребенка

Регрессивное поведение — ведет себя, как малютка. Кричит, плачет, истерит, топает ногами, катается по полу, играет в игры не по возрасту.

Нарушение развития речи — заикается, молчит, говорит слишком быстро, глотает слова и окончания, меняет их местами. Речевые навыки не соответствуют возрасту: неправильно произносит звуки, преобладает звукоподражание вместо слов.

Проблемы с обучаемостью — не выполняет задания в процессе развивающих игр, не придерживается правил. Например, к 1,5 — 2-м годам не собирает пирамидку, к 3-м — сортер, пазлы. Не может концентрировать внимание на одной задаче. Проблемы с освоением новых навыков.

Коммуникативные проблемы — не умеет вести себя с детьми, играть. Не может заводить друзей, не понимает, что делать на площадке.

Виды детского стресса

Детям раннего и дошкольного возраста свойственны такие типы:

  1. Физический. Проявляется реакциями организма на внешние факторы — жару, холод, травму, болезнь, инфекцию, недостаток воздуха. Выражается слабостью, болевым синдромом, головокружением, пищевыми расстройствами, нарушением сна, раздражительностью;
  2. Психологический. Альтернативные названия — эмоциональный, нервный стресс. Проявляется поведенческими и эмоциональными реакциями на раздражители — социальные факторы, внутриличностные конфликты, переживания, перегрузку мозга, усталость. Малыш неадекватно воспринимает себя, плохо налаживает контакт с людьми, замкнут.

Различают 2 формы: острую (длится кратковременно) и хроническую (в течение длительного времени).

Стадии эмоционального стресса у детей

Малыши проходят 3 стадии. Они проявляются по нарастающей.

Первая стадия — тревога

Дитя беспокоится, тоскует, замыкается в себе, недоверчиво относятся к людям. На уровне физиологии изменений нет. Реакция возникает вследствие процессов в пищеварительной и иммунной системах, гормонов надпочечников.

Помочь малышу можно двумя способами — быстро разрешить ситуацию или занять его физической активностью.

Вторая стадия — сопротивление

Психика сопротивляется, отрицает пережитый стресс. Пытается вытеснить из памяти неприятные воспоминания — малыш испытывает усталость. Защитные системы организма мобилизуются. Тревога, беспокойство, агрессия проходят.

Третья стадия — истощение

Дитя не контролирует свои эмоции, испытывает апатию или агрессию. Происходит моральное и физическое истощение. Характерны психосоматические расстройства, обострение болезней.

На каждом этапе эмоциональное состояние все больше угнетается, что чревато депрессией.

Причины эмоционального стресса у детей

Для малышей раннего и дошкольного возраста стрессорами выступают такие ситуации.

Расставание с мамой, папой

Ребята испытывают беспокойство, страх, тревогу из-за временной разлуки с родителями. Обычно это происходит при оформлении в детский сад. Дитя остается в незнакомой социальной среде, без поддержки близких людей.

Отношения в коллективе

Характерно для дошкольников и школьников. Ребята не могут адаптироваться в новом коллективе детского сада, спортивной секции, центра развития. Они стесняются, замыкаются в себе.

Еще одна причина стресса у ребенка — буллинг и моббинг. У ребят от 3-х до 7-ми лет он проявляется в виде игнорирования, насмешек, дразнилок, запрета на совместные игры, доносов воспитателю. Еще хуже, если дошкольник подвергается травле со стороны самого персонала детского сада.

Психологический климат в семье

Неблагоприятная обстановка дома, плохие отношения между членами семьи, методы воспитания влияют на поведение чада. Конфликты, физические наказания, развод родителей, смерть близкого родственника провоцируют стресс у ребенка.

Отношение к малышу

Неуважение, безразличие мамы и папы, отсутствие поддержки, укоры формируют закомплексованную, нервную, тревожную личность. Такие крохи живут в состоянии хронического стресса и опыт раннего детства переносят во взрослую жизнь.

Социальные факторы

К ним относятся тревожные новости, материальные проблемы в семье, болезнь близкого человека, переезд. Детки дошкольного возраста тяжело переживают это.

Физические факторы

Голод, холод, жара, дефицит витаминов, нарушение или смена питания, низкий уровень влажности в комнате, обезвоживание — эти факторы провоцируют стресс у ребенка раннего возраста.

Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику

Как помочь чаду и сохранить с ним добрые отношения? Вот советы психологов для родителей, если ребенок перенес стресс.

Найдите причину

Причина сильного, кратковременного стресса лежит на поверхности. Хронический стресс в жизни ребенка имеет накопительный эффект и дает о себе знать спустя время. Хотите помочь чаду — ищите и устраняйте стрессор.

Дайте чувство безопасности

Будьте рядом, успокаивайте кроху, напоминайте о своей любви к нему, обнимайте. Разговаривайте с ним спокойно, ровно, доброжелательно. Дитя не хочет идти в детский сад, боится оставаться без вас? Объясните ему, что уходите ненадолго.

Контролируйте поведение

Кроха капризничает, истерит, противоречит? Не спешите наказывать — это признаки стресса. Обсудите с ним причину такого поведения, помогите объяснить словами свои чувства. Детки в раннем возрасте не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать эмоции. Помогите выплеснуть их конструктивно. Обозначьте границы дозволенного поведения.

Как справиться со стрессом: комплексный подход

Симптомы не проходят, вы не можете помочь чаду самостоятельно? Подключайте специалистов — педиатра, психолога (психотерапевта), невролога. Существуют разные методы помощи при эмоциональном стрессе у детей. Их подбирают с учетом возраста, состояния маленького пациента.

Комплексный подход — залог эффективной помощи:

  1. Родители — для опоры. Определите и устраните стрессор. Будьте терпеливы, доброжелательны с дочкой, сыном. Обсуждайте его переживания. Позволяйте выражать эмоции, как у него получается. Через игру проработайте ситуацию, которая привела к дисгармонии;
  2. Педиатр — для оценки состояния здоровья. Ваши усилия не дали результата. Обратитесь к педиатру. Он оценит общее состояние здоровья маленького пациента. Даст направление к неврологу, психологу;
  3. Невролог — для оценки нервной системы. При необходимости врач назначит лечение. Например, физиотерапевтические процедуры: массаж, ЛФК, лечебные травяные ванны. Помогают плавание и диетическое питание;
  4. Психолог — для выхода из ситуации. Задача специалиста — помочь клиенту выйти из сложного состояния, вернуть душевное равновесие. Он поможет пережить ситуацию и не перенести ее во взрослую жизнь, даст рекомендации по развитию стрессоустойчивости;
  5. Психиатр — для помощи в запущенных ситуациях. Если ребенок перенес стресс и это повлекло за собой нервные расстройства, вас могут направить к детскому психиатру. Не пугайтесь: никто не поставит ваше дитя на учет и не перечеркнет его дальнейшую жизнь.

При чрезмерной тревожности, тиках, судорогах понадобится медикаментозное лечение. Оно снимет симптомы и улучшит состояние дитя.

Профилактика нервного стресса

Развивайте стрессоустойчивость. Прекрасный способ сделать это — физическая активность. Запишите дитя в спортивную секцию. Учитывайте его интересы. Плавание, танцы, гимнастика, боевые искусства, детская йога отлично подойдут дошкольникам. Достаточно заниматься трижды в неделю по полчаса. Ребятам младшего возраста можно бегать, кататься на велосипеде в парке, лазать по шведской стенке, гулять на свежем воздухе в любую погоду.

Придерживайтесь режима сна и отдыха. Засыпать и просыпаться кроха должен в одно и то же время. В комнате должно быть свежо, следите за уровнем влажности. Перед сном никаких гаджетов, компьютерных игр, мультиков.

Предлагайте малышу здоровую разнообразную пищу. Следите за питьевым режимом. Не можете обеспечить сбалансированное питание — давайте витаминные комплексы. Посоветуйтесь с педиатром.

Обеспечьте комфортные условия. Климат в семье, ваше собственное психологическое состояние влияет на малыша. Он копирует ваше поведение, реакции. Проанализируйте, не ваш ли это случай.

Ребята раннего возраста тесно связаны с мамой, особенно при грудном вскармливании. Вот почему если мама истощена морально и физически, нервная и тревожная, хронического стресса у ребенка не избежать. Не забывайте о себе: отдыхайте, делегируйте полномочия, расслабляйтесь.

Источник

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия. Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности. Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей. Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Стресс и развитие ребенка

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Стресс и развитие ребенка

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья. Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса. Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Стресс и развитие ребенка

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия. Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка. Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья. Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник