Стремление ребенка к развитию

Стремление ребенка к развитию thumbnail

Начну с цитаты великолепной Ю.Б.Гиппенрейтер: «Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной оценке, свободе и самоопределению».

И ведь на самом деле, маленьким детям все интересно, они могут долго-долго исследовать даже самые простые на наш взгляд предметы; раз за разом, терпя поражение, пробовать вновь и вновь, десятки раз (при наличии, что у них все хорошо с привязанностью, т.е. есть крепкие, доверительные, безопасные отношения с заботливым взрослым).

Почему такие отношения важны? Часто вспоминаю про одно исследование. Когда маленький ребенок ударяется или у него что-то рушится, не получается, он плачет и бежит к родителям, чтобы его утешили. Если его утешают, он «восстанавливается» и у него появляются новые силы попробовать это сделать еще раз. Что же происходит с детьми в дет.доме? Если там ребенок чем-то расстроен, что-то у него не получилось, он ни к кому не бежит за утешением (потому что нет у него Его значимого взрослого), и он больше не возвращается к тому делу, которое у него не получилось, больше не пробует.

Но как же быть, если ребенок ничего не хочет, ничем не интересуется?

Звучит противоестественно, правда? Чаще всего это проявляется в школе. И тут вопрос, а была ли у этого ребенка возможность просто играть, играть так, как он хочет до школы? Взрослым может казаться, что он бездельничает и не развивается, без развивашек и всяческих кружков никак. На самом деле, огромное число исследований все больше говорит о том, что дошкольники полноценно, комплексно развиваются именно в спонтанной игре ✔️, т.е. в игре, которую они сами придумывают и реализуют (а не так: «А давай в это поиграем”, “Нет играть нужно так…”, “И только ничего не разбрасывай!» – все это блокирует свободную игру). Ссылки на важность игры я оставлю в конце записи.

Если совсем коротко, именно спонтанная игра лучше всего у дошкольников развивает социальные навыки, интеллект, креативность и способность решать проблемы.✔️

Другие причины того, что познавательная активность ребенка снизилась – сверхзабота или стойкое убеждение, что ребенок будет учиться, только если его принуждать и заставлять.✔️

Проще говоря, возвращаясь к цитате Гиппенрейтер в начале статьи, если у ребенка пропало желание учиться новому, развиваться и т.д., значит что-то пошло не так в нашем подходе к ребенку, что «заблокировало» его врожденное и естественное стремление к развитию!

Но если не заставлять и не контролировать, как же тогда ребенок будет учиться?

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге приводит потрясающую историю, в которой, думаю, вы обязательно увидите ответ на вопрос:

«Известный английских педагог и психолог А. Нилл провел уникальный эксперимент, длившийся более 40 лет. В 20-е годы прошлого столетия он основал школу-интернат для «трудных детей». Строгой дисциплине и принуждению обычных школ он противопоставил принцип свободы. Пожалуй, самое смелое начинание состояло в том, что в его школе посещение уроков было необязательным!???? Ребенок сам выбирал, на какие уроки ходить и ходить ли на них вообще. И каков же был результат? Об этом А. Нилл рассказывает в своей книге: «Саммерхилл – Воспитание свободой».
Новые ученики, узнав о порядках в этой школе, радостно заявили, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок.
«Это продолжалось, – пишет Нилл, – порой несколько месяцев. Они играли, катались на велосипедах, мешали другим, но уроков избегали. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. ✔️Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала 3 года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам – 3 месяца.✔️»

Во многих случаях дети Саммерхилла в старших классах быстро наверстывали то, что они пропустили в школьных занятиях.”

/by Наталья Шошева/

—–
И обещанные ссылки:
✔️О том, что же такое истинная игра, так необходимая для развития дошкольников – https://alpha-parenting.ru/2016/01/25/ot-igryi-k-individualnosti/

✔️ О ценности истинной игры для развития – https://alpha-parenting.ru/2014/03/31/svobodnaya-igra-pochemu-mat-priroda-pobuzhdaet-detey-igrat-v-zahvatyivayushhie-igryi/

✔️ О том, что раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие – https://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/

Источник

    Детская любознательность проявляется с самого момента рождения. И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и старательно. Если взрослые ограничивают исследования, малыш или окончательно откажется от них или будет действовать не достаточно настойчиво для гармоничного и всестороннего развития.

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Кроме того, очень важно создать доверительную атмосферу в семье, и уважать мнение и желание ребенка.

Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

   Малыши – это вечные “почемучки”, которые хотят знать все и обо всем. Поэтому нужно не только слушать все вопросы ребенка, но и стараться отвечать на них. Как бы вы не устали от бесконечных “почему”, не пытайтесь одергивать сына или дочь. Все вопросы, задаваемые малышом, заслуживают ответа. В то случае, если ребенок не получил ответ или он не удовлетворил его, он прекращает обращаться с вопросами к родителям и пытается самостоятельно все выяснить. И в итоге, он может получить не совсем верную информацию либо вообще потерять интерес. Надо давать короткие и простые ответы, принимая во внимание возраст малышей.

   Родителям придется не только смириться с исследованиями детей, но и поощрять их. Ведь в мире столько соблазнов, которые так и манят, чтобы их изучили. Ребенка все увлекает, и взрослым необходимо сдержать свое желание запретить малышу процесс познания, чтобы сохранить порядок в доме. Когда «исследования» начинают представлять опасность и несут разрушения, ребенка надо сдержать, давая ему понять, что вам важно не действие, а итог.

Читайте также:  Развитие ребенка по зайцеву

   Старайтесь знакомить ребенка с окружающим миром. С ним надо бывать в музеях, зоопарке, на игровых площадках, шумных улицах. Наблюдая, дети познают окружающее. Делитесь с ними своими исследованиями, интересуйтесь его мнением об увиденных предметах.

   Дайте возможность ребенку получить незабываемые эмоций от купания в водоеме, посадки цветов, игры в мяч, рисования, накрывания на стол и т.д. Тем более, что для этого сегодня существует много возможностей. Приобретение подобного опыта поможет вашему малышу приобрести самые простые бытовые навыки, и научат получать радость от самых простых вещей.

   Дети получают знания не только от общения с реальным миром. Неоценимый вклад в развитие малыша вносят книги, телевизионные передачи, игры и придуманная малышом реальность (плод фантазии и воображения ребенка). Побуждайте детей импровизировать, играть в игры (в том числе и в ролевые), где они могут проявить фантазию и представить себя в роли какого-нибудь героя.

   Однако не стоит разрешать детям проводить много времени у телевизора, поскольку не все, что показывает “голубой экран” полезно для развития малыша. Отбирайте часть передач, из которых ребенок может узнать интересную информацию. При этом важно понимать, что телевизионное обучение – пассивное. Этот процесс получения знаний не дает возможности ребенку стать его активным участником. У детей, которые много времени смотрят телевизор, появляется привычка получать готовые ответы с экрана. Они перестают быть любознательными и не желают стремиться к собственным открытиям.

  Очень эффективно обучение, в процессе которого используются характерные для повседневной жизни предметы и ситуации. Например, знакомство с числами может произойти во время поедания конфет (сколько у тебя конфет – одна или две?), с цветами – во время сбора в детский садик (какую сегодня рубашку выберем – зеленую или голубую?), с буквами – во время прогулки (слова на вывесках, рекламных баннерах и т.д.). Помните, вашей целью является не овладение счетом или письмом в раннем возрасте, а пробуждение у ребенка интереса, создания базы для будущего процесса обучения.

  Получение новых знаний и навыков нужно сделать увлекательной забавой для ребенка. Если он будет чувствовать, что его принуждают к учебе, смеются над ошибками и постоянно ставят трудные для возраста задания, он будет бояться обучения. Соответственно, долгие школьные годы покажутся ему каторгой, а сам ребенок со временем может превратиться с человеком с ограниченным кругозором.

    И самое главное, показывайте личный пример своим детям. Они должны понять, что изучение окружающего мира интересно не только им, но и их родителям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной и всесторонне развитой личностью, постоянно работайте над собственным саморазвитием и самосовершенствованием. И тогда малыш “заразится” вашим примером, и проявит интерес к обучению.

Источник:fulledi.ru

Источник

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Детская любознательность проявляется с самого момента рождения. И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и старательно. Если взрослые ограничивают исследования, малыш или окончательно откажется от них или будет действовать не достаточно настойчиво для гармоничного и всестороннего развития.

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Кроме того, очень важно создать доверительную атмосферу в семье, и уважать мнение и желание ребенка.

Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Простые советы по развитию любознательности ребенка

Малыши – это вечные “почемучки”, которые хотят знать все и обо всем. Поэтому нужно не только слушать все вопросы ребенка, но и стараться отвечать на них. Как бы вы не устали от бесконечных “почему”, не пытайтесь одергивать сына или дочь. Все вопросы, задаваемые малышом, заслуживают ответа. В то случае, если ребенок не получил ответ или он не удовлетворил его, он прекращает обращаться с вопросами к родителям и пытается самостоятельно все выяснить. И в итоге, он может получить не совсем верную информацию либо вообще потерять интерес. Надо давать короткие и простые ответы, принимая во внимание возраст малышей.

Родителям придется не только смириться с исследованиями детей, но и поощрять их. Ведь в мире столько соблазнов, которые так и манят, чтобы их изучили. Ребенка все увлекает, и взрослым необходимо сдержать свое желание запретить малышу процесс познания, чтобы сохранить порядок в доме. Когда «исследования» начинают представлять опасность и несут разрушения, ребенка надо сдержать, давая ему понять, что вам важно не действие, а итог.

Старайтесь знакомить ребенка с окружающим миром. С ним надо бывать в музеях, зоопарке, на игровых площадках, шумных улицах. Наблюдая, дети познают окружающее. Делитесь с ними своими исследованиями, интересуйтесь его мнением об увиденных предметах.

Дайте возможность ребенку получить незабываемые эмоций от купания в водоеме, посадки цветов, игры в мяч, рисования, накрывания на стол и т.д. Тем более, что для этого сегодня существует много возможностей. Приобретение подобного опыта поможет вашему малышу приобрести самые простые бытовые навыки, и научат получать радость от самых простых вещей.

Дети получают знания не только от общения с реальным миром. Неоценимый вклад в развитие малыша вносят книги, телевизионные передачи, игры и придуманная малышом реальность (плод фантазии и воображения ребенка). Побуждайте детей импровизировать, играть в игры (в том числе и в ролевые), где они могут проявить фантазию и представить себя в роли какого-нибудь героя.

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности для воспитания и развития ребенка

Однако не стоит разрешать детям проводить много времени у телевизора, поскольку не все, что показывает “голубой экран” полезно для развития малыша. Отбирайте часть передач, из которых ребенок может узнать интересную информацию. При этом важно понимать, что телевизионное обучение – пассивное. Этот процесс получения знаний не дает возможности ребенку стать его активным участником. У детей, которые много времени смотрят телевизор, появляется привычка получать готовые ответы с экрана. Они перестают быть любознательными и не желают стремиться к собственным открытиям.

Очень эффективно обучение, в процессе которого используются характерные для повседневной жизни предметы и ситуации. Например, знакомство с числами может произойти во время поедания конфет (сколько у тебя конфет – одна или две?), с цветами – во время сбора в детский садик (какую сегодня рубашку выберем – зеленую или голубую?), с буквами – во время прогулки (слова на вывесках, рекламных баннерах и т.д.). Помните, вашей целью является не овладение счетом или письмом в раннем возрасте, а пробуждение у ребенка интереса, создания базы для будущего процесса обучения.

Получение новых знаний и навыков нужно сделать увлекательной забавой для ребенка. Если он будет чувствовать, что его принуждают к учебе, смеются над ошибками и постоянно ставят трудные для возраста задания, он будет бояться обучения. Соответственно, долгие школьные годы покажутся ему каторгой, а сам ребенок со временем может превратиться с человеком с ограниченным кругозором.

И самое главное, показывайте личный пример своим детям. Они должны понять, что изучение окружающего мира интересно не только им, но и их родителям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной и всесторонне развитой личностью, постоянно работайте над собственным саморазвитием и самосовершенствованием. И тогда малыш “заразится” вашим примером, и проявит интерес к обучению.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

СТАТЬЯ

«Формы и способы формирования

детской инициативы и самостоятельности в деятельности»

    В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения  дошкольного образования предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;  б) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 в) проявляют способность к волевым условиям;

г) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

д) проявляют способность к принятию собственных решений.

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Инициативность-это способность человека  к самостoятельной деятельности, а также проявление умственной и физической волевой активности, которая целенаправленно проявляется для достижения не только своих, но и общественных целей  

 Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативность должна быть разумной и нравственно направленной. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка – это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

Поэтому инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Таким образом, инициативное поведение детей проявляется,  прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно.Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность.

– с 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия,

– с трех до 5 лет – инициатива,

– с 6 лет до 11 лет – трудолюбие.

Если взрослые не делают акцент на развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-11 лет), следующий период – с 11 до 18 лет – не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности. Поэтому логично развитию инициативности и самостоятельности уделять внимание в младшем школьном и в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детям придется уже самостоятельно, критически мыслить, свободно ориентироваться в новых условиях, принимать ответственные решения, самостоятельно планировать, корректировать свою деятельность, без помощи взрослого. И старший дошкольный возраст – период пред дошкольной подготовки – может стать фундаментом для успешности ребенка в новом виде деятельности, поскольку именно дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, период становления личности ребенка.  В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:    

  • бытовой труд;
  • конструктивно-игровая деятельность;
  • художественная деятельность;
  • игровая                                                                                            
Читайте также:  Знания средство развития ребенка

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии: накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; формирования положительного отношения к деятельности; формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности; Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

 – стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

– умение ставить цель деятельности

– осуществление элементарного планирования деятельности

 – реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

Самостоятельного ребенка отличает, прежде всего, внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью.  У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли… С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

Инициативность является важной характеристикой воли. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

– отсутствие какого-либо планирования (3 года);

– ступенчатое планирование (4-5 лет);

– целостное планирование (6-7 лет).

Итак, для инициативного ребенка характерно:

 – произвольность поведения;

– самостоятельность;

– развитая эмоционально волевая сфера;

 – инициатива в различных видах деятельности;

 – стремление к самореализации;

– общительность;

 – творческий подход к деятельности;

– высокий уровень умственных способностей;

-познавательная        активность.  

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители или педагоги не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям. Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших,  самостоятельными.  

Литература:

1. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998.

3 Ильин Е. «Психология воли»

4  Кулагина И.Ю «Возрастная психология « Словарь практического психолога.»

Что нужно помнить родителям

 о развитии инициативы у детей?

✔ пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование – основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;

✔ хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;

✔ «капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность;

✔ развитие инициативности очень важно особенно для мальчиков.                                          

Уважаемые взрослые, помогите детям стать более успешными, поддерживая их стремления быть самостоятельными!

Источник